О чём шептали клёны

- Дед, куда мы идём? – не терпелось узнать Виктору.
- Ты же просишь совета. Так доверься мне.
- Да, мне важно твоё мнение.
- Хорошо подумал? Знаешь, сколько их стоит по всей стране, памятников. Ты же не хочешь повторяться?
- Само собой. Хочу создать такой, чтоб за душу брал.
       В Академии изобразительных искусств и архитектуры, где учился Виктор Бобровский, объявили конкурс на лучший проект памятника героям Великой Отечественной войны, и он загорелся идеей. Но все варианты, которые приходили в голову, отвергались, поскольку оказывалось, подобное уже существует. Вот тогда Виктор и кинулся к деду, Александру Викторовичу, работавшему директором школы, за советом.
       Тот заинтересовался:
- Гм, памятник героям, говоришь. Дело стоящее, даже необходимое в наше время. Понимаешь, кое-кто в мире пытается фальсифицировать историю. А мы не дадим. Надо напомнить людям, кому обязаны свободой и миром.
- Так обсудим, - предложил Виктор.
- Обсудим, но не здесь и не сейчас, - заявил дед. – Завтра с утреца рванём на рыбалку. Я тебе одно местечко покажу. Там и поговорим.
- А удочки? Они ещё целы?
- А как же. Порыбачим. Сварганим ушицы. А главное, вести такой разговор надо именно на том месте, на берегу Днепра. Ты потом поймёшь почему.
- Тогда будем собираться, - согласился внук.
***
       Утро выдалось тихое, ласковое. Они шли городским парком, ещё пустынным и от этого загадочным. Весна давно вступила в свои права, от подсыхавшей после растаявшего снега земли шли испарения. Почки на деревьях проклюнулись и высунули первые зелёные язычки. Дятел, неутомимый работник, выбивал дробь, возвещая о начале нового дня.
       Они вышли к высокому берегу реки, спустились к воде и пошли вдоль пляжа, ещё не обжитого по-летнему. Александр Викторович выбрал место у разросшегося лозняка, и рыбаки приступили к делу.
       Утро плавно перешло в день. Проголодавшись, мужчины занялись приготовлением обеда. Улов оказался не ахти какой, но на уху хватило.
      Насладившись наваристым супчиком и сальцем особого посола, Александр Викторович поинтересовался:
- Ты с каким материалом работать собираешься?
- Гранит, конечно. Для макета уже достал. Ты же знаешь, сначала делается макет, а потом, если комиссия утвердит, в полную величину.  Дорого обойдётся.
- Поможем. Что деньги? Тьфу! Жизнь человека – вот что дорого. Сколько жизней забрала война! Уму не постижимо! А ведь каждый человек уникален. Насколько мир стал бы богаче, проживи погибшие свои жизни.
- Дед, да ты философ.
- Я историк, и не хочу, чтоб коверкали факты, переиначивали, забывали. И дело ты хорошее задумал. Если получится, сам пойду к мэру просить. Городу нужен памятник именно здесь, на этом самом месте, на высоком берегу, чтоб виден был издалека.
 - Почему именно здесь? Ты обещал рассказать.   
- Эту историю я рассказывал, когда ты был маленьким. Но не всё в силу возраста тебе было понятно. Теперь время пришло.
***
       …Октябрьским утром 1943 года передовые части Юго-Западного фронта под командованием генерала армии Родиона Яковлевича Малиновского начали операцию по освобождению нашего города. Четыре для шли ожесточённые бои. В ночном штурме 14 октября город взяли и вышли к Днепру.
       Комдив приказал построить личный состав и поставил задачу: под прикрытием ночи переправиться на правый берег, используя любые плавсредства.
- Отдельное задание будет поручено группе добровольцев. Кто пойдёт?
       Виктор сделал три шага вперёд.
- Лейтенант Бобровский.
     Вслед за Виктором вышло ещё с десяток бойцов.
- Сколько годков тебе, сынок? – подошёл к нему комдив.
- Сегодня как раз исполнилось двадцать.
- Добро. Действуй, лейтенант. Назначаю тебя старшим. Через час жду. Разработаем план.
        Группе предстояло переправиться на плотах на правый берег до начала общей переправы и обеспечить прикрытие. Плыли в полном молчании, маневрируя между лучами прожекторов противника, то и дело прошивавших водную гладь.
         Прежде всего провели разведку и установили местонахождение огневых точек противника. Окопались и приготовились к бою. В назначенный час началась переправа. В ход шли лодки, сколоченные наспех плоты, деревянные щиты, брёвна, добытые из развалин домов. Когда бойцы преодолели половину расстояния, фашисты заметили движение и начали обстреливать. Взрывы разносили в щепки плоты, лодки, люди гибли и шли на дно.  Группа Бобровского открыла ответный огонь. Несколько дзотов были уничтожены сразу. Немцы, обнаружив наш авангард, перенесли огонь на берег, чтобы уничтожить прикрытие. Маленький отряд понёс первые потери. Воспользовавшись этим, немцы попытались перейти в наступление. Бобровский дал команду оставшимся бойцам забросать противника гранатами.  Враг был остановлен, и тем самым первые, достигшие берега, получили возможность вступить в бой.   
          Из 12 добровольцев в живых осталось только трое тяжело раненных. Теряя сознание, Виктор успел заметить Знамя полка, развевавшееся над головами бойцов, с криками «ура!» бежавших по берегу…

- Это был мой отец и твой прадед, Виктор Иванович Бобровский. Всех 12 человек наградили орденами, кого посмертно, а троим вручал комдив в госпитале.
- Да, геройский был у меня прадед! – воскликнул под впечатлением услышанного Виктор.
- Тебя назвали в честь прадеда.
- Это понятно. Теперь моя очередь внести лепту: увековечить память о героях.
- Я долго думал, Витюша, и пришла идея. Вот послушай…
***
       В этот день на берегу Днепра было шумно и весело. Собралось много народа: школьники во главе с директором, Александром Викторовичем Бобровским, родители ребят и просто жители города. Грузовик подвёз саженцы, лопаты, грабли и другой инвентарь, воду в баках. Закипела работа. К вечеру была готова Аллея Героев. 12 молоденьких клёнов, по 6 справа и слева, возле каждого в землю врыт столбик с табличкой, на которой золотыми буквами выведено имя Героя.
Закончив работу, люди не расходились. Все ждали, что скажет Александр Викторович. Это был не митинг, а подведение итогов мероприятия.
- Доброе дело сделали вы сегодня, - начал Бобровский. – Пройдут годы, окрепнут и поднимутся клёны. Они расскажут новому поколению о подвиге наших соотечественников, великой ценой добывших победу над захватчиками. Сегодня мы заложили живой памятник. Это наша благодарность павшим за нашу Родину.
       Долго ещё в парке, плотно примыкавшем к новой аллее, звучали голоса. Расходиться не хотелось.
       После ужина Виктор с дедом вышли пройтись.
- Теперь я знаю, как будет выглядеть моя работа, - сказал Виктор.
- Тогда принимайся за дело, - Александр Викторович остался доволен внуком..
***
       Виктор возвращался в родной город не один. Несколько лет не был дома. Выехали в полночь, чтобы к утру быть на месте. Впервые он вёз семью к родителям. На заднем сидении дремала жена Алёнка, на руках у неё сладко посапывал сын Сашка. В предрассветной дымке обозначилась окраина города. Глядя на спящие улицы, Виктор улыбался, предвкушая встречу с родными. Он знал, как они ждут первого внука. Выключив фары, бесшумно подъехал к дому под малиновой кровлей.
- Приехали. Алёна, буди Сашку.
       Не успели гости войти в калитку, как над крылечком вспыхнула лампочка, осветив дворик, и дверь распахнулась.
- Наконец-то! А мы ждём, ждём, так и не ложились, - отец обнял Виктора, поцеловал Алёну и сказал невестке: - Добро пожаловать домой!
А Виктора уже обнимала мама, утирая слёзы и шепча молитву. С крылечка спустился, чуть прихрамывая, дед.
- А это кто такой будет, - наклонился он к ребёнку. – Давай знакомиться. Я Александр Бобровский, твой прадед. А тебя как звать?
- Александр Бобровский, - серьёзно ответил мальчик и повернулся к отцу: - Папа, а так бывает?
- Бывает, дорогой, бывает, - Александр Викторович подхватил правнука на руки. – Мы с тобой тёзки и по имени, и по фамилии. Выходит, ты продолжатель рода.
***
       Был воскресный день. Всё семейство Бобровских отправилось в городской парк. Их встретили подросшие, вытянувшиеся клёны. Под лёгким ветерком играла листва, словно аплодируя приходу гостей. В конце аллеи возвышалась стелла. На ней барельеф с изображением переправы через Днепр, чётко обозначена линия берега и силуэты бойцов, стоявших на смерть.
- Гляди, Сашенька, - сказал Виктор сыну. – Это история нашего города, история твоего предка, история твоего народа. Расти скорей, тебе её продолжать.
      А клёны шептались меж собой, и только они знали о чём.
                08.03.2020


Рецензии
О чем шептались клёны на месте переправы,
На берегу высоком широкого Днепра?
Они напоминали нам имена героев,
Отдавших свои жизни, чтоб кончилась война!

Александра Шам   09.06.2020 22:07     Заявить о нарушении
Спасибо за поэтическое приветствие.

Тамара Авраменко   09.06.2020 22:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.