Здесь и сейчас
Старый профессор отложил в сторону книгу.
-Проходите,молодой человек,чем могу помочь?
-Я учусь в аспирантуре,пишу кандидатскую, хотел,чтобы Вы стали моим куратором.
-А почему именно я?
-Мне посоветовали… из-за… из-за...э-э-э…
-Не смущайтесь из-за чего?
-Из-за темы моей работы.
-И что же в ней особенного?
Аспирант посмотрел на лежащую на столе книгу,которую профессор читал до его прихода-Герберт Уэллс” Машина времени”.
Профессор проследив взгляд посетителя,ответил,-Настольная книга, хорошая фантастика,который раз читаю,все нахожу что-то новое для себя.Так что там у Вас?
Аспирант смущался,боясь ответить.
-Ну же,молодой человек,если Вы хотите продвигаться в науке,Вы должны быть смелее и настойчивее. Поверьте мне, за свою долгую научную карьеру я выслушал множество идей. Большинство из них были откровенно,скажем так,мертворожденными идеями , но были и те,у которых было будущее. И я не отказал никому из желающих видеть меня в качестве куратора.
-И даже для тех ,у кого идеи были мертворожденными?
-Никому. Я не имею права навязывать свое мнение. Я могу только подсказать,направить немного. Ученый только тогда становится им,когда совершает ошибки. И самое главное признает и понимает,что он совершил ее. Критически относясь к своей работе,не считая ее совершенством, осознавая ,что ошибки возможны и необходимы,только тогда можно достичь успеха. И лучше если это произойдет в юном возрасте,когда еще есть время все исправить,изменить,ну,или,отказаться от всего. В конце-концов,хорошие пекари всегда нужны. Ну что-то я разговорился. Так что у Вас за труд?
-Путешествия во времени.
Профессор спрятал книгу в стол.
-Та-а-к,понятно.Кто-то пытается шутить? Надо мной или над Вами? - рассердился он.
-Вы считаете это глупой идеей,профессор?
-Что? Шутку? Да! Глупой!
-Нет,я имею в виду путешествия.
-Как Вам сказать,поточнее, идея не глупая, это ,скорее,мечта и она во все времена будоражила умы ученых,психов и маньяков. Но способов разумно ее использовать,почему-то, катастрофически мало,в основном - отправиться в прошлое и убить какого-нибудь тирана,думая,что это спасет миллионы людей, либо в будущее,чтобы узнать результаты спортивных состязаний или лотерей ,и , вернувшись, сказочно разбогатеть. Даже кино об этом снимали.Хорошее кино , кстати,мне понравилось. А у Вас какая мечта? Как хотите использовать свое изобретение? Убить или разбогатеть?
-Я… пока не решил,постойте,откуда Вы знаете ,что у меня получилось,то есть… получиться,профессор.
-А зачем тогда Вы ко мне пожаловали,или это ,все же, розыгрыш?
Или Вы не с пустыми руками ко мне. Ну же,смелее, вперед, показывайте уже.
-Что показать?
-Машину времени. С собой? Или нужно идти куда-нибудь в гараж,например?
Студент медленно снял,все время висевший на его плечах рюкзак приличных размеров.
-Можно?- он намеревался положить его на профессорский стол.
-Валяйте. Внутри?
-Аспирант осторожно вытаскивал из недр рюкзака коробочки, электронные приборы, провода,панели с тумблерами и световыми индикаторами и панелями, катушки индуктивности и еще кучу разного,больше похожего на обычный электрический хлам.
-Вот.
-Это и есть Ваша машина времени,точнее,рюкзак времени? И с помощью этого Вы сумели пронзить время?
-Сейчас,если позволите,я соберу.
-Ну давайте посмотрим.
Аспирант быстро собрал хаотичную конструкцию,соединяя лежащие детали во что-то,все равно, похожее на хлам,но уже связанный проводами.
-Вот,теперь все,выглядит,конечно не очень,но это опытный образец. Позже я постараюсь придать ему более эстетический вид.
-Вот это правильный подход. Эстетика - не последнее дело в науке.Приятно,когда открытие выглядит красиво. Итак…работает?
-Да.
-Как узнали,что работает,сами использовали? Или мышки?
-Сам.
-Отлично,зачем рисковать мышками, они уж точно ни в чем не виноваты,простите,продолжайте.
-Я отправился в будущее.
-Логично,все так делают вначале.
-Что Вы сказали,профессор?
- Нет,ничего, простите, ворчание старика, а где была машина все это время ,с вами или оставалась в настоящем.
-В рюкзаке на плечах.
-Удобно,действительно и не привлекает внимания.
-Но...вот…
-Что?
-Я не уверен,что она работает правильно.
-Почему?
-Я настроил ее на сутки вперед,когда же я прыгнул,вокруг ничего не было. Совсем,ничего. Пустота, вокруг и ,как-будто, стена света, занимающая ,не знаю, все пространство, что-ли, трудно сказать. Больше похоже на экран в кинотеатре,только на нем ничего не разобрать. Все размыто,но изображение не статично.Все хаотически меняется. И кажется,что с каждой секундой изображение становилось ярче. Я тотчас прыгнул назад,боясь застрять в этой пустоте.
Потом настроил машину на это же время,только на сутки в прошлое.
-И что там,тоже пусто?
-Да,все в точности,такая же стена света. Только ,вот, она с каждым мгновением…
-Предположу,что становилась темнее и размывалась сильнее,вроде как исчезала ?
-Точно,а как Вы догадались?
-Простое предположение. Скажите,молодой человек,а у Вас доказательства этого путешествия не найдется,случайно.
Аспирант извлек из внутреннего кармана пиджака стопку фотографий.
-Вот.
-Отлично,Вы молодец,знаете,почему-то никто еще не догадался взять с собой фотокамеру. Вы молодец. У Вас хорошее исследовательское чутье. А то словесное описание и рисунки это не совсем то,что нужно. А вот с фотографией не поспоришь.
-Постойте,профессор,Вы мне верите?
-А почему,собственно,я не должен Вам верить? Вот же доказательства,-он помахал фотографиями.
-Ну это же путешествие во времени,любимая тема фантастов,наряду с межзвездными полетами.
-Погодите, молодой человек,Вы сами верите в то,что были в будущем,ну или в прошлом ?
-Я хочу верить,но я же ничего не видел там,никаких материальных подтверждений,газеты ,там с будущим числом,только эти фото,которые любой,хоть немного владеющий фоторедактором, сделает за пару минут.
-Но Вы же их сделали фотокамерой или все же редактором?
-Нет,вот камера,-студент,дрожащими руками достал небольшой цифровой фотоаппарат,-Вот и снимки в памяти,-он развернул камеру дисплеем к профессору.
-Я верю Вам,не переживайте,все хорошо. Успокойтесь. Присядьте.
-Но,почему же там ничего нет?
-Ну давайте. Подумайте. Я уверен ,что Вы справитесь.
-У меня только одна мысль-машина не работает. И это не было ни будущим, ни прошлым. Да я не знаю,что это было.
-Не отчаивайтесь. Хочу Вас успокоить-машина действует. Как нужно. Вы действительно побывали и в будущем и в прошлом.
-Но...как? Везде пусто,ничего нет. Только цветные пятна.
-Ну,Вам еще повезло,если бы прыгнули сразу на пару лет или веков туда или сюда,вообще бы ничего не увидели. Там сплошная темнота,в этой пустоте.
-Как? Вы что там были ?
-Был,пока,наконец,не осознал в чем дело.
-И в чем же?
-Да все просто. Будущего не существует,равно как и прошлого.
???
-Не смотрите так,будто я спятил. Все именно так.
- Но я же помню,что со мной было вчера и… и раньше. И знаю,что завтра…,ну должно быть. Как же история?
-Знаете? Уверены? Или хотели бы ,чтобы было?-это разные вещи.
А что такое история,задумайтесь. Это то,что написано в книгах,кстати,каждый раз по-разному. Кто как решил,так и написал.
-А документы,договоры и исторические артефакты?
-Это все материальные доказательства событий,некогда произошедших. Вот у Вас есть материальные доказательства вчерашнего дня?
Аспирант озирался по сторонам,потом начал шарить в карманах. Вытащил,что-то,-Вот! Чек из магазина! Вчерашний!
-Хорошо,а теперь,-профессор взял чек,положил его в пепельницу и поджег. Чек вспыхнул веселым огоньком и погас.
-Теперь есть пепел,-сказал аспирант,-И я знаю от чего. Я помню.
-Идем дальше,-профессор выбросил пепел в окно,-Вы скажете,что пепел все равно будет доказательством Вашего похода в магазин? Много ли пройдет времени,прежде окружающая среда превратит кусочки этого пепла в атомы углерода? Не думаю. Тогда они, эти атомы,будут доказательством Вашего прошлого?
-Но есть же память.Моя память.
-Представьте,гипотетически,конечно,что все враз исчезло,вот прямо сейчас. Окончательно стерто. Нет Земли,вообще ничего. Пустота. И что тогда? Где подтверждение того,что мы существовали. Понимаете,что я имею в виду?
-То,что..что...прошлое это только то,что мы храним в памяти,и чему имеем материальное доказательство здесь и сейчас? В данный момент?
-Именно! Вы молодец! Догадались! Время-это нечто,состоящее из слоев,как кадры на кинопленке. Но в фильме каждый кадр следует за другим,связанные в ленту и,при определенной скорости воспроизведения,мы видим плавную картинку. А время это те же кадры,только состоят они из событий нашей жизни в каждое мгновение,но наложены они друг на друга. Стопка. Наслоение событий. И с каждым мигом, прожитый кадр размывается , становиться тусклее и стирается, исчезает,а на его месте уже есть следующий,который уже тоже готов к исчезновению. А за ними нет ничего,пустота.
Остаются только материальные доказательства произошедшего,но только в течение отпущенного им времени. Поэтому мы видим вот этот стол,к примеру, в течении всего нашего разговора. Просто его срок еще не пришел. И он так и движется из слоя в слой до тех пор,пока не исчезнет. А после окончания срока его существования о нем никто и не вспомнит.
И так на всем протяжении жизни. Во всем и везде. Вашей жизни или кого угодно. Живого или неодушевленного предмета. Вообще всего. И единственным доказательством прошлого есть наша память, книги,документы,произведения искусства,предметы вокруг. Уберите все. И,прошлого,нет. У времени нет четких физических границ. Оно эфемерно,можно сказать,что его нет. Есть только слово, придуманное,нами для определения продолжительности событий. Этакий якорь. Точка отсчета создающая для нас четкие границы. Этому столько,а вот этому столько отмерено. Но кто отмерил. Какова,к примеру,была бы продолжительность человеческой жизни,если бы не временные, и, иногда, программируемые нами самими,рамки. Кто знает? Вот и сейчас, мы с Вами говорим,а наш разговор кадрами-слоями исчезает,исчезнет. И подтверждение ему только наша с Вами память. Исчезнем мы сейчас,исчезнет последнее подтверждение этого события. Вот поэтому Вы и видели в прошлом тускнеющее размытое пятно. Это были слои того момента, из которого Вы прыгнули в прошлое. Остались бы подольше-увидели бы наступление полной темноты.
-Но я же смотрю вперед,и вижу то,куда я хочу попасть,если,к примеру ,я иду пешком,ну или еду, я вижу свой путь в будущем,могу повернуть голову назад и увидеть то место где я только,что был. Разве это не доказательство как прошлого,так и моего будущего.
-Но Вы же не видите себя ни впереди ни позади,как бы не старались. Впереди Вы видите только свою надежду попасть куда направляетесь,а позади-это только Ваши воспоминания о том,месте,где Вы только что побывали. И все это происходит в слоях-кадрах,которые по своему сроку существования немного дольше,чем Ваше пребывание в них.
-А с будущим тогда как,-спросил аспирант?
-Представляю Вам самому создать теорию. Ну,что думаете?
Аспирант задумался.
-Если предположить,что время это слои. И каждый из них-это прожитый в данный момент миг. То,вероятно,будущее это то,для чего слоев еще нет. Мы же не можем предположить,что нас ждет в будущем. Мы только представляем себе как бы хотелось. То есть будущее-это наши мысли,мечты,предположения, надежды, чаяния,грезы и желания. Все то,что ,мы хотим,чтобы сбылось или наоборот,не сбылось. Будущее это то,что мы делаем сейчас,в данный момент,но оно моментально исчезает, тут же становясь прошлым. Вероятно,увеличивающее яркость стена света в будущем-это варианты нереализованных возможностей. Ведь мы не знаем,наверняка,что произойдет,на это влияют множество различных факторов в настоящем. Но наступает момент,когда все сходится и стена из размытой становится четкой и тут же исчезает,а ей на смену идет следующий слой. И так бесконечно. А это значит- существует только реализация настоящего в данный момент для каждого существа или предмета. Так?
-Замечательно. Только настоящее. Именно. А прошлое и будущее-их нет,в том понимании как мы привыкли думать. Они только в памяти и в надеждах. Именно поэтому и не возможно вернуться и убить тирана. Там его уже нет. И нельзя в будущем узнать выигрышные номера-их еще нет. А все предсказатели и оракулы,в большинстве случаев шарлатаны. Либо удачные психологи. В любом случае процент угадывания у них есть. Это входит в статистическую погрешность. Ну что же,я согласен быть Вашим куратором.
-Но зачем,ведь ничего не вышло.
-Ну прибор Вы же изобрели,разработали теорию…
-Но это Вы направили меня,профессор,в нужное русло.
-Можете вписать меня научным консультантом. Я помог только отчасти ,остальное Вы додумали сами. Прибор собран Вами и, кстати,он гораздо миниатюрнее устройств Ваших предшественников.
-Моих… предшественников? Они...есть...были?
-О,и очень много,поверьте. Идемте со мной.
Профессор вышел из-за стола,- Идемте.
Они спустились на лифте в подвал,где находились складские помещения института и мастерские. Прошли по длинному коридору. Подошли к массивной металлической двери.
Профессор отпер замок.Зашел в темное помещение первым.
-Входите,я сейчас включу свет.
Аспирант вошел и остановился у входа. Зажегся свет.
-Побродите,посмотрите,-сказал профессор,-Не стесняйтесь, все можно потрогать.
Большое помещение , которое было заставлено различными вещами: большие металлические ящики,сферы и цилиндры с люками в них, ни на что не похожие устройства с рычагами и большими шестернями. Бочки с панелями управления.Кресла с кнопками и ламповыми дисплеями в подлокотниках. Даже диван,с установленным на нем ,похоже,арифмометром. Велотренажер,с прикрепленным к нему,похожим на электросчетчик , устройством, с индикаторами и тумблерами. В глубине стояло несколько старых автомобилей и мотоцикл. На стеллажах по периметру,находились устройства размером поменьше. В основном,это были большие ящики с кнопками, лампочками и экранами. И еще много разного. Даже самовар с отходящим от него кабелем к компьютеру. Еще множество картонных коробок. Заглянув в одну из них,аспирант увидел кипу бумаг.
-Это отчеты об экспериментах. Теперь можно добавить к ним и Ваши фото,ну и,конечно,изобретение. Хотите,можете прямо вот так,в рюкзаке,но я бы предпочел,чтобы Ваше изобретение имело более презентабельный вид. Я Вас не тороплю,подумайте,в каком виде оно бы хорошо смотрелось. Благо оно у Вас достаточно миниатюрное. Когда закончите,все оформим,опишем и классифицируем.
Аспирант вернулся к профессору.
-Это все…?
-Да,это все машины времени. Все в рабочем состоянии,хоть сейчас вперед или назад. Причем,что самое интересное,каждая из них использует для перемещения свой,не повторяющийся принцип и механизм.
-Вы хотите сказать,профессор…,что способов перемещения множество?
-Да,путешествовать во времени очень легко. Только бессмысленно. Время не опередить и не догнать.
-Значит увидеть будущее или прошлое невозможно?
-Ну почему же,возможно.
-Но как ,Вы же сами сказали что их…
-Закройте глаза.
Аспирант послушно сомкнул веки.
-Что видите?
-Да ничего,темно,пусто я же закрыл глаза,что я могу увидеть.
-Очень многое. То что Вы сейчас видите и есть Ваше прошлое и будущее одновременно. Темно,пусто и только Вы посреди пустоты прошлого со своими воспоминаниями и пустоты будущего,но уже с мечтами и надеждами. Есть только здесь и сейчас. И еще есть память и надежды.
Свидетельство о публикации №220030900770