Университетская лыжня

Университетская лыжня

В НГУ (Новосибирском государственном университете) существует, «Университетская лыжня».  Сама по себе лыжня есть, конечно, только когда лежит на земле снег. А вообще, это ещё и название специфического мероприятия.  И для меня совсем не важно, существует ли оно как явление сейчас или нет. Думаю, что скорее да, чем нет, снег же не перевёлся ещё в Сибири. Важно  для меня то, что Университетская лыжня  существовала, когда я был студентом НГУ. Следовательно, Университетская лыжня существует в моей памяти, и зимой, и летом. Даже осенью и весной. Вот как загнул, а попробуйте возразить!

В качестве мероприятия по поднятию спортивной подготовки студентов она в мои времена была добровольно-принудительной.  То есть студент мог кататься добровольно и отмечать накатанные им километры у специального дежурного на лыжне в специальном журнале. А принудительной она являлась потому, что для получения зачёта по физкультуре у некоторых преподавателей требовалось обязательно накатать определённое количество километров. Не успел, снег растаял – нет зачёта!

Ладно я, я в те времена был лыжником спортсменом-любителем, даже КМСом  по лыжному спорту (это вроде бы звание не сохраняется пожизненно в отличии от звания мастера спорта). Двадцать-двадцать пять километров каждый день мне несложно было накатать, одно удовольствие, особенно весной, когда нет жутких сибирских морозов.

А вот что было делать тем, кто не умел кататься на лыжах, был, к примеру, из южных регионов Советского Союза?  Или болел постоянным хроническим бронхитом от сибирской стужи.  Как им было получать зачёт? Это реально была проблема. Но не для моих друзей. Потому что,  как любое другое формализованное мероприятие, «Университетская лыжня» имела сильные и слабые стороны. «Положение об Университетской лыжне» было вполне официальным документом, где всё регулировалось и регламентировалось.

Из сильных сторон было то, что лучших индивидуальных «накатчиков километров»  поощряли всякими бесплатными путёвками и другими благами общества. Но был ещё и определённый коллективизм. Лучшая, больше всех накатавшая группа получала в полном составе путёвку на выходные в «Горную Шорию». И прочие призы.

Но там был один спорный обязательный момент, необходимо было, что бы все из группы были  участвовали в этом мероприятии и совершили какой-то  установленный минимальный накат километров.  И это было слабой стороной. Потому что не все преподаватели по физкультуре требовали от бедных студентов кататься на лыжах, да и не все студенты объективно могли стоять на лыжах. Были и волне нормальные люди в среде преподавателей физкультуры.

Второй слабой стороной мероприятия была безграничная вера людям.  Если, например, человек приехал на финиш 5 км дистанции и говорит учётчику, что  это сделал Руслан Петров из группы 421 , то так и записывали в журнал. А это мог быть и Андрей Воронцов, или там какой-нибудь Иван Степанов. Потому что процент участвовавших в данном мероприятии необходимо было всем поднимать, все группы в НГУ хотели в Горную Шорию, а учётчики не имели полномочий идентифицировать личность, да и не хотели это делать. Им и так было там холодно без лыж стоять и вести на морозе учёт.

Я всегда отдавал себе отчёт, что  в личном первенстве на «Университетской лыжне» мне ловить нечего.  Потому что я не любил кататься на лыжах когда на улице холоднее, чем  минус десять. И зиму проводил в гимнастическом зале.  Я был с Камчатки, мне морозы не нравились категорически.  Поэтому я всегда щедро делился своими километрами со всеми желающими.

Тренер по женской гимнастики был зверь, лютый зверь. В отличие от Ивана Васильевича Мухай, тренера по мужской гимнастики, который был добрейшей души человек, и не требовал таких глупостей от гимнастов, как кататься на лыжах. Потому что все знают, что бег и лыжи плохо влияют на растяжку у гимнастов. Зачем же портить природные данные этой ерундой?

Девчонки же, занимавшиеся гимнастикой с нами рядом, страдали от своего жестокого тренера. Одна из них, в устной форме поделилась этими страданиями и своей проблемой по получению зачёта по физкультуре со мной. Да разве же это была проблема для меня?! Это вообще ерунда, а не проблема, не такие дела делали!

И я стал на «Университетской лыжне» сначала Анной Стоцкой, а потом ещё каким-то лыжником с  другой женской фамилией. Помогал девчонкам. И нормально! Никто не возражал из проверяющих. А девчонки нормально получали зачёты по физкультуре.  Потому что  на каждого «зверя» можно найти управу, если помогать друг другу.

«Университетская лыжня» была простым отражением мира, в котором мы жили тогда.  Взаимопомощь, разумный подход к формальностям, регулярный труд и развлечения на благо общества и себя лично, - вот что отражало это мероприятие.  А кого куда привела потом Университетская лыжня – это другой вопрос. Кто куда хотел идти – туда и привела. А как же иначе?!

Кто и сейчас живёт «по понятиям», а кто по формализованным правилам. Мне кажется, что нет ничего зазорного попросить помощи у своего ближнего при решении тех или иных проблем. Я, по крайней мере, так считаю. Ведь реально мир меняется тогда, когда меняешься ты сам.  А где дело происходит: на «Университетской лыжне» или на другой дороге в твоей жизни, - разве в этом суть?

 




Это произведение включено в изданную Книгу 212. Хроники. Время года Весна.  (Стандарт Е-40) и некоторые другие.
Присоединиться к Социальному проекту «Белая книга»  или  приобрести книги  Е-Стандарта можно у Литературного Агента Авторов 
WhatsApp: + 79889744885    e-mail:  enot-1917@ mail.ru
Социальный проект «Белая книга» https://vk.com/public192685079   
    Библиография книг   https://vk.com/public192202933


Рецензии