Врачу, исцелися сам!

            Если упразднить девяносто процентов Современной Медицины, здоровье
            мира от этого только выиграет.
                (Из книги "Исповедь еретика от   медицины" доктора
                Роберта Мендельсона)

    Бойтесь врачей!
(Н.М. Амосов)
 
ВРАЧУ, ИСЦЕЛИСЯ САМ!

Задумывались ли вы, уважаемый читатель, над происхождением и смыслом этого выражения? До сих пор я считал, что это что-то вроде слов доктора, обращенных к  больному: «Лечу (врачую) тебя,  но и ты постарайся мобилизовать свои силы для исцеления!»

Оказывается, я ошибался.

 Рождение фразы описано в  Евангелии от Луки (гл. 4, ст. 23), где  рассказывается о том, как однажды Иисус Христос пришел в храм в Назарете и объявил всем в нем собравшимся о том, что он послан Богом, чтобы спасти людей.

Предвосхищая возможные упреки и сомнения, он сказал им: «Конечно, вы скажете мне: Врач! Исцели самого Себя! – сотвори чудо, и тогда мы тебе поверим!» (ВрАчу — устаревший звательный падеж слова «врач» и (произносится с ударением на первом слоге: не «врачУ», а  «врАчу»,  и выражает обращение, подобно «старче», «друже» и т. д.).

 Мне кажется, что эта ставшей крылатой фраза заставляет  задуматься не только о том, что произошло тогда в храме, но и  о сегодняшнем уровне доверия пациентов рядовому врачу, с которым приходится иметь дело в наших поликлиниках.

Мы не требуем от врача сотворения чуда, но, по крайней мере,    ждем от него, чтобы он, раз уж берется  за наше исцеление,  «исцелил» прежде  самого  себя,  избавившись от недуга, выражающегося в собственной недостаточной профессиональной грамотности.

На самом деле, -  вот типичная ситуация. Когда нас, что называется, припекло,  мы отправляемся  в поликлинику. Кто нас там встречает? То есть, точнее, с кем мы там встречаемся, входя, наконец,  в кабинет, -  как правило,  намного позднее обозначенного в талончике времени.

За столом сидит, что-то записывая, - либо затурканная старушка, получившая документ о  медицинском образовании во второй половине прошлого века, либо девица, в квалификации которой  мы начинаем сомневаться уже на пятой минуте разговора с ней.

Видя ее явные затруднения в постановке диагноза, так и хочется посоветовать ей: «Милая, да загляни ты в Интернет, не стесняйся!»

Доктор Мясников, имеющий блестящее медицинское образование и огромный опыт работы в Америке, Франции и Африке, бывший заведующий Кремлевской клиникой,  в своих многочисленных книгах и лекциях устал повторять о необходимости внедрения у нас  стандартов лечения различных заболеваний, которые приняты и  успешно работают в развитых странах,  не позволяя врачу совершать элементарных ошибок.

Однако у нас обходятся без стандартов: девица, сидящая в кресле врача, часто безуспешно пытается вспомнить что-то из своих институтских конспектов, но заглянуть в справочник или всезнающий Интернет стесняется.
 
Она вспоминает анекдот о том, как Иисус Христос посетил поликлинику,  исцелил больного наложением рук, а потом услышал отзыв исцеленного, произнесенный им уже в коридоре: «Тоже мне врач, - даже давление не померил!» 

Опасаясь подобной реакции больного,  девица достает из шкафчика тонометр, задает пациенту пару вопросов, объявляет: «ОРЗ», потом выписывает лекарства с непонятным пациенту названием и произносит «позовите следующего».

Иногда врач не может поставить диагноз,  и вдобавок ему  кажется, что у пациента все,  в общем-то,  в порядке. Но  так уж  прямо сказать ему об этом никак не может, опасаясь, что посетитель обвинит доктора в некомпетентности,   и -  назначает таблетки, которые, чаще всего,  могут пациенту  только навредить.

Полезнее в данном случае бы было прописать (если уж так необходимо что-то прописать) – какие-нибудь  витамины или любое другое безобидное не приносящее вреда  лекарство.

 Вопросы врачу, как известно,  задавать не рекомендуется, - ему положено верить.

Доктор Мендельсон, упомянутый в эпиграфе,  в своей книге «Исповедь еретика от медицины» пишет:

«Если бы врачи до сих пор следовали первому правилу врачевания: "Primum, non nocere", или "Главное - не навреди", им не пришлось бы поддерживать слепую веру в своих пациентах. Когда приходит время взвесить возможные риск и пользу, в первую очередь нужно думать о благополучии пациента. Но это правило было усовершенствовано до абсурдно противоположного, что позволило врачу соизмерять риск и пользу в совершенно иной этической системе. Новое правило звучит: "Главное -  что-нибудь сделать".

Я уже  обжигался на этом «молоке», и потому «дую на воду»: вот уже несколько лет не хожу в нашу поликлинику, заранее зная, чего ожидать от тамошних эскулапов и их руководителей.

Возможно, нам с женой  просто не повезло с поликлиникой, но мы стараемся обходить ее стороной.  Приобретаем  и держим дома медицинскую литературу, в том числе -  книги доктора Мясникова, внимательно их изучая,   слушаем по ТВ  его беседы,  выполняем гимнастику для шеи Шишонина и стараемся активно двигаться, будучи убежденными, что  именно движение – самое лучшее, проверенное  и универсальное лекарство.

ВольнО Вам, уважаемый читатель,  держаться иного мнения, - хозяин, как говорится, - барин, - и посещать поликлинику при малейшем недомогании. Вы, безусловно,  не выйдете оттуда без диагноза: у вас непременно обнаружат не ОРЗ, так ИБС,  и -  еще кучу других заболеваний с мудреными названиями.


Рецензии
Владимир, что врачи, такие же люди, есть-пить хотят и хоть как-то с подработками выкручиваться. Поликлиника - здание для зря потраченного времени, аптека - тот же ювелирный магазин, живёшь - хорошо, не живёшь - ещё лучше, - у сестры заболела нога, приходит к участковой врачице - Что делать? Та - Ну купите тросточку. Да пусть
она сама себе её купит! Так и везде, дальше хорошего не жди, 250 тыс. в год за обучение на протяжении 7 лет не каждый отдаст. Грустно. Спасибо!

Алла Марченко   11.03.2020 09:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.