Тлеющий Ад 5 Кровавые зори. Пролог
…Видишь ли ты, мир, что происходит во твоих чертогах? Как терпишь ты всё молчаливо, как можешь мириться с деяниями человека дурными да страшными? Широко поле, ретив ветер, чудесны запахи трав летних да иных, свободны просторы природные, но что за страшные, серые, безжизненные дороги тянутся отсель невдалеке куда-то? Что за чудища по ним носятся железные? В лабиринты душные стремятся они добровольно, а что в лабиринтах этих, видал ты, мир? Сколь страшная неволя происходит попутно полям да лугам свободным, сколь немыслимая жестокость живёт во стенах этих бетонных, жутко представить, жутко подумать, да ещё более жутко узреть очами собственными. Вопрошаешь о том, что это таковое и вовсе? Житие человеческое это, и нет зверя в целом свете страшнее, чем человек, нет пропасти более жуткой, чем та, что в груди человечьей чудовищ таит безобразных, нет ледянее снегов, чем та мерзлота, что равнодушием да чёрствостью в сердцах да главах людских поселилась, да и нет на свете скалы острее да твёрже, чем человеческое злое сердце. Чудесны поля свободные – испепелит свободу их человек пламенем, истопчет машиною; прекрасен зверь дикий – покорит человек его дикость, умертвит, плоть поглотит да кожу мёртвую одёжей обратит своею; шумливы кроны лесные древесные – повырубит человек шумливость эту, пустыри на месте лесов прежних оставит, лишит крова да дома животину да растение; что узрит человек пред собою – всё схватит, себе всё заграбастает непременно, а то, что не возьмёт – то убьёт, дабы никому оно более не досталось. Да будто в насмешку, с ближним своим поступает человек ровно так же, и пепелит, и покоряет, и убивает, так, словно бы ближний этот – не такой же точно живой да чувствующий, о, нет предела да конца жестокости человеческого сердца, неизмерима она, покуда святости человек предпочитает зверя, покуда плодит в сердце своём дурные помыслы, допускает покуда до души собственной мерзость, невежество да злобу.
Широки да свободны просторы твои, мир, да и навеки бы пропасть в поле летнем, посередь колосков да травинок навеки затеряться бы, чтобы не видеть, не знать, не чувствовать человеческого дурного помысла, нависшего над твердью земною – но да разве не будет то бегством малодушным? Разве не будет то предательством истинным тебя, мир великий да необъятный? Затеряться да позабыть, оставив тебя пред ликом зверя в одиночестве – разве это допустимо и вовсе? Но что же, что же соделать, дабы из зверя человек в благое переменился? Болит за тебя, мир, сердце моё, болит оно за тех, кто зверем этим мучимый, о, неизвестные мне незнакомцы, не знаю я ни имён ваших, ни лиц, ни душ, а сердце моё так болит за вас, будто вместо вас я жизни ваши живущий! Ибо не может оставаться равнодушным сердце, единое со всем на свете, всё на свете в себе заключившее! Не может оставаться оно безразличным к страданию стороннему, ежели разумеет боль чужую, ежели само тягостью персональной одарено, не может человек к ближнему равнодушным остаться, ежели сидит в сердце его любовь истинная, что есмь величие, что есмь Бог.
Сменяются судьбы иными судьбами, умирает жизнь одна, другая вместо неё приходит, как вода в мире по кругу ходит, так и жития людского круговорот проистекает точно, рождается дитё, умирает старик, мир вперёд несётся, храня в себе миллионы судеб, миллионы жизней, у коих персональные тягости, свои радости да свои печали, у коих мир свой собственный в грудине засел, в котором борются да бьются меж собою добродетель да злодеяние, святость да зверь, и извечно так будут две стези эти биться, покуда бьётся хотя бы одно-единственное живое да разумное сердце, а уж коли разумное оно, так, знать, и вопрос этот вечно звучать в мире будет попутно биению его неистовому, вопрос, что вопрошают все сердца, обращённые вглубь да зрящие в великий небесный свод:
«Зачем?»
Свидетельство о публикации №220030800093