Больше, чем реальность
Мероприятие анонсировалось как «Параллельные реальности романа «2017»» и соотносилось с очередным переизданием одного из самых популярных и значимых русских романов начала века.
Иногда книги читаются из ехидного интереса: за что же автору премию дали, или хотя бы за какие заслуги он в финальном списке оказался.
Роман «2017» завоевал премию «Русский Букер», но читают, переиздают и переводят на другие языки его не поэтому.
Российскую действительность нельзя описать достоверно, не вводя фантастического элемента. В нашей жизни слишком много спрятанных в воду концов и слишком много как бы случайностей, в которых чувствуется поступь рока, считает Ольга Славникова.
Оттого роман и не поддаётся жесткой жанровой классификации. В нём присутствует много такого, чего мы, как правило, не успеваем отметить, оценить и понять.
Для сколь ни будь адекватного описания российской действительности реализм как литературный метод тесноват. Не умещается Россия в рамках стандартного реализма.
Слишком велика!
Россия сама больше, чем реальность.
То, растекаясь из центра Европы далеко на восток, то сжимаясь до пределов Московии, она ещё в недавнем прошлом распахнулась вдруг от Саксонии до Калифорнии, объяв собой просторы, несовместимые ни с каким нормальным государством.
Полузабытая история, уклады жизни, верования и представления разных племён и народов то угасают, то возрождаются живой реальностью, населённой всякого рода сущностями как материального, так и ментального свойства в зыбких границах безразмерной империи.
То параллельные, то перпендикулярные, а то и наизнанку, всевозможные реальности взаимодействуют и сбивают нас то вправо, то влево, а то и вообще ставят на голову.
Мы и сами – евро-азиаты невообразимого калейдоскопа этносов обитаем на мало приспособленной для нормальной жизни территории, с вечной проблемой: как выжить в этой мультиреальности, не прописанной ни в законах, ни в конституциях.
Пятое или шестое издание, переводы на десяток языков.
В чем секрет популярности этой книги?
2017-й год давно позади. Вместе со своими событиями, ожиданиями и разочарованиями он отправлен в музей истории.
Автор не оказался пророком в своём отечестве, что не мудрено.
В начале века, когда вышло первое издание, и чуть позже сама цифра «2017» многих завораживала, вызывая известные ассоциации столетней давности и щекочущий холодок тревожных ожиданий.
Но у Бога свой календарь. Он смеётся над нашей нумерологией.
Актуальность цифры, столь знаменательной для прошлого века, окончательно утрачена.
2017-й безвозвратно ушёл в прошлое.
Но тенденция остаётся. И счетчик щелкает.
Я не зацикливаюсь на этой теме.
Меня зацепило другое.
Долгое время я считал, что развёрнутый пейзаж в романе, повести, а уж в рассказе тем более – это лишнее. Атавизм из 19 века, замедляющий современную прозу и уже просто мешающий восприятию текста. Пейзажные зарисовки многих современных авторов лишь подтверждали и упрочивали эту убеждённость.
Даже пейзажная лирика в стихах давно перестала интересовать.
И вот «2017». Описание Рифейских гор.
Представить такого не мог!
В русской литературе появился новый пейзаж.
Насыщенный смыслами разных эпох, обогащенный свежими красками, он пластичен, текуч и завораживает. Это не описание застывшего ландшафта. Камень, дерево, снег… здесь всё живое и готово к взаимодействию, которое непредсказуемо и таит в себе благо и зло, возможную удачу и смертельную опасность.
Здесь сама Природа смотрит вам в душу.
Что предвещает её пронизывающий взгляд?
Автор не в плену примитивного дуализма. Здесь Майя не заслоняет глубинную сущность, а соседствует и взаимодействует с ней, формируя богатство и многообразие окружающего мира, прессуя архаику и современность в удивительные по своей выразительности образы.
Высшая литература – это поэзия.
Поэты ищут образы и чем ярче, современнее, тем лучше.
Удачные поэтические образы как лучи утреннего солнца освежают и дают надежду на лучшее будущее. Они греют душу и ускоряют движение крови, заряжают на преодоление всяческих невзгод и неприятностей.
Как ни странно, прозаик Славникова даёт удивительный пример концентрированной образности, восходя со своим рюкзаком инструментов и методов к Рифейским вершинам литературы. Она ловит кайф от такого альпинизма, вольно или невольно напоминая оставшимся внизу о беспредельных высотах и возможностях писательского дела в России.
Вот вам и пересуды – роман при смерти или уже помер!
Ещё как жив!
Свидетельство о публикации №220030900879