Сущность взаимосвязи силы, власти и закона

      В современном обществе как бы в едином организме сочетается множество разнообразных конфликтующих, зачастую несовместимых друг с другом интересов, устремлений и установок.  Все знают, что закон это свод правил, которые регламентируют социально-экономические взаимоотношения граждан в обществе.  А учитывая, что народ это население страны объединённое согласием с законами своих социально-экономических взаимоотношений с единой системой воспитания и образования, что определяет культуру общества и если оказалось, что Россия на девяностом месте по социальному благополучию населения страны, то можно сделать вывод, какие люди живут на её территории. А значит люди в обществе не всегда могут быть лучшими и объективными судьями собственных поступков, интересов, потребностей и решений. Даже не сознавая этого они зачастую способны совершать противозаконные деяния, которые, в конечном счёте могут вредить их собственным интересам, нарушают права и свободы других людей. Их действия могут быть инициированы эмоциями, превратно понятыми интересами, незнанием реального положения вещей.

      Здесь морально-этические, традиционные и иные нормы и правила,  отношения между людьми, группами, коллективами на добровольной основе отнюдь недостаточны. Государство оказывается не в состоянии обеспечить выполнение своей главной функции по реализации общей воли своих подданных одними только уговорами, знанием правил и законов. В этом случае задача и ответственность правозащитных органов государства состоит в том, чтобы обеспечить законность в обществе и действовать, когда это необходимо, вопреки интересам тех или иных социальных групп, партий, объединений, союзов, предприятий и корпораций. В данном контексте власть является как бы данью, отдаваемой греховной природе человека, средством, призванным бороться с несовершенством человека и современного социума в целом.

      Мировая история по большому счёту ещё не знала государства без механизмов и средств предотвращения и наказания уголовных правонарушений, без системы правоохранительных учреждений, ибо прав без законов не бывает. Насилие или угроза применения насилия в процессе правоприменения являются мощным фактором, сдерживающим людей от всякого рода поползновений на жизнь, свободу и собственность членов общества. Но чем справедливее и мудрее законы в обществе, чем лучше работают правозащитные органы государства, тем меньше правонарушений в обществе и тем счастливее чувствует себя народ страны.

      Непременным атрибутом государства является человек наделённый законной властью. Армия и правоохранительные органы призваны гарантировать внутреннюю и внешнюю безопасность как самого государства, так и всех без исключения его подданных. В этом контексте прав был французский мыслитель конца XVIII – начала XIX в. Жозеф де Мэстр, который говорил: "Бог, сотворивший власть, сотворил и наказание, а палач сотворён вместе с правосудием".

      Не случайно при определении политического мира Карл Шмитт особое значение придавал jus belli – праву вести войну. Объясняя свою мысль, он говорил, что государство, выступающее как хранитель политического единство, вправе требовать от всех тех, кто принадлежит к данному конкретному народу, быть готовыми идти на смерть в войне с врагами общества. "Благодаря этой власти над физической жизнью людей, – писал К. Шмитт, – политически организованное сообщество возвышается над всякого иного рода сообществом".  Учитывая, что ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО всегда  имеет целью влиять на ход политической жизни страны, то эти действия могут быть как законными, так и противозаконным, как явными, так и тайными, то государство вправе не только применять к своим подданным в случае необходимости насилие, но и требовать от них служения государству с оружием в руках, быть готовыми идти на смерть в войне с врагами государства и общества.

      Борьба за власть в государстве осуществляется в разных формах и разными средствами: мирными и вооруженными, с помощью партийного парламентаризма и вооружённых восстаний, революций и контрреволюций,  правительственных переворотов, мятежей или иных антизаконных действий. В этом контексте интерес представляет тот факт, что нередко в разных языках одним и тем же словом обозначается не только власть, но также государство, держава, мощь, сила. Об этом свидетельствует значения французского слова pouvoir, английского – power, немецкого – Macht. Ещё более интересен смысл слова Gewa.lt в немецком языке, что означает не только власть, но и насилие.

      Как показывает исторический опыт, в реальной жизни бывают ситуации, когда отсутствие желания и воли применить силу там, где этого требует жизненно важные интересы для сохранения законного порядка в государстве, для обеспечения жизнеспособности и благосостояния народа, иначе как преступлением нельзя называть. Особенно в периоды крупных социально-экономических и политических преобразований насилие или угроза применения насилия служат мощным и зачастую весьма эффективным средством достижения искомых большинством народа целей. При таких условиях сила выступает в качестве последнего, но весьма значимого и убедительного аргумента и средства.
   
      В этом смысле Томас Гоббс был во многом прав, утверждая: "Non veritas sed auctoritas facit legem" – "не истина, а власть создаёт закон". Здесь Гоббс имел в виду, что правовые нормы не являются данными от природы или естественными нормами, а представляют собой искусственное и позитивное образование для обеспечения правопорядка в обществе.


Рецензии