Загадки географии. Киргизия. Баласагун

А ты ищи меня на карте!

Рассказ одиннадцатый. Киргизия. Баласагун.

От хребтов Тянь-Шаня, где возможно находится легендарная страна Шамбала, по Великому шелковому пути мимо озера Иссык-Куль наш караван идет на запад в Чуйскую долину. Здесь на расстоянии 10 фарсахов (около 60 км) от столицы Киргизии города Бишкек мы сделаем привал. Наша цель – исчезнувший крупный город-крепость Баласагун.

Историк 16-го века Мирза Мухаммад Хайдар так писал об этом городе [76]:


«В авторитетных книгах и историях пишут, что Баласагун принадлежит к [числу городов], построенных Афрасийабом, и высоко превозносят его. В “Маджма' ат-таварих” (“Собрание историй”) сказано: “Баласагун до карахитаев находился под властью Афрасийаба, карахитай Гурхан отнял Баласагун у Илек хана, который принадлежал к роду Афрасийаба, и сделал его своей столицей. В течение девяноста пяти лет Баласагун был столицей карахитаев, и все страны на этой стороне Джейхуна, расположенные к востоку от него, доставляли сюда харадж. Моголы называют Баласагун Каралигом. Автор “Сурах ал-лугат” (“Ясность языка”) в “Мулхакат-и сурах” (“Дополнения к “Ясности языка”) говорит: “Мой отец принадлежит к Хафизам Баласагуна”, и он привел в своих “Дополнениях” имена ученых каждого города. В Самарканде он насчитал меньше десяти человек, а к Баласагуну он отнес столько великих людей и ученых и привел рассказы о некоторых из них, что разум отказывается верить тому, что все эти ученые могли жить в одно время и в одном городе. Сейчас о них в Баласагуне ничего не известно.»

Итак, Баласагун 95 лет был столицей государства каракитаев (в 11-12 веках) – но в 16-м веке о нем не было известий, в том числе не было сведений о его прежнем местоположении. Известный русский исследователь Средней Азии Бартольд посвятил проблеме города Баласагун 10 страниц в своей книге 1897 года, и завершил это повествование такими словами [77]:

«Для окончательного решения вопроса о Баласагуне мы не имеем достаточно данных; мы хотели только показать что, судя по имеющимся теперь сведениям, Баласагун скорее мог находиться в Чуйской долине, чем в Восточном Туркестане. Разумеется, вполне возможно, что открытие новых, более точных известий о Баласагуне приведет нас к совсем другому решению вопроса».

Так Бартольд в конце 19-го века «разместил» столичный город  Баласагун в радиусе не менее 1000 км от Чуйской долины. В чем же была причина такого неопределенного положения города Баласагун в понимании авторитетного исследователя Бартольда. Это станет понятно из сообщений о городе Баласагун арабского автора Абу Сада ас-Самани [82]:
«нисба от Баласагуна, городка (балда) в приграничных районах тюрок за рекой Сайхун, в сторону Кашгара».
«нисба к Фарабу, городу (мадина) выше Шаша, ближе к Баласагуну».

Дадим необходимые пояснения:
 1)за рекой Сайхун - означает за рекой Сыр-Дарья на ее правом берегу.
 2) Фараб - город Отрар на реке Сайхун (Сыр-Дарье) расположенный выше (севернее) города Шаша (Ташкента), ближе к Баласагуну.

Из текста ас-Самани прямо следует, что Баласагун расположен в районе реки Сыр-Дарья - на территории современного Казахстана, а вовсе не в Киргизии. Но с эти оказались несогласны исследователи территории Киргизии. 

Свою версию положения Баласагуна дает казахский историк Тынышпаев. Глава в его «Истории казахского народа»  так и называется - «Краснореченские развалины и город Баласагын». Тынышпаев в 1920 году обнаружил развалины городских построек в районе реки Чу и ее притока реки Красной, обнажившиеся при строительстве оросительной системы [78]:

«Меня прежде всего поразил размер площади развалин: ниже канала площадь представляла собою не совсем правильный прямоугольный треугольник с катетами в меридиональном направлении в З 1/2 вер. и в широтном — в 4 версты, т. е. около 7 кв. верст. Выше канала площадь представляет собой прямоугольник со сторонами в 2 и 4 версты, т. е. около 8 кв. верст; значит вся площадь развалин равна, примерно, 15 кв. верстам. Судя по горизонталям на плане Краснореченского оросительного участка, когда р. Чу шла ближе к развалинам, есть основания предполагать, что р. Красная в настоящее время течет по древнему руслу р. Чу. Город, по-видимому, имел искусственное орошение из р. Чу (или р. Красной), так как маловодные горные речки не доходят до развалин. Местность слегка волнистая с уклоном на север, к р. Чу. Грунт местности лессовый (вероятно на наносе). Бугры представляют собою довольно правильные кварталы разных размеров; между границами бугров нетрудно заметить улицы. Последние имеют меридиональные и широтные направления. В рабочем бараке, врытом в землю, на глубине около 1 сажени, мы видели стену, сложенную из сырца. Заметна даже штукатурка ее; в углу начинался колодец, заваленный землей, сложенный из такого же кирпича. В выемках канала рабочие находили массу черепков, сосудов, костехранилищ, медные монеты и т. д. Рабочие, несмотря на все просьбы администрации, разбивали попадавшиеся предметы, думая отыскать в них золото или какую-нибудь драгоценность. Инженер Талызин передает, что в одном месте был откопан сосуд, в котором оказался».

Так рабочие в революционном порыве уничтожали остатки древнего города, но какого? Тынышпаев  задает этот вопрос и сам отвечает на него – это город Баласагын [78]:

«Проехав по каналу еще немного, мы заметили на северной стороне, ниже тракта, стены древней крепости; судя по горизонталям, крепость была окружена водой. Мне не удалось посетить крепость, так как было уже поздно и надо было торопиться в Ивановское. Но для меня не специалиста и это было достаточно. Надеюсь, эти богатейшие в археологическом смысле развалины найдут опытного исследователя. Развалины расположены по почтовому тракту от Пишпека на Токмак, между поселками Краснореченская (2 1/2 вер.) и Ивановское (5 1/2 вер.) от Токмака 23 версты и от башни «Бурана» 27 верст.
Естественно зарождается вопрос — что это за город? Я думаю, что после весьма обстоятельных суждений, высказанных проф. В. В. Бартольдом в его «Отчете о поездке в Среднюю Азию с научной целью», ответить на этот вопрос не трудно: это город Баласагын.»

Танышпаев выдвинул свою версию, но вернуться к этому вопросу позднее у него не было возможности – в ноябре 1937 года Тынышпаев был расстрелян как «враг народа». Причины для такого финал были в его биографии – в конце 1917 года инженер Тынышпаев был премьер-министром Туркестанской автономии.

После «раскопок», которые провели рабочие строившие оросительные системы, археологи были вынуждены вернуться к свои  поискам столичного города Баласагун в других местах.

Прошло время, Киргизия стала независима от Казахстана, и ее исследователи окончательно нашли Баласагун в Чуйской долине, спор шел только о конкретном месте.

Байпаков и Ерзакович в своей работе [79] предлагают «считать» развалинами Баласагуна – городище Ак-Бешим у города Токмак, но сами же критикуют такую версию.

Беленецкий, Бентович, Большаков в своем сочинении [80] приводят планы городов Семиречья, и самое крупное городище – Ак-Бешим – условно считают Баласагуном. Но обращает на себя внимание то, что площадь развалин Ак-Бешим менее квадратного километра – следовательно, более чем в 15 раз меньше развалин обнаруженных Тынышпаевым на Красной речке.

Наконец, в современной книге, изданной археологами Кыргызстана в 2015 году [81], авторы отказываются от версии «Ак-Бешим» и выдвигают свою версию – Баласагун был расположен на месте городища Буран. Это место расположено в 50 км на восток от Бишкека, но его площадь еще меньше чем у городища Ак-Бешим. Рассказывают археологи и о других городищах, в том числе Краснореченском.  При этом там были обнаружены буддийские храмы. Видимо это привело ученых к необходимости «закрепить» за городищами названия. А причина этого очень простая – финансирование. Под «буддийские развалины» финансирование открыли японцы [81]:

«В 2004-2007 гг. в рамках проекта «Сохранение памятников шелкового пути в верховьях Чуйской долины: Невакет (Красная Речка), Суяб (Ак-Бешим), Баласагун (Бурана)», организованного ЮНЕСКО при финансировании Японского трастового фонда, проводились работы по документированию объекта и его консервации».  «Как мы отмечали выше, в южной пристройке находился буддийский монастырь с огромной ступой-доминантой в центре».

Да, уважаемые читатели, все вопросы с положением столичного города каракитаев Баласагуна именно в Киргизии «решены». Если мы вспомним наши путешествия, то также решили вопросы с положением загадочных исторических объектов власти в Индии, в Афганистане. В нашем предыдущем путешествии мы искали страну Шамбала – и нашли ее в горах Тянь-Шаня, но спешу вас обрадовать – страна эта найдена в Пакистане – где имя Шангри-ла присвоили озеру, и в Китае, где именем Шангри-ла назван небольшой городок. Все для Вас дорогие туристы и любители экзотики!

Наше путешествие завершено – обратимся к иллюстрации – ибо географическое путешествие невозможно без карты. Перед нами карта 11-го века, нарисованная Махмудом аль-Кашгари [83]. Я выполнил переводы надписей на этой карте.

В центре карты расположена столица тюркского мира на то время – город Баласагун. Есть на карте и много других интересных мест – Буляры (болгары), Сувары (чуваши), Рус (русские), Хазары, местность Абесгун (см. одно из наших путешествий). На крайнем западе расположилась страна Андалуз – Испания, на крайнем востоке за морем Япония. На северо-западе от Баласагуна – страна холода, на юго-востоке – библейская страна Гога и Магога.

Внешний круг – это океан. И если плыть по нему из Андалуза на юго-восток, а затем на север-восток, то сначала вам встретиться река Инд, и, если повезет преодолеть Гогу и Магогу – вы достигните Японии. Карта 11 века указывает вполне правильный маршрут – и европейцы поплывут по нему в 15-м и 16-м веках.

Впрочем, народ Рус может достичь Японии более коротким путем – по реке Атиль (Волге), сушей и по северному морю мимо страны холода и обиталища диких зверей. т.е. по Северному морскому пути. Что и было сделано в 20-м веке.

Географических успехов Вам, друзья.

76. Мирза Мухаммад Хайдар. «Тарих-и Рашиди», Ташкент: «Фан», 1996.
77. В.Бартольд «Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью. 1893-1894 гг.», СПб.: Тип. Имп. АН, 1897.
78.  М.Т. Тынышпаев «История казахского народа», Алма-Ата: ;аза; университетi, 1993.
79. К.Байпаков, Л.Ерзакович «Древние города Казахстана», Алма-Ата: «Наука», 1971.
80. А.Беленецкий, И.Бентович, О.Большаков «Средневековый город Средней Азии», Л.: «Наука», 1973.
81. Б.Аманбаева, В.Кольченко, А.Сулайманова «Археологические памятники на Кыргызстанском участке Великого шелкового пути», Бишкек, «Гулчынар», 2015.
82. «История Казахстана в арабских источниках», Алматы, «Дайк-Пресс», 2006
83. Mahmud al-Kashari “Diwan Luyat at-Turk”, Harvard University, 1982.


Рецензии