Худ. пространство в Пикнике на обочине

Здравствуйте, дорогие члены жюри! Меня зовут Андронова Лидия, я из 606 школы Пушкинского района.

Я очень люблю читать, особенно научно-фантастическую литературу таких писателей, как Стругацкие, Станистав Лем, Айзек Азимов, Джон Уиндем, Рэй Брэдбери и других. Мне всегда нравится наблюдать за альтернативными жизнями других людей в книгах, погружаться в другие миры, мечтать о том, чего достигнет человечество в будущем. Именно из-за своей любви к литературе я захотела участвовать в конференции.
3 Моя работа называется «Художественное пространство в повести А. Н. и Б. Н. Стругацких «Пикник на обочине»».

Я выбрала эту тему потому, что произведение произвело на меня впечатление. Впервые я познакомилась с ним в 2017-ом году. С тех пор я два раза его перечитывала, и каждый раз находила в нем новые особенности и черты, глубокие философские мысли.

У Стругацких довольно резкий, грубый язык, который они считали «языком будущего», поэтому сначала мне было сложно свыкнуться с их манерой повествования.

Немного о сюжете повести:
 Примерно за 13 лет до начала событий в книге  на Земле возникают шесть «Зон Посещения» — областей, в которых происходят  явления, нарушающие законы физики. Зоны расположены вдоль проекции радианта Пильмана - плавной кривой на поверхности Земли. Одна из Зон находится в черте города Хармонт, где и происходит действие повести.

«Пикник на обочине» - книга-перевертыш. Для того, чтобы больше ее понять, надо дочитать до конца (или хотя бы до 3-ей главы, в которой Нунан с Пильманом рассуждают о причинах возникновения Зоны, различных артефактах, влиянии Зоны на человечество), а потом перечитать. События повести будут выглядеть по-другому, и мы будем наблюдать не только за главными героями и их передвижениями, но и размышлять о философии повести.

Пространство в повести представляет особый интерес для меня. Оно очень разнообразное, нелинейное. «Кривой дорогой быстрее» - говорит главный герой, когда находится в Зоне.

Моей целью было проанализировать художественное пространство в повести и его особенности, установить определенные закономерности

Для того, чтобы изучать пространство, надо разобраться с терминологией:

Хронотоп – это объединение художественного пространства и времени.

В литературном произведении  пространство нереально, у него есть свои признаки и особенности.

В пространство любого произведения входят места действия и предметы, явления, наполняющие это пространство.

Я выдвинула следующие предположения, которые подтвердились в ходе работы:

Роль фантастики очень важна в воплощении авторского замысла. Она помогает показать изменение героя, заставить читателя задуматься о выборе, будущем Планеты, пути к счастью

Пространство повести моделируется при помощи описаний чудесных артефактов и  аномальных явлений вымышленного пейзажа, научно-фантастического (с использованием терминов) обоснования физической природы территории. Собственно-авторским способом характеристики пространства можно считать повествование о влиянии Зоны на людей. Оно явлено в повести в двух видах: эпизоды из жизни обитателей  Хармонта, переживших Посещение, и собственно сюжет повести о сталкере и его спутниках. С развитием этого сюжета фантастическое отходит на второй план, повесть превращается в притчу о людях и смысле жизни, в которой пространство становится более размытым и условным, а поход в Зону превращается в мистический путь странников.

Описания различных пространств напрямую зависят от рассказчиков, от лица которых ведется повествование. Они могут отзываться о Зоне положительно или отрицательно. Все персонажи имеют свое мнение на этот счет, потому что соседство Зоны Посещения изменило жизнь каждого. Рэдрик как сложный персонаж понимает, что у Зоны есть и плюсы, и минусы.

В ходе моей работы мне была полезна исследовательская литература. Книга Б. Л. Вишневского, которая называется «Аркадий и Борис Стругацкие: Двойная звезда». Труд Цветана Тодорова «Введение в фантастическую литературу». Автореферат Ирины Власьевой Нероновой «Художественный мир и его конструирование в творчестве А. Н. и Б. Н. Стругацких 1980-х годов».

Ход моего исследования был следующий:

1) Внимательное чтение произведения
2) Постановка целей исследования
3) Подбор и чтение исследовательской литературы по данной теме
4) Рассмотрение терминологии
5) Анализ различных видов пространства в ходе его изменения по главам повести
6) Составление таблицы по теме пространства
7) Обобщение и выводы на основе анализа текста и таблиц

Мы выявили такие способы описания пространства:

• Через мысли главного героя
• Детально-понятийные
• Геометрические
• Динамические
• Реминисценции

На основе проделанной работы нами были сделаны следующие выводы:

Территории, пространства «Пикника на обочине» являются узнаваемыми, земными - их можно назвать индустриальными, техногенными, похожими на военные полигоны. Действия происходят на Земле в 70-80ые годы 20ого века в течение нескольких лет, причем Стругацкие создают особый «оторванный» хронотоп, так как между каждой из глав проходит по нескольку лет.

Писатели совмещают индустриально-техногенное пространство с фантастическими предметами, объектами и явлениями, которые, считается, заброшены инопланетной цивилизацией. Именно за счет них пространство становится фантастическим. Также большую роль играют описания влияния Зоны, которая как бы сама становится одушевленным существом, на обычных жителей и детей сталкеров (людей, которые незаконно проникают на территорию Зоны за артефактами, которые потом продают), различных аномалий и артефактов. Последние можно разделить на опасные, полезные и непонятные.

Художественное пространство «Пикника на обочине» обширно. Главным объектом является Зона (индустриальное, техногенное пространство с фантастическими объектами и предметами), которая показывается сначала с того места, к которому прилегает Институт (режимный, полицейский объект), а потом с другой стороны (примером этого служит 4-я глава), город Хармонт (прототип любого провинциального города) с 9-ю объектами изучения (кабак «Боржч», квартира Рэдрика, заведение «Пять минут», «Метрополь» и т.д.), пространство вокруг Зоны (военное, индустриальное, заброшенное, постапокалиптическое): Институт с 7-ю помещениями, по которым мы перемещаемся с главным героем и упоминанием еще о двух объектах, территория с заброшенными коттеджами, рекой, полицейскими партулями и т.д.

Спасибо за внимание!


Рецензии