Феномены, гипнотизеры, фокусники

Вместе с тысячами переселенцев и ссыльных в Коми край хлынули и тысячи суеверий и предрассудков других народов. А так же, конечно, и мастерство костоправов, травников, специалистов даже по гипнозу и колдовству. Официальная статистика никогда не велась, но в народных преданиях осталось не мало фактов о чудесах — и реальных, и мнимых. О людях с необычными способностями. Пожалуй, есть смысл привести несколько примеров. (фамилии в данном случае восстановить трудно, вряд ли они реальные — что-то осталось по кличкам, что-то по рассказам совсем уж сегодня древних стариков, которые несколько раз делали оговорки «вроде бы» или «кажется». Но это ведь сейчас — однако ещё тридцать-сорок лет назад фактология была живой и на слуху). Можем себе представить, насколько она была «пропагандистски», по-народному, действенна в 1930-50-х годах.

Например, история о «летающей девочке» среди немецких спецпереселенцев в Койгородском районе, или история о пьяном шамане в Воркуте, который, «как рыбка в аквариуме», слышал, предчувствовал подвижки или взрывы в шахтах и угадал по рассказам около трех крупных аварий. Но ему не верили до третьего раза. А потом он умер. История про гипнотизеров и про людей «по-цыгански» умеющих «отводить взгляд» широко бытовала среди заключенных — несколько историй про гипноз и про чудеса побегов из лагерей были фольклором. Но он же взялся не из «ниоткуда». Более того, я лично успел переписываться со стариком, который в период ГУЛАГа совершил восемь побегов, и восьмой был удачный... Когда к нему пришли в августе 1953 года, его уже не арестовали. Потому что страна и сама система МВД в то время шепталась об аресте ещё в июле того же года Лаврентия Берия, о массовой амнистии и прочем. Пожилого мужика тогда уже не стали арестовывать, а, продержав для выяснения обстоятельств побега около десяти дней в местной кутузке (Псковская область), его отпустили вообще. Дожил он до 1994-95 годов (точную дату, увы, сказать не могу, потому что умер сначала его товарищ, через которого поддерживали связь, а потом и он сам — по сведениям дошедшим явно с опозданием). Уникальность его побегов в том и заключалась — шесть из восьми побегов были не без помощи его таланта гипнотизера.
Некоторое время мне довелось работать на гражданских предприятиях и пересекаться с людьми Управления Федеральной Системы исполнения наказаний(УФСИН). Старые специалисты в разговорах на темы «идеологий» уголовного мира и всяких «чудес» в психологии и самоощущении заключенных рассказывали немало случаев удивительных патологий, феноменов и чудес. Конечно, всё это уходило в фольклор не только зека, не только работников УФСИН (кстати, они «заболевают» часто ровно теми же болезнями, что и зека — видно «бесы» умеют скакать и подселяться в тела и по ту, и по эту сторону колючей проволоки. Известен, например, феномен прапорщика-молдаванина из Ветью, который имел чутье на грани рентгена — видел скрываемые предметы, находил там, где собаки не могли найти. «Дьявол!» - говорили про него сами заключенные). Уходило в фольклор — да, конечно. Потому что заключенный — это часть народа, того самого фолка, и в народе сила, тайна духа (часто не разделяемого — светлого или темного) была обсуждаема и формировала свою градацию почитания авторитетов, чудиков, шальных.

Критики и скептики скажут: — такое ли уж заметное место занимали эти элементы культуры замкнутых социальных групп в формировании общей культуры и самосознания людей? Однозначно - заметное. И основных причин две. Но даже они достаточны — многочисленность и продолжительность существования этих явлений вне официальной культуры и статистики.
Если уж сравнительно немногочисленные истории столкновений бандитов и шерифов в реальной жизни Соединенных Штатов Америки тем не менее создали вестернизацию как культурологическое явление и явление в искусстве не только всех США, но и громадной части мировой культуры, повлияв и на индийское кино, и на целые направления в музыке, если романтические истории в балладах бардов и трубадуров закрыли мракобесие папства и Инквизиции, создав флер поиска «высокого вкуса» и альтернативы органу в уличных мелодиях, то почему же блатняк и шансон, культура подворотен и кодексы дворовых группировок не влияли? Ещё как влияли. Другое дело, что у нас в силу доминирования государства над средствами производства образцов культуры и искусства все эти элементы субкультур не пробились в «широкий прокат». И то — до поры до времени — в 90-е вылезло всё... «Владимирский централ Михаила Круга — это, конечно, жалкая отрыжка от того, что ходило в песенных балладах, байках и прочих жанрах лагерного быта, но уж, как говориться, «Централ» вылез тогда, когда частные предприниматели смогли тиражировать и иметь инвестиции на такого рода культуру. В США спиричуэл — песни тоски и рабства афроамериканцев, и плачущий регги прозвучал на пластинках почти за сто лет до «плача лагерей» в России. Это потом появится и «Магадан» и прочие. А пока в подворотнях звучит «Постой паровоз, не стучите колеса...», «Цыпленок жареный», «Мурка» с её императивом настроения «Раз пошли на дело, дело погорело...» (оставим совсем уж в скобках частушечное многообразие «Эх, огурчики да помидорчики, Сталин Кирова пришил в коридорчике...»).
В христианских общинах Европы ответь на вопрос — откуда вы? Из Коми. Где это? Европейский Север России. А-а-а-а — это же Русская Голгофа! В кино — Воркута — это место, где «я сидел», а кличка «Воркута» или «воркутинский» - это брутальный индекс узнаваемости. К сожалению, брутальный в шахтерском смысле лишь в третью очередь, а в первую — в уголовном, во вторую — в заполярном,экстрим полярный. Ничего личного — только результаты опросов и социально-психологическое тестирование.

В «Русскую Голгофу» мировое общественное мнение и мифотворчество записало теперь всех — и реальных мучеников за веру, к которым не метафорически, а буквально применимо понятие Голгофа, как смерть за веру, за Христа, - и всех тех, кого классово, идеологически, мировоззренчески не знали куда записать: от рериховцев, магов агни-йоги и парапсихологов до аферистов и манипуляторов играми с «расширением сознания» с помощью ноотропных веществ и наркотиков.


Рецензии