Горе от ума электронного 2

Информации  всё больше, а  ума меньше.
        Приведенный выше подзаголовок емко отражает содержание приведенных выше рассуждений. 
        Количество информации в мире растет в геометрической прогрессии, также как и масса суперкомпьютеров.
        Казалось бы, что человечество должно стать  при этом умнее.
Однако на самом деле всё не так.

        По данным исследований психологов и социологов, за последние 50 лет индекс IQ, характеризующий интеллектуальный уровень, снизился на 7 пунктов и от поколения к поколению становится всё ниже.
        Для нынешнего поколения учащихся, попавших в эпоху ЕГЭ, и студентов, «осчастливленных»  компетентностным подходом  в высшем образовании и выходом, в так называемое, европейское образование, он, по-видимому, упадёт   скачком.

         Несколько лет назад, когда мы только собирались перенимать Европейский опыт, в прессе было сообщение:
         Министр образования Франции посетил одну из школ и в одном из классов задал учащимся вопрос :  «Сколько будет 7 + 8». Ни один из учеников не ответил, кроме одного умного мальчика, который сказал, что это столько же, сколько 8 + 7, так как существует принцип транзитивности.
       А древнегреческие философы и поэты держали в голове многостраничные свои и чужие произведения и передавали их из уст в уста.

       И вот такое образование мы переняли  из-за границы,  в угоду Европе.
И у нас теперь многие учащиеся умножать в уме и даже складывать не умеют, а зачем уметь, если можно нажать на клавиши смартфона.

       Сейчас все чаще поднимается вопрос: Что делать в школе с телефонами и  гаджетами во время урока:  отбирать у учеников, складывать под парты или ещё куда-то.
        Например, врач Андрей Курбатов  в своей книге  «Счастливый ребёнок. Универсальные  правила»  отмечает, что согласно последним исследованиям, даже наличие телефона перед глазами снижает продуктивность интеллектуальной деятельности.
        Автор связывает это с нежеланием думать и анализировать, когда в поле зрения есть устройство, благодаря которому можно мгновенно найти ответ на любой вопрос.
        Сами учащиеся, естественно, не могут оценить степень воздействия мобильных устройств на свою интеллектуальную деятельность.

      Трудно давать конкретные советы, но родители должны задуматься: Как уменьшить отрицательное воздействие разного рода гаджетов (не зря, по английски – это безделушка, якобы облегчающая жизнь, в том числе, от проблем запоминания и мышления).
       К сказанному выше можно ещё добавить, что ребёнок,  привязанный к мобильнику, не учится решать проблемы самостоятельно, не получает навыков самоорганизации  и налаживания контактов.  Телефон становится заполнителем «пустоты».

      К счастью, появились  положительные примеры борьбы с этим злом.
Наиболее прогрессивные предприниматели, занимающиеся инновационными технологиями, создали в Москве частные школы, где учащимся запрещается до 8-го класса использовать компьютеры.

       А с другой стороны, в рамках этой пресловутой информатизации и цифровизации есть «чокнутые» педагоги-экспериментаторы, предлагающие с первого класса «писать» только на компьютерах.
       Это ужасно, потому что такой ребёнок будет полностью отключён от реальной жизни.

И в заключение, хочу привести ещё одну информацию.
     «Суммарный анализ 54 исследований, проведенных с 2000 по 2017 год для сравнения эффективности чтения с бумаги, с экрана компьютера или планшета, показал,  что печатный текст даёт лучшее понимание сути прочитанного» (Ж. «Наука и жизнь», 2020г, №2, стр. 65).
       И ещё можно добавить, что лучше всего запоминается информация, записанная (законспектированная) от руки.
       И неслучайно, большинство преподавателей требует от студентов конспектирование.

       Приведу пример из собственной практики. Студент-отличник всегда сидел на первой парте, но не хотел конспектировать, утверждая, что у него очень хорошая память.
       На экзамене по «Теории самоорганизации» он что-то отвечал,  но ни одной формулы, даже относительно простой, написать не мог.   Я сказал, что могу поставить ему только тройку, он даже как-то возмутился: «Я же вам отвечал». Я говорю: «Но ты же не написал ни одной формулы».  «А зачем, есть же справочники». 
  Я ему говорю: «А что ты будешь искать в справочниках, если нет  базовых знаний, я тебе советую  всё же конспектировать, если ты хочешь получить отлично».
       Через неделю он пришёл с конспектом, это были уже совершенно другие знания.  Несколько позже мы встретились с ним в неофициальной обстановке, когда он уже работал.  Он сказал:  «Вы тогда правильно со мной поступили, мне это в дальнейшем помогло».


Рецензии
Уважаемый Валентин Павлович! Отличное продолжение. Свежие, интересные примеры. Будем ждать ноаых. Спасибо. Е.М.

Евгений Медиокритский   18.03.2020 00:29     Заявить о нарушении
Вообще-то история с французским министром на самом деле была ещё интереснее.

Во-первых, министр спросил не о сумме, а о произведении 7*8.

А школьник ответил, что, столько же, сколько 8*7, так как умножение КоММУТАТИВНО, месье.

Во-вторых, обнаружилось, что правильный ответ и сам министр не знает.

- Совершенно верно, мальчик, - сказал министр, а то, что 7*8 равно 58, это не так уж и важно.

Слово "коммутативность" широкая публика (как и некоторые "доктора наук") не знала; упор в пересказе истории был на то, что министр просвещения не знает таблицы умножения.

А транзитивность - это свойство бинарного отношения, а не операции.
Не может быть, чтобы доктор (пусть и технических) наук этого не знал.

Лариса Горюшкина   10.03.2024 20:22   Заявить о нарушении