Соболев Николай Григорьевич

Родился  1  января  1912  года  в  станице  Николаевская  (Октябрьская)  в  Северной  Осетии,  Российская  империя  (ныне  Северная  Осетия — субъект  Российской  Федерации)  в  крестьянской  семье.  Русский.  Рано  остался  сиротой,  воспитывался  в  Орджоникидзевском  детском  доме.  Окончил  ФЗУ,  работал  столяром  и  слесарем  на  паровозоремонтном  заводе  им.  Ленина  в  Ростове-на-Дону. 
В  1933  году  окончил  Ростовский  аэроклуб.
В  РККА  с  1934  года,  был  призван  Орджоникидзевским  городским   комитетом  ВЛКСМ.
Окончил  авиационную  школу  военных  летчиков  в  1935  году.
В  звании  лейтенанта  служил  лётчиком  в  35-й  истребительной  авиационной  эскадрильи  56-й  истребительной  авиационной  бригады  Киевского  военного  округа.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  31  мая  1937  года  по   28  января  1938  года  в  качестве  пилота,  а  затем  командира  звена  истребителей  И-15.
В  одном  из  воздушных  боев  был  ранен.

     «…Мне  удалось  одному  «Фиату»  зайти  в  хвост,  когда  он  пытался  уйти  со  снижением,  но  высота  была  маловата  -  он  не  смог  набрать  скорость,  получил  очередь,  свалился  на  крыло  и  ударился  оземь.
     Набираю  высоту,  вижу:  двое  наших  «Фиата»  гоняют.  Думаю:  эти  справятся.
     Дальше  лезу  вверх  -  в  общую  свалку,  но  не  дотягиваю  -  тройка  «Фиатов»  наваливается.  Я  верчусь,  как  уж  на  сковородке,  а  уже  подпирает  -  горючее  кончается.  Скорее  вниз,  перетянуть  через  реку  Эбру.  Тут  мне  «Фиат»  в  хвост  заходит,  догоняет,  и  как  дал  из  своих  крупнокалиберных  «Бреда».  Приборную  доску  -  в  клочья,  осколки  -  мне  в  лицо,  шею.
     Ну,  думаю,  ранен.  Но  крови  немного.  Живу  пока  и  к  реке  тяну,  а  надо  мной  эти  «Фиаты»  идут  -  потеряли,  что  ли?
     Проводили  почти  до  аэродрома,  и  ушли  восвояси.  Сел.  Техники  докладывают:   очередь  не  только  разрушила  приборную  доску,  но  и  погнула  пулеметы.  Отремонтировали  и  заменили  все  за  два  часа…»
     (Из  книги  В.  В.  Гагина  «Воздушная  война  в  Испании  (1936-1939)»)

Всего  в  Испании  совершил  более  150 боевых  вылетов,  лично  сбил  2  истребителя  Фиат-32.  По  другим  данным  сбил  16  самолетов  (10  лично  и  6  в  группе).
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
Присвоено  звание  капитана.
В  1939  году  был  командиром  эскадрильи  2-го  истребительного  авиационного  полка  Киевского  военного  округа.
Участвовал  в  советско-финляндской  войне  с  18  декабря  1939  года  по  12  марта  1940  года  во  главе  своей  эскадрильи,  вошедшей  в  состав  38-го  истребительного  авиационного  полка. 
Совершил  35  (по  другим  данным  32)  боевых  вылетов,  в  одном  из  боев  в  составе  группы  сбил  3  финских  истребителя  (по  другим  данным  побед  не  имел).
Присвоено  звание  майора.
Участвовал  в  Великой Отечественной  войне  с  22  июня  1941  года.
Воевал  на  Северо-Западном  фронте,  был  командиром  эскадрильи   38-го  истребительного  авиационного  полка  (в  мае  1942  года  был  преобразован  в  21-й  гвардейский  истребительный  авиационный  полк). 
В  1941  году  над  Валдаем  был  сбит  зенитным  огнем  и  ранен.* 
С  4  июня  по  5  сентября  1942  года  командовал  21-м  гвардейским  истребительным  авиационным  полком. 
В  1943  году  ему  было  присвоено  звание  подполковника. 
С  23  марта  по  4  сентября  1943 года  снова  командовал  21-м  гвардейским  истребительным  авиационным  полком. 
С  апреля  1943  года  летал  на  истребителе  «Аэрокобра»  с  надписью  «Красноярский  комсомолец»  на  фюзеляже.  Самолет  был  приобретен  специально  для  него,  на  средства  колхозницы  К.  С.  Шумковой. 
В  сентябре  1943  года  был  назначен  заместителем  командира  304-й  истребительной  авиационной  дивизии  (позже  преобразована  в  23-ю  гвардейскую  истребительную   авиационную  дивизию). 
Воевал  на  Степном,  2-м  Украинском,  1-м  Украинском  фронтах.
С  конца  1944  года  учился  в  Военно-воздушной  академии.
Всего  за  время  Великой Отечественной  войны  произвел  193  (196)  боевых  вылета,  участвовал  в  65  воздушных  боях,  сбил  лично  8  самолетов  и  8  в  группе.
После  окончания  войны  продолжал  службу  в  авиации,  был  командиром  авиационного  полка,  заместителем  командира  авиационной  дивизии  на  Камчатке.
После  конфликта  с  НКВД  был  уволен  из  авиации  в  звании  полковника. 
Проживал  в  городе  Воронеж  (Россия).
Умер  в  1996  году.

Список  известных  воздушных  побед  Н.  Г.  Соболева:
00.00.1937     1        Фиат-32       Испания
00.00.1937     1        Фиат-32       Испания
21.07.1941     1/2     «ПЗЛ»          юго-восточнее  Дно
05.03.1942     2/4     Ю-52            Демянск – Весючий  Бор
08.03.1942     1        Ю-52            западнее  озера  Дехино            
13.03.1942     1        Ю-52            Кошели            
14.03.1942     2/5     Ю-52            Глухое - Демидово            
15.03.1942     1/3     Ю-52            северо-восточнее  Анино            
24.03.1942     1        Ю-88            западнее  Рамушево            
27.03.1942     1        Ю-88            Рамушево            
27.03.1942     1        «Ме-115»     Рамушево - Соколово            
27.03.1942     1        Ю-88            Рамушево - Соколово            
18.04.1942     1        Ю-87            Мирогощь            
18.04.1942     1/3     Ю-87            юго-западнее  Бологиже          
20.04.1942     1/5     «Ме-115»     станция  Пола         
25.04.1942     1        Ю-87            Рамушево 
00.00.1943     1        самолет**    река  Днепр
00.00.1944     1        самолет**    Львов         

Награжден  орденом  Ленина  (22.02.1941),  четырьмя  орденами Красного  Знамени  (03.11.1937,  02.03.1938,  15.05.1942,  12.07.1942),  орденом  Отечественной  войны  1-й  степени,  медалями  «ХХ  лет  Рабоче-Крестьянской Красной  Армии»  (1938),  «За  боевые  заслуги»  (03.11.1944),  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»  и  другими.   

Примечания:
*     В  наградных  документах  отмечается,  что  ранений  и  контузий  он  не  имел.
**     В  официальном  списке  эти  победы  отсутствуют. 


Рецензии
Интересно, из-за чего был конфликт.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   08.03.2020 20:48     Заявить о нарушении
Я и сам хотел бы это знать...
С дружеским приветом,

Олег Каминский   09.03.2020 08:15   Заявить о нарушении