Флориан Гейер

      Однажды в Священной, знаете ли, Римской империи (Германской, заметьте себе, нации), а конкретно – во Франконии, жил да был небогатый рыцарь Флориан Гейер из Гибельштадта (Florian Geyer von Giebelstadt). Все, как положено – младший из трех братьев, только ни мельницы, ни осла - даже кота своего нет. Однако человек был уважаемый, и даже 22 лет от роду побывал в качестве посла при дворе молодого Генри VIII Тюдора, собиравшегося надрать афедрон Луи XII Валуа.

      Там бы ему и задержаться, благо английская Реформация была уже на подходе, и история пошла бы по иному пути, но….. вернулся.

      А в Империи тем временем творилось черт-те что.

      Идеогический аппарат откровенно зажрался и занимался чем угодно, только не спасением душ и не духоподъемной работой, а методички устарели самым отчаянным образом. Ответы на вопросы, поставленные Реформацией, набиравшей обороты уже почти 100 лет, никто и не думал давать.  Местные элиты уже открыто посылали имперский центр по известному адресу. Армия занималась самообеспечением. Князья интересовались экономикой – ну, в смысле, ценами на доспехи, жеребцов, кубки и гобелены (что понятно – не сельским же хозяйством, металлургией и торговлей им заниматься?). Ремесленники и земледельцы выживали как могли, утираясь и отплевываясь. Хорошо оплаченные художники и поэты объясняли все желающим, как прогрессивно и возвышенно живет Империя. Налоги, как обычно, росли, права князей, чиновников и господ не отставали. Рынок, все ускоряясь, катился в задницу.

      Короче, Империя созрела для большого шухера. Кто жил в конце 1980-х-начале 1990-х - тот представляет аромат событий.

      Нет, император, курфюрсты и Рейхстаг могли бы проявить чуток ума, осторожности, прозорливости, понимания момента… Смирения, наконец. Могли бы пойти на реформы, чтобы после пары десятков лет перелома получить новую страну, решившую проблемы роста с новым импульсом к развитию. Если уж Ельцину удалось… Но Карлу V не удалось. Соответственно, реализовался альтернативный вариант (о котором никто не вспоминает, плача вот такенными слезами по поводу «проклятых 90-х») – гражданская война.

      В 1524 г. серией местных мятежей началась крестьянская война. Собственно, крестьяне бузили по всей Европе, но Империи досталось больше всего. Снова подняли голову крестьянские «Союзы Башмака», отряды которых с 1476 г. трепали нервы князьям Империи. Взялись за оружие самые разные группировки рыцарства. Выступили города. Кто-то топил за «евангельскую бедность» и против привилегий, кто-то за власть крестьян, кто-то за всеобщее равенство в стиле «отнять и поделить», кто-то за ограничение власти дворянства, кто-то за все хорошее и против всего плохого, кто-то за расширение прав рыцарства (в ущерб князьям и императору, естественно).

      К весне 1525 г. с оружием по Германии бегало до 300 тыс. мужичин.

      И вот, Гейер, возможно, нахватавшись дурного влияния на острове, решил встать на сторону народа: мелкого рыцарства, горожан и крестьян - и склонить светских и церковных князей к тому, чтобы при их помощи построить из того бардака, в который превратилась Империя, что-то путнее. Что, собственно, характеризует его исключительно с положительной стороны. И, в первую голову, Гейеру хотелось заставить хозяев жизни соблюдать Евангелие и отказаться от привилегий сословных и религиозных. Равенство, граждане, равенство!

      На юго-западе Германии восставшими командовал Ганс Мюллер из Бульгенбаха, во Франконии верховодили командир «Светлого отряда» Яков Рорбах по кличке Йеклейн, Георг Метцлер и знаменитейший Гёц фон Берлихинген, в Тюрингии и Саксонии зажигал сам Томас Мюнцер. А Гейер двигал светлое будущее в Швабии.

      Короче, он принял активное участие в строительстве новой жизни и пресечении, по необходимости, жизней тех, кто этому мешал. Иными словами – возглавил созданный им в 1525 г. отряд, вскоре ставший гвардией выросшей вокруг него полноценной крестьянской армии.

      Именно этот отряд и получил название «Черного отряда». Ну, точнее… «Der Schwarze Haufen» - это не отряд. Это «Черная куча». Ватага. Так-то крестьяне сбивались в «Светлые» отряды, но то крестьяне… «Черный отряд» имел до 600 пик, плюс небольшой конный отряд из бедных рыцарей.

      Гейер показал себя молодцом, занявшись боевой и политической подготовкой с подчиненными, наладив обучение тактике и макраме. Хотя нет, насчет макраме – вряд ли. Гейер был лихим, удачливым и вообще неплохим командиром, хотя и не титаном стратегии. Иногда ему удавалось открыть ворота городов-крепостей без боя – при помощи ума, красноречия, обаяния и вида стоящих за его спиной сотен пик.

      Армия Гейера и его «Черный отряд» прошли через Швабию, громя силы Швабского союза, разграбив Ротенбург и множество монастырей и замков. Но крестьяне и атаманы крестьянских ватаг творили совсем уж вульгарный беспредел. Особо в этом отметился «Светлый отряд» Рорбаха. Но это шло вразрез с планами Гейера, и он ушел из Швабии во Франконию.

      Это, однако, не спасло: махновщина вызвала ответную реакцию. Швабский союз собрался с силами и объявил охоту. В апреле 1525 г. восставшие были разбиты в Швабии. Тем временем в руководстве армии восставших происходят подковерные интриги: начальник штаба крестьянской (!) армии рыцарь (!) Вендель Гиплер сочтя Гейера и Рорбаха слишком низкородными (!), отстраняет их от руководства и возвышает фон Берлихингена. Пересматривается, смягчается и становится более лояльной к дворянству программа восстания… Все, как обычно, короче.

      Но все это уже не имело значения: все умлауты над А, О и У расставили войска Швабского союза. Города Франконии открыли перед ними свои ворота, а отряды восставших были разгромлены. В мае взяли в плен и сожгли Рорбаха. С удвоенной силой пошла охота на Гейера. В мае 1525 года Швабская лига разбила крестьянские отряды под Ингольштадтом. Более-менее уцелел «Черный отряд» отступивший к руинам города, но и его там окружили и задавили.

      Гейеру вроде бы повезло: когда восставших окружили, он направлялся в Ротенбург за подмогой, и не попал в ловушку, но сути дела это не меняло. «Черный отряд» погиб. Гейер спасся в Ротенбурге, но такой гость во время разбора полетов и раздачи слонов городскому совету был нужен как сотня китайцев с короновирусом, и его быстренько под конвоем выпихнули за ворота.

      Гейер, вполне вероятно, воспользовался всей красочностью немецкого языка, чтобы описать морально-этические характеристики и сексуальные предпочтения членов горсовета, но делать было нечего, и он отправился в одиночку через все еще кипящую Германию на север, надеясь укрыться там…

      И в ночь с 9 на 10 июня 1525 года  был заколот и ограблен в лесу у Вюрцбурга двумя слугами своего родственника, рыцаря Вильгельма фон Грумбаха. Тому было 22 года, но нос по ветру уже держал: стал вскоре гофмаршалом епископа и вообще попер в гору. Но Бог шельму метит: заигрался в условиях продолжавшейся смуты, поставил сначала на маркграфа Бранденбургского, потом на баварского герцога из эрнестинской линии – но император Карл V уже вошел в силу и однго за другим отправлял его покровителей в ссылку. В 1563 г. Грумбах оказался в опале, попытался сам поднять мятеж… Был четвертован.

      Но это будет потом. А пока Швабский союз давил крестьянское восстание. Мюнцер в Тюрингии еще трепыхался, но и его задавили в 1526 г. В грунт легло около 100 тыс. человек.

      А вот где похоронен Флориан Гейер – неизвестно.

      Но зато после убийства нашего героя (а героем он был – без всякого сомнения) начинается его вторая жизнь. Этакий немецкий сплав Пугачева и Разина (хорошо, и Болотникова тоже) накрепко врезался в национальную память немцев, как борец за народ и против зажравшихся нечестных властей….

      А-а-а, вы думали, что это только в России такие штуки популярны?! А немцы все унылые и добропорядочные, блюдут порядки и пердят строго по предварительной заявке? Так вот это не есть так. Боши веками помнили о Гейере и почитали его, как национального героя, что вызывало изжогу у «князей и королей, правителей мира». А там и товарищ Энгельс прямо заявил, что Флориан Гейер – «один из первых борцов за интересы пролетариата». Это было, конечно, немного притянуто за уши, но в целом…

      В 1920 г. студентами из Союза молодёжи была написана песня «Мы – «Черный отряд» Гейера» («Wir sind des Geyers schwarzer Haufen») на мелодию Фрица Сотке. Текст оказался настолько удачным и так точно отражал ситуацию XVI века, что многие посчитали песню реальным маршем «Черного отряда» (и, положа верхнюю конечность на сердце, немудрено). Вот такая вот получилась песенка:
      1. Мы черные отряды Гайера, хей-я, хо-хо

      И мы хотим биться с тиранами, хей-я, хо-хо.

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      2. Мы хотим сказать Богу на Небесах, Господи помилуй,

      Что мы не хотим убивать священников, Господи помилуй.

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      3. Нас ведёт Флориан Гайер, несмотря на изгнание и запрет,

      Крестьянский башмак поместил он на знамя, у него есть шлем и доспехи.

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      4. Когда пахал Адам и Ева пряла, Господи помилуй,

      Где же был тогда дворянин? Господи помилуй.

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      5. Маленький сын дворянина, хей-я, хо-хо,

      Сегодня отправится в ад, хей-я, хо-хо.

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      6. Дочка дворянина, хей-я, хо-хо,

      Должна стать нашей любовницей, хей-я, хо-хо.

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      7. Сейчас это замок, аббатство и монастырь, хей-я, хо-хо,

      Нам не надо ничего, кроме Священного Писания, хей-я, хо-хо,

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      8. Империя и Кайзер нас не слышат, хей-я, хо-хо,

      И мы считаем себя судом, хей-я, хо-хо.

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      9. Мы хотим для себя равенства и закона, хей-я, хо-хо,

      Начиная князем и заканчивая крестьянином, хей-я, хо-хо.

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      10. Мы больше не хотим служить рыцарям, хей-я, хо-хо,

      Быть закрепощёнными и бесправными, хей-я, хо-хо.

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      11. В Вайнсберге огонь и смрад, хей-я, хо-хо,

      Многих там закололи, хей-я, хо-хо.

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      12. Они нас били и пороли, хей-я, хо-хо,

      И морили нас голодом, хей-я, хо-хо.

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      13. Мы возвращаемся домой разбитые, хей-я, хо-хо,

      Но наши внуки будут воевать лучше, хей-я, хо-хо.

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      Пики вперёд, коли без промедления,

      Пусти по монастырской крыше красного петуха!

      Как мы знаем, социализм в Германии приобрел немножко извращенную форму и превратился в национальный социализм. Однако черная собачка – все равно собачка. И вот, в III Рейхе Флориан Гейер удостоился, наконец, своего официального почитания на государственном уровне, как борец за народ и против засилья клерикалов и монархии.

      Ну как тут не устоять и не увековечить память о гражданине? Никак, правильно. И вот, «Мы – «Черный отряд» Гейера» становится одной из популярных песен НСДАП и маршем созданной в 1942 г. 8 кавалерийской дивизии СС, получившей в 1943 г. почетное наименование «дивизия «Флориан Гейер». Неизвестно, как бы к этому отнесся сам Гейер, но товарищ Сталин отнесся отрицательно. И стало так. 8 кавдивизия умостила своими костями Будапешт (и вот, хорошо весьма).

      На свет родилась ГДР. Худо-бедно, шатко-валко, новое государство устоялось, осознало свою родословную, нашло свои корни… И совсем не странно, что одним из таких корней стал борец за права трудящихся товарищ Гейер.

      Дивизий СС больше не было. А был 3 пограничный полк в Дермбахе (с 1961 г. пограничная полиция МВД была преобразована в погранвойска NVA). Полк имени Флориана Гейера.

      Больше того! Как это ни смешно, но марш 8 кавдивизии СС стал одним из маршей «Казарменной народной милиции» ГДР. Правда, после создания в 1956 г. на ее основе NVA этот статус песня официально утратила – но петь ее не перестали. И снова, снова, снова немцы пели песни о Гейере и его «Черном отряде». Только теперь уже под знаменами социализма их пели и в NVA, и в StaSi, и в FDJ, и где только не пели – и на праздничных концертах и у костра в походе. Песня-то стала, почитай, народной. И, заметьте, ни слова в ней про нацизм и всякие тому подобные гадости. Так, шалости, которые можно найти даже у Пушкина... Иллюстрация крутых народных нравов в непростую эпоху Средневековья.

      Мало кому удалось, как Гейеру, стать героем крестьян, революционеров и социалистов XIX века, нацистов и коммунистов. Боролся против тирании властей – и стал героем для народа, независимо от этих вот частностей.

      И сейчас поют… Поют и фолк-исполнители, и любители средневековой стилистики, и панки, и металлисты… Особенно почитают, само собой, радикалы, для которых такой текст в современной благообразной Европе – маслом по сердцу. Впрочем, и сам текст зачастую дополняется (в том числе экстремизмом и откровенной похабщиной). Но мы это осуждаем – довольно и вполне исторического, каноничного текста из 13 строф.


Рецензии