Наша душа, и боль, и совесть...

      "Мы желаем счастья вам в этом мире большом"- звучат на чисто русском эти прекрасные слова со сцены Хостеля,где проводит вечер-спектакль по этой теме заслуженная учительница бывшего СССР БРОНИСЛАВА  ВИННИЦКАЯ,и дети,разного возраста,такие искренние,на редкость артистичные,декламируют "на память" целые куплеты из произведений поэтов- классиков и современников.

       Я сижу близко к сцене,я вижу милые детские улыбчивые лица и,слушая "волшебные" слова о счастье,не могу скрыть восторга и удивления:какие одухотворенные!Талантливые!Красивые! И сам сегодняшний вечер кажется праздничным шествием молодости,разума,добра и любви.
       Но может ли быть что-то более интересное,значительное,нужное?

       16-летний подросток РОЙ РАБИ - воспитанник и выпускник класса Брониславы.В сегодняшнем спектакле у него главная роль,он - соведущий вечера.
       По большому счету,это его "экзамен" на свободное владение русским,"дипломная"работа по курсу,хотя...оценка за знания уже получена им и подтверждена как нельзя более успешно еще раньше - в поездке по России,которую РОЙ совершил в прошлом году вместе со своим другом.

       - Очень часто в средствах массовой информации,- рассказывает он,- молодежь пугают "русскими" и Россией: высокая преступность,враждебное отношение к иностранным туристам...
       Ничего подобного! во время всей поездки я ощущал только внутреннее спокойствие,словно плыл по океану,когда на нем нет шторма.
Впечатляют тысячи километров метро,архитектура новостроек и ...витающее в воздухе настроение.

       24 часа в сутки работают магазины,кафе,аптеки,транспорт.
Обратил внимание на то,что в стране умеют хранить историю:памятники старины,мемориалы участникам ВОВ берегут,обновляют,чтят память.Выглядят они великолепно.

       Находясь там,я обрел много верных друзей - и среди сверстников,и среди людей пожилого возраста.Все они доброжелательные,приветливые,улыбчивые.Я до сих пор скучаю и по ним,и по России в целом.Мне не хватает ТОЙ жизненной скорости,эмоций,интересного общения...
       Представьте себе,это говорит на русском - свободно и осмысленно - подросток,родившийся и выросший в Израиле.Язык он изучил благодаря своему упорству,желанию,интересу

       Успешно выступил на вечере и Итан Чернявский.Громко и выразительно он прочел стихотворение Х.Дворкиной о том.как внук-мальчишка обещает своей заболевшей бабушке найти и вернуть ее молодые годы...Он просит ее вспомнить только то место,где она когда-то их "оставила".
       Долго не смолкали аплодисменты зрителей,крики Итан вернулся на свое место абсолютно довольный и счастливый.

       Читая в этот вечер стихи и воспроизводя сюжеты о честных и добрых людях,о стране,в которой они живут,дети чувствовали себя сопричастными к их судьбам и,как никогда раньше,переполняла их энергия и желание продолжать эту вечную "эстафету памяти";они чувствовали ,что готовы не только ЖЕЛАТЬ людям добра и счастья,но и дарить его,в первую очередь,своим мамам,папам,дедушкам,бабушкам.
       Это чувство не что иное как стремление бороться за все лучшее в нашей жизни.Оно бесценно! И это своеобразная дань той замечательной методике,которую применяет в своей работе,обучая предмету,педагог БРОНИСЛАВА ВИННИЦКАЯ.

       Творческая работа Брониславы не знает "пауз",более того,она многогранна,полна высшего смысла и обещает много интересного и в дальнейшем.
Взгляд на работу у нее СВОЙ,принципиальный:
       - Обучение,- говорит она,- это по существу полемика с тем.что интересно или нет,полезно или вредно,нужно ли? Актуально?

       Сегодня.как никогда,актуальной становится тема войны и мира.
На своих уроках Бронислава рассказывает детям не о победе,а о тех "крайних" испытаниях,из которых нельзя выбраться прежним... Это сложно.
       Например,я,глядя в чистые доверчивые глаза детей,рассказывать про ужасы войны не могу.И вообще,я просто не знаю: надо ли говорить детям о людях,исчезнувших из нашей жизни навсегда? Надо ли - об улицах,которых не существует?
       - А вот надо!- отвечает Бронислава. И рассказывает эпизод,который терзает душу.

       ... На шумном и грязном перроне молодая женщина,охваченная непонятной дрожью,держит за руку мужа и спрашивает:
       - Ты вернешься к ее Дню рождения?
"Она" - это сверток из тонкого одеяльца,который мужчина горячо прижимает к груди и,вглядываясь в кукольное личико девочки,шепчет едва слышно:
       - Доченька,солнышко ты мое...

       Девочка возится отчего-то,кряхтит,мешая разговору,и мама забирает "сверток"к себе на руки.
       - Ты обещаешь вернуться? Обещаешь?
Мужчина молча отворачивается,чтобы смахнуть слезу,потом бежит к вагону,где его уже ждут. Зажмурившись,женщина сморщивает лицо и плачет...
       Это были родители Бронечки,которой не исполнилось тогда и года.

       Отец не вернулся домой.А Бронечка выросла и сама стала и мамой, и бабушкой. Каждый год,вспоминая об этих событиях,в общей колонне под названием "Бессмертный полк" Бронислава несет портрет отца.Она не забудет его никогда!

       Лейтмотив сегодняшнего вечера:счастье и мир неразделимы. Сохранение мира - это смысл сегодняшнего времени,это вариант истины,надежды,счастья.
       О войне сегодня не говорят.Только о счастье! И как призыв и набат убедительно и настойчиво звучат со сцены слова:
       ЛЮДИ! БЕРЕГИТЕ МИР! БЕРЕГИТЕ МИР НА ВСЕЙ ПЛАНЕТЕ!
В этом плане участники сегодняшнего вечера - настоящая "совесть" не только Израиля,но и каждого отдельного человека вне его национальной принадлежности.

       Вечер заканчивается.Дети расходятся группами - вместе со своими друзьями,родственниками,родителями. Они оживленно беседуют...
       О чем говорят? Чему радуются? Наверное,о том же,о чем мы говорили в их возрасте и радуются просто потому,что вместе.
       Хотел бы кто-нибудь из них жить в другой стране? Даже в такой,которая не повторяет безумств сегодняшнего времени...
       Уверена:такие мысли никому из них и в голову не приходят,они довольны и по-настоящему счастливы только здесь - у себя дома.И пусть мужество и человечность навсегда пребудут с ними,как не покидали они нас в самые тяжелые часы испытаний.

       Мне хочется верить,что в будущем - в их будущем - не будет уже ни вторых,ни первых,ни победителей,ни побежденных.И глядя на детей,я мысленно говорю: будьте же счастливы! И мир каждому в Израиль входящему.

  P.S.  Прощаясь,я задаю Брониславе Винницкой непростой вопрос:
        - Что является главным в работе педагога сегодня?
        - Уверена,что главным в нашей работе надо считать настойчивость,желание и умение "достучаться" до сознания каждого из своих учеников,не допускать того,чтобы они росли равнодушными или "убогими" в своих интересах и увлечениях.
Алкоголь,наркотики,насилие и зверство - не для наших детей. С этим надо бороться жестко и упрямо,как говорится,до самого конца...
        За подростков,сбивающихся с пути,безусловно,страшно.Но я их не обвиняю.Я виню в их судьбе общество и,прежде всего,нас с вами - воспитателей,учителей,родителей. Именно мы обязаны влиять на умы и чувства подрастающего поколения,ведь дети - это наша душа,наша боль,наша совесть.

      


Рецензии
Дорогая,многоуважаемая Галина!
Восхищаюсь Вашей удивительной
столь злободневной работой.
Странно, что нет ни одного от-
клика на Ваш посыл.
А я бы эту работу включила в
школьную программу. Говорю Вам
это как бывший методист ИУУ.
Здоровья Вам, позитивный, дума-
ющий человек.

С любовью!

Фаина Нестерова   17.03.2021 11:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.