Рецензия на книгу История кладбища Нил Гейман

«Хорошо ходить по большому миру и знать, что на тебя никто не охотиться. И хорошо быть хозяином своего собственного маленького мира».

Вот зажгу я пару свеч – ты в постельку можешь лечь...
...Вот возьму я острый меч – и головка твоя с плеч.(с)

Нил Гейман при создании «Истории с кладбищем» черпал свое вдохновение из «Книги Джунглей», которую «в детстве читал запоем и с тех пор неоднократно перечитывал».

Странное дело, но сэр Джозеф Редьярд Киплинг в пору моего детства «стороной прошёл» мимо моего сердца. Сегодня уже трудно объяснить, почему так произошло. Смутно вспоминаю лишь о том, что рассказ «Рикки-Тикки-Тави» не совсем пришелся мне по душе. Запомнился – это да, но полюбить его не получилось. Может быть, виной тому моя чрезмерная ранимость и впечатлительность «человека без кожи», а истории Редьярда не обходятся без схваток и гибели персонажей. Намедни перечитала «Маугли» (спасибо внеклассному чтению) и снова поразилась количеству жестокости и смертей, что ни в коей мере не умаляет достоинств данного произведения.

Исходя из вышеизложенного, наличие мертвецов и убийц в книге английского писателя-фантаста – явление закономерное. В трансцендентном и своеобразном мире геймановской прозы мёртвые отплясывают магический танец «данс макабр» весте с живыми под неусыпным оком Всадницы на бледном коне, но самое странное, что тебя это нисколько не удивляет, а наоборот – завораживает:) Определённо, наши совместные приключения с мальчиком «Никтом» пришлись мне по вкусу и разнообразили досуг. Также необычайно импонируют чувство юмора и наблюдательность автора:

"— Полагаю, всё это женские причуды. Мальчиком ты ей нравился, а теперь, когда ты стал молодым мужчиной, она не знает, как с тобой себя вести. Я каждый день играл возле утиного пруда с одной девочкой, а потом она выросла и вдруг запустила мне в голову яблоком. И не сказала больше ни слова, пока мне не исполнилось семнадцать.
Миссис Оуэнс фыркнула:
— Не яблоком, а грушей! И начала я с тобой разговаривать куда раньше! Мы станцевали целый танец у твоего кузена Неда всего через два дня после того, как тебе стукнуло шестнадцать!
— Конечно, дорогая, ты совершенно права. — Мистер Оуэнс шутливо подмигнул Никту, а сам прошептал одними губами: — Семнадцать.

— Ты ненормальный! У тебя нет друзей.
— Я пришёл в школу не ради дружбы. — честно ответил Никт. — Я пришёл учиться.
Мо дёрнула носом.
— Ну, тогда ты точно больной. Никто не идёт в школу учиться. Нас сюда посылают!

Он мог гипнотизировать лишь живых, но прекрасно знал, что лесть действует и на мёртвых.

В мертвяках не разочаруешься! Они уж свое отжили. Мы не меняемся. А от вас, живых, сплошное расстройство.

Есть магия, которая возникает в момент смерти. Что-то покидает мир, что-то приходит в него."

Не могу не обратить внимание на модный тренд в современной английской литературе, видимо, ставший мейнстримом, – это эксплицитное присутствие в тексте знаменитых людей (у Нила Геймана среди упырей встречается 33 президент Америки и Виктор Гюго, а у Мэтта Хейга фигурируют Чарльз Диккенс и Королева Виктория). Ещё хочется отметить удивительно атмосферные иллюстрации!!!

Полагаю, что Гейман – весьма неоднозначный писатель который либо нравится читателю, либо не нравится. Третьего не дано. (Например, мультфильм «Коралин» на нас с дочерью произвел неизгладимое впечатление, хотя книгу не читали. Довольно продолжительное время после просмотра нас не отпускал жуткий и мрачный флер послевкусия: ребёнком владел страх, а мной некоторое смятение.)

Принимать или не принимать геймановскую прозу – субъективный выбор каждого, но то, что автор «Истории с кладбищем», неравнодушен к потустороннему миру, узнаваем, имеет свой почерк и своеобразное чувство юмора – бесспорно.


Рецензии