Мастер и Маргарита. Альтернативная концовка

Глава 24. Продолжение

– Правильно! – Воскликнул Воланд. Свита тут же закивала ему в согласие. – Мы лишь испытывали вас. Не нужно ничего просить у других. Особенно, у тех, кто сильнее вас.
– Это еще почему? – Удивилась Маргарита.
– Потому что у человека должна быть гордость. Для чего? Для того, чтобы однажды тот, кого вы просили, не возжелал вернуть то, что дал вам –  что не собирался на самом деле вам давать.
Девушка замолчала. Выходит, интуиция вновь не подвела ее: несмотря на искушающие советы Азазелло попросить об одолжении прямо, она, в итоге, поступила верно. Недаром говорят, что тот выбор, который мы делаем – единственно правильный выбор...
– Ну что же вы молчите? – Подал голос Бегемот, почесывая себе ухо. – Вы же явно чего-то хотите!
– А ну замолчи! Тебя не спрашивали. – Рявкнул на него Воланд.
– Да я только пытался помочь Королеве, наконец, решиться... – Недовольно проворчал кот. – Почему с котами всегда так грубо обращаются?
– Без твоей помощи разберется. – Воланд махнул на Бегемота рукой и тот испуганно зажмурился. –  Итак? Марго? Вы не должны просить, вы должны требовать. Ведь ценно то, что вы сделали для нас, и силы ваши, потраченные на балу, имеют ценность. Не надо думать, что то, что вы делаете – ничего не стоит.
Девушка поджала губы. В ее душе вдруг заметались сомнения: она совершенно не представляла, о чем просить. Когда есть возможность попросить все, что угодно, на самом деле хочется попросить все. Тем более, если это нужно потребовать у столь могущественного существа.
Попросить вернуть ей Мастера? А вдруг, через неделю он сойдет с ума и повесится в тишине, ранним утром, в тени раскидистого дерева, под которым они любили наслаждаться пением птиц и шелестом листвы?..
Потребовать вернуть роман, что сгорел в пылающем огне? И Мастер никогда не простил бы ее за своеволие, особенно после того, как он возненавидел свое творение.
Вернуть все назад? Исправить прошлое? А кто сказал, что от новых действий не станет еще хуже?
В какой-то момент Маргарита поняла, что совершенно не представляет, что она должна потребовать у Воланда. Вдохновившись своей врожденной решимостью, она набрала в грудь побольше воздуха и уже, было, хотела произнести «верните мне Мастера», как вдруг поняла: это то, чего хочет Она. А чего хочет Мастер?
Что, если все, чего он хочет – умереть, уйти на покой? Не станет ли ее решение роковым и бесчеловечным по отношению к нему?..
– Я хочу, чтобы Фриду простили! – Выпалила она.
Коровьев возвел глаза к небу. Кот поперхнулся и начал активно стучать лапами по грудной клетке.
– Ох, право, вы серьезно? – Воскликнул Азазелло.
– Совершенно. – Уверенно произнесла Марго. – Я считаю, что Фрида не виновата в том, что произошло. Ее наказали сверх нормы. Да, убийство это ужасно и оправдать его нельзя, но не она виновата в том, что ее изнасиловал мужчина. Не она виновата, что она родила ребенка впоследствии. Мне очень претит, что в нашем мире подобные вещи полностью игнорируются, а ответственность за все произошедшее обязана нести лишь женщина.
Королева нахмурилась. Она и сама не ожидала, что скажет такое. В какой-то момент она поняла, что фразы льются изо рта быстрее, чем она успевает сообразить, что говорит.
Воланд усмехнулся.
– Ваше мышление отличается от мышления большинства. Я бы сказал, что вы  мыслите неуместно для этого общества... Для этого времени.
– Вы сделаете то, о чем я прошу?
– Маргарита, не будьте столь наивны. Как только Королева простит Фриду – ваше требование тот час исполнится.
На пороге появилась худая бледная девушка. Она бросилась к Маргарите с рыданиями и легла перед ней на пол.
– Королева! Королева!
– Ты прощена, Фрида.
Дьявол махнул рукой и силуэт убийцы ребенка растворился в воздухе.
– Я могла попросить что-то одно, верно? – Не теряя уверенности, вопросила Маргарита.
Воланд кивнул.
– Верно. Но не буду же я пользоваться вашим благородством и состраданием! Просите для себя! Я вижу, вы крайне растеряны и не можете выбрать?
– Верно, мессир. Я, было, хотела потребовать вернуть мне Мастера, но затем поняла, что это слишком эгоистично с моей стороны. Я готова быть с ним, готова гореть рядом с ним на смертном одре, но он не нуждается в моей преданности. Слишком искалечен, слишком болен. Я ничем не могу ему помочь...
– Кем же он искалечен, позвольте спросить? И за что? – Удивился Воланд.
– Жестокими, глупыми людьми. Они сломали его, разрушили. За его прекрасное творение, за роман, который он написал. О, если бы вы только знали, мессир, как я ненавижу их!
– Вот это уже интересно... – Протянул Бегемот. – Что не слышу о людях разного – каждый раз поражаюсь!
– Только одно ваше слово – и мы убьем этих людей. – Оскалился Азазелло. Сатана покосился на него раздраженно и демон замолчал.
– И о чем же этот злополучный роман?
– О Понтии Пилате.
– О Понтии Пилате?! – Дьявол приподнялся с места. – Вот это да! Ну-ка, дайте мне его почитать.
– Простите, но я не могу этого сделать. – Девушка опустила голову и поникла. – Мастер сжег его в печи. Романа больше нет.
Воланд многозначительно поглядел на кота.
– Ни за что не поверю, что творение могло бы сгореть. Рукописи не горят.
– Но зато можно сжечь душу...
– Ну-ка, Бегемот, дай мне этот роман. Маргарита должна разобраться в своих чувствах, пустите ее домой. А мы почитаем сие творение и покажем его кое-кому.
– Мое желание все еще в силе? – Маргарита растерялась.
– Конечно. Думайте, милая, думайте. Ах да. Когда вы выйдете – вам помогут добраться до дома вашего возлюбленного. Там вы его и встретите. А после ожидайте, Азазелло придет за вами.
Марго кратко кивнула. Она не была уверена, что все слова, произнесенные Воландом – правда, но все, что ей оставалось: только надеяться.
– Кстати, а почему «Мастер»? – Перед самым уходом окликнул девушку Воланд. – Почему вы не зовете этого человека по имени?
– Потому что он Мастер. Он гений. – Девушка строго посмотрела дьяволу в глаза.
– Но право, разве не лучше, если гения будут звать по имени, что было предназначено ему судьбой? Не прекрасно ли величать его так?
– Мастер и без имени прекрасен, коли величают его Мастер.


***


Случилось все так, как и предсказывал Воланд: стоило Маргарите только приблизиться к родимому домику, как она увидела возлюбленного.
– Мастер! – Любовница тут  же бросилась в долгожданные объятия к мужчине.
– О нет, о нет, галлюцинации преследуют меня вновь... – Пробормотал мужчина, пытаясь оттолкнуть Королеву.
– Какие галлюцинации? Расскажи мне, что ты видишь? – Девушка судорожно гладила любовника по волосам, щекам, лбу.
– Тебя. – Ответил ей Мастер.
– Я не галлюцинация. Я правда нахожусь здесь. Это все он, понимаешь, Он! Тот, кто прибыл к нам в Москву, милый, ты ведь понимаешь, о ком я??
Глаза мужчины расширились от удивления.
– Да. – Подтвердил он. – Понимаю. О, мне стоило сделать это раньше, стоило покончить с собой, чтобы не видеть больше этих мучительных видений.
Маргарита заплакала.
– Ну что ты, что ты, любимый, все правда, все! Я здесь, рядом, дьявол вызволил тебя и привел ко мне... Расскажи, где ты был?
– В доме страданий..
– Тебе не помогают лекарства?
– Нет, не помогают. Мне боле ничего уже не поможет, ты не знаешь, что я переживаю, я очень болен. Прежде чем я решусь умереть, покинь меня, я не хочу, чтобы ты страдала. Я мечтал видеть тебя рядом, но от одной мысли, что ты пойдешь вслед за мной, кровью обливается мое израненное сердце.
– А вот и пойду! – Закричала Маргарита. – А вот и пойду! А впрочем, уже не важно.
Девушка поначалу поникла, разглядывая лицо Мастера: крайне несчастным было оно, невероятно потерянным и бледным. А затем громко засмеялась.
– Что с тобою, любовь моя?
– Ничего! Мы пойдем вместе, вот увидишь! Как только к нам придет Азазелло! Я знаю это, чувствую. И я буду с тобой. И я придумаю, о чем Его просить...
На удивление Мастера, дом его оказался пуст и свободен, и потому, он и Маргарита зажили в нем как раньше, словно бы и не было ничего.
Королева все ждала и ждала рыжего демона, но тот не являлся. День проходил за днем, а Мастер так и не поверил ей: разум его был до такой степени помутнен страданиями, что он не разбирал, где правда, а где больное воображение. Если он не говорил о смерти и бессмысленности жизни, то молча пролеживал весь день в своей кровати, и лицо его было все таким же бледным и несчастным.
Жизнь начала казаться Маргарите настоящим кошмаром. Каждое утро она подогревала воду и поила Мастера горячим чаем. Когда он хотел выпить – приносила ему вино. Деньги, так предусмотрительно отложенные «на потом», стремительно заканчивались. И это еще при том, что Мастер совсем ничего не ел!
Каждый день Маргарита плакала от горя. Ее лицо со временем приобрело такое же выражение, какое оно было у Мастера:  выражение полной безысходности.
И вот, когда страдания их обоих достигли своего апогея, и Марго поняла, что хочет лишь одного – чтобы все закончилось, явился Азазелло.
Демон перенес их к Воланду вновь и тогда Мастер, наконец, убедился, что Маргарита не врала.
Ему потребовалось время, чтобы осознать, что все это правда. В разговоре с Воландом он был тих и робок и, кажется, даже свита дьявола была очарована его скромностью.
– Чего же хочет ваш Мастер? – Воланд поднял бровь. – Вы что-нибудь решили? Или все осталось на том же уровне?
– Ничего не хочу, ровным счетом, только быть с ней. Более я не пишу романов. И вдохновения у меня тоже нет. Я бы забился в Арбатский подвал и просидел там до конца своих дней.
– Но вы же только что оттуда. И как вам, стало легче?
– Нет. – Признался Мастер.
– А что же ваш роман? Неужели вы не собираетесь его заканчивать?
– Я давно отказался от этой идеи. И давно уже этим романом измучен, он ненавистен мне.
Воланд вздохнул и протянул Маргарите восстановленное произведение. Та тут же бросилась ему в ноги.
– Великий! Великий всемогущий Воланд, спасибо!
– Я прочитал ваш роман. И не только я. Накануне мы беседовали с Левием Матвеем. Этот неприятный тип поведал мне, что Он просит за вас.
Мастер поднял на Воланда свои усталые глаза.
– Он читал мой роман?..
– Читал-читал, говорю же. Но вы не закончили его. Я могу очень многое, но я не всемогущ. В Свет вас, к сожалению, не приняли. Однако, если вы разрешите вашей возлюбленной выбрать, – все сделаю, как она скажет.
– Мне есть, из чего выбрать? Я так долго думала, но так и не смогла ничего решить. – Призналась Королева.
– Все верно. Чего вы хотите, хрустальная наша королева? – Спросил ее Воланд – будущее или покой?
«Покоя» – ответил бы Мастер. Но дьявол спрашивал у нее, у Маргариты.
– Вы не думайте, что это лишь мое решение и ничьё больше – заметил Воланд. – Он попросил за Мастера. И за вас. Я лишь представил вам выбор.
Маргарита с любовью взглянула на Мастера и увидела в его глазах свет. Этот свет распространился на всю комнату, и девушка переместилась в прекрасное место: в вечный дом, посреди пустоты, где к самой крыше вился виноград, где было зелено и пели птицы. Где не было никого, кто бы мог вновь причинить Мастеру боль: ни одного злого и жестокого человека, никого, кто бы тревожил его и без того страшно израненную душу.
О, как Маргарита была счастлива, понимая это! Больше никаких критиков, никаких Латунских, никаких мерзких и надоедливых людишек, упивающихся чужими страданиями.
Здесь ее Мастер сможет отдыхать столько, сколько ему вздумается. Он больше не столкнется с жестокостью, не будет больше бояться.
Девушка переместилась в домик. Там, за неказистым деревянным столиком, уютно сидел мастер. В своей старенькой пижаме и засаленном колпаке. Среди беззвучия и покоя, он выглядел гораздо лучше, чем сейчас, рядом с Маргаритой...
Она смотрела на его серые пустые и уставшие глаза, и видела, что ему, наконец, хорошо и спокойно.
Видение рассеялось и девушка вновь очутилась рядом с дьяволом и его свитой. Те смотрели на нее в упор и с любопытством.
– Это наше будущее? – Прошептала она.
– Нет. Это покой. – Ответил Маргарите Воланд.
– А можно увидеть будущее?
– К сожалению, нет. Ведь оно ещё не наступило.
Комок горечи подступил к горлу. Она глядела на любовника и не представляла, что ей делать. Выбор, казалось бы, стал проще: ведь теперь ей было, из чего выбирать.
Собрав всю свою волю в кулак, став жесткой и смелой  – ради человека, которого она любила больше всего на свете, Маргарита сделала выбор. Свой.
– Как я пойму, что вы подарили мне обещанное?..
Воланд непринужденно и искренне улыбнулся девушке на прощание. И ответил ей фразой, которую Маргарита, как она сама считала, запомнила на всю свою жизнь.

Глава 25. Конец истории

Воланд и его свита пообещали Мастеру, что в больнице его не хватятся. Но предупредили его, что лучше было бы не являться туда к товарищу Бездомному. Все документы о Мастере, которые хранились в лечебнице, Коровьеву удалось уничтожить, а Маргарита, по опыту общения с темными силами, понимала, что они все сделали как надо.
Как они прощались с Маргаритой! Гелла перед отбытием расцеловалась с ней, Коровьев пожимал ее руку, кот целовал в запястье, а Азазелло обнял девушку изо всех сил в своих прощальных объятиях.
А когда они с Мастером прибыли домой, Маргарита достала из-за пазухи рукопись, прежде горевшую в огне. Она положила ее на стол, возле вазы с ландышами, села возле них, положила голову себе на руки и горько заплакала: то ли от пережитого горя, то ли от счастья.
– Что же ты сделала ради меня? Ты так убиваешься... Однажды ты бросишь меня, не выдержишь со мной жить, а боль останется навеки.
– Не смей так говорить, не смей! – Девушка вновь кинулась к любимому в объятия. – Я столько пережила не для того, чтобы ты говорил обо мне такие вещи. Если уж не веришь в мою любовь, то молчи!
– Верю, милая, верю. – Ответил Маргарите Мастер и уткнулся лицом в ее волосы.
Незнамо откуда, из его глаз потекли горькие слезы, и так они и стояли, обнявшись и плача вдвоем, молча утешая друг друга...
Уже перед сном, как только Марго наконец-то опустилась на кровать, она взяла любимый ею роман и начала читать его.
Читала она самый конец: о том, как Понтий Пилат приказал убить Иуду за его предательство. О том, как, терзаемый чувством вины, прокуратор винил себя долгие годы. О том, как засыпал вместе с тем единственным, что он любил – со своей собакой.
Во сне Маргарите приснился Воланд. Он сказал ей, что Понтий Пилат, как и Коровьев, Фрида, и многие другие в сегодняшнюю ночь будут прощены. А Мастер во сне Маргариты закончил роман словами «Свободен! Иди, он ждет тебя!» и Понтий Пилат покинул место заточения и страданий, отправившись вместе со своей собакой, Бангой, по лунной дороге к Иешуа.


***


Когда Воланд и его свита исчезли, по делу заграничного фокусника началось следствие. Но люди, прежде не сталкивающиеся с подобной чертовщиной, ничего не могли выдумать об этой странной истории, кроме того, что Москва столкнулась с невероятной силы гипнотизерами.
К слову говоря, перед самым отъездом, Коровьев и кот успели хорошенько развлечься, сжигая дом Грибоедова, чему Маргарита была несказанно рада. Вот так, нечистая сила стала ее поддержкой, надеждой и опорой, словно бы все эти существа были ее лучшими, преданными друзьями. Ведь только настоящий друг всегда готов сделать ради тебя даже то, о чем бы ты никогда его не попросил сам.
На глаза навернулись слезы. Как ни странно, у нее никогда не было таких друзей. Кто бы мог подумать, что Коровьев, Азазелло, Гелла, кот, Воланд... А впрочем, не важно. Важно было то, что этот проклятый дом теперь весь был охвачен пламенем! Это приносило Маргарите чувство удовлетворения. Но даже это не могло сравниться с тем ужасом, который проклятые циничные москвичи заставили переживать Мастера...
Иван Бездомный стал безразличен ко всему окружающему, да и смерть Берлиоза более так его не волновала, как прежде.
Все согласились с идеей  о том, что Берлиоза не толкал никто – он сам бросился под травмай, поскольку был загипнотизирован.
Бездомный, в последствие, все-таки вышел из больницы и даже имел честь однажды пообщаться с Мастером о происходящем.
А по ночам, когда он засыпал тревожным сном, Ивану Бездомному снился пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
Чтобы началось будущее – надо сначала пережить прошлое.
Это касается и душевных травм, и самой жизни: это была жестокая истина, о которой Маргарита тогда еще не знала. А потому, она всеми силами цеплялась за прошлое, которое, как ей казалось, было совсем даже не прошлым, а, что ни на есть, настоящим.
В жизни неразлучной пары ничего не менялось к лучшему: никакие горячие речи о том, что теперь Мастеру не надо думать, что теперь все будет хорошо, не помогали ему.
Маргарита то и дело жалела его, называла бедным, милым и несчастным, а Мастер все так же верил в то, что в один прекрасный день любимая покинет его.
Жизнь била и приносила много боли. Но все происходило очень быстро.
Мастер начал много пить и довольно быстро скончался от рака поджелудочной железы. Вскоре умерла и Маргарита – как стоило полагать, от горя.
– Проклятый дьявол... Обманул меня. – Со слезами на глазах, преисполненная отчаянием, думала Маргарита. – Ничего хорошего и честного и не стоило от него ожидать, от хозяина тьмы. Я так ждала! Я так верила. Я стала ведьмой и была счастлива. Но Мастер прав – все это не более, чем наше с ним сумасшествие. Я уже и не верю, что была на том балу. Все это приснилось мне. И Сатана приснился мне, будто бы простой человек может говорить вот так, легко, с Хозяином Тьмы... Прости меня, любимый мой. Рядом с тобой и я свихнулась. Мы оба потеряли разум и пропали во тьме.
Их судьба в нашем мире осталась неоконченной, оборванной и никому не нужной.
Так люди и видели их: двое бедных, чужих этому миру людей, что погибли в обычном московском подвале. И никто их более даже не вспомнил.
А когда после смерти обоих прошло некоторое время и любовники очнулись от забытья, они увидели перед собой знакомую фигуру и до боли знакомое лицо.
– Ну что? – Спросил Воланд. – Готовы ли вы к тому, что выбрала Маргарита?
– А что она выбрала? – Уточнил Мастер.
– Она выбрала будущее.
– Да. – Ответили они Воланду хором. – Мы готовы ко всему.

Эпилог

Мастер был тогда молодым еще совсем юношей, но целеустремленности его позавидовал бы любой взрослый.
Маргарита глядела на него из зала. Она плохо видела его силуэт, ведь стоял мальчишка далеко от нее. Но она видела его ранее: счастливое лицо и блестящие глаза, в которые она могла смотреть бесконечно. Не было в них больше ни тоски, ни грусти, ни усталости, которая иногда снилась ей в страшных кошмарах.
Сны о том, что ее ребенок несчастен и находится в сумасшедшем доме, преследовали Маргариту с раннего детства.
Она не знала, с чем это было связано, и, как только судьба подарила ей сына, она поклялась сделать все, чтобы мальчик был счастлив.
А мальчик, оказавшись совершенно неприхотливым и неразборчивым, хотел только одного: заниматься творчеством и писать романы.
 И мать устроила ему это. Ее любви к сыну не было конца.
Вот сын и занялся тем, чего хотел всегда: начал писать книги. И тогда Маргарита заметила, что его лицо выглядит совсем не так, как в кошмарных снах: оно сияло, светилось счастьем и наполняло этим счастьем саму Маргариту.
И глаза, такие же серые и красивые, как во сне, не казались тусклыми, усталыми и потерянными. Они открыто и смело смотрели на мир, особенно радостно, при этом, взирая на мать, когда та улыбалась.
Сын Маргариты написал невероятный роман, о котором заговорила вся страна. И вот, теперь он получал за него Нобелевскую премию.
Кто бы мог подумать, что роман вызовет такой ажиотаж! Им обоим теперь уже не нужен был покой. И не нужен им был маленький подвал, и тишина, и вьющийся по стенам виноград. Ведь теперь у них было то, что было дороже всего на свете, дороже и покоя: счастье.
«И по прошествии двух тысяч лет все закончилось. И ушел он к казненному философу, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат».
Молодой писатель вслух прочитал окончание собственного романа и захлопнул книгу. Руки его дрожали от волнения, а сцена была уже совсем близко. Вот и свершилось. Все свершилось, чего он ждал. И роман его был дописан...


***


– У вас такое произведение... Очень тесно связанное с религией. Можно ли сказать, что вы религиозный человек?
– Я не уверен в этом. – Ответил перерожденный Мастер. – Вероятно, я верю в то, о чем пишу.
– Чем вы планируете заняться дальше?
– Я снова буду писать.
– Поведаете нам, о чем?
– О да, конечно. Я буду писать о том, как дьявол посетил Москву. И как возлюбленная одного мужчины из психиатрической лечебницы спустилась в Ад ради него.
– Получается, это фантастика?
– Получается. Эта книга дважды приснилась мне во сне. Я назвал ее «Мастер и Маргарита».
– Я правильно понимаю, что вы назвали героиню Маргаритой в честь своей матери?
– Правильно. – Кивнул парень. – Она такая же смелая и любить может так же сильно.
– Скажите... Раз уж вы пишете про Ад, то и в Рай вы тоже верите? Вы верите в Бога?
– Да, я верю в Бога. – Согласился Мастер. – Как же я могу не верить в него? Ведь я видел перед рождением его лицо...
Лишь два существа в тот момент знали правду: Маргарита, наделённая врожденной интуицией, которая в последний момент всё-таки вспомнила чью-то давнюю фразу: "Когда вы обещанное получите – вы сразу это поймёте", и мужчина, по обыкновению одетый в черное, сидевший в самом первом ряду, искренне хлопающий восходящей звезде и улыбающийся – так же легко и непринужденно, как он улыбался, прощаясь с Маргаритой.


Рецензии