Sed alia tempora

   SED ALIA TEMPORA (Но времена переменились)


   Мы возвращались домой после смены. На темнеющем небе начал проступать циферблат звёздных часов, на которых шло весеннее время. Под ногами хрустел весенний снег.
   - Михалыч, знаешь, как  вас называют? – вдруг спросил меня Антон.
   - Кого – «вас»? – на всякий случай уточнил я.
   - Ну, всех, кого Ягаида сюда привезла
   - Не знаю, как называют – насторожился я.
   - Не обидишься? – продолжил Антон.
   - Тоже не знаю – ответил я. И приготовился не обижаться.
   - Дудочниками – сказал Антон.
   Я понял.
   - Спасибо, что не крысоловами. А то бы обиделся.
   - Ну - сказал Антон, - мы себя тоже уважаем. Если вы – крысоловы, то кто же тогда мы? Тем более, что двоих у нас вы, всё-таки, уже увели.
   - Куда же увели? Все дома. И на работе.
   - Увели – убеждённо сказал Антон. – Ничего, вроде, в них не изменилось. Но, всё-таки, теперь они больше похожи на вас, чем на тех, кем были совсем недавно. Даже когда работаешь с ними, кажется, что рядом не сто лет знакомые Валерка и Витька, а - ты или Варлаам или даже - Диоген.
   - И что же в них изменилось?
   - Трудно объяснить – Антон напряг извилины. – Я уже сказал – становятся  похожими на вас.
   - Да чем же мы-то - другие? Тоже - люди, как люди.
   - Конечно, люди – усмехнулся Антон. – Но Ягаида кого угодно не приглашает. А кого – нам не ведомо. Присматривались-присматривались мы к вам - пожилые, как и мы, доброжелательные люди и работаете, не по возрасту, лихо. Всё это хорошо, и ничего странного. И всё же…
   - Дымок из преисподней, что ли? – улыбнулся я.
   - Скорее – наоборот: свет из поднебесья. И Валерке с Витькой – извини, что так их называю – сорок лет знакомы – словно тоже что-то прибавляться стало. А нам – нет. Хотя, на все ваши семинары вместе ходим. И даже – с одинаковым интересом.
   - Неужели - зависть появляется? – встревожился я.
   - Да не зависть… Я бы сказал – ощущение белки в колесе: одни - попрыгали-попрыгали – и пошли дальше, а ты – так в колесе и крутишься… А хотелось бы тоже идти дальше. Правда, остаётся вопрос – а куда нас ведут?
   - Конечно, в люди – ответил я.
   - А сейчас мы кто? – укоризненно взглянул на меня Антон.
   - Конечно, люди – ответил я.
   - Так как же?.. – развёл руками Антон.
   - Не озадачивайся этим – сказал я. – Мы никого никуда не ведём. Мы идём все вместе. И надеемся все вместе выйти в люди. Конечно, не все одновременно. Всё-таки, люди всегда были разными. Такие и сейчас. А вот в будущем это совсем не обязательно.
   - Всё-таки – сказал Антон, - мы ощущаем, что чем-то существенным вы уже отличаетесь от нас. Но вы-то, наверное, точно знаете, чем отличаетесь?
   - Как и все люди, точно мы ничего не знаем. Точное знание – это нечто абсолютное. А мы живём в вероятностном мире. Поэтому у нас только некоторые предположения.
   - И что же человек предполагает?
   - Мы не спрашивали, как Ягаида выбрала нас. Но, видимо, у неё были действенные критерии. Мы очень разные люди, но оказалось, что хорошо дополняем друг друга. А дело было так. Когда мы постарели, появилась Ягаида и сказала: ну вот, вы выполнили все задачи, поставленные вам законами вида. Виду вы уже ничего не должны. И поэтому не нужны ему. Приглашаю перейти в другой вид. Но вам придётся повзрослеть. «Да мы и так уже старые» - завозражали мы. «В том-то и дело, что большинство людей стареют, но не взрослеют - сказала Ягаида. – Вами и сейчас, по инерции, управляют те же видовые желания, что и всю жизнь. А жизнь, в общем-то, уже прожита. Теперь вас должны вести другие желания». - «Какие?!»
   Ягаида не ответила, но я полагаю, что они, с этого момента, начали нас вести.   
   - Так что же, вы – существа другого вида? – с сомнением спросил Антон. – И мы – туда же?
   - Ну нет – сказал я. – Новый вид  так просто не создаётся. Даже колдовским словом Ягаиды. Для начала она предложила перечитать Новый Завет, обратив наше внимание на то, что никогда не осуществлённая заповедь «Люби врага своего» задаёт другое отношение человека к миру людей. Конечно, древний и сегодняшний миры совершенно не пригодны для торжества этой заповеди. Но она выводит человека из звериного отношения к миру. А всё великое, как говорят, достигается медленным, но непрерывным ростом.
   Основной инстинкт – это инстинкт самосохранения. Мир животного враждебен ему. И животное защищается от такого мира. Обычно – агрессивно. Но защищает только себя. Вспомни Салтыкова-Щедрина: «…Взгляни на первую лужу – и в ней найдёшь гада, который иройством своим всех прочих гадов превосходит…»  Большинство людей ведут себя так же. И уже не первое тысячелетие. Со всё более тяжёлыми последствиями. А, ведь, всё это – не про людей. Человек должен вести себя по-другому. «Иройство», конечно, всегда желательно преумножать, а вот «гадом» оставаться нельзя. Нужно преобразовывать враждебную среду в дружественную. Только  дружественная среда может быть настоящей защитой человека. Но для этого самому надо дружественно относиться к миру вокруг себя. К миру людей. К миру без границ. Тут и начинается настоящее творчество Человека. Радушного хозяина в гостеприимном доме.
   - Да – сказал Антон, - Ягаида может убеждать. – Нас, правда, она не выбирала. Кто остался, те и были. Да и задачи решала с нами не глобальные. Когда тут всё развалилось, мы как-то растерялись. Многие уехали. Кто-то запил. Когда Ягаида вернулась, и посёлок, и мы её очень огорчили. В первый же день она собрала нас у себя, обвела всех своим пронзительным голубым взглядом, побеседовала. Мы вспомнили себя прежними. А что пьём - забыли. И уже на следующий  день началось восстановление станции.
   - Ну вот, Антон – сказал я, - Раз дело ведёт Ягаида, скоро разделения на «мы» и «вы» не будет. А вот индивидуальная разница, конечно, никуда не денется: каждый останется самим собой. Индивидуальность создаётся большой работой, которая называется – жизнь. Индивидуальность надо сохранять. Она – ценность. 
   Мы дошли до развилки дороги и каждый направился к своему дому.
   - Привет, Михалыч! – зычно раздалось сзади.
   Я обернулся. Передо мною возник Спиридон.
   - Хорошо, что я тебя увидел – пророкотал он. – Ягаида тебе подарок прислала. Мы занесли его в дом. Поэтому не удивляйся.
   - Что это она прислала? – всё равно удивился я. – Вроде, и повода нет.
   - Не знаю, что прислала – всё запаковано. А насчёт повода – Ягаиду, что ли, не знаешь? Она живёт по своему календарю. А в нём чего только нет. Распакуешь сам. Как видишь, я только что прибыл. Бегу к Варику с отчётом.
   - Ну, беги – сказал я. И, ускорив шаг, направился к дому.
   Запакованный подарок, а точнее – два, стояли в последней, самой пустой, комнате. Руки потянулись к паковке.
   - Нет – дисциплинированно сказал я себе, - сначала – ужин. И отправился на кухню.
   Поужинав, я вернулся к подаркам и, не спеша, принялся распаковывать больший из них. Распаковав, остановился в недоумении. Это было большое напольное зеркало. В резной оправе тёмного дерева. С тремя выдвижными ящичками. Несовременное изящество зеркала дышало любимым Ягаидой девятнадцатым веком.
   Во второй паковке оказалось кресло с плетёными сиденьем и спинкой на резном каркасе такого же, тёмно-коричневого, цвета, как и оправа зеркала. Наверное, кресло и зеркало всегда были вместе.
   Напрягая все силы, я перетащил тяжеленное зеркало в пустовавший угол и поставил кресло против него. К креслу придвинул торшер. Всё было готово, чтобы сесть, отразиться и выразить неудовольствие собой. Мысленно, хоть и с некоторым недоумением, я поблагодарил Ягаиду за новые средства самооценки и самокритики и опустился в кресло. И тут же отразился в зеркале. И, конечно, не одобрил своего отражения. На меня смотрело никому не интересное лицо старого человека, черты которого устало несли всю тяжесть прожитой жизни.
   Мне всегда казалось, что наиболее выраженные проявления синдрома «психического выгорания» удручающе напоминают состояние человека в глубокой старости, когда заканчивается его самая трудная работа – жизнь. Особенно - если жизнь прожита не так, чтобы совсем правильно. А кто проживает её правильно?.. Поэтому в старости почти все мы выглядим – и внешне и внутренне – совсем не так, как хотели бы.
   А как хотели бы? Конечно, пусть старый человек будет старым. Но пусть прошедшие годы врежутся в его лицо суровыми складками, похожими на отвесные скалы выветрившегося берега. И пусть эти складки не будут припорошены пеплом «психического выгорания». Пусть прожитое время проступает в человеке духовной силой, а не физической немощью.
   Я опять посмотрел в зеркало. На меня смотрело мое лицо, но такое, о котором я только что подумал. Такое я бы одобрил, но это не могло быть отражением.
   - Зеркально мыслишь, Михалыч – сказал человек из зеркала. – Это – не отражение.
   - Вижу – серьезным тоном ответил я. – На первых порах в нашей зачарованной деревне мне и не такие глюки являлись. Думал, больше не
будет этого.
   - Этого больше нет. А тогда Варик учился у Диогена обращению с био-психо-полем, пока их Ягаида не приструнила.
   - А сейчас, значит, я сам, без посторонней помощи, схожу с ума? – сказал я, удивляясь своему спокойствию перед лицом явного сумасшествия – Сам виноват?
   - Сам. Только не ты, а я, который тоже – ты, но - через несколько десятилетий – сказал человек из зеркала и улыбнулся.
   И эта улыбка неожиданно успокоила меня. С нами всё может быть. И такое – тоже.
   - Через сколько десятилетий? – уже по-деловому осведомился я.
   - Через несколько – неопределённо ответил человек из зеркала. – Излишняя конкретизация может ограничить жизненную перспективу.
   - Значит, так вы смотрите в другие времена? - спросил я.
   - Сейчас я сижу перед тем же зеркалом и в том же кресле, что и ты – ответил Я из Будущего. – И вижу тебя так же, как и ты меня. Но есть и другие способы перемещения в пространствах и временах.
   Вспомни Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю». Зачем?  Всё это – представления о могуществе из детства человечества.
   Машина Времени, энергетические потоки, пронзающие пространство – всё это – эхо механистических устремлений античности, продолжившихся и в Новейшее Время. Всё это - очень скромно по сравнению с возможностями человеческого сознания, воспринимающего энергию Бытия, которая  заставляет человека жить и создаёт Вселенные. А если ещё этой энергией управлять…
   Человек может перемещаться в Пространстве и Времени силой своего сознания. Он может оказаться в любом Времени и в любой точке Вселенной в виде невидимой сущности, видимой голограммы, материального макета, но, желательно, не в своём реальном физическом воплощении. Физическое тело человека это - носитель его сознания в материальном мире в конкретном месте и в конкретном времени, определенном ему Судьбой. Переносить в иные времена и пространства физические тела можно, но не нужно. И очень энергозатратно. Извини за этот экономический термин. Поэтому естественнее - «отшнуровывать» сознание, как «отшнуровываются» волны от антенны, и направлять его в нужное пространство и время. И получать всю необходимую информацию.
   При посещении Прошлого возникают интересные эффекты. Как говорят англичане, «Будущее отбрасывает свои тени». Оно влияет на ход истории. Очень мягко. Например, в виде мыслей, которые возникают у нас и устремляют наше Настоящее в Будущее.
   - И ты появился, чтобы повлиять? – спросил я.
   - Нет – улыбнулся Я-Футурист. – Влиять гораздо эффективнее без «зеркального эффекта». Молча и невидимо. Как, обычно, и делаем. А я сегодня решил просто выступить на сцене жизни. Иногда это не возбраняется Судьбой. Тем более, что видение Будущего в зеркале – популярный сюжет многих сказаний.   
   - Так это – представление? – огорчённо спросил я.
   - Скорее - шутка – ответил Я-Футурист. – Мы понимаем шутку, как представление событий Бытия в утрированной, но понятной и доброжелательной форме. И, вообще, шутки очень распространены даже за пределами нашей Вселенной.
   - Это - как? – не понял я.
   - Очень просто. Вот, например, материальный мир существует в конкретных образах только потому, что все действующие в нём силы почти идеально сбалансированы. Почти – потому что мир – не статичен, он развивается. Если в каком-то объёме этого мира нарушить равновесие сил, освобождённая энергия переведёт материальную Вселенную в полностью энергетическое состояние и понятная нам Вселенная исчезнет.
   - И это – шутка?! – возмутился я.
   - Нет. Шутка – с нашей, конечно, точки зрения – если всё – наоборот. Например, существует в Бытии некая прото-временная, прото-пространственная, прото-материальная область. Творческая Сила Бытия, совсем не суровая, а даже – способная пошутить - нарушает равновесие сил в каком-то объёме этой области. Возникает Большой Взрыв и, вместе с ним - наша Вселенная.
   - Творческая Сила Бытия – это… - начал я.
   - Да – сказал Я-Футурист. – В нашем традиционном представлении - это – Бог.
   - А не кощунственно ли приписывать Богу черты характера человека?
   - Предположение о том, что Бог способен шутить – куда меньшая ересь, чем утверждения о том, что Бог способен искренне гневаться на  беззащитное перед Ним творение своё и в гневе даже уничтожить его – сказал Я-Футурист. -  Да и не ересь это вовсе. Человек очень
антропоцентричен. Он привык видеть себя в центре Мироздания. И считать,
что только он наделён всей полнотой способностей чувствовать, мыслить и понимать. А, ведь, он, со всеми своими качествами, является результатом творчества сил, которые действовали в Бытии всегда и о свойствах которых он, по существу, ничего не знает. Поэтому, я думаю, что все качества человека являются отражением небольшой части бесчисленных свойств создавших его сил.
   - Хорошо – сказал я. – Пусть всё будет в равновесии. А как вы живёте в обозримом будущем?
   Я-Футурист, молча, отодвинулся в сторону и в зеркале отразилась панорама посёлка. Место можно было узнать только по рельефу. Пологие склоны сопок были усеяны  одно- двухэтажными домами под круглыми крышами, которые, явно, были антеннами. И это были совсем другие дома. В наступающих сумерках зажигались многочисленные окна, тоже по кругу обегавшие стены домов. Посёлок был похож на базу летающих тарелок, готовых к взлёту. И это была не картинка. Как из распахнутого окна, на меня повеяло весенней прохладой, добрым спокойствием и чем-то давно забытым, но вызывающим подъем душевных сил. Наверное, светлым Будущим.
   - Да – сказал Я-Футурист, - Над посёлком – особая аура. Она привлекает людей. Нас становится больше. И не только в посёлке. Нашему росту  помогает тяжелеющая поступь нынешней цивилизации. В ней становится всё заметнее бесчеловечная рациональность животного мира, уже вспыхивавшая зловещими зорями в некоторых социальных системах  прошлого. Социум высокомерно смотрит на человека, как муравейник на муравья. Этот взгляд отбрасывает меня от «муравейника»: когда на меня смотрят, как на муравья, я вспоминаю, что я – человек.   
   Ягаида начинала свою «просветительскую» деятельность, когда перед человеком развернулась перспектива «беспросветлого» будущего. Люди перестали видеть, куда они идут. Так живут животные. Но животные не способны интересоваться будущим. А для человека, не видящего будущее,  настоящее тоже теряет ценность. Началась переоценка ценностей. Помнишь – у Бёрнса: «Богатство – штамп на золотом, а золотой – мы сами». Конечно, «золотым» нам ещё надо стать. Над этим и работаем. И нашего полку прибывает. Теперь наши ряды пополняют не только люди, к которым социум стал безразличен. И это усложняет наши задачи.
   - Сейчас ты говоришь о Будущем – сказал я, - а смотришь в Прошлое. А в Будущее вы можете так же смотреть?
   - Можем – сказал Я-Футурист. – Но не так, как в Прошлое. Для каждого момента Настоящего есть несколько вероятных вариантов Будущего. И все они осуществляются. Поэтому Будущее всегда несколько неопределённо.  Мы туда заглядываем нечасто и неохотно. Только когда вынуждают обстоятельства.
   А с Прошлым – проще. У конкретного меня есть конкретное Прошлое. Я вспоминаю, сознание сливается со Временем, и вот – смотрю на тебя, то есть – вижу себя в Прошлом.
   - Значит в Прошлое ты можешь перемещаться только на срок своей жизни? – разочарованно спросил я.
   - Конечно, нет – сказал Я-Футурист. – Сейчас я говорю о самом простом способе перемещения во Времени. Есть и более сложные. Но беседовать о технических подробностях не интересно. При этом, мы только недавно начали понимать Время. Надеюсь, что на этой стезе у нас ещё много открытий.
   -  А что ещё есть интересного в Будущем? - спросил я.
   - Самое главное ты уже почувствовал – сказал Я-Футурист. – Ты почувствовал ауру светлого Будущего. А чтобы она была, мы работаем над просветлением Настоящего. Да ты и сам этим уже занимаешься.
   Наша установка не изменилась: человеческое существо должно становиться Человеком, чтобы быть созидателем, а не потребителем. Ведь, на Земле все, кроме человека – потребители. А у человека есть возможность стать созидателем. Выход из мира животных продолжается. Переход из состояния существа, оказавшегося в этом мире не по своей воле, в состояние Человека, участвующего в творении этого мира. Так мы и продолжаем воспитывать себя и, по возможности, других.
   - И как с другими проходит воспитание? – живо заинтересовался я, вспомнив сегодняшний разговор с Антоном.
   - Сам знаешь – ответил Я-Футурист – люди разные. Поэтому и получается
по-разному. Когда человек выходил из мира животных, было множество
тупиковых ветвей. Так и сейчас: множество людей остаются в сетях древнего инстинктивно-рефлекторного мышления и не могут отстраниться от своей эгоцентричной животной составляющей. Они так и останутся в рамках решения своих видовых задач. Как животные остались животными, когда из их мира вышел человек. Животные этого и не заметили.
   А творческая составляющая личности есть в каждом человеческом существе. Ведь, человек создан по образу Божьему, по образу Творца.
   Но нам не хватает мощности, чтобы сделать доминантной силой творческую составляющую личности у всех людей. Как не хватало этой мощности у всех социумов, бывших до нас, которые тоже, не ведая того, при решении своих повседневных задач, направлялись внешней «программой» к достижению этой же цели. Стена, отделяющая человеческое существо от достижения им состояния Человека, часто оказывается непреодолимой средствами, имеющимися сейчас. И так - всегда. Правда, Ягаида вывела всех, кого знала, на максимально высокий человеческий и творческий уровень. Но она владела силами, которых нет у нас.
   А, ведь, ещё необходимо, чтобы дела человеческие направлялись доброй волей. Собственно, воля и может быть только доброй. Если человеческое существо творит зло, значит мощный инструмент творчества – мышление – оказывается в лапах животного начала и не станет это человеческое существо Человеком. Поэтому всю остающуюся жизнь мы стремимся взрослеть, как люди, чтобы животное начало не было определяющим в нашей жизни.
   - А, ведь, ты, наверное, очень стар – вдруг неуместно удивился я, вспомнив, что я и сегодня уже очень не молод.
   - Да. Мы живём долго – улыбнулся Я-Футурист. - Мир даёт нам силы, пока нуждается в нас. Все, кого ты знаешь, живы.
   - А Ягаида?.. – спросил я.
   - На этот вопрос не могу ответить – сказал Я-Футурист. – Её судьба – и для нас - загадка.
   - Да разве такое может быть?
   - Может – сказал Я-Футурист. – Время не только отвечает на вопросы. Оно загадывает и новые загадки. Видимо, Ягаида оказалась более удивительным явлением, чем мы думали.
   - Даже не существом, а явлением?
   - Да – кратко ответил Я-Футурист.
   Я почувствовал, что дальше спрашивать о Ягаиде неуместно.
   - А что это вы вдруг взялись за Время? – спросил я – Ведь, главная задача –
пробуждение в человеческом существе сознательного стремления к состоянию Человека, творящего Вселенную.
   - Я уже сказал, что и в будущем главная задача не изменилась – ответил Я-Футурист. – Но на то мы и люди, что живём не только задачами нашей «норки». Мы живём в огромном мире и постоянно расширяем наше мировоззрение, раздвигая границы постигаемого нами мира. И делаем это в течение всей нашей жизни. А жизнь разворачивается во Времени. Поэтому Время всегда распахнуто перед нами. Мы вглядываемся в него. С нашей, конечно, «колокольни». 
   Мы не способны непосредственно ощутить движение Времени так же отчётливо, как чувствуем предметы нашего мира, движение воздуха, течение воды. Мы видим, что мир меняется. А что его меняет - не видим. Глядя на
часы, мы видим результат работы механизма. А Времени не видим. Время – как вода: без вкуса, без цвета, без запаха, но ещё – и без восприятия. Мы пытаемся сравнить действие Времени со знакомыми нам формами движения. Но  Время не идёт, не летит и не течёт. Может быть, действие Времени, вообще, не является движением. Но Оно непрерывно меняет всю нашу Вселенную, осуществляя причинно-следственную связь явлений.
   Мы не ощущаем хода Времени, как капля, находясь в потоке воды, не ощущает движения потока. Поэтому естественно предположить, что мы сами являемся частью Времени, что наш материальный мир, включая и нас самих, в своей основе «соткан» из субстанции, не имеющей никаких атрибутов материальности - из Времени. И располагается в другой нематериальной субстанции – Пространстве. Отчётливо выраженная нематериальность Времени постоянно провоцирует науку объявить Время несуществующим. Впрочем, и материя – с точки зрения современной науки – совсем не та, что привычна обыденному сознанию. А Время, при этом, является границей между миром причин - создающим наш мир и миром следствий – нашим миром. И, как всякая граница, принадлежит обоим мирам. 
   А дальше оказалось, что наше нематериальное сознание способно скользить по границе миров. Но наше сознание - тоже неоднородно. Одна его часть воспринимает мир, в котором мы живём, пронизана его силами и связывает с ним наше материальное существо. А на другую часть, назовём её знакомым словом - «душа», действуют силы, созидающие наш мир, но действующие из-за его пределов. И душа вносит в наше сознание чувства и мысли, которых нет ни у одного другого живого существа на Земле. Если я вижу – визуально или умозрительно – начало и конец своего пребывания в этом мире, значит, я смотрю из-за пределов этого мира.
   Наш мир «соткан» из Времени, а душа - из Вечности. Вечность проявляется там, где кончается Время. Поэтому наш мир и всё в нём - дискретно, ограничено началом и концом, и только душа – вечна.
   - Ты думаешь, что что-то объяснил? – спросил я.
   - Да кто же такой я, в смысле – ты, чтобы всё объяснить  – улыбнулся Я-Футурист. - Но, так обстоят дела со всем на свете: жизнь дарована нам без нашей просьбы, и живём мы в совершенно неведомом нам мире – но, ведь живём. И даже пытаемся понять – зачем? Но это уже – свойство природы становящегося человека, начавшего с обустройства своей скромной «норки», а сейчас уже начавшего понимать, что его дом – не «норка», а весь мир, который он способен охватить своим сознанием. И в котором он не только живёт, но который и создаёт.
   Я – в обоих Временах – умолк, словно кончились слова для объяснения безграничного мира.
   Когда я поднял глаза на зеркало, в нём отражалось только Настоящее и я, окружённый сегодняшним вечером. Но окно в Будущее не закрылось. Из него, по-прежнему, веяло весенним оптимизмом светлого Будущего. Это, наверное, и было главным подарком Ягаиды.
   А у меня осталось ещё столько вопросов… О жизни, смерти, бессмертии. И о многочисленных вещах помельче.
   Но я буду задавать эти вопросы. И отвечать на них, потому что каждый миг Время переносит меня на одно мгновение в Будущее.
   А может быть, и Будущее ещё заглянёт ко мне?
   
 


 


Рецензии
Вот! Стоило прочитать, сразу появились новые идеи! Человек встретил себя, но в другом времени! Много лет назад что-то даже начинал писать, но тогда я был другим, точнее сказать, это было в другой жизни (кажется в позапрошлой)! Так и не свершилось. Моя последняя жизнь (так я думаю) посвящена, как раз, воплощению того, что когда-то не выполнил. Наверно должен я остался, и не отпустят меня, пока не отработаю!

Николай Шоластер   29.03.2020 20:14     Заявить о нарушении
Замечательно, когда есть возможность делать то, что ощущаешь невыполненным.(Только лучше: не "последняя жизнь", а "эта жизнь").

Александр Гаврилов 7   30.03.2020 12:24   Заявить о нарушении
Не буду спорить, может и не последняя, но в любом случае спасибо Вам большое!

Николай Шоластер   30.03.2020 12:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.