Приключения геолога. 30 глава

                ДОЛИНА ВЕЛИКИХ ОЗЁР И ВЕРБЛЮДЫ

30 сентября 2007 года. Полдень. Мы все лежим на животах. Под животами расстелены куртки, фуфайки. Под фуфайками тонкий песок косы, протянувшейся на несколько сотен метров кривым клинком от северного берега озера Хяргас нуур. Мы едим уху. Её у нас – двенадцатилитровое ведро. Полное. Уха очень густая, хотя сварена в этом ведре всего одна рыбина! О – ох! Лучше об этих подробностях попозже, а то – слюновыделения обильные начались.

     За прошедшие пять дней мы успели осмотреть и предварительно оценить очень приличную по размерам лицензионную площадь над западным берегом третьего по величине в пределах Долины великих озёр озера Хяргас нуур. Озеро бессточное. В него впадает река Завхан, но не сразу, а через небольшое озеро – Айраг нуур. Оно проточное и поэтому – пресное.

   А вот Хяргас нуур находится в громадной яме – тупике размером 90 х 50 километров. По отчетливым признакам в бортах котловины видно, что когда-то она была вся залита водой, а с некоторых пор идёт активное высыхание. Сейчас площадь озера составляет 60 х 20 километров, а проточного Айраг нуур 13 х 10 километров (!)
   
    Химический состав воды Хяргас нуур представляет собой такое замечательное уродство, что её, эту воду, называют волшебной водой (шидэт ус). Конечно, это название от мужчин поскольку суть волшебности состоит в том, что, выпив некоторое количество этой воды, можно пьянствовать потом целый день, почти не нарушая трезвости организма!  А основа уродства – сода! Да, в отличие от сотен бессточных солёных, горько солёных озёр Монголии, вода в Хяргас нуур содовая.

Площадь тоже одарила нас несколькими приятными уродствами уже в своём геологическом строении. Во-первых,  мы нашли здесь несколько неглубоких древних карьеров, из которых древние тюрки брали магнетитовую (железо) руду. .

Хяргас нуур находится в полутора тысячах километров  от Ургена на северо – северо – запад и в 600 километрах от Унушколя к югу. То  есть юг Сибири и вся Монголия, покрытые водой, находились в поясе Супержаркого климата. Унушкольский горизонт, скорее всего, образовался на поверхности острова средних размеров.

Основное население местности – верблюды. Очень характерное существо. Пасутся семьями по нескольку голов. При моём приближении даже с булкой хлеба и приветливыми словами отворачиваются и уходят, либо папаша начинает фыркать и причмокивать, выглядывая на мне место, куда бы плюнуть. Я, конечно, возражаю негромко и меняю курс движения. Но вчера я совершил  такое, что они влюбились–таки в меня. Не все, правда. Некоторые просто не успели из-за скандала, который закатил мне бригадир.
   
    Но – по порядку. Мы обследовали самый дальний участок в юго-восточном углу площади. Там находится один из опорных пунктов Красной бригады. Избушка стоит рядом с Красным колодцем. Проезжаем мимо и видим, что у колодца толпятся около двадцати верблюдов и верблюжат. Останавливаемся. Сфотографироваться хочу в мохнатой компании. Если примут, конечно. Выхожу из машины, иду. Народ заволновался немного, но плеваться не собирается.
 
     Взглядов много, и все очень вопросительные. Рядом с колодцем корыто водопойное. У ближнего к колодцу конца корыта ведро валяется с веревкой. Один из вожаков семей пинает это ведро ногой и смотрит на меня. Тоже вопросительно. Я всё понял. Подхожу к колодцу, заглядываю в него. Вода в пяти метрах от поверхности. Беру ведро. Народ опять заволновался, но с другим настроением. Кидаю ведро в колодец, набираю воды, выливаю в корыто. Ещё, ещё. Побыстрее стараюсь, но баланс воды в корыте всё время отрицательный. И истреблением её заняты почти одни взрослые.
 
    Ребятишкам никак не удаётся пробиться к месту залива воды. Достаю очередное ведро, ставлю у ног. Набираю воды в сложенные ладони и предлагаю верблюжонку выпить хотя бы глоток. Ни одной секунды он не думал. Хлюпнул один раз, и ладони сухие. Ещё, ещё раз. Другие ребята протискиваются и пьют, пьют.

И вдруг – вопль. Не верблюжий. Человеческий, однако. Точно – мужик орёт. Рядом с мотоциклом стоит и орёт. Что-то очень специфическое, так как верблюды начали отходить от корыта. А я – нет. Стою и не ору, а пытаюсь понять, чего ему нужно.

     Подходит Нармандах,  и мы идём к мужику. Это бригадир. Оказывается, что я совершил преступление, ведущее к резкому ухудшению качества верблюжьего молока.
 
   Верблюжихи должны принимать внутрь воду в строго определённое время! Ясно? Помирились на моём утверждении, что я только ребятишек-верблюжат хотел напоить, а остальное население совершило хулиганское нападение на нас. Успокоились, покурили, поговорили, и мы садимся в машину. Верблюды рядом. Смотрят на меня. В глазах тоска. Сказал я им несколько ласковых слов, и они мне чего-то промычали на прощание.

                Продолжение на   http://www.proza.ru/2020/03/10/1541 


Рецензии
Доброе утро, Элла!

Сколько же интересных знаний приобретается благодаря вашей совместной с Яшей проделанной работе!

"...выпив некоторое количество этой воды, можно пьянствовать потом целый день, почти не нарушая трезвости организма!.." - !:))) всё-таки на качестве здоровья наверняка отражается:)))

"...Верблюжихи должны принимать внутрь воду в строго определённое время!.." - вот интересно, это уже человек такое придумал или в природе они такое правило тоже соблюдают во время кормления малышей...

Спасибо!

С теплом,

Ольга Малышкина   21.01.2024 10:07     Заявить о нарушении
Здравствуй, Олечка.
Вот и вы подходите к завершающим главам.
И мне очень грустно прощаться с вашими удивительно человечными героями.
С улыбкой,

Элла Лякишева   21.01.2024 20:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.