Ягаида и Варлаам Варик. Поправки шкалы ценностей

   ЯГАИДА И ВАРЛААМ (ВАРИК) (ПОПРАВКИ ШКАЛЫ ЦЕННОСТЕЙ)


   
   - …Ощущение конца жизни в материальном мире возникает, когда мир,
надвигающийся из будущего, всё плотнее обступает тебя, и ты чувствуешь, что в таком мире ты жить не хочешь: тебе кажется, что он хуже того, в котором прошла твоя жизнь. Окончание жизни уже не страшит, страшнее оставаться в этом мире дальше. Но жизнь, как будто бы, ещё не кончилась. И приходится жить в наступающем, несимпатичном тебе мире…   
   …И остаётся ощущение утраты человеческого измерения в людях и событиях надвигающегося мира. Человеческое измерение – это когда происходящие события соответствуют возможностям человека. Утрата человеческого измерения превращает деятельность огромных коллективов  в нечто нечеловеческое, обычно, бесчеловечное. И этот гипнотизирующий, бесчеловечный взгляд надвигающегося будущего укрепляет тебя в стремлении оставаться таким человеком, каким ты уже состоялся. Человеком своего, бесконечно дорогого тебе, времени… Но ты ещё живёшь, значит, твоё время ещё идёт…
   Извини, Варик – сказала Ягаида. – Я опять отвлеклась на свою  «любимую» тему… Но не забыла и основную мысль.   
   Так вот, человек – существо универсальное. Он может быть одиноким, как медведь, стайным, как волки и коллективным, как муравьи. Жить одиноким – это возможно, в конце жизни человеческой… Бывает, но не рекомендую…
   - Понятно – подхватил Варик. – А жизнь, как «человей» в «человейнике» - это основной тренд современной цивилизации, завершение естественного пути нашего животного вида.
   Уже сегодня, как единственное будущее нашего вида, декларируется необходимость отдавать все силы борьбе за свою ячейку в «человейнике» и максимально соответствовать требованиям этого «человейника». И – никакой свободы. Какое уж там «человеческое измерение»! Чтобы становиться Человеком ни сил, ни времени не останется. Из такого вида уже никто не выйдет.
   Сегодня большинство из нас обрели несвободу цивилизованного человека. Цивилизация вырастала из естественных стремлений и способностей человека, а сегодня связывает его стремления и способности и гонит связанного человека по узкому коридору социальных требований сегодняшнего дня, а нередко – и вчерашнего. 
   Значит, остаётся – Стая Свободных Волков.
   - Да - улыбнулась Ягаида. – Та самая, из которой Маугли. Но не забудь, что свободных волков мог уговорить шакал Табаки. Свободных волков могла подкупить пантера Багира. Не такие уж свободные, эти волки. Ни один животный вид – не пример для человека. У животных есть характеры, есть элементы мышления. Но они так «повязаны» инстинктами, что ни о какой свободе речи быть не может… А чтобы становиться Человеком, свобода – необходимое условие. Свобода – не цель. Она – только условие.
   Есть у человека качество, которое может жить только на свободе. Его называют разными словами: духовность, нравственность, этичность, человечность…  В обыденной жизни оно по-разному проявляется в людях. Но без него нельзя быть Человеком. И общество людей поддерживается только этим качеством. Но это же общество ставит ему пределы. Проявление человечности ограничено в социуме, который, со временем, начинает смотреть на человека древним холодным взглядом целесообразности. Это – не взгляд человека. Человеческое отношение к миру гораздо шире и богаче. Но человек живёт в социуме, а социум усложняется и, как паутиной, оплетается связями, не дающими проявиться во всей полноте этой широте и богатству. Этот процесс идёт давно. Человек чувствовал это уже в глубокой древности.
   Будда говорил, что одна победа над собой выше десяти тысяч побед над врагами. Он полагал, что это - победа над желаниями, привязывающими человека к жизни на Земле. При этом, говорил, что его учение будет «лекарством» в течение пятисот лет, а потом оно станет «ядом». Поэтому сегодня «путь к спасению» - гораздо более трудная работа, чем просто уничтожить в себе желания. Желания надо очеловечить, прожить человеческую жизнь и стать Человеком.
   Поэтому в стаи Люди не сбиваются…
   - Ну, конечно – не стая – улыбнулся Варик. – Это слово я сказал для унификации терминологии. Всё-таки, нужен коллектив единомышленников. Чтобы не надо было проявлять власть. Власть – это принуждение человека делать то, чего бы он сам делать не стал. А ведь все мы стремимся жить на свободе. Свобода – это возможность не подчинять свои мысли, желания и поступки требованиям других. Но это ещё и отсутствие потребности подчинять других своим мыслям и желаниям. Рабовладелец так же не свободен, как раб. Настоящая свобода ни у кого ничего не отнимает.
Значит, человеку, стремящемуся действительно быть свободным, надо быть подальше от общества. По крайней мере – в душе.   
   - Но классик говорил, что нельзя жить в обществе и быть свободным от него – сказала Ягаида. - Классик, как всегда, прав. На то он и классик. 
Классик другого направления говорил другими словами о том же самом: «Кто хочет быть другом Бога, должен быть одинок»… Но мы живём в то время, когда понимаем, что Единственным может быть только Бог. Абсолютно свободным можно быть только во Вселенной, которую создал сам.
   Мы не создавали нашу Вселенную. Для большинства людей всё случайно в их жизни, от рождения до смерти.   Субъективное ощущение свободы тем полнее, чем больше наше неведение относительно сил, направляющих нас в жизни. В нашем мире человек может быть только относительно свободен.
Но и тут, относительность твоей свободы тем шире, чем меньше ты сужаешь свободу других. Опять мы видим взаимозависимость свободы и власти. «Большой босс» свободен меньше других людей.
   - Но он может куда больше других людей – возразил Варик.
   - Не будем смешивать свободу и возможности – ответила Ягаида. – Свобода – это состояние души, в котором она может «взмахнуть крыльями и взлететь», а вовсе не состояние раба, с которого сняли цепи, и у него появились возможности. А возможности – это то, что ты можешь сделать во «внешнем» мире, за пределами твоей души. И, часто – вовсе не по велению души. А «большой босс», обладая большим объёмом информации, лучше многих, видит пределы своих возможностей…
   Приходят такие мысли… Формируя биологический организм, силы Природы обходятся без помощи человека, и организм безошибочно проходит все эволюционные стадии развития и появляется таким, как задуман… Правда, сбои тоже бывают…
   А когда формируется человеческая личность, безошибочной «программы» уже нет. Силы Природы, как «фон», конечно, присутствуют и в этом процессе, но личность человека формируется тем, что называется культурой социума, в котором человек живёт. Даже если какой-то человек совершенно не культурен.
   В процессе формирования личность тоже проходит эволюционные стадии, но может остановиться на любой из них и дальше не пойти. Поэтому человечество составляют люди, личности которых представляют самые разные стадии эволюции – от каменного века до наших дней, а может быть – и дальше. И в большом государстве - тоже. При этом, каждая личность стремится самореализоваться. Даже если слова такого не знает… Поэтому, для принуждения этого разнообразия личностей к социально приемлемому поведению необходимо применение власти. Которой, как правило, злоупотребляют – не свободен человек, как представитель вида, от своего эгоцентричного прошлого, в котором каждый отвечал, прежде всего - за себя… При этом, существенно ещё – на какой эволюционной стадии находятся сами представители правящего класса?
   Если построить график в координатах «уровень человечности (в каждом человеке) - количество людей», то мы увидим «закон нормального распределения» - «гауссиану». Социально работать с этой «гауссианой» значительно сложнее, чем разрубить «мечом справедливости» гордиев узел «угнетатели – угнетённые». Любая сила, оказавшаяся у власти, тут же вызовет недовольство представителей какой-то части «гауссианы». Поэтому, из-за личностного разнообразия и несовершенства личности, любой социум тоже несовершенен и находится в состоянии постоянного социально-психологического напряжения. А совершенных социумов ещё не было.
   Сознательно перестроить существующий социум ещё никому не удавалось. Ну разве что – выдрессировать людей на короткое время. А потом личности медленно «оседали» по своим эволюционным стратам – в соответствии с законами естественной социальной сепарации. И социум приобретал знакомый образ. В большинстве случаев, каждый человек живёт в своём социальном слое: у каждого – своя компания.
   Под любыми лозунгами человек не может защититься от действия законов вида. А свойства нашего вида таковы, что сегодня он заметно приблизился к своему концу. В частности – через самоуничтожение. Возможности появились.
   Но каждый вид борется за существование, в том числе – и путём перехода в другой, более жизнеспособный вид. Поэтому и появляются группы, вроде нашей. Мы сознательно пытаемся выйти в другой вид. Из вида Pithecus cogitans в вид Homo sapiens. Для упрощения задачи мы  подобрали в нашу команду психологически однородный коллектив…
   - Спасибо за упрощение задачи – улыбнулся Варик. – К счастью, я уже почувствовал, что в нашей команде применение власти сведено к минимуму. Поэтому и пошутил про Стаю Свободных Волков…
   - Ирония принимается – тоже улыбнулась Ягаида. – Но, назначая тебя координатором команды, мы были уверены, что в выборе между применением власти и уважением свободы, ты, в первую очередь, будешь видеть свободу – значительно более ценную вещь, чем власть. Свобода – это действительная ценность, а власть – это необходимость для сегодняшнего социума и вымышленная потребность - для человека. И мы надеемся , что чувство ответственности поможет тебе выбирать «золотую середину».
   Так что, решайте простую, давно сформулированную задачу: «иди туда - не знаю куда, принеси то – не знаю что»…
   - Да – уже без иронии сказал Варик. – Мы представляем, от чего хотим уйти, а вот, к чему придём…
   - И это мы тоже знаем – сказала Ягаида. – Уходя от человека, ценность которого определяется эффективностью выполнения им социальных функций, мы должны придти к человеку, сознательно становящемуся частью силы, созидающей Бытиё и поэтому являющемуся самостоятельной ценностью.
   Как говорил Экзюпери: «Люди растут без садовников». Так вот, мы должны попытаться, для начала, вырастить «садовников». И, принимая в расчёт существующую естественную сепарацию общества, приступить к «селекции» каждой социальной страты социума. От человеческого существа – к Человеку.
   При этом, на материальном уровне, мы решаем ещё и назревающую социальную задачу. При нынешнем тренде развития социума, человек всё больше будет отстраняться от выполнения социально-экономических функций – машины всё будут делать лучше. Человечество создаёт социум, в производственной деятельности которого, оно становится совершенно не нужным. А социуму, до сих пор, человечество и нужно было, преимущественно, в качестве основного участника производственной деятельности. Опасность сегодняшнего направления развития социума заключается в том, что он всё больше становится социумом машин, а не людей. И сам человек, в своих человеческих качествах, не становится значительнее и сильнее.
   Одним из гуманных способов решения проблемы "ненужного" человечества – а возможны - и негуманные способы, к которым человек настораживающе часто прибегает в ходе своей истории - является рассредоточение людей в автономных поселениях, вроде нашего. Резервации нового типа.  Естественно, с минимальной поддержкой государства – чтобы хлеб насущный они добывали на уровне нашего века и имели все современные коммуникации с крупными информационными центрами. Каждое из подобных поселений может стать центром своеобразной формы культуры. Так что, это ещё и поиск альтернативных путей дальнейшего существования человечества, застывающего в холоде окружившей его «второй природы».
   До сих пор цивилизации развивались путём укрупнения центров развития – городов и мегаполисов. Сейчас эти центры становятся всё более вредными для человека – и физически, и социально, и психологически. Значит, диалектически, теперь человечество должно начинать рассредотачиваться. 
   - И в каждом таком поселении люди будут, как и мы, искать пути выхода из вида Pithecus cogitans в вид Homo sapiens? – поинтересовался Варик.
   - Если бы так, это было бы замечательно - ответила Ягаида. – Но так просто не получится. «Гауссиана» не позволит. Не случайно мы так тщательно подбирали людей в нашу команду. Человек должен чувствовать свою человеческую недостаточность и всей душой стремиться к её восполнению… Но человеку куда более свойственно считать, что весь мир сошёл с ума, а сам-то он всегда - в ясном уме и твёрдой памяти. Наш Диоген – одно из немногих исключений. Он, конечно, тоже считает, что мир безумен, но не отделяет себя от этого мира.   
   - Да-а – задумчиво согласился Варик. – Если бы первые люди выходили из  мира животных с лозунгом «Все, как один, выйдем в люди!», к ним, всё равно, никто бы не присоединился. У остальных были зубы, когти, рога и копыта, но не было потребности стать людьми… А сегодня находятся люди, которые пытаются то под одним, то под другим лозунгом вести за собой всё человечество. Иногда – в диаметрально противоположных направлениях. А мы, по-прежнему, остаёмся очень разными, поэтому не можем все «уместиться» под одним лозунгом…
   - Да – сказала Ягаида. – Необходима работа Времени. А у человека всегда его так не хватает. А теперь и человечество почувствовало, что и его время может быть ограниченным. Но, в отличии от первых людей, мы находимся в лучшем положении – сказала Ягаида. –  У самих первых людей не было осознанной потребности «выйти в люди». Их вели законы выживания. А сегодня огромное количество людей сознательно стремится прожить свою жизнь по-человечески. Но шкала ценностей, не декларируемая, а реально действующая в современных обществах, не поддерживает это стремление. А это стремление живёт в человечестве не день, не год, а тысячелетия. Самоочевидно, что ценностью является человек со всеми его свойствами, а не имущество, которое он присвоил. Но сегодня социум устроен так, что оценивается имущество, а человек – головная боль социума. Но социум, всё-таки, создаёт человек. А если человек стремится жить по-человечески, то социум неизбежно будет изменен.
   Но сначала надо стать Человеком. Точнее – Людьми. Даже для начала, нужна небольшая группа Людей, знающая, куда она идёт.
   Сейчас мы все принадлежим к животному виду Pithecus cogitans. Но уже сегодня в нашем сознании существует представление об огромности Мироздания, в котором мы существуем. Но и на это Мироздание мы смотрим нашими потребительскими глазами: а что бы ещё полезного нам из него извлечь? А потребительский взгляд – это взгляд паразита. Не мы создали Мироздание, а Оно - нас. И, возможно – с какой-то целью. И чтобы мы поняли эту цель и следовали ей, нас не оставляет вопрос о смысле жизни. Ответа на него у нас нет. И не будет, пока мы не выйдем за пределы задач нашего потребительского животного вида. Пока задачи потребления не станут чисто «служебными», совершенно незначительными, перед задачами созидания, которые возникнут перед нами при приближении к осознанию смысла нашего существования в Мироздании.         


Рецензии
Здравствуйте, Александр.
Интересная у вас работа! и благородные цели - улучшить качество человечества. Думаете это возможно в глобальном масштабе?
"Не мы создали Мироздание, а Оно - нас. И, возможно – с какой-то целью."
Не кажется -ли вам. что в этой фразе вы разделили человека и мироздание? А может-ли быть так, что человек и мироздание -- это одно и то же? Каждую минуту своими мыслями и поступками мы сотворяем себе настроение, влияющее на мимику лица, то есть мы сотворяем своё лицо приятным или неприятным для окружающих. Наши отношения начинаются именно с этих выражений лиц. Таким образом у двух близнецов, к старости не останется ничего общего в их обликах.
"Социум создаёт человека"???? Социум стремится влиять на человека, но это влияние на каждого действует по-разному, согласно его кармическим склонностям. И, чем выше осознанная Духовная нравственность( которая по большей части врождённая), тем сложнее влиять обществу на такого человека. Свобода человека находится не в пределах его жизнедеятельности, а во внутреннем управлении собственными эмоциями исходящими от органов чувств. Бидия Дандерон, будучи в коммунистической тюрьме оставался внутренне свободным, не поддаваясь на провокации власти. Духовно свободный человек скорее отдаст на муки своё временное тело, чем лишит себя, ради него, внутренней свободы связанной с Природой Ума(богом).
В телесном мире людей не может быть свободы и справедливости. Этот мир замешан на порочности как на дрожжах и растёт на ней, но он может быть проходом в высшие сферы существования при определённом самовоспитании Духа с помощью компетентных учителей.
Я написала здесь лишь свои мысли по данной теме и не претендую на отстаивание их, при отрицательном восприятии.
Вы -- интересный автор для меня и я впишу вас в избранные, чтобы поглубже познакомится с вашими статьями.
С уважением.

Марина Тигра   14.07.2020 17:01     Заявить о нарушении
Я везде пишу об одном и том же: неплохо бы человеку осознать, что быть хорошим человеком лучше, чем плохим, а осознав, стремиться к этому. В статьях я остаюсь на вполне "земном" уровне, с которого "высшие" миры иногда видны отдельными проблесками - как это и бывает в жизни обычного человека.
Спасибо за рецензию и доброе слово.

Александр Гаврилов 7   14.07.2020 18:58   Заявить о нарушении