Запись десятая. Я понял-без стихов мне не прожить

7.06.00  Вчера в «Пушкинке» прошёл конкурс молодых поэтов. Я тоже пошла с Жениными стихами. В жюри - Николай Игнатенко, Александр Казанцев, Михаил Андреев, еще два каких-то, не на слуху, но "маститые" томские поэты. Сначала чествовали Климычева (у него 70-летний юбилей), потом начался сам конкурс из трех туров. Во второй тур проходила половина участников, в третий - пять человек. Надо было в каждом туре прочесть столько стихов, какой номер тура, т.е. в первом туре прочесть одно стихотворение, зал поднимал руки за отбор во второй тур. А со второго тура (кто остался читали уже два стихотворения) уже и жюри принимало участие в оценках. Женя в первом туре получил 29 голосов, но во второй тур прошли, кто набрал 30 и выше. Я читала Жениного "Монаха".

Конечно, если бы сам Женя был, он прошел бы, но его не было (раз), потом - голос из Израиля (два), в-третьих, читала я (а не автор, а это – две большие разницы). Но мне особенно и не очень бы надо эти туры, моя задача была его заявить в присутствии наших корифеев. Это я и сделала. Ну, что, на фоне наших талантов (а было 30 участников, и это лишь часть томских поэтов, Романа не было), я опять вижу - какие у Женьки небрежные стихи. Иногда думаю – «ладно, ну, такой стиль», но вот стала подбирать, что почитать - нет безукоризненных стихов: то рифма слабая, то конец, как сдувшийся шарик, то в средине явная натяжка. Очень много у Жени концов хилых. Вот накал - все стихотворение, а конец: «мы встретим далекий восход». Для "Пионерской зорьки" хорошо, но не для настоящей современной поэзии. Штампов много, вот беда.
Победителем стал Дмитрий Коро, что  и не удивительно.
Наташа Ч. эпатировала всех своим видом: опять это нелепое платьице выше колен, бантик в волосах и довольно злые стихи. С Казанцевым у них явно не ладно, тот ее только терпит, задевал, как мог. Наташа отвечала ему «взаимностью»…

16.06.00 …на поэтической пятнице было не очень весело. Без Ольги Геннадьевны вечера не те. Во-первых, Нина Федоровна  П. (моя ровесница, бывшая экскурсовод, из комсомолок-активисток, ни разу не поэт, но «поэзия – моя страсть, помню, как мы бегали в Лагерный на сборы наших поэтов в шестидесятых») вдруг сочинила себе проект к 400-летию Томска издать что-то вроде антологии стихов томских поэтов. Но сначала полчаса рассказывала о себе: про детство, юность и прочее, и почему она заинтересовалась историей Томска. Это было не очень интересно, тем более, что никто этого не ждал. А рассказать о себе все не прочь, но вот других слушать не очень хочется, если это к делу не относится. А уж когда тебе это навязывают… Народ поскучнел и не знал, как ее остановить. Наконец, она подошла к сборнику, но все уже ее наслушались, интерес потеряли, и ее идея была благополучно заболтана, ничего конкретного ей никто не предложил.
Потом Наташа Ч. прочла свой новый рассказ про некую Нюрку, как она жила на северах, плавала поварихой на плавучем кране и как у нее складывались отношения с мужской командой. Все очень жизненно, и Наташа «просвечивала» во всех перипетиях безалаберной Нюркиной судьбы…

16.09.2000 Какой был вечер в «Пушкинке»!..
 Тема - опять "фэнтэзи", автор-герой вечера - Ирины Ю-ва.
Набилась полная гостиная. И вот что было. Ирина 3 года назад вдруг почувствовала потребность писать именно в стиле "фэнтэзи". Описывает это так. Смотрела, будучи в декретном отпуске, телесериал "Мануэлла" (я эти вещи не смотрю, "Санты-Барбары" хватило за глаза), и вот, как она говорит, в какие-то моменты изображение на экране для Ирины замирало (как стоп-кадр), и в ее глазах персонажи преображались: менялись прически, костюмы. Ее раздражал сценарий, и она взялась писать с этими привидившимися  ей героями новый сценарий. Назвала она этот труд "Самозванка", а потом у нее пошел уже поток персонажей, характеров, ситуаций. Так она уже написала четыре романа. Она зачитывала отрывки - очень ничего.
Сама - преподаватель литературы и сценического мастерства (что-то заканчивала соответствующее), мечтала быть актрисой, играла в ТЮЗе, но вот такой получился поворот. Но не в этом суть. Одну свою вещь (в рукописи) она дала почитать Наташе Ч. В этой вещи главная героиня девушка-рысь со всеми вытекающими... НЧ читает и вспоминает, что у Ольги Комаровой (томской поэтессы с довольно таким необычным стилем) есть вот такое стихотворение:

Я Рысь была. Я двигалась бесшумно,
Охотилась в лесах,
Шуршала в камышах.
Я прожила и безотчетно, и бездумно,
Мой господин был Страх.
 
Теперь я женщина,
И роскошь глаз раскосых -
Напоминанье рысих троп,
Но не хватает сил.
Я не охочусь. И ласкаю кошек
И делаю все так, как ты просил.

Наташа звонит Ирине и интересуется, давно ли та знает Ольгу Комарову. Ирина отрицает, что она вообще что-либо слышала о существовании такой женщины. Наташа заведомо уверена, что Ольга Комарова не могла читать роман Ирины, так как стихи о рыси написаны несколько лет назад, а роман вот только что и в рукописи. Она сводит этих женщин, которые, не зная друг друга, вдруг так пересеклись в творчестве. Ирина сначала решила, что Ольга К-ва написала стихи, прочитав ее роман, и была поражена, что это не так.
Более того. Одна художница (кстати, тоже Ольга) взялась иллюстрировать рукопись Ирины. К моменту знакомства  авторов романа и стихов рисунки уже были готовы, и что поразительно, на них героиня (в романе  её имя - Руни) - одно к одному - лицо Ольги Комаровой. У нее такое очень интересное худощавое лицо с огромными – действительно, раскосыми - серо-голубыми глазами, тонким носом. Поэтессе Ольге хорошо за 30, но портрет вполне мог быть ее ещё молодой. Художница тоже не была знакома с поэтессой. Вот такой мистический случай.
Ирина и Ольга - обе рыбы по гороскопу. Они как будто нашли друг друга, общение их у обеих вызывает ощущение переливающейся и искрящейся воды. Хотя внешне они очень разные. Ирина полненькая, моложе Ольги, с прекрасно поставленным голосом, четкой дикцией, говорит рублеными фразами, не останавливаясь, чтобы подобрать слово, как будто она заученную роль повторяет, довольно категорична. Оля говорит тихо, очень углублена в себя, как говорится "не от мира сего", но у нее уже тоже выработавшаяся позиция на жизнь, и речь ее тоже не страдает всякими "э-э". Она говорит, как пишет.
Вечер был, ну, чрезвычайно интересный. Были затронуты темы жанров, прочитаны стихи и отрывки из романа про женщину-рысь, потом поговорили про воспитание детей и про многое другое.

***
Эй вы там, слышите, ребята, наверху,
Что там случилось, что вы там, уснули?
Огонь мой поэтический задули -
Уж пару месяцев совсем я не пишу.

Чем я обидел вас, скажите, я пойму!
Чем провинился вольно иль не вольно,
Что вы решили - все, с него довольно.
И оборвали звонкую струну?

И стала жизнь совсем уже не милой,
Я понял - без стихов мне не прожить.
Да, каюсь, не умел я дорожить
Мне вами посланной душевной силой.

Прошу, простите и верните, наконец,
Мою опору, гордость и призванье.
Быть может, слишком тяжко наказанье
Назначил мне небесный наш Отец.

Сходите кто-нибудь и за меня скажите,
Что я в печали, полон горьких слез,
Что о потерянном горюю я всерьез.
Короче, всю картину изложите.

Вы попросите за меня еще разок,
Что б мог я помарать еще листок,
Все объясните там, ведь время то - уходит,
И дайте  черкануть хоть пару строк.

А я здесь жду,
Все будет хорошо.
Перо уж приготовил
И чернила...
Ага,
Вот,
Чую...Мысль опять забила.
Спасибо, братцы!
Все!
Ура!
Пошло-о-о-о!

2000


Рецензии