Узкие улочки Пасечные байки

   Николай Степанович считался очень опытным пчеловодом. Продукцию его пасеки хорошо знали  не только в районе и области, но и далеко за её пределами. Продавал он мёд, пергу, прополис, воск, пчелиный яд, пчелиный подмор и даже готовые пчелосемьи с ульями. Друзья шутили:
- У тебя всё идёт на продажу! Когда-нибудь не заметишь, как удачу свою продашь!
- Всё под контролем! У меня с пчёлами взаимная любовь! Я их не обижаю, а они меня!
- Поживём – увидим!
   Однажды весна наступила рано и подарила настоящее, почти летнее, тепло. Пчеловоды радовались тому, что весеннюю подкормку можно сократить. Дружное цветение вербы не только давало свежую пыльцу, но и мёд. Осматривая ульи, Николай Степанович всё чаще находил маточники и трутневой засев. Это его очень огорчало. Маточники появлялись даже на свежей вощине, оттягивались внутри рамок. Обнаружить их всех, и срезать было очень трудно. В ульях началось массовое роение пчёл.
   Некоторые рои  улетали  не далеко, а образовывали гнёзда в укромных местах под карнизами соседних строений. Вытягивали длинные сотовые языки. Достать их оттуда не удавалось даже с помощью телевышки.
   Это стало опасно для жителей и их детей. Пришлось срочно вывозить пчёл в лес на стационарную пасеку. Во время ночной перевозки, Николай Степанович заметил ещё одну машину, нагруженную ульями. Машина шла в том же направлении. Обычно в это время пчёл не вывозили, и Николай Степанович подумал, что это товарищ по несчастью. «Может быть, год такой неблагоприятный, и не только у меня пчёлы роятся?» - произнёс он вслух, вглядываясь в мелькающий впереди контур. На дороге появились ямы, скорость упала, и дистанция между машинами сократилась. Николай Степанович прочитал  номер и очень удивился. Ни у одного из знакомых пчеловодов не было такого номерного знака. Машина свернула на боковую дорогу немного раньше, чем Николай. «Значит, будет стоять в соседнем распадке. Надо проведать, а заодно и разузнать, кто приехал и откуда?» - подумал пчеловод, сворачивая на свою дорогу. До восхода солнца оставалось ещё больше часа, и Николай Степанович спокойно расставил ульи на прошлогодние колышки. После расстановки, выждал положенное время для успокоения семей, и открыл летки. Пчёлы дружно пошли на облёт, а Николай поехал на соседнюю пасеку. Ему очень хотелось познакомиться с новым пчеловодом. Сосед не только расставил ульи, но и проводил их осмотр. Намётанным взглядом Николай заметил на рамках запечатанный расплод и медовые соты.
   Увидев гостя, пчеловод  крикнул:
- Подождите немного около машины, я сейчас закончу и подойду!
В ответ, Николай кивнул и махнул рукой. Через 15 минут подошёл пчеловод. Он широко улыбнулся и представился:
- Алексей Петрович Буров! Какая забота привела вас ко мне?
- Простой соседский интерес!
- А как мне вас называть?
- Николай Степанович! Так давно все называют! – ответил гость, вглядываясь в лицо пожилого пчеловода, пытаясь отыскать в нём знакомые черты.
- Нет у меня здесь близких родственников! – сказал Алексей Петрович, угадав его мысли. – Приехал я сюда издалека, из Благовещенского района.
- А разве там нет медоносных трав?
- Есть, конечно! Но здесь экология чище, травы разнообразнее, поэтому мёд и перга имеют лучшие лекарственные свойства.
- А у вас пчёлы тоже роятся?
- Роятся, но гораздо позже, а сейчас развиваются нормально!
- А у меня в этом году совсем взбесились! Не успеваю маточники резать! Ничего не могу понять! Может, что посоветуете, как их из роевого состояния вывезти?
- Это надо посмотреть!
- Поехали, посмотрим прямо сейчас!
   Пчеловоды сели в машины и поехали на пасеку Николая Степановича. Вскоре они вдвоём склонились над открытым ульем.
- Вроде всё нормально! Болезней и паразитов нет, в улье чисто, а они собираются бежать!
- Всё дело в узких улочках! – ответил Алексей Петрович, вставляя осмотренную рамку на место.
- В каких улочках? Всё стандартное! Раньше так не роились на этих же рамках, а теперь маточниками всё истыкали!
- Пчёлы, после выхода расплода, ячейки вычищают не полностью. Они просто полируют стенки и дно новым слоем прополиса. В результате, ячейка становится меньше и мельче. До стандарта, пчёлы наращивают стенки, значит, улочки между рамками становятся узкими. Пчёлы испытывают тесноту и входят в роевое состояние. Нужно срочно разбить все рамки свежей вощиной, и добавить хорошей, светлой «суши».
- А я считал, что старую, тёмную рамку матка лучше осваивает!
- Действительно, на старой рамке редко появляются трутовые ячейки. Но с каждым выходом пчёлы появляются меньших размеров, а, значит, и менее работоспособными. Поэтому рекомендуется чаще менять рамки, а старые отправлять на переплавку или другую переработку.
- А какая ещё переработка может быть?
- У меня такие рамки в отдельных ульях хранятся! Там и перерабатываются! Можешь посмотреть! – предложил Алексей Петрович, открывая крышку.
   Николай Степанович достал рамку и ахнул. Она была полностью затянута паутиной.
- Да это же восковая моль! Надо немедленно её уничтожить! Она же приносит огромный вред!
- Иногда и пользу!
- Да какую пользу? Каждая личинка способна съесть за короткий период развития (около месяца) почти 2 г воска (более 600 ячеек сот). Я уже замучился бороться с этими тварями, но есть определённый опыт!
- У меня тоже есть опыт, но я их сам развожу! Взрослые бабочки  выходят из куколок рано утром или вечером и остаются в улье или рядом с ним до наступления темноты. Все это время бабочки практически неподвижны! И только ночью, когда все пчелы заняты важным процессом выпаривания меда, огневки начинают свою работу — откладывают яйца. Пчелы как могут, борются с вредителями. До наступления темноты пчелы из охраны хватают бабо¬чек и выбрасывают из улья. Заму¬ровывают куколок в полостях ра¬мок прополисом, захватывают мо-лодых гусениц восковой моли при очистке и ремонте ячеек и съе¬дают. Но примерно через 2 часа после заката защита улья прекращается, на внедрившихся в это время бабочек обитатели улья уже не обращают внимания.
- А для чего их разводить?
- Для очень ценного лекарства!
- А из чего его делают? Из этой паутины или самих мотыльков?
- Нет, из этих белых червячков! – сказал Алексей Петрович, доставая пинцетом личинку из восковой ячейки.
- И что вы с ними делаете?
- Настаиваю на водке или разведённом спирте! Сегодня уже собрал новый урожай!
Алексей Петрович открыл крышку кастрюльки и зачерпнул пригоршню живых червячков.
- И какие болезни ими лечат?
- Экстракт пчелиной огневки очищает сосуды от холестериновых бляшек, улучшает мозговое кровообращение, стабилизирует иммунную систему, улучшает состав крови. Промывает сердечную мышцу, избавляя от аритмии и др. заболеваний. Укрепляет иммунную и нервную систему. Уничтожает легочные инфекции, вызывает устойчивое снижение и нормализацию артериального давления! Лекарство прекрасно рассасывает рубцовые ткани любого органа. Мазью из восковой моли лечат ожоги и другие повреждения кожи.
- Никогда не слышал о таком лекарстве!
- Еще в Древнем Египте знали о лечебных свойствах личинок восковой моли. Там ее называли «Золотая бабочка». На Руси же ее называли «Огневка». Самый уникальный и ценнейший продукт пчеловод¬ства, равного которому нет в мире! Это буквально чудо, натуральный источник здоровья и долголетия. По воз¬действию на организм человека его по праву можно называть эликсиром молодости. Серьезные исследования лечебных свойств препаратов из личинок восковой моли были начаты более 100 лет назад великим ученым И. И. Мечниковым. Зная, что личинки восковой моли способны переварить пчели¬ный воск, он предположил, что их пищеварительные ферменты: липаза и цераза,  смо¬гут разрушить восковые оболочки туберкулезных бактерий, и оказал¬ся прав. Теория была подтверждена И.И. Мечниковым и С.А. Мухиным на практике. Илья Ильич хотел создать противотуберкулезную вакцину, но эту задачу он не успел выполнить. Воск в химическом отношении крайне инертный. В мире найдется не слишком много веществ и соединений природного происхождения, которые способны воск растворить и преобразовать. Микроорганизмы лишаются сво¬ей защиты и становятся безвредными. Среди них оказалась палочка Коха — возбудитель туберкулеза.
   О лечении болезней личинками восковой моли написано в книге «Американский ботаник и врачеватель», опубликованной в 1824 году. Книга посвящена вопросам, касающимся целебных свойств натуральных веществ жи-вотного, растительного, минерального происхождения и их использования в лечебной практике. Уже тогда что только не лечили  восковой молью!
   В Японии, Китае, Румынии, Кении, в ресторанах многих крупных европейских городов продают экзотические деликатесы: салаты со скорпионом, жаркое из саранчи, приправы из измельченных личинок пчел и восковой моли. В магазинах Японии продают законсервированные личинки восковой моли, личинки трутней, их жарят в соевом соусе и употребляют как приправу. Сегодня эти блюда — диковинка, сильнейшие биостимуляторы, кладезь биологически активных веществ, предназначен¬ных для состоятельных гурманов. Я готовлю настойки из восковой моли сам. Потом фасую их в баночки.
   А тем, кто не может смотреть на червячков, наливаю настойку в бутылочки тёмного стекла.
   Еле дожил до пенсии: инсульт, инфаркт, панкреатит, почка не работала, суставы не гнулись, голова не поворачивалась — приходилось поворачиваться всем туловищем.
Ушёл на заслуженный отдых, и сразу весной завел пасеку — сначала 10 семей. Помогали все родственники, теперь управляюсь сам. Давным-давно применяю настойку из подмора, жарю  трутневой расплод, делаю настойку из восковой моли и пью её уже 25 лет.
- А сколько же вам лет?
- 85!
- А по виду на 20 лет меньше!
   Встреча с Алексеем Петровичем произвела на Николая неизгладимое впечатление! Нашёл время, набрал  у себя личинок восковой моли, настоял на водке. Стал использовать для себя и своих родственников. На пасеке пчёлы перестали роиться. Все рои, оттянувшие языки под карнизами снял и перевёз на пасеку. Но когда пришло время сбора смородины, жена обнаружила в густых зарослях пчелиный рой на 5 восковых языках.
   Пришлось пересаживать пчёл в улей и везти на пасеку. Работа на ней теперь кипела не только днём, но и ночью. Появилась новая продукция, которую помогали готовить и фасовать сыновья. Баночки  выглядели совсем, как фирменные, с этикеткой, отпечатанной на принтере. На это его надоумил родственник, привезший образец из Белоруссии.
   Однажды на рынке случайно встретил знакомую. Когда-то вместе работали.  Разговорились, у нее горе — у мужа реакция Манту дала положительный результат. Предложил ей настойки. Через месяц снова встретил её в Новобурейске. Женщина широко улыбнулась и сказала, что муж выздоровел, все пробы отрицательные, и на флюорографии тоже полный порядок.


Рецензии