Гностики

ГНОСТИКИ (Греч.) Философы, которые формулировали и учили Гнозису или Знанию. Они процветали в первые три столетия Христианской эры; широко известными были Валентин, Василид, Маркион, Симон Маг и т.д. (w.w.w.)

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Слово Gnose происходит от санскритского корня гна, что означает "знание", и гностик (gnostikos - греч.) - "тот, кто знает".

В первые века нашей эры термин знание имел более широкое значение, чем сейчас (интеллектуальное или академическое знание). Тогда речь шла о знании Высшей реальности, то есть истинного "Я".

Гностики считали себя владеющими знанием, которое дал Христос только некоторым последователям. Это знание, принимаемое ими как дар божий, могло передаваться лишь от одного последователя другому и было описано как озарение, пробуждение, сочетание, союз. Термины известны всем искателям мира и означают реализацию истинного "Я". Их знание о духовном пробуждении соответствовало мистической индийской традиции.
Гностическое Евангелие от Фомы.

Иисус сказал: "Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет. Когда он найдет, он будет потрясен, а когда он будет потрясен, он восхитится и будет царствовать над вселенной"
Евангелие от Фомы

"Иисус Христос ниспослал свет на тех, кто пребывал в темноте. Он осветил их, Он указал им путь. Этот путь есть Истина. Пройдя его, люди открывают Бога в самих себе".


Тот, кто призван тишиной, только тишине и поклоняется"
"Там, где зависть и противостояние, там - пустота. Но там, где союз, там - совершенство. Когда Отец познан, больше не будет пустоты. (...) И с этого момента иллюзорное царство 'исчезнет в гармонии Единения".

Гностики хорошо понимали дуалистическую концепцию жизни, основанную на противостоянии сил добра и зла. Только те, у кого проявилась "pneuma" - "божественное дуновение" - могли противостоять силам зла. Их космогония отличалась от космогонии церкви. Они признавали семь ангелов-создателей (архонтов), что напоминает о семи бессмертных святых, о которых учил Заратустра, и о семи чакрах индийской традиции. Некоторые гностики, в частности офиты (офиане) и ператы, видели в змие первого гностика мира. Этот змий, являвшийся, по их пониманию, носителем Первозданного Знания, напоминает неолитический символ, связанный с Богиней Матерью.


В противоположность канонам церкви, гностики признавали в акте Творения наряду с Отцом и присутствие Матери. Они дали Матери многочисленные имена, такие как София ("мудрость"), Пронойя и Протонойя ("Первичное Существо, дающее Святой Дух"), Эпинойя ("свет"), Syge ("дающее тишину"), и собственно Святой Дух (женского рода в Евангелии от Филиппа).

Отец определяется как Первичный Принцип, в то время как Мать создает творение по образу и подобию Отца.

"Часть света, взятая в область души и материи - это энергия Матери. Мужская часть Божественного остается в плероме или небесном мире, пребывая в совершенстве, и таким образом избегает разрушения и деформации".
Такое определение очень схоже с тем, которое дается в Веданте, где Атман - Принцип Отца, - находящийся в сердце, является безмолвным свидетелем.


Эпинойя - это спасительная форма Матери. Она позволяет освободиться и дает спасение. Каждый - и мужчина, и женщина - обладает силой Матери, которая также называется материнской духовной субстанцией. "Эпинойя света послана, чтобы пробудить духовный принцип".


В апокрифе Иоанна говорится, что тот, кто познает Отца и Мать, будет позван, а также описывается Пронойя, дающая крещение и откровение:

"Он восславил Святой Дух и Пронойю чудесную, благодаря которой он был пробужден".
"Она - подобие невидимого, девственного и совершенного Духа. Она стала Матрицей всех вещей, ибо Она существовала прежде их как Мать-Отец".

Мать-Отец - это эквивалент гностического Парабрахмы, неделимого Бога. Протенойя Триморф, - одно из имен Богини гностиков. Ее сравнивают с Тройной Богиней кельтов, Богиней с тремя формами, Тригунатмикой (санскр.) или Афиной Тритогенойей (греч.). Ее описание найдено в одном из документов, наиболее важном, найденном в Наг Хамади. Это настоящий гимн Великой Богине, который во многом напоминает Упанишады:

Слово Протенойи:
Я - Глас, который произошел от моей Мысли, так как Я - Супруга. <1>
Меня называют Мысль Невидимого;
Меня называют Голос, который не меняется.
Я - единственная и незапятнанная, <2>, Я - Мать и Голос.
Я говорю с вами разными путями, и совершаю Все.
Знание происходит от Меня, знание всех, кто в бесконечности.
Я говорю в каждом создании и обо Мне знает Всевышний.

Сыны Мысли, слушайте голос Матери,
Потому что вы удостоились этой тайны, <3>
Сокрытой с давних времен с тем, чтобы стали совершенными <4>

Я - образ невидимого Духа, и от Меня все получило свое подобие.
Свет, установленный Матерью, - Дева, Которую называют Мейротея,
Та, кто недоступна, Чей голос неуловим и неизмерим

Я - единственная, Я - Логос, неизреченная
Непорочная, неизмеримая, невыразимая, скрытый свет, дающий плод
Дающий живую воду из невидимого Источника,
Непорочная, неизмеримая, голос Славы Матери,
Будучи неповторимой и несоизмеримой, Я - Источник всему.
Основа всего зона, основание, которое поддерживает
Всякое движение эонов, дыхание всех сил, глаза трех жилищ

И они не узнали меня, те, кто хранили свои жилища,
Так как Я неуловима, Я и мой посев.
И Мой посев принадлежит Мне, и Я окружу его светом святости
В недостижимой тишине.  Аминь



           Именно Мать открывает тайну, то есть Реализацию истинного "Я".
Пробуждение Кундалини, которое дает нам внутреннее очищение, единственное средство достичь совершенства.
Кундалини - внутренняя Дева, которая дает свет, чтобы осветить тонкое существо.
 Различные аллегории Кундалини.
Первичная Кундалини, то есть Ади Шакти.
Те, кто не искали духовного пробуждения.
Осознание без мысли, Нирвичара.


Рукописи гностиков, в частности, Евангелия от Филиппа и Фомы, широко освещают союз двух принципов, мужского и женского, чтобы объяснить состояние связи с Божественным. Этот союз происходит, как это часто называют гностики, в брачном чертоге (аллегория для описания последнего духовного центра - Сахасрары, который открывает сознание в царство божье, плерому, согласно терминологии гностиков).

Когда из двух вы делаете Одно,
Когда внутри то же, что и снаружи,
И когда наверху то же, что и внизу,
Мужское и женское составляют единое,
Тогда вы войдете в царство божье.

Когда вы осознаете, что два это Одно,
Вы станете Сыном человеческим и если вы скажете:
Гора, сойди с места, - она передвинется.

Самая важная часть Евангелия от Филиппа относится к союзу женского и мужского аспектов, который воссоздает первичное Существо. Брачный Чертог - это место духовного возрождения, где вновь обретается первичная природа и обеспечивается бессмертие.

Отец Всего соединился с Девой, которая снизошла и огонь зажегся с этого дня. Он появился в брачном чертоге.

Этим хорошо объясняется союз Атмы (Шива, Отец) с чистой энергией Кундалини в Сахасраре.

Святой Дух - это направляющая сила космоса:

Она, Святой Дух, наблюдает за каждым и господствует над всеми силами, как над теми, которые укрощены, так и над теми, которые не укрощены.
Она, Святой Дух, ослепляет демонические силы, которые вредят святым.

Именно она - Мать, дающая Святой Дух:

Я Совершенство Всего, иными словами, Мейротеа, Слава Матери. (...)
И я зову вас в горнем Свете, к Той Совершенной,
Если вы войдете в Нее, вы будете прославлены, теми кто славят.
И они дадут вам Трон, те кто дают Трон. И вы получите Облачение, И они дадут вам крещение, те кто дают крещение.
И вы станете Славой Славы.
Той, в которой вы будете изначально, так как вы - ее отражение.
И я сокрыта в каждом. Я проявилась в них.
И они хотели узнать меня, Всеми своими мыслями искали меня.
Так как это Я, кто дает облик всему. Это Я зарождающийся Голос,
И Я вдохнула жизнь в тех, кто стал моими.
И вечный Дух Святой Я явила им
И Я поднялась на Небо, Я вошла в мой Свет.

Приоритет вечного женского элемента, дарующего Святой Дух, "дуновение", был абсолютно скрыт в каноническом христианстве.
************
Людмила.
Л... Юд(йуд/дуй:дуновение духа)... Мила(иврит)- слово.

Дева Вила(вил/лив:звезда) юда(йуда, йуда, дуй)
**************

Для гностиков Мать была той, кто дает пробуждение. И это пробуждение исходит из союза двух форм: мужской (Атман) и женской (Кундалини). Этот союз заключается в брачном чертоге, который является чакрой Сахасрарой.

Седьмая чакра – Сахасрара. Свет и знания, которые приходят когда Сахасрара открыта и чиста, наполняют нас интуицией, силой, вдохновением, желанием творить и любить.

Сахасрара-коронная чакра.

Сахасрара является центром совершенства. Те, кому довелось ее увидеть, отмечали, что она по расцветке напоминает яркую радугу. Сахасрара – это огромное хранилище знаний. Ее становление и развитие происходит на протяжении всей жизни. С ней связана способность человека просвещаться. Также через Сахасрару идет энергетическая связь низших чакр с божественными уровнями.




в «Pistis - Sophia» (Знание - Мудрость), в трактате которой Софиа (Ашамот) представлена, как потерявшаяся в водах Хаоса (Материи) на ее пути к Высочайшему Свету; и Христос, освобождающий и помогающий ей на праведном Пути. Заметьте, что «Христос» у гностиков означал Безличный принцип, Атмана Вселенной и Атму каждой человеческой души, но не Иисуса. Хотя в старых коптских манускриптах, в Британском Музее, «Христос» заменен «Иисусом» и другими терминами.

Источник: Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.1 ст.5 шл.6


Лучше всего можем мы видеть истинное значение Дракона, Змия, Козла и всех этих символов Сил, ныне называемых Злом, в религиозных доктринах гностиков; ибо именно они раскрыли в своих учениях Эзотерическую природу еврейского заместителя для Эйн-Софа, истинное значение которого было скрыто раввинами, тогда как христиане, за малым исключением, ничего об этом не знали. Без сомнения, Иисус из Назарета вряд ли советовал бы своим апостолам выказывать себя мудрыми, как змеи, если бы последние были символом Духа Зла.

Именно Логос показан в мистическом символизме космогонии, теогонии и антропогонии, как исполняющий две роли в драме Творения и Бытия, – роль чисто человеческой Личности и божественного Безличия, так называемых Аватаров или божественных Воплощений, и роль Вселенского Духа, называемого гностиками Христом

Источник: Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.2 ч.2 отд.4

София Ахамот, полудуховная, полуматериальная ЖИЗНЬ, которая оживляет инертную материю в глубинах хаоса, есть Святой Дух гностиков и Spiritus (женский) назареев.



*****славянское имя Богумил.

Богу мил(мил)
Бог у (прикосновение) мила(слово)
Богумил:Божественное слово.

Богумилы гностики...

Богомилы — название антиклерикального движения X—XV веков, которое появилось на Балканах (Болгария) и оказало влияние на французских катаров. Богомилы представляли собой многочисленную и весьма влиятельную партию в Болгарском царстве. Проповедник X века Богомил стал главным распространителем в Болгарии дуалистического (добро и зло существуют от вечности) учения * гностического происхождения.


Рецензии