Рассказ о путешествии... 13

   Рассказ о путешествии в три с половиной страны……  13



       Предыдущее здесь:   http://www.proza.ru/2020/01/29/2013


                День ШЕСТОЙ.

   
     Калининград, продолжение. Личная историческая ремарка. Встреча с памятью из прошлого века. Музей Канта.
Подводная лодка Б-413 у Музея Океана.





     Теперь стоит сделать небольшое отступление по целям этого путешествия. Кроме Конференции в Гданьске была и личная причина.
     Конференция академических филологов была также в некотором роде случайной оказией побывать в тех местах, которые когда то посетил, и, далеко не по своей воле, мой дед Пётр Никифорович Васильчиков.
   
     Пару слов о себе, о том, кто пишет эти строки. Происхождением я из обычных русских крестьян центрально-чернозёмной полосы России и более менее помню свой Род по обеим линиям, почти до Отечественной Войны 1812 года. Имя моего прапрапрадеда Степан Иванович. Кроме имени я о нём ничего не знаю….
 
      А вот прадеда Семёна Ивановича хорошо помню и знаю. Это был мой Первый Учитель. НО это уже совсем другая ИСтория….

      А другой мой дед Пётр в начале своей жизни был весьма крутым путешественником. Было это в начале двадцатого века. Центральную Европу от Салоник, Скопине на юге и до тогдашнего Данцига на севере Европы, он исколесил за семь лет пребывания там вдоль и поперёк в качестве русского военнопленного в германском плену с 1915 по 1922 год. Семь незабываемых лет!
И слова Македония, Сербия, Щецин, Данциг, Аушвиц и прочие запомнились мне тогда не с экрана телевизора, а с его слов.

 В плен дед Пётр попал во время немецкой газовой атаки в 1915 году, на втором году пребывания на фронтах в действующей армии.
Противогазов тогда не хватало на всех (обычная русская беда: как сейчас не хватает на всех нефтегазовых денег).
Попросту у отделения, в котором находился Пётр, их и не было, этих противогазов то. Единственный способ защиты: бухнуться носом в ложбину или канаву, зажав нос платком. Но сие тогда не слишком помогло: немцы вновь атаковали и собрали «трофеи».

       Немцы большие технические специалисты в подобных изобретениях, мы это помним уже более по Второй мировой. Но зарин и прочие штучки-дрючки они эффективно применяли ещё во времена Первой.
      В детстве мне дед много чего рассказывал…  И про плен, и про коллективизацию, и про лесоповал во время Великой Отечественной войны и про послевоенную голодовку.  Будучи в то далёкое ещё ребёнком я губкой впитывал все эти его рассказы….
 
      А вот хоть и сидел дед в те времена в немецких лагерях и работал на немецких бюргеров, о зверствах и даже особых унижениях последних никаких не говорил, их не было: отношение к русским военнопленным было вполне лояльное, чему я был тогда удивлён: советская пропаганда в то время всячески замалчивала «империалистическую» войну. 
   
     Вот конкретный пример. Как-то раз, они с напарником даже сбежали от одного бюргера, к которому были прикреплены для сельхозработ: хотели фронт перейти и присоединиться к действующей армии. Всё же их вскорости поймали, отправили вновь в лагерь для военнопленных, но(!): с ежедневной увольнительной в город и это всё их наказание.

      Однако за 25 лет немцы озверели…… Дед не остался на "просвещённом" западе в то время, как сделали некоторые его приятели: дома уже была семья, ребёнок и хата с соломенной крышей и земляным полом: Родина одним словом. Но никто и никогда не знает, что его ждёт впереди.

     А революционным большевикам, происхождением своим в основном из еврейской и иной абсолютно НЕРУССКОЙ среды, не были нужны бывшие русские «царские империалистические» военнопленные…
       Им нужны были латышские стрелки, как каратели русского народа и «защитники революции». Тех то живо Троцкий выписал из порта Дюнкерка ещё в начале 1918 года, как одно из условий заключения Брестского мира. Из латышей тогда ещё в армии готовили подобие "зондеркоманд".  И они были переправлены в Питер, и на корню задушили левоэсеровский мятеж в Июле 1918 года. У большевиков, таким образом, не осталось никакого политического оппонента.

      А был ли мятеж? Надо было просто избавиться от последней оппозиции внутри самой Советской власти. Сей факт даже отражён в пьесе Погодина «Шестое июля», если кто помнит. И другие делишки за ними водились… Только вот сейчас вряд ли в Латвии вспомнят об оном: «демократия лишь для ласт-галлов!».  А я просто напомню здесь, мимоходом, для освежения исторической памяти. Так что у латышских ваффен-эсесовцев второй Мировой хорошие корни росли….

     А вопрос об  депортации русских солдат решился лишь после Версальского мира, в 1922 году. Группу русских военнопленных всё в том же Гданьске-Данциге посадили на грузовую баржу и отправили в Петербург, уже успевшем тогда стать Ленинградом.
      В это же время из России, не помню только с какого порта, возможно тоже из Ленинграда, отплыл иной пароход, с «говном нации», но уже на запад. Чувствуете иронию судьбы, господа и товарищи читатели?!

     На Балтике баржа оная, попала в жесточайший шторм, и солдат вывёртывало буквально наизнанку. Это было первое и последнее морское путешествие деда Петра. Когда он вспоминал этот морской переход, то постоянно приговаривал: «Кто на море не бывал, тот и горя не видал»…

  Затем, из Ленинграда, он вернулся в свою избу на Тамбовщину… рожал детей, пережил коллективизацию, став нищим колхозником, а в ВОВ попал на «трудовой» фронт: лесоповал за Уралом, где «заработал» себе "историческую" паховую грыжу, ревматизм и кучу других болячек.
      Такая вот судьба крестьянина, русского человека, из которого ЛЮБАЯ ВЛАСТЬ на этой территории высасывает все соки: в этом я убедился позже уже на собственной шкуре.

      Отец мой был у него уже самым младшим сыном, поздним ребёнком. Жена деда, по имени Мария, погибла на колхозных работах, упав с воза и сломав свой скелет. Дед женился ещё раз, лишь бы вырастить младших детей (старший был рождён ещё в канун Первой мировой).

     А две старшие дочери деда по Сталинской  Программе переселения переместились в 1947 году в бывший Фатерлянд, теперь во вновь образованную Калининградскую область. И свою смерть дед нашёл всё там же, в бывшей Германии, в конце семидесятых годов прошлого века, в  крохотном городке Багратионовск, переселившись туда незадолго до этой своей Смерти к одной из дочерей, которые в настоящий момент уже и сами давно в мире ином.

     И вот решил я после Гданьского Университета в Польше навестить могилку деда. Тем более, никогда не был ранее в этих местах. Лет 15 назад мой двоюродный брат Сергей поставил Деду Петру памятник и уверил меня по телефону, что могилу деда легко будет найти.

     Надо сказать, что в Багратионовске из родственников уже давно никто не живёт. У всех своя судьба, которая разбросала людей по иным весям… Единственный человек, мне знакомый и с которым я не виделся с самого детства это сестра Валентина. Живёт она в Калининграде, почти в пригороде. И сегодня мы с ней и встречаемся на главной площади города: она обещала подробней рассказать, как добраться до могилки родовой.

      С Валей я виделся лишь однажды – в далёком детстве. Она приезжала в дом деда Петра с мамой на похороны бабушки. Запомнился на всю последующую жизнь лишь её поцелуй, впервые в жизни мной полученный в 12 лет на сеновале старого дедова дома…  По годам она старше меня на пять лет: учила меня правильно целоваться.  Крепкий, надо сказать тот поцелуй был, магический, да и первый в жизни, вот и запомнился. Научила хорошо…
    С тех пор много чего утекло, не только воды.
   
        Калининград относительно небольшой город, все дни я хожу пешком. Вот и сегодня я вышел рано, намереваясь перед встречей с двоюродной сестрой посетить биологический сад, что расположен близко от ул. Тельмана…
  Но, увы! Сегодня воскресенье и местный Ботанический сад оказался закрыт. Так я туда и не попал: к сожалению, эта поездка в три страны очень получилась коротка.

       Встретились мы с Валей, если кто не понял, также внучкой деда Петра, на Центральной площади города, в торговом центре…. рядом с свеже-выстроенной Православной церковью.  Сейчас модно назначать встречи в подобных заведениях, если не хочется тратиться на рестораны, и  им подобные заведения.  Но… мы с ней ведь практически незнакомы, лишь накануне договорились о встрече. Передо мной предстала солидная дама бальзаковского возраста, отчаянно похожая на свою маму, которую я запомнил ещё в детстве, будто копия.

      Что делают в подобных случаях? Идут в ближайшую кофейню, что мы и сделали. Контакт был найден мгновенно, я получил необходимые инструкции по Багратионовску, где они когда то жили. Поговорили о том, сём, да и расстались часа через полтора…

       После встречи с Валентиной у меня был запланирован поход в музей Канта, расположенный на одноимённом острове в бывшем латинском Кафедральном Соборе.
      Сам музей расположен в готическом Кафедральном Соборе, точная дата постройки которого неизвестна, но исторически датируется примерно серединой 14 столетия.  Как уверяла моя хозяйка мини-отеля, орган, расположенный в этом здании лучше, чем польский, в котором она также была.
 
       Увы вновь и вновь! На орган я опоздал: ежедневный концерт уже подходил к концу. Но музыку было хорошо слышно и через стены, поэтому я оставался в холле музея до его завершения. Органная музыка возвышает, умиротворяет и лечит. Бах, Моцарт и Шопен мои любимые западные композиторы.

       Музей Канта это целый музейный комплекс, расположенный на трёх этажах. Философия Канта о «вещи в себе» понятна немногим,как и строение русского слова, хотя последнее намного проще.
 
Местные жители рассказывают, что во время оккупации Пруссии русскими войсками в 18-столетии после победы в Семилетней войне, Кант читал  военным офицерам лекции по своей философии и обучал их заодно ... точным наукам. Не знаю, может это легенда.

        Философия вообще скучная вещь: как правило, она всегда служит политике, особенно современная, особенно философия «нового бога баранов» - философия потребления, навязанная этому миру. Любая ФИ-ло-со-ФИ-я, как и религия, в конце концов, - выдумка человеческого разума и не более того, посему она и есть ФИ-к-ЦИ-я.
 У практиков жизни нет никакой философии. Они просто живут и любят жизнь во всех проявлениях.

   Когда я вышел из музея Канта, на улице уже стемнело. Погулял по острову, дошёл до местной синагоги, расположенной в здании внушительных размеров и довольно помпезной архитектуры. Хотел было зайти, да передумал: религиозные заведения «опиума» для народа меня уже давно не интересуют. В церквях разных был, в мечетях был, в костёлах европейских и армянских тоже… Хватит!

     Рядом расположен рыбный шикарный ресторан, но в одиночку никогда не ходил по подобным местам, а меня ещё ждёт куча интересных музеев.
        А церкви и прочие синагоги…  Царствие Божие надо искать внутри, а не снаружи = это мои пожелания посетителям религиозных заведений… Впрочем - каждому своё, а по-русски так: на чужой роток не накинешь и платок.

      Тогда у меня в этом районе остался для осмотра Музей Мирового Океана или Музей воды, посещение которого было также запланировано заранее.
        Вновь,  увы! Почти все помещения музея закрыты – выходной в воскресенье. Оказалась лишь доступной Музей-подводная лодка у местного причала, куда я и направляюсь. Лодка в начале этого века отслужила своё и  превращена в музей, входящий в общий очень интересный  комплекс Музея Океана.

       Остаток вечера я решил всё ж прогуляться по сумбарине. Лодка была построена в начале семидесятых, если я не ошибаюсь.
Девять отсеков подводной лодки оснащены информативными динамиками, голосом поясняющими: где спал капитан, для чего нужна радиорубка, а где кубрики матросов, а где камбуз, на котором хозяйничал кок, от последнего во многом зависела боеспособность оной единицы советского подводного флота.

       А уже кокнуть предполагаемого противника можно было из торпед с ядерными боеголовками, разряженные тушки которых вы можете теперь лицезреть и даже потрогать руками.

   Интересная техника, направленная на разрушение. В природе самого человека созидать, чтобы разрушать. А разрушая, вновь браться за созидание. Такие вот качели из-за его, человека, дуалистической природы. Разрушит ли человек планету Земля, и каким образом?
     ...Планету само возомнившему о себе человеку не дадут уничтожить, а вот себя он
 сам способен  извести, несмотря ни на какие философии его лучших представителей.
Бомбами или пластиковым мусором, или чем то похуже?


      На снимке: Фрагмент Музея Канта на острове Канта в г. Калининград.





  Продолжение следует……


Рецензии