Вообще-то, при Брежневе жили плохо

 
!!!!!!!!!!!!!!  "Посвящается господам Е. Спицыну, Ю. Жукову, А. Сванидзе,
!!!!!!!!!!!!!!  Д. Быкову, М. Ефремову и другим сокрушителям и идейным
!!!!!!!!!!!!!!  борцам, не знающим ни мер, ни границ


Исторические сравнения наиболее корректны и информативны, когда проводятся в рамках (круге действий, полномочий и возможностей) аналогичных объектов исследования или внимания, когда воссоздаваемая социальная картина четко оговаривается. Например, "так жили в Москве выходцы из семей старой русской интеллигенции" или "в таких политических, бытовых и коррупционных обстоятельствах  проживали, занимались творчеством и делали карьеры в 50-70-х годах  представители влиятельных кланов".
Сравнение жизни в разных эпохах (в одной стране, в разных) осуществляется по десяткам-сотням научных и свидетельских показателей.
Характеристика исторического деятеля производится не исходя из  понятий и пристрастий говорящего о нем, а в сравнении с  его предшественниками на этом же месте и в том же качестве, аналогичными деятелями в близких по структуре и методам иностранных государствах, по критериям качества, относящимся именно к данной деятельности (император, председатель правительства, главнокомандующий).
Несопоставимость явлений (внутреннего содержания объектов) и сбои во времени обязательно должны оговариваться по специальному перечню. выработанному наукой и практикой. Например, когда сравнивают карьеру сына известного и влиятельного режиссера с "бездарностью" из провинциального театра - неплохо хотя бы мельком перечислить, кто суть родители "бездарности", на какие зарплаты жила семья, сколько стоил билет до Москвы и где в те годы человек из провинции мог остановиться в столице и сколько это стоило - обычная атрибутика социального исследования, а также, кто, как и за какие заслуги возвел одного в гении, а другого в бездарности, какие очные и заочные конкурсы выиграл первый у второго. И т. п. 
Или, желая во что бы то ни стало сравнить существенно разные эпохи, государственные личности и явления, не сравнимые внешне как френч, галифе и сапоги сталинского наркома с камзолом, чулками и башмаками с пряжками  испанского вельможи времен реконкисты - надо обязательно объяснить, зачем это делается, и не полениться, раз уж на то пошло, рассказать вкратце кто есть те и другие, когда  и где жили, в каких формациях...
И еще неплохо было бы постоянно помнить, что история исторической науки и исторической беллетристики содержит огромное количество примеров, когда ранние исторические исследования, при, казалось бы, небольшом объеме введенных в оборот документов и выявленных артефактов,  оказываются глубже и точней, нежели более поздние [1].


Показатель ВВП на душу населения в  РФ, достигнутый  в последние годы брежневского правления, в 1978-82 гг, явился апогеем правления ортодоксальных коммунистических лидеров, и не был превзойден ни через 15 лет. ни через 20, ни через 25 [2].


Продукции, которую традиционно относят к фактору выживания и некоторого комфорта, производили в конце 70-х - начале 80-х не просто больше, а значительно больше. В этой номенклатуре электроэнергия, говядина, свинина, сливочное масло, рыба, водка, ординарные и марочные вина, диван-кровати, традиционные отечественные концепты пылесосов, стиральных машин, телевизоров, велосипедов, мотоциклов, привычные износостойкие нейлоновые носки, нательные майки, трусы, пижамы, кальсоны. Требования к качеству, конечно, было пониже, чем у телеэстетов, изнывающих от невозможности ежедневно вкушать пармезан ризотто, котлеты из щуки и устрицы фин дё клэр, но все же оно было, т. е. качество. Не избыточное, которым гордятся иностранные производители, заставляя потребителя платить за функции,  которые ему непонятны и не нужны, а  оптимальное качество на уровне, способном удовлетворить по критерию цена/качество большинство потребителей со средним доходом
В этой части можно констатировать преимущество того времени перед последующими реформаторскими годами, а также и  нынешним временем. А если учесть, что утраченные велозаводы, производства телевизоров, мотоциклов и т. п. - это рабочие места, выживание моногородов и подспорье для тощего бюджета семей и организаций - то преимущество выглядит явным.
И подобные откаты  заметны во многих сферах и отраслях. Да, тогда было значительно лучше: с отечественным приборостроением и бытовой электроникой, гражданским авиастроением и гидроэнергетикой, с ценовой доступностью внутренних пассажирских перевозок и путевками в санатории и базы отдыха; быстрей и успешней осваивались новые территории, для неудовлетворенных и для непоседливых граждан открывались вполне цивилизованные и правовые  возможности бросить все и начать на новом месте с нуля [3].
Правда, тогда, впрочем, как и сегодня, с народом никто не разговаривал и ничего не объяснял (а с народом надо говорить, постоянно, как с маленьким ребенком - иначе через самое короткое время можно ожидать неприятных неожиданностей). Оттого представление гражданина о его координате на мировой карте социального благополучия было искаженным. Считалось, что качество продуктов питания у нас низкое ("травят народ "), хотя в действительности обстояло с точностью до наоборот, шутили, что в колбасе нет мяса, хотя технологически заменить ее чем-либо дешевым не представлялось в те времена возможным, брезгливо осматривали в отделах текстиля пиджаки и костюмы советского индпошива, при том, что чуть ли не в любом районном универсаме можно было подобрать очень неплохой деловой образец, не хуже европейского (этим воспользовались в конце 80-х кооператоры, переклеивая торговые ярлыки вроде фабрики "Красная нитка" Ивановского райпромторга" на таинственно-непонятные "SOS", "Sale", "Metallic", "About").
Раздражал периодически возникающий дефицит, в том числе по пустяковым товарным позициям, которые еще вчера повсеместно в изобилии заполняли витрины (спички, соль, гвозди, скрепки, бумага, носки, граненые стаканы, одеколон). Дефицит также неожиданно прекращался, как и возникал, без пояснений, устранения недостатков и выводов на будущее. Знаменитый дефицит вареной колбасы,  сильней других подтачивающий Великий и Могучий [4], мог быть исправлен повышением продажной цены за килограмм на 0.5-1 руб. Решение требовалось принять на уровне правительства, но об этом могли узнать западные недоброжелатели и объявить о крушении социалистических устоев - решение не приняли...

Чтобы не увлекаться в глубь темы, которая не "кликабельна",  а,  следовательно, абсолютно праздная для исполнителя, остановимся всего лишь на нескольких критериях, по которым (преимущественно) неформальное общество и отдельные граждане оценивали в те времена качество жизни за границей и у нас.   
За границей: безопасность жизни; возможность получения востребованного на рынках труда образования; экология среды обитания.

У нас: устройство на более и менее доходную или престижную работу; решение социально-бытовой триады еда - одежда - квартирная обстановка; возможность нескучно проводить досуг (в XIX веке это называли более точным словом "рассеяние") [5].
Критерий - безопасность жизни. По количеству насильственных преступлений,  в частности убийств на 100 тыс. населения, Россия в конце 60-х - начале 80-х годов в разы, а в отдельные периоды в десятки раз(!) "опережала" развитые страны Европы [6]. Одного этого показателя достаточно, чтобы констатировать, что жить достойно и уверенно в такой стране невозможно,  и прекратить дальнейшую дискуссию.
Деятельность милиции, которая "нас бережет", ее внешний вид, манеры, рассказы людей, сталкивающихся с ней ближе - не внушали ни уверенности, ни уважения, ни надежд. Типичная картина времени: на виляющей от обочине к обочине милицейской машине (или мотоцикле с коляской) разъезжает по улицам и проселкам нетрезвая веселая компания из лейтенантов, сержантов и девиц легкого поведения.
О суде, прокуроре и адвокате знали, как правило, понаслышке и на протяжении жизни с ними не соприкасались. Тем более, что суд в общегражданском обороте не удручал себя вопросами защиты чести и достоинства гражданина, ограждения его от произвола и незаконных действий других лиц, а рассматривал дела почти исключительно по весьма занятным бракоразводным перипетиям и разделу имущества между родственниками и супругами; требовались "концы", чтобы заявление приняли, а затем, чтобы рассмотрели по сути.
Народ делал вид, что ему все нипочем, открывал дверь в любое время на каждый стук и звонок, ходил вечерами в кино, в гости и в рестораны, но боялся... что попадет в какую-нибудь уличную разборку, что в ресторане изобьют, что остановят в темной подворотне и отберут деньги,  что снимут шапку...
Критерий - доступность получения хорошего или престижного образования, востребованного на рынках труда. Показателен пример: в поясе 200 км от Москвы ежегодно из средней школы поступали в институт 1-3 человека. В основном, в областные педагогический, сельскохозяйственный, реже в медицинский. До столицы редко кто доезжал. А уж о том,  что есть такие вузы, как МГИМО, Институт иностранных языков, Дипломатическая академия, на периферии и слыхом не слышали (например,  в Справочнике вузов на 1979 г их еще нет). Динамика процесса вузовского образования в брежневские годы была незначительная. Но все же различия в периодах существовали. В 60-х гг везде, кроме некоторых авангардных направлений науки и общественной жизни и сфер деятельности одаренных педагогов-новаторов, учили неинтересно и плохо [7], но все думали, что так и должно быть, общественная студенческая жизнь бурлила и, по известному образному выражению, разливалась всеми цветами радуги; профессиональную никчемность сглаживали занятия в студенческих научных кружках и надеждой , что за прилежание в "научных" исследованиях и общественной работе после окончания учебы оставят в аспирантуре. В 70-х гг  и начале 80-х тоже учили неинтересно и плохо, но общественная студенческая жизнь уже не бурлила, аспирантура и место преподавателя на кафедре стали считаться престижными во властных и элитных кругах, поэтому примерно с 1975 года фактически сделалось невозможно просто так, без связей и взятки, за одни лишь учебные, исследовательские и общественные заслуги остаться в аспирантуре (одновременно резко снизилась вероятность поступить в аспирантуру  после срока обязательной отработки). В стране было около десятка вузов и факультетов европейского уровня, для поступления в которые нужна была недоступная даже гиперталантам специальная подготовка (например, в МФТИ, МИФИ, мехмат и физфак МГУ - требовались повышенные познания по математике, а именно: математической технике, что давали только хорошие математические спецшколы, на международную журналистику - продвинутое знание одного или нескольких языков и даже профессиональные публикации) [8].
Мальчики поступали в военные училища - но это не был выбор престижного или интересного дела; поэтика военной профессии прошла, выбор определялся, во-первых, недостаточной подготовкой для прохождения конкурса в желаемый гражданский вуз, во-вторых, уверенностью в некоторой карьере, которая выделит над сверстниками, в-третьих, слухами о нескучной жизни и больших зарплатах у военных. В деревенских и поселковых школах таких было больше, чем поступивших в гражданские вузы [9].
Критерий - экология, то есть о среде, благоприятствующей или препятствующей  производительному труду и развитию личности.
Иностранный неоднозначный  термин и размытая проблема мало кого озабочивали. Считалось, что власти и ведущие специалисты следят за тем, за чем надо. Если леса срубают, а реки пересыхают, то это обычный природный круговорот; когда-то и Волга не там текла, и Рязань была больше Петербурга. Эстеты проникались эргономикой, той же экологией, но масштабом поменьше, на уровне лаборатории, цеха. Но, вероятно, путали ее с модной тогда экибаной, и дальше затейливых букетов цветов на столе секретарши и особой подсветки в углах кабинета начальника новация не продвигалась. В механических цехах круглогодично было холодно, сыро и грязно. В обшарпанных комнатах технических и производственных бюро стояли крепкие канцелярские столы и старые разваливающиеся стулья, на стеллажах,  в шкафах и на шкафах внаброс лежали под слоями пыли проекты, схемы и технические описания "с времен Очаковских и покоренья Крыма", на современные технологии намекали немецкие отвертки с ярко оранжевыми рукоятками, стрелочные тестеры, осциллограф, логарифмическая линейка и штабеля ящиков [10] с иностранными этикетками.

Новопринятым на работу специалистам объясняли только самое необходимое. Конкуренция была преимущественно злобно-недоброжелательной [11], работник за пять лет путем проб и ошибок узнавал то, что при надлежащем низовом и общезаводском обучении мог освоить за три месяца [12].
Об общедоступных профессиональных конкурсах в отраслях и на предприятиях не было и речи. Именно такие мероприятия объективно выявляли кандидатов в чемпионы мира, тех, которые со временем могут открыть неизвестные ресурсы природы, доказать недоказанные теоремы, придумать новые методы [13] и технологии, наработать на Нобелевскую премию. Замещение высших производственных должностей партийными функционерами, родственниками, полезными знакомыми и знакомыми полезных знакомых становилось очевидным анахронизмом. И хотя техника еще не делала таких рывков, когда в три-четыре года полностью менялись научно-технологические и организационные концепции и приоритеты, становилось заметно, что отстаем.
Модернизации и текущие громкие проблемы  разрешались не проектами, квалификацией, продуманной профилактикой и очередностями, а дилетантскими импровизациями, мистификациями и навалом.
Типичная сцена на производстве, на крупном машиностроительном заводе. На важный, но простейший ремонт станка с ЧПУ, у которого грузчики при смене заготовки сорвали с болтов конечный выключатель собиралось человек тридцать: все цеховые электрики, бюро ЧПУ, бюро приводов и человек пять из цехового руководства, замы главного инженера. Начальники бюро с непроницаемым видом ходили вокруг станка, долго изучали схемы, открывали и закрывали шкафы с мигающими светодиодами. Менее проникнутые важностью момента рядовые инженеры и монтеры заглядывали им из-за  спин,  ничего не замечая анормального и не получая ответов на свои вопросы. Зевая от холода и скуки, спецы группировались кучками по интересам, чтобы обсудить футбольный чемпионат, отсутствие шансов где-либо подработать к зарплате, недальновидность начальства, надменность конторщиц  и куда пойти сегодня обедать. Вдруг все уходили. После обеда появлялись два монтера и за пятнадцать минут ставили новый конечник.
Подобная организация работы со временем начинала раздражать даже тех, которых все и всегда устраивало. Эргономика явно давала сбои.
Еще не отстали, еще не проиграли, еще не испытали позора и отчаяния, но, как у пережившего свой век идеалиста-страстотерпца, финиш становился постоянно и мучительно различим.

Наши, отечественные,  критерии качества жизни не были научными, а шли от жизни - были выстраданы десятилетиями неурядиц, отражали человеческие чаяния о минимальном жизненном комфорте, этаком маленьком временном счастье накануне неких грандиозный свершений (в них верили года до 78-го) и больших хороших перемен в части благосостояния.
Критерий счастья 1- устройство на более и менее доходную или престижную работу
Высшее образование и заслуги, а тем более научно-технические достижения (изобретения, рацпредложения, статьи в журналах) предполагались факультативными, т. е. могли отсутствовать. Важно чтобы попасть в колею. Одно дело прийти молодым специалистом на завод и начать свое великое служение с рядового мастера участка, такого же, как еще двадцать или сорок в цеху. Кто-то со временем выдвигался в старшие мастера, кто-то к пенсии становился замом или даже начальником цеха. Иной дороги у цехового мастера при типовой размеренной работе, от одного месячного плана до другого, не было. Можно было организовать какой-нибудь справедливый скандал с внутризаводским резонансом. Резонера сразу замечали и обычно предлагали или повышение, или место в другом более перспективном подразделении. Но дело это рисковое да и не всякий по психологической конституции своей его потянет. Как пел Высоцкий: "Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков".
Другое дело поступить под протекцию влиятельного человека (дяди, отца, друга семьи, делегата клана), который отследит все служебные перипетии, охранит от ошибок и случайностей, осуществит продвижение так, что ни кому, ни на какой контрольно-проверочной комиссии не придет в голову заподозрить неистинность заслуг. Подавляющее большинство руководителей  так называемого директорского корпуса 70-х выдвинулось именно таким путем. Такой способ выдвижения несомненно накладывал отпечаток на кругозор руководителя, нравственные устои и методы действия.
К директорскому корпусу у знатоков и специалистов какое-то особое уважение. Считается, что он как единственная высококвалифицированная институция на поле практической хозяйственной деятельности спас экономику от резкого обрушения в период безглуздых горбачевских реформ  - феномен, о котором не все знают.
Кто-то (возможно, Синявский или Даниэль) иронично заметил,  что большевики получили большинство симпатий благодаря своей забавной рубленой терминологии, народу она понравилась: ВКП(б), Ревком, Комбед, ВЧК, Торгсин... Похоже, что и в случае с директорами народу понравилось эффектное выражение "директорский корпус".
В реальности и безглуздых реформ не было [14], и достославные "брежневские" директора ничем нетривиальным себя не проявили. Ни в ранний горбачевский период, когда обсуждались концепции, ни в поздний, когда предпринимались некие практические шаги. А в первые годы постсоветского времени ("брежневские" директора и тогда все еще стояли у руля предприятий) они не сделали и десятой доли того, что могли бы сделать. Причина? Самая простая и самая парадоксальная: они были тотально неграмотны, как управленцы. Они выучили  несколько производственных ситуаций, научились в них удовлетворительно действовать. Новые же ограничители, непривычные для них, сразу поставили их в тупик. Парадоксально! Хотя даже средний выпускник бизнес-школы, изучивший практикум аварийного управления,  знал, что и как надо делать [15].

Относительно карьерных неудачников, лиц без связей или с незначительной поддержкой. Даже из тех, кто с первых лет своей трудовой деятельности ставил задачу каким-либо образом выбиться наверх, будь то высокая административная должность, или достижение высшей конструкторской квалификации, или  защита докторской диссертации, или карьера по партийной линии - таких волею случая в зоне моего внимания было более двухсот человек (реципиентов) - только трое взошли на самый верх (один вырос до известного ученого, получил Государственную премию [16], другой вошел в руководство, а в более позднее время стал владельцем знаменитого футбольного клуба, третий несколько месяцев занимал должность председателя горисполкома (мэра)) и еще человек десять поднялись на региональных уровнях и в соответствующих масштабах (в должностях "вечных" директоров средних предприятий, начальника ГАИ, известных адвокатов, кандидата наук, зав. кафедрой в институте)
"Некарьеристам" в плане хорошего трудоустройства тоже было нелегко. Инженерные зарплаты были маленькие, подработать где-либо было крайне трудно, тем более, что предлагаемые приработки почти всегда были нелегальными, и заказчик нередко односторонне снижал договорные ставки, а порой, не расплатившись, просто исчезал из виду. Переход из инженеров в рабочие сопровождался семейной драмой и административно-классовыми притеснениями (начальство смотрело с недоверием, рабочие за своего не принимали).

Критерий счастья 2 - решение социально-бытовой триады еда - одежда - квартирная обстановка.
В этой части все обстояло, хоть и неоднозначно, но в итоге вполне сносно. Недостатка в еде, вине и водке не существовало. И если бы не распропагандированный культ вкусной и изысканной еды, никаких недовольств и возмущений тут не предполагалось.
В одежде народ был неприхотлив. Послевоенная традиция сохранялась: вещи берегли и даже сезонные и одноразовые носила годами. Так что в шифоньере какого-нибудь нестарого школьного завуча всегда что-нибудь висело и на будни, и на досуг, и на праздник, и на официальную встречу. И почти все отечественного производства. К услугам гурманов от кутюр - многочисленные ателье индпошива. Стоять в очереди не приходилось даже в центре Москвы, цены - умеренные. Джинсы вплоть до Андропова были в тотальном дефиците. Но джинсы - это не одежда, т. е. не физиолого-эстетическая необходимость. Это - воспитание. Многие достойные публичные люди никогда в жизни не носили джинсы, но одевались элегантно, по моде, и выглядели на пять с плюсом.
С квартирной обстановкой обстояло подобным же образом. Если не исследовать экстремальную историю коммунально-бытовых нравов - а тут и с едой, и с одеждой, и с мебелью, и с соседями происходили воистину шекспировские трагедии - то и тут народное море до середины 80-х оставалось не взбаламученным: главное квартира есть, а мебелью обрастем со временем.
Критерий исследуется не в части абсолютной социальной и эстетической нормы первой четверти XXI века, а лишь относительно давнего конкретного промежутка времени и в ракурсе: затрудняло ли данное состояние (рынка продуктов питания, одежды, мебели, сантехники, бытовой техники, электроники) жизнь советского человека. Ответ: Если и затрудняло, то не очень.

Критерий счастья 3 - возможность нескучно проводить досуг (т. е. "рассеяние").
На воскресенье ездили к родителям. Или принимали гостей, или сами шли в гости - любимое занятие брежневского времени. Но не каждую неделю. На надувной лодке по озеру, велопробег до соседнего населенного пункта, лыжи зимой - это удел одного из десяти, а еще девяти человекам что делать. Не все были архивными интеллектуалами, которым довольно темной комнатки и продавленного дивана, чтобы читать и перечитывать монографии, хроники и тонизирующие романы.


Если бы не угасшая еще популярность кинематографа, привлекавшего повсеместно большое количество народа на новые и ретро показы [17], то с "рассеянием" в будние дни дело обстояло бы совсем плохо. Даже культурно выпить и посидеть с друзьями  и семьей было проблемой. Пивные бары, кафе и рестораны из относительно культурных заведений еще в 60-х годах во время промышленного бума превратились в злачные места. Постоянное сквернословие, ссоры, драки. О состоянии милиции уже говорилось: и не защищала, и порядок на надлежащем уровне не поддерживала, а жила своей особой личной жизнью, про которую зеленые новобранцы  и выдуманные телевизионные прототипы разных рангов понимали как про высокое служение (неизвестно чему), а опытные служаки - всего лишь как дополнительные возможности  к удовольствиям и личной независимости.
Рестораны притягивали - как символ зажиточной и беззаботной жизни. Но во всех однотипных явлениях есть общие начала: официанты долго не обслуживали, грубили и обсчитывали, клиенты не соблюдали нормы, и вместо того, что бы слушать музыку, есть непривычные блюда, запивая понемногу слабым вином, глушили фужерами водку, дрались, угрожали, переходили на поножовщину - даже в элитных ресторанах больших городов. Зачинщиками рукопашных конфликтов почти всегда были завсегдатаи ("золотая молодежь" и богема). Они презирали "прочее быдло", их прикид, их манеры, их жен; вели себя изысканно-вызывающе, с особым шиком хамили женщинам, делали непристойные предложения, нарочно провоцировали на прекословие и драку; администрация стояла на их стороне, официанты придерживались нейтралитета. После очередной разборки, с кровью, разбитой посудой, приезжал милицейский бобик. Младший лейтенант лениво подходил к администратору, получал  положенную мзду и шел забирать избитых, которых официантки вытирали и приводили в чувство в отдельной комнате. Зачинатели драки в это время преспокойно сидели за своими столиками, продолжая так весело начавшийся вечер.
Иногда случались эксцессы: за избитых товарищей прибегал заступиться взвод курсантов - быстро и методично обрабатывали кулаками, ремнями, сапогами всех, кто был похож на "хозяев жизни" и, построившись в ближайшем переулке в колонну по три, исчезали.
В деревнях и поселках других средств интеллектуального "рассеяния", помимо кино,  и близко не существовало. Отсутствовали также и рестораны, а кафе от греха подальше закрывали уже в семь вечера. Сявотистые компании собирались у остановки, за школой, у закрытого кафе,  у магазина. Фильм про уличную шпану 60-х "Три дня Виктора Чернышева", где пятеро парней пристают от нечего делать к прохожим, дурачась и дразнясь. - это не про шпану, а про безобидных шалунов. Шпана - это физическое насилие, это нож [18] в кармане у каждого, это готовность припугнуть этим ножом, а если затеется дело, то и употребить...
Обыватель, взопрев от неясных предчувствий, несся по вечерней улице, не реагируя на оклики, ни на кого не глядя, лишь бы быстрей перешагнуть за родную калитку. Возможно, в этом было особое удовольствие, раз вспоминают о тех годах, как о лучших периодах жизни - как же: не изловили ведь, не оскорбили, не избили... - эк ловко ускользнул!

И прочее, и прочее, и прочее...
Люди, ау!





------------ ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] В российской истории это в большей степени коснулось времен Екатерины Второй, Павла Первого, Александра и Николая Первых, Отечественной войны 1812 года, Сперанского, Ростопчина, Декабристов, Пушкина. Гоголя, Белинского... Точней тех оценок, которые были даны этим деятелям и явления по свежим следам (для истории это 15-50 лет после пика явления), доныне нет. Последующие исследования лишь добавляли песчинки в гамады.   

[2] По общий сумме ВВП уровень 1980-1990 был достигнут только в 2006, а по большинству основных (исторических для России) отраслей промышленности и сельского хозяйства, кроме газонефтедобычи и предприятий с нею ассоциированных, лишь десятилетие спустя. По ряду позиций сравнения сделались и вовсе невозможны  ввиду отсутствия сколь-нибудь значительных показателей или самой отрасли.

[3] Помните у А.Вознесенского: "Надо, как Брумель, начать с ничерта!"

[4] Великий и Могучий (Советский Союз) - эпитеты из Гимна СССР

[5] Расхождение в главных критериях качества жизни происходило не потому, что мы сами с усами и плевать хотели на всякие там заграницы. Это было бы хорошо, но этого не было. На границу тогда оглядывались даже больше, чем в лживых 80-х горбачевского периода и в обманчивых 90-х, когда каждому хоть на полгода или на месяц поверилось, что он каким-то невероятным стечением обстоятельств разбогатеет, сделается успешным, важным, красивым, знаменитым... Кстати, в 70-х в каждом областном и просто сколь-нибудь крупном городе для иностранцев обязательно оборудовали специальные гостиницы повышенного комфорта, куда своих не пускали, а также магазины, залы в ресторанах и т. п.  Причина разных критериев крылась в абсолютном несовпадении привычной атрибутики быта, работы, транспорта, отдыха, государственной системы бесплатных,  дотируемых и льготно-поощряемых социальных программ у них и у нас.

[6] Статистику скрывали. Даже в юридических институтах студенты изучали криминалистику на обобщенных примерах катастрофически огромной преступности в странах капитализма (образчиком тут являлись США, где преступность традиционно выше, чем в странах классической Европы) и благоприятной в странах социализма (в качестве образца бралась ГДР, где с преступностью обстояло неплохо)

[7] Хороший фильм "Доживем до понедельника" (1968) - типичное допущение соцреализма. т. е. не то, что было в реальности, а что должно и могло быть

[8] При этом победителями республиканских и всесоюзных олимпиад среди школьников чаще становились представители периферии, где не было ни хороших спецшкол, ни необходимой литературы, ни достаточно подготовленных для такого уровня учителей. Последующая научная биография таких "победителей с периферии", как ни странно, продолжалась отнюдь не в выше перечисленных столичных альма-матер, а на той же периферии: в лучшем случае региональные власти способствовали их облегченному поступлению в местные не выдающиеся по всесоюзному рейтингу  вузы, где они с трудом годам к 35 защищали малозначительные мелкотемные кандидатские диссертации. Это те, из которых можно было вылепить без особого труда  великих ученых, те, которые могли стать Абелевскими, Филдсовскими, Нобелевскими и т.п. лауреатами.

[9] В начале 70-х годов большинство военных училищ перевели в статус вузов (до этого преобладали средние военные училища) и вместе с присвоением воинского звания и военной специализации стали выдавать общеинженерные дипломы. Я проводил интервьюирование  и анкетирование среди десятков курсантов военных училищ и офицеров гарнизонов, в том числе по аспекту выбора военной профессии. Пылкой страсти к военной службе как к профессии я не обнаружил ни у одного человека, хотя романтико-патриотическое восприятие действительности у некоторых молодых офицеров было заметно. В основном свой выбор мотивировали равнодушно-индифферентно: а куда я еще пойду?! что тут, что там...  Примерно у одной трети опрошенных преобладала грубо утилитарная мотивация: одежда и обувь - бесплатные, без жилья не оставят, о карьере начальство подумает, напрягаться особенно не надо (при этом обычно приводился в пример некий знакомый офицер, гость дома, подчас родственник, который, по мнению окружающих, всю жизнь ничего не делал,  жил в шикарно обставленной квартире, хорошо одевался, ежегодно ездил на курорты, имел машину и т. п.)

[10] В ящиках часто лежали красивые дорогостоящие железки и приборы, которые не подошли к нашим производственным линиям или которые по прошествию сроков между заявкой и прибытием контейнера раздумали устанавливать

[11] На всех заводах так - от мелкого опытного производства гидромодулей до танковых гигантов, флагманов турбостроения и ракетостроения. Песня "Руку дружбы подали, повели в забой" - это про шахтеров; возможно, у них было по-другому.

[12] В фильме "Частное мнение" (1977) в целом верно подмечено: опытная работница инструментальной кладовой нарочно путает ярлыки и места хранения инструментов, чтобы сменщица путалась и не находила. Этой "невинной" хитростью выигрывалась конкуренция, и утверждался статус высококвалифицированного работника.

[13] Наполеон говорил, что решаема любая проблема, надо только найти метод решения

[14] Трудно назвать реформами те колебания "шаг вперед, два шага назад". Во-вторых, надо признать, что в горбачевские годы контроль над экономикой государство не утрачивало.

[15] Основные вызовы были такие. Сначала предприятия стали терять некоторую часть покупателей и заказчиков; их доля не была катастрофической, ибо централизованное планирование никто не отменял, а утвержденный план приравнивался к закону. Но заменить их и найти других представляло трудность, ибо такими поручениями раньше не занимались. Далее возникла вилка: банки не всегда имели возможность кредитовать производственные предприятия в прежнем режиме; последним, чтобы обеспечить непрерывную работу технологических линий по выпуску готовой продукции, т. е. оплачивать электроэнергию, материалы, полуфабрикаты, газ, пар, сторонние транспортные услуги, работу субподрядчиков и т. п., приходилось брать деньги из фонда заработной платы, а зарплату задерживать или выплачивать частично, или навязывать вместо денежной формы натуральную (товарами цеха ширпотреба, непрофильными складскими активами). Выдержать конфликт с рабочими и профсоюзами было непросто, тем более, речь шла о ситуации ранее немыслимой.
Помимо денег из фонда зарплаты, можно было примерно такие же суммы волюнтаристски заимствовать из резервирований на оплату текущих платежей по налогам и социальным фондам. Но налоговые органы находились начеку, и необходимые фискальные суммы принудительно снимались с расчетного счета предприятия, не взирая, откуда и для чего поступили на завод деньги. Обозначился вопрос: как сделать так, чтобы хотя бы некоторое время иметь возможность пользоваться фискальными деньгами; как организовать эту процедуру так, чтобы не выходить за рамки закона. Вот здесь требовалось проявить директорскую сметку, смелость, умение овладевать новыми знаниями и методами. Семнадцать из двадцати директоров тест провалили. К середине второго постсоветского года большинство предприятий встало или перешло на двух-трех дневный режим работы сотрудников.

[16] Получал одновременно с Беллой Ахмадуллиной

[17] См. статью автора "Золотой век рос. кино. Статистическое введение"

[18] В отличие от шпаны 30-50-х, носивших в кармане воровские заточки, "семидесятники" имели складные магазинные ножи, которые тогда продавались в каждой торговой точке, даже в отделе игрушек


Рецензии
Можно не сомневаться, что в демократических странах, где народ хорошо организованный в свою партию сам, на парламентской основе, выбирает себе законы своей жизни, при которых право на общественно необходимый труд даёт каждому гарантированное право жить достойно результатов квалификации своего труда и там гораздо больше людей, чем в России, понимают социально-экономическую сущность общества социальной справедливости.

Ведь в этих странах право на труд законодательно уже в какой-то мере даёт каждому гражданину страны гарантированное право жить достойно любого общественно необходимого труда. В социально развитых странах люди с удовольствием трудятся на своих рабочих местах только потому, что не только их труд честно и справедливо нормирован, но и нормы необходимых каждому базовых средств для жизни определяются от их общей производимой в стране массы относительно равномерно по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда. А их качество каждый для себя определяет по зарплате от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике общества, что позволяет всем не только ощущать справедливость и мудрость законов своей страны, но и чувствовать себя счастливыми людьми.

Когда в России было подобное?

А деньги пропорционально труду ещё нигде и никогда не позволяли всем жить достойно своего общественно необходимого труда, ибо деньги ВСЕГДА ОПРЕДЕЛЯЮТ И ВСЕГДА БУДУТ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЧАСТНЫЙ ХАРАКТЕР ПРИОБРЕТЕНИЯ НЕОБХОДИМОГО ТОЛЬКО ТЕМ, У КОГО ДОСТАТОЧНО ДЕНЕГ ДЛЯ ТАКОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ, В УЩЕРБ ТЕМ, КТО НЕ СМОГ ПОЛУЧИТЬ НЕОБХОДИМОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КОМУ НЕ УДАЛОСЬ УСТРОИТЬСЯ НА БОЛЕЕ ОПЛАЧИВАЕМУЮ РАБОТУ И У КОГО БОЛЕЕ СЛОЖНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.

Если нет закона гарантирующего с правом на честно и справедливо нормированный общественно необходимый труд и у каждого нет прав на справедливо нормированное количественные необходимых каждому средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды по количеству и квалификации своего труда, то социальной справедливости быть не может.

А вот если нормы необходимых каждому средств для жизни будут для всех относительно равными от их общего производимого в стране количества, а благоустройство жилья, приготовление блюд питания и изготовление одежды будет по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны, то это и будет социализм. При этом нормы жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды должны быть обязательно относительно равными для всех от их общей производимой в стране массы по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда, сохраняя рынок на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия населения. А равное для всех количество денег при разных социальных условиях жизни приведёт только к ещё большему социально-экономическому кризису!

Что-то не понятно?

И превращение частной собственности в общественную или государственную не делает производимые в обществе материальные блага достоянием всех по достойным человека нормам, если нет закона гарантирующие такие нормы от общей массы производимых в обществе и необходимых каждому средств для жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды! Меняется только характер собственности средств производства, но если распределение средств для жизни сохраняется по-прежнему через рынок, по зарплате пропорционально труду, то говорить о справедливости для всех при товарном производстве средств для жизни ради прибыли хозяев средств производства, всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве! Особенно если нет никаких гарантий на социально-бытовые условия жизни по количеству и квалификации труда. Именно поэтому социализм появляется там, где большинство населения выбирает законы гарантирующие как минимум социально-бытовые условия жизни по труду и никак не иначе!

Или, как говорил Ф. Энгельс, сущность социальной справедливости заключается в том, что ни у кого не должно быть никаких преимуществ перед людьми общества, кроме как по общественно необходимому труду на благо этого общества.

Именно поэтому никакая диктатура пролетариата, никакое упразднение частной собственности никогда не решит проблемы нищеты малообразованной и менее удачливой чести населения, если это население никогда не мечтало о социальных гарантиях по труду, не желает думать о равных для всех социально справедливых законах и не пытается объединяться для их реализации.

В процессе развития экономики подобное распределение можно применить и к средствам коммуникации (связь, информация, транспорт, энергия, водопровод, санитарная канализация), а их конечные устройства, которые необходимы для достойной человека жизни, могут приобретаться тоже по зарплате. Вот и вся разница между социализмом и коммунизмом. Естественно, что человек к двадцати-двадцати пяти годам должен получить достойное воспитание и образование.

А учитывая, что народ это население страны объединённое согласием с законами своих социально-экономических взаимоотношений с единой системой воспитания и образования, что определяет культуру общество, то нечего удивляться, что Россия на девяностом месте по социальному благосостоянию народа и можно сделать вывод, какой сброд живёт на её территории...

Деньги при социализме не отменяются, а сокращается их монополия для более справедливого распределения между гражданами страны необходимых каждому средств для достойной человека жизни.

Труд должен быть здоровым, а при вредных условиях стаж должен снижаться, а социальные льготы увеличиваться. Возможны и другие варианты, но необходимо осознать, что зарплата пропорционально труду и гарантии на социальные блага необходимые КАЖДОМУ для достойной труда жизни - ЭТО АБСОЛЮТНО РАЗНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ. От гарантий и льгот можно отказаться, как и от зарплаты, но ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ!!! Но кто знает таких людей, кто отказывается от зарплаты? В деньгах сытости не бывает!

Дети должны иметь всё необходимое для своего развития в силу своего несовершеннолетия по преемственности поколений, имея дополнительные бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение, старики иметь нормальные условия для жизни как уже заслужившие своим трудом достойную старость.

Организовать жизнь общества, чтобы право на труд КАЖДОМУ гарантированно формировало право на социальные блага для жизни достойной труда МОЖНО И ДОЛЖНО!!!! Именно это снижает все социальные напряжения и Роберт Оуэн доказал ещё в ХIХ веке на своих предприятиях в Нью-Ланарке, что человек есть продукт окружающих его социальных условий, организации образования и воспитания, что чем лучше созданы условия труда и быта, организовано воспитание и образование, чем мудрее законы в обществе, тем человек быстрее облагораживается и совершенствуется, а в обществе складываются доброжелательные и дружеские отношения, основанные на солидарности, сотрудничестве и взаимопомощи.

Можете не сомневаться, что и коммунизм - это не общество всеобщего благоденствия, идиоты недовольные самыми справедливыми законами ВСЕГДА НАЙДУТСЯ!

В своё время Н.Г. Чернышевский писал, что роль гегелевских идей в теоретическом обосновании социалистических идей русскими революционными демократами позволяют лучше понять, оттенить, конкретизировать содержание и значение критического осмысления и истолкования идей Гегеля именно как одного из источников философской теории русского народнического социализма. И в этом смысле гегелевские идеи о прогрессивном развитии человечества, в полной мере осуществляющему идеи мирового разума, были поняты и истолкованы русскими мыслителями-демократами под углом зрения борьбы за свободу, за освобождение народа от угнетения власть и богатство имущими, за ликвидацию всяких форм его экономического и политического угнетения. Но это произойдёт не раньше, чем сам народ выберет для себя самые мудрые социально-экономические законы, поймёт необходимость объединения для их становления в своей стране и никто за него это делать не будет.

И Маркс писал, что условием освобождения трудящегося класса от наёмного рабства есть полное упразднение противоположных классов! Идя по пути своего развития хорошо организованный в свою партию трудящийся класс заменит одряхлевшее старое классовое общество на ассоциацию равноправных мирных и трудолюбивых людей, что исключает как классы с их антагонизмом, так и политическую власть, официально выражающую такой антагонизм в обществе. Политическая власть должна быть полностью заменена правозащитной и судебно-правовой властью на основе равного для всех законодательства, ибо социальных прав без законов не бывает.

А до тех пор антагонизм между пролетариатом и буржуазией останется классовой борьбой, которая, будучи доведена до высшей степени своего напряжения, станет основой социальной революции. Общество основанное на противоположности классов обязательно придёт к своей развязке либо через грубое противоречие и физическое столкновение людей из противоположных классов, либо через партийный парламентаризм. Такое социальное движение не исключает политическую борьбу и никогда не существовало политического движения, которое не было бы в то же время социальным. А когда не будет классов и классового антагонизма, то не будет и межклассовых кровавых столкновений.

Но успешно революционные процессы для становления общества социальной справедливости могут пройти только в такой стране, в которой большинство не только знают их конечные результаты, но и объединяются для их осуществления.

А кто сегодня в России это знает и ставит себе такие цели?

Аникеев Александр Борисович   09.03.2020 21:24     Заявить о нарушении
Аристарх Обломов
Это не рецензия, а дополнительная публикация более и менее к месту своего материала, который не является ни статьей, ни заметкой. Это голая эмоция без обозначения конкретного вопроса, без примеров и цифр, с демонстрацией определенной эрудиции в области научного коммунизма

Аристарх Обломов   10.03.2020 21:40   Заявить о нарушении
Но вы, вероятно, когда-то знакомились с российской версией научного коммунизма, где вообще не было ничего научного.

Но настоящая марксистская теория выдвигает положение, что капиталистический способ производства с определенного этапа развития характеризуется не столько обобществлением средств производства, сколько переходом от частного характера приобретения средств потребления посредством денег к стремлению к их распространению по количеству и квалификации труда частично сокращая их товарное производство в экономике общества.

Этот переход обусловлен перманентным процессом разделения труда и, соответственно, новым более высоким уровнем развития производительных сил. Такое обобществление — главный процесс социалистических преобразований и этот процесс, с точки зрения марксизма, раскрывает реальные социалистические формы распределения средств для жизни при определённом развитии экономики и левых сил в обществе. Реальное обобществление средств для жизни в соответствии с общественным характером их производства неразрывно связано с процессом постепенного исчезновения противоборствующих классов и, как следствие, института буржуазного государства и становления его социалистической формы. Марксизм раскрывает процесс развития экономики от монополии капитала к монополии закона о социальных гарантиях по количеству и квалификации общественно необходимого труда граждан общества и этот закон точно определяет реальные формы обобществления средств для жизни с целью приведения общественного характера потребления этих средств для жизни в соответствие с общественным характером их производства.

В основании идеи обобществления базовых и необходимых каждому производимых в обществе средств для жизни по количеству и квалификации труда лежит диалектическое понимание общественного развития, когда процесс развиваясь и вбирая всё богатство исторического развития, все его достижения и результаты разрешённых противоречий преобразуется в более совершенные формы за время развития своей сущности. В экономических отношениях результатом такого развития, по представлениям классиков марксизма, и будет социализм, то есть общество, где потребности в жизненных средствах каждого будут определяться совместным трудом по законодательно оформленному относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества общественно необходимого труда при общественном владении всеми природными богатствами своей страны.

Общее владение и использование природных ресурсов и всех производимых материальных благ, подобно тому, как это происходило в первобытных обществах древних общин, но на новых, более справедливых отношениях вобравших в себя все человеческие ценности, выработанные на противоречивом пути от дикости к цивилизации. Подтверждение этому положению марксизм находит в процессах капиталистического развития, что позволяет выдвинуть экономическое обоснование смены капитализма, представить капитализм последней фазой частнособственнического этапа движения человеческого общества, представить последнюю фазу развития капитализма как необходимость при переходе к социализму. Раскрытие законов капиталистического развития и проявление необходимости действительно справедливых социально-экономических взаимоотношений служит в марксизме доказательством перехода к социализму, как форме необходимости такого обобществления для перехода от монополии капитала к монополии законов о социальных гарантиях каждого по количеству и квалификации своего общественно необходимого труда на благо общества, чтобы иметь необходимое для своего блага.

В подтверждение этого вы можете заглянуть в том 1 Капитала Маркса на стр.88-89, в переводе на русский язык, но наши "марксисты" почему-то всё это понимали как-то извращённо.

Аникеев Александр Борисович   10.03.2020 23:31   Заявить о нарушении
Трудно сказать вам что-либо за или против. Очень уж все обще.
Относительно Маркса можно лишь утверждать, что он был хорошим экономистом XIX века. Его теорию на псевдонаучном и бытовом уровне обессмертила ясно изложенная идея о прибавочной стоимости, которая всем запомнилась. Нового тут ничего не было (о научных основах торговли и структуре цены имели понятие и Адам Смит, и Екатерина Вторая, и Наполеон). Маркс, конечно, в меньшей мере историческая случайность, нежели Ленин, Дэн Сяопин, Горбачев, но даром провидения (качество, отличающее талант от гения) он не обладал, и если бы не усиленная 70-летняя пропаганда марксизма мощнейшим мировым государством СССР, о Марксе, его теориях и его последователях говорили бы сейчас не более, чем о Фурье и Сен-Симоне.
Истина, особенно в гуманитарных науках и сферах, многовариантна. Вряд ли сегодня классический марксизм имеет значительные перспективы в части практического воплощения в жизнь, как случилось в прошлом веке. Он и его апологетика исчерпали себя. В методологии борьбы бедных с богатыми найдется что-то и новей, и понятней, и рациональней, и справедливей.

Аристарх Обломов   13.03.2020 13:31   Заявить о нарушении
В своё время Маркс высказал предположение, что капиталистический способ производства с определенного этапа развития характеризуется не столько обобществлением средств производства, сколько переходом от частного характера приобретения средств потребления посредством денег к стремлению к их распространению по количеству и квалификации труда частично сокращая их товарное производство в экономике общества. Это его высказывание закреплено и в первом томе Капитале на русском языке стр. 88-89.

Этот переход обусловлен перманентным процессом разделения труда и, соответственно, новым более высоким уровнем развития производительных сил. Такое обобществление — главный процесс социалистических преобразований и этот процесс, с точки зрения Маркса, раскрывает реальные социалистические формы распределения средств для жизни при определённом развитии экономики и левых сил в обществе. Реальное обобществление средств для жизни в соответствии с общественным характером их производства неразрывно связано с процессом постепенного исчезновения противоборствующих классов и, как следствие, института буржуазного государства и становления его социалистической формы при победе левых сил. Марксизм раскрывает процесс развития экономики от монополии капитала к монополии закона о социальных гарантиях по количеству и квалификации общественно необходимого труда граждан общества и этот закон точно определяет реальные формы обобществления средств для жизни с целью приведения общественного характера потребления этих средств для жизни в соответствие с общественным характером их производства.

В основании идеи обобществления базовых и необходимых каждому производимых в обществе средств для жизни по количеству и квалификации труда лежит диалектическое понимание общественного развития. Но когда этот процесс, развиваясь и вбирая всё богатство исторического развития, все его достижения и результаты разрешённых противоречий, преобразуется в более совершенные формы за время развития своей сущности, то он, при определённых условиях, становится необратим. В экономических отношениях результатом такого развития, по представлениям классиков марксизма, и будет социализм, то есть общество, где потребности в жизненных средствах каждого будут определяться совместным трудом по законодательно оформленному относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества общественно необходимого труда, что должно определять и относительно равные нормы необходимых каждому средств для жизни при общественном владении всеми природными богатствами своей страны. При этом сохраняется рыночное разнообразие сверх необходимых норм для социального благополучия, для гостей страны и более богатых деньгами её граждан. В этом случае население полностью принимает такую форму своих социально-экономических взаимоотношений и считает эти взаимоотношения абсолютно правильными.

Именно общее владение и использование природных ресурсов и всех производимых материальных благ, подобно тому, как это происходило в первобытных обществах древних общин, но на новых, более справедливых отношениях, вобравших в себя все человеческие ценности, выработанные на противоречивом пути от дикости к цивилизации, и является сущностью общества социальной справедливости. Подтверждение этому положению Маркс находит в процессах капиталистического развития, что позволило ему выдвинуть экономическое обоснование замены капитализма социализмом и представить капитализм последней фазой частнособственнического этапа движения человеческого общества. Но представляя эту последнюю фазу развития капитализма как следствие при переходе к социализму, он обосновывает это как диалектическую закономерность.

Раскрывая законы капиталистического развития Маркс доказал проявление необходимости перехода к действительно справедливым социально-экономическим взаимоотношениям и именно это служит в марксизме доказательством смены капиталистической общественно-экономической формации на формацию более высокого экономического уровня. Переход к социализму есть неизбежность, но только когда капитализм достигнет пороговых величин своего развития. Обобществление базовых средств для жизни есть необходимое условие для перехода от монополии капитала к монополии законов о социальных гарантиях каждого по количеству и квалификации своего общественно необходимого труда и в этом есть объективная закономерность, ибо без этого невозможно благополучие всего общества с тем условием, что каждый будет иметь необходимое для своего блага.

Но Ленин и его партия "банда" большевиков, а в последствии и КПСС, не приняли эту позицию Маркса, полностью извратив его учение о социализме и коммунизме для сохранения своих буржуазных привилегий.

Чего нельзя сказать о социал-демократах многих западных стран мира...

Аникеев Александр Борисович   14.03.2020 04:00   Заявить о нарушении