Прохожий пропагандист

     Кого только не встретишь на дорожках нашего дачного посёлка! Иной раз, попадаются такие удивительные персонажи, что рука сама тянется к... Нет-нет, конечно же, не к кобуре с пистолетом на поясе, как вы могли бы подумать, ну, и мне, в первые секунды общения хотелось бы. Не нужно так сразу переключаться в сторону позывов инстинкта самосохранения! Рука сама тянется к... блин... Какой устойчивый позыв! Однако же, нет! Рука тянется за карандашом и блокнотом (оказывается, достаточно заменить предлог, как мысли перестраиваются в мирное русло!), чтобы начать фиксировать на бумаге свои впечатления. Но беда в том, что карандаш совместно с блокнотом я отродясь с собой не носил, поэтому остаётся полагаться на собственную память. Не всякую чушь, конечно, следует вспоминать и, тем более, бережно хранить в памяти, но некоторые перлы застревают и никак не хотят вытряхиваться...

     Я согласен, даже спорить не буду, что говорунов без страха и упрёка полным-полно и в городе. В Москве, например, всевозможных дезориентированных и просто умалишённых граждан, страждущих разговоров с первым встречным - поперечным на любую тему, больше количественно и они, выражаясь фигурально, жирнее по своей смысловой пустоте, где бы то ни было. Но оставим их в сторонке от этого рассказа, пока они не набежали и не унавозили нашу малину. Они, блин, чувствуют человека, давшего слабину и готового развесить уши. Даже, если он сам не чувствует за собой такого греха... Психологические шакалы!

     Тем удивительнее были регулярные, не очень частые, но регулярные пересечения с этими пожирателями ваших нервов и времени на узких дачных тропинках! Впрочем, почему я удивляюсь? Эти озабоченные своим безумством товарищи приехали из города и проявились на местности с ещё большей отчётливостью. Вроде, весна прошла, а до осени ещё далеко... Кого-то свежий воздух, тишина леса и спокойный труд на фоне всей этой красоты умиротворяют. Всех! Кроме этих самодвижущихся, вечно недовольных окружающим миром и своём в нём положении,  неумолкаемых "радио "Маяков"!

     Но ты-то настроился отдохнуть в дачном труде эту недельку, никого не донимать своими горестями и печалями, не забивать опухшую голову мыслями о проработке своего текста в нежелательном "интеллектуальном" споре со случайным оппонентом. Просто спокойно толкать свою тачку, иногда останавливаясь на перекур... Нет, идеи заползти в свою нору и не вылезать оттуда весь отпуск, проскальзывают, но только на совсем заднем плане. Я вовсе не избегаю случая поговорить с продавщицей из ларька, с соседом тем же, если он вменяем. Ни от кого я не прячусь! Но перспектива провести час или больше с незнакомым человеком в беспредметных спорах только лишь затем, чтобы потешить его неуёмное желание облегчиться обильным словесным поносом, меня откровенно пугает! Обидно, что невозможно предсказать, даже приблизительно, такую крайне нежелательную встречу!

     Я не всегда был таким параноиком, зацикленным на случайных и потенциально говорливых  прохожих... Никогда не прыгал в придорожную канаву, увидев вдали маячащую фигуру незнакомца. Но здесь, в этом дачном посёлке, расположенном в глухих лесах дальнего Подмосковья, где народу-то - всего ничего, обзавёлся этим сомнительным навыком. Навыком определять по походке человека, склонного к втягиванию в свои болтологические сети всякого смиренного труженика, вроде меня. Уже на расстоянии ста метров я приспособился со стопроцентной вероятностью понимать, стоит ли продолжать сближение с объектом или же незаметно свернуть в тихий проулок и обойти проблему. Запас в расстоянии позволял мгновенно оценить свою способность (день на день не приходится - иногда можно себе позволить "прокатиться на порожняке") выдержать информационный поток встречного гражданина, заблаговременно определить пути отступления или обхода и принять правильное решение.

     Но, как правило, по посёлку я никогда праздно не шатался, а всегда перемещался с немалым  утяжелением, например, с тачкой или ведром, поэтому элегантно маневрировать мне было весьма затруднительно, и риск получить травму при неосторожном и запоздалом финте был велик. Сделать же морду кирпичом и молча пройти мимо, не позволяло воспитание... Выразить же своё возмущение некрасивым словом или совсем некрасивым жестом в тесном мире дачного общежития мне представлялось опрометчивым и крайне близоруким выходом. Маневрировать нужно уметь не только с тачкой, гружённой навозом, но и с людьми тоже нужно уметь не все углы сшибать. Опять во всём виновата дача вместе с её удивительными обитателями!

     Есть у меня такое свойство, когда организм физически встаёт на свою собственную защиту от навязываемых новостей. Я не могу пропускать мимо ушей слабо структурированный поток информации, предназначенный персонально мне. Я привык, что, если человек считает своим долгом что-то мне рассказать, от меня требуется внимательно его выслушать и сформулировать ответ. Я испытываю дискомфорт от стояния перед человеком, который мне говорит, а я делаю вид, что его слушаю, но не слышу. Надо либо убегать сломя голову, либо понять суть произносимых слов. Это - мучительно, если прохожий оказался для тебя неожиданно включившимся ночью телевизором в соседней комнате, в которой никого нет... Это вызывает внутренний протест и недоумение, но ты вынужден его не только слышать, но и слушать. Усилием воли просыпаешься, поднимаешься и тащишься на поиски пульта. И, попутно, вслушиваешься в звуковую абракадабру, пытаешься её анализировать, блин.

     Непросто, ох, непросто протекают для меня подобные встречи... Искренне завидую балаболкам и балаболам, которые могут часами трещать друг с другом ни о чём и не испытывать от этого неловкости. Причём, речь идёт о балаболках незнакомых, случайно встретившихся! Как они успевают настроиться на одну волну и без напряжения простоять на дороге посреди, ну, например, нашего леса, в совершенно пустом разговоре. Но! Интересно другое. Проболтали кучу времени, обсудили не только последние сплетни, но и свои интимные секреты, всех своих родственников, хрен знает, что ещё, а разошлись в разные стороны совершенно незнакомыми людьми! Без малейшего представления о том, когда увидятся в следующий раз! Оно и не нужно - всё уже выложено первому попавшемуся прохожему, который, как мы знаем, тоже оказался из числа пустозвонов. Балласт накопившегося психологического мусора сброшен, тяготивший всё утро груз ненужных эмоций благополучно высыпан на собеседника, а дружить и даже знакомиться никто и не планировал! Не понимаю я таких граждан, но, повторяю, завидую...

     Как они ловко ориентируются в этом бассейне словесного поноса, как правильно подбирают самые пустые определения, которые собирают в предложения, держащие собеседника и не позволяющие ему оторваться от неинтересной персонально ему темы. Для такого бестолкового  гипноза тоже нужен талант и многолетняя практика. Нет-нет, конечно же, с этим сомнительным и причудливым по своему практическому предназначению даром нужно родиться! И, к сожалению, с возрастом эта зараза, чумное отсутствие смысла в потоке слов, только расцветает. Человек может потерять способность самостоятельно двигаться, но гнать пургу не перестаёт. И умирает такой несчастный не от паралича рук или ног, а от невозможности говорить! Он взрывается изнутри от невозможности выплеснуть из себя всё то, не буду говорить, что именно, которое до своего недуга выплёскивал часто и обильно.

     Но зависть завистью и врождённое стремление понять смысл говоримого, пусть, так и останется  врождённым стремлением, но бывают в жизни моменты, когда нужно задушить в зародыше саму возможность начала такого нежелательного разговора. Ну, так получилось, что наши биоритмы не совпали, и я приехал на дачу поработать! Возможно, ты хороший и добрый человек, но переливать из пустого в порожнее мне не досуг. Видишь - тачка? Что в ней? Навоз! Это тот самый, единственный на сегодня, навоз, который мне реально интересен. А ты, дружок, даже рот не открывай - у меня и так полна тележка! Или же прямым текстом и в грубой форме предложить говоруну заткнуться и следовать своим курсом. Если же он находится в режиме бездумного патрулирования, в свободном поиске ушей своих случайных жертв, то предельно конкретно начертить ему всеми своими цветными карандашами и фломастерами предельно лаконичный словесный план желательного следования с максимальным от меня удалением.

     Наш дачный участок расположен таким образом, что его невозможно миновать, чтобы пройти в соседний посёлок, например, в магазин, который имеет прямое автомобильное сообщение с трассой. Как вы понимаете, это обстоятельство выгодно отличает его от нашего заскорузлого ларька в плане широты предлагаемого ассортимента. Если добавить сюда еженедельный базар выходного дня с пирожками и домашними тапочками, то можно сделать вывод, что мимо нашего участка народ перемещается в изобилии. Более благодатной среды для болтунов с нерастраченной энергией и не высказанным отношением к текущему моменту трудно придумать. Есть несколько секретов минимизировать возможность своего столкновения с этими болтливыми шакалами. Главный секрет - переждать напор любителей воскресных тапочек с запечёнными котятами и не высовываться за ворота участка. Это помогает, но вступает в законный конфликт с ущемлённым чувством собственного достоинства! Тут нужно для себя решить: либо ты, рано или поздно, станешь инициатором грандиозной драки, либо нужно наступить на горло собственного осознания себя свободным человеком. Непростой выбор!

     С другой стороны, за всё, довольно-таки продолжительное, время, что я копаю грядки и мастерю лавочки в этом посёлке, мне "повезло" столкнулся только с одним неуёмным и беззаветным пропагандистом, каким-то, эксгибиционистом. Мы с ним "общались" раза три и каждый раз умудрялись расходиться без ощутимых финансовых потерь на покупку маскирующего макияжа. Сразу скажу, что я совершенно не запомнил ни одного слова, которыми он щедро сыпал мне за пазуху и засовывал во внутренние карманы спецовки. Наверное, он не сильно на это обиделся бы, если узнал... Не для этого он меня подлавливал. Спасибо ему огромное за то, что он не требовал от меня ответов! Всё делал сам, правда, без особой выдумки, но щедро. По крайней мере, он не баловал меня разнообразием своих словесных инсталляций, перетирая примерно одну тему, не помню, какую именно. Можно его и второй раз поблагодарить за то, что не перегибал с повышением ставок и не переводил свои инсталляции в перформанс! Такого усугубления своего и, без того, донельзя  нелепого состояния я бы точно не потянул!

     Зато примерно понял, как себя нужно вести с подобными персонажами. Не нужно сильно погружаться в их мир. Создать видимость внешней заинтересованности, заманить в его собственную логическую ловушку, которую он приготовил для тебя, и бить в торец только в момент крайнего обострения его "поэтического вдохновения". А в остальном - они вполне безобидны... Как у них принято - вывалил на слушателя, а сам через секунду забыл...


Рецензии