Первая самодержавная правительница Византии-оконча
Ирина становится первой женщиной на византийском престоле. В изданных ею Новеллах она величает себя по-мужски: «Ирина, великий василевс и автократор римлян». На монетах и парадных портретах ее изображают в пышных императорских одеждах. Однако на Западе ее право на титул не признается. Византию называют «Женской империей», а европейские правители и вовсе считают, что престол наследия Римской империи стал вакантным.
Римская церковь и вовсе не воспринимала Ирину как законную правительницу. Императорский титул передается ими на Запад, и 25 декабря 800 года Карл Великий был коронован в соборе Святого Петра Папой Львом III и провозглашается императором. Ситуация складывается парадоксальная. В Византии Карла не признают как правителя, а в Риме не признают Ирину...
Но Ирине глубоко безразлично мнение Европы. Она начинает щедро одаривать монастыри. Строятся новые, восстанавливаются старые. Саккудийский в Вифинии и Студийский в Константинополе и вовсе достигают небывалого благосостояния. Императрица снижает налоги и таможенные пошлины, устраивает благотворительные заведения для бедных, чем завоевывает любовь подданных.
Как с восторгом пишет Феодор Студит: «Бедняки уже не остаются дома из боязни гнусных поборов».
Но вместе с тем, все понимают — прямых наследников на престол нет. При дворе начинается борьба за власть, в числе тех, кто ее начинает, два знатных патриция Ставракий и Аэций. Они даже не скрывают своих намерений — их цель поставить на царство своих родственников. От всего этого Ирина тяжело заболела и никак не могла выздороветь.
Меж тем, Карл прекрасно понимая, что ему необходимо признание со стороны Византийской империи, принимает решение заключить брак с Ириной. Это единственная возможность избавиться от проблемы и удовлетворить сразу все стороны.
По словам Феофана, против этого брачного союза выступил патриций Аэций, управлявший делами империи после смерти Ставракия. У него имеются свои планы - он собирался поставить на престол после смерти Ирины своего брата. Касательно Ирины можно сказать одно — она совсем не возражает против брака.
Неизвестно, как бы далее развивалась история Византии, если бы не случился переворот в ходе которого Ирину низвергли. Сделано это было как раз в тот момент, когда франкские послы находились в Константинополе.
Император Никифор I
Точнее всего ситуация, сложившая в стране, обозначена в Лицевом летописном своде: «Эта царица Ирина и ее сын Константин позднее неправедно жили и не по своей воле отпали от царства»...
Ирина была свергнута 31 октября 802 года в ходе заговора, организованного ответственным за финансы империи логофетом Никифором. Он сумел привлечь на свою сторону командиров войск, распространяя вполне достоверный слух о возможном захвате власти патрицием Аэцием. На тот момент Ирина сделала его вторым после себя человеком, но при дворе его очень не любили.
Заговорщики окружили императорский Элевферийский дворец, где находилась Ирина, а затем провозгласили Никифора. На следующий день патриарх Тарасий в храме Святой Софии поспешно венчал на царство Никифора.
Все тот же Феофан передает слова Ирины, обращенные к Никифору при их личной встрече:
«Часто доходили до меня слухи о достоинстве, в которое ты теперь облечен, и последствия доказали, что те слухи были истинны. Они тебе известны; если б я увлекалась ими, то беспрепятственно могла бы убить тебя. Но веря твоим клятвам, и щадя многих соумышленников твоих, я согрешила пред Богом…»
Новый император Никифор I пообещал сохранить Ирине привилегии и Элевферийский дворец, но когда она передает ему казну, тут же высылает на остров Принкипо в Мраморном море в основанный ею монастырь.
Затем, опасаясь, что Ирина вновь захватит власть, заключает ее под стражу на острове Лесбос. Согласно преданию, в ссылке бывшая правительница раскаялась в своих грехах и посадила в память об убитом ею сыне дерево, которое поливала своими слезами. Также Ирине приписывается основание на Лесбосе монастыря Богородицы Труллоти в Пирги-Термис близ Митилины.
9 августа 803 года Ирина скончалась и похоронена в основанном ею самой монастырь Святого Николая на остров Принц.
Вскоре после смерти Ирина была причислена Православной церковью к лику святых. Известна единственная рукопись XI века с текстом анонимного жития Ирины, содержащего заимствования из «Хронографии Феофана», жития Филарета Милостивого и неизвестного источника. Кроме того, ее жизнеописание содержится в житии святителя Тарасия, патриарха Константинопольского, известному в России по изложению Димитрия Ростовского.
В этих материалах Ирина представляется как ревнительницу благочестия и православия, которая «более любя Бога и Его правду, чем своего собственного сына… приказала ослепить его», а приняв затем самодержавную власть «исправила все то, что пришло в расстройство в царствование ее сына».
Вместо эпилога
Спустя более чем полвека после смерти Ирины ее тело перенесли в Константинополь и погребли в саркофаге из проконесского мрамора в церкви Святых апостолов.
Уже после смерти императрицы Ирины в 807 году, по сообщению Феофана Исповедника, ее родственницу Феофану выбрали на смотре невест в супруги Ставракию, сыну императора Никифора I. Кстати, последний правил недолго. В 811 году узурпатор погиб в битве при Вырбишском проходе с болгарским ханом Крумом. Из его черепа хан сделал чашу для пиров и отделал ее серебром.
Свидетельство о публикации №220030900747