Войсковые эксперименты по борьбе с дедовщиной

                ВОЙСКОВЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПО БОРЬБЕ С "ДЕДОВЩИНОЙ"
    Мне вспомнился один штрих из времен службы в Заполярье. Это было время, когда в войсках начались эксперименты по комплектованию подразделений воинских частей солдатами одного призыва.
 Летом 1979 года я прибыл по замене из солнечной Нахичевани (ЗАКВО), в не менее солнечный (в отдельные дни) Мурманск, командиром 7 роты 253 мотострелкового полка.
  Вполне освоив заполярные особенности дивизии на МТЛБВ (гусеничных транспортерах с уширенной гусеницей), довелось по осени после увольнения "дембелей" впервые набрать роту одного призыва, кроме, конечно, сержантского состава. Таким образом в войсках пытались решить проблему "дедовщины". В полку решили пойти дальше и переформировать батальоны, чтобы и батальоны были одного призыва.
  Но, как говорится, дьявол прячется в деталях. Так, я со своей ротой из 3 МСБ, которым командовал майор Лисенков, был переведен в состав 2 МСБ, и стал командиром 5 роты. Батальоном тогда командовал капитан Володя Алиев. Кстати, тогда у нас командиром полка был подполковник Гаджиев.
 Наверно, понятно, что и Гаджиев, и Алиев были выпускниками Бакинского ВОКУ, как и я. В апреле комбат объявил, что будет наш батальон молодого призыва.
 Получив в штабе полка новый список личного состава роты ,меня чуть не хватила "кондрашка". На 80 % рота состояла из призывников солнечного Азербайджана!
  И тут в строевую часть штаба, где я получал списки, зашел командир полка Гаджиев. На мое эмоциональное обращение по данному национальному вопросу мне был задан всего один контрвопрос! Вы, Свиягин, какое училище закончили - Бакинское, ваш комбат тоже закончил Бакинское училище. Вам и карты в руки! И никуда, как говорится, не попрешь, служба военная!
 Обучили новобранцев курсу молодого бойца, приняли они Военную Присягу. Тут уже до командования полка стало доходить, что батальон наш начал" верховодить" в полку.
  Дали команду представить списки из подразделений на ярых "верховодов", чтобы перевести их в другие подразделения полка. Как же я пожалел позже, когда вместо них получил тех, кого отдавали командиры подразделений!
 Конечно тех, от кого имели больше неприятностей! Ранее, я хотя бы знал, что можно ждать, а тут одна неизвестность... Но у меня были хорошие помощники в лице командиров взводов старшего лейтенанта Гулбандяна и лейтенанта Кочуг.
 Почему-то, мне всегда везло на подчиненных, и тогда, и позже на протяжении всей моей офицерской службы. Мы смогли с ними правильно опереться на сержантов роты. А сержант в роте очень многое может, если им грамотно "рулит" командир. Знаю это, потому, что три года в училище был сержантом сам.
 Наша рота лучше всех пела строевую песню. Несмотря на то, что слово "ЗНАМЯ" у них выходило как "ЗНАМИЯ"! Потом строевые песни стали исполнять батальонами. Даже на общеполковых вечерних поверках пели песню полком! (День ПОБЕДЫ!) Но это стоило больших тренировок!
  Через год я убыл на повышение. Командир полка из Печенги, подполковник Степанов, попросил у комполка Гаджиева двух кандидатов на должности начальников штабов батальонов и я оказался одним из них. Вторым со мной в Печенгу поехал Володя Веселов, командир соседней со мной 4 роты. Он был к тому времени на Севере четвертый год. Через год у него была замена.
  Эпопея с затеей иметь подразделения одного призыва "прожила" полтора года. Затем вернулись к прежней системе комплектования призывниками. Непропорциональность боевой готовности подразделений в части, забила "последний гвоздь" в гроб этой идее.

             Полковник в оставке Леонид Свиягин.
                10.03.2020г.


Рецензии
Моя служба в 19 мсп в Печенге началась в мае 1980 года после учебного танкового полка в Сертолово. Старый состав роты расформировали за неуставные взаимоотношения, воровство. Кого отправили в другие части округа, кого в дисбат, кого под суд. Наша новая танковая рота была полностью сформирована из выпускников учебного полка одного призыва, всего 35 человек, командиры танков, наводчики орудий, механики - водители. Дедовщины не было, но механики - водители получили слабую подготовку в учебке, здесь, кроме старшего техника роты, учить их было некому. Были с ними проблемы. Но, в целом, рота проходила проверки нормально.
Кстати, командиры танков были на высоте, в том числе и по технической подготовке, и по огневой. Кандидатов в командиры набирали из выпускников вузов ( без военной кафедры) и был жесткий отбор из выпускников школ.

Афиноген   25.04.2021 18:56     Заявить о нарушении
Здравствуйте,Сергей!Очень рад встрече с однополчанином!Наверняка в полку не раз пересекались.Я был с июня 80 года до осени 83 года.До осени 81 года был нач.штаба 1 мсб,затем исполнял обязанности зам.нач.штаба полка.Благодарю за отзывы на мои работы.Вам творческого вдохновения и крепкого здоровья!Почти вся моя армейская жизнь изложена в рассказах .И не только армейская...Честь имею!С уважением,Леонид.

Леонид Свиягин 2   26.04.2021 13:49   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Леонид! Взаимно, очень рад знакомству! Несомненно, пересекались! Несмотря на короткий срок прохождения службы в 19 мсп, служба была очень насыщенной событиями. После месяца службы на новом месте танковая рота в полном составе была откомандирована в Петрозаводск на полтора месяца. Вернулись в июле !980 года. Поразила жаркая погода. На период ремонта столовой ПХД разместили через шоссе. Помню, как внезапно повалил снег во время обеда. С августа начались учения ротные, полковые. Помню приезд в сентябре Главкома сухопутных войск генерала армии Павловского, получил от него благодарность за стрельбы из танкового вооружения. Помню ежедневные утренние разводы подразделений полка на плацу, завершающиеся торжественным маршем на одного линейного дистанции под оркестр. Неоднократно приходилось самому водить роту перед трибуной. Помню торжественное собрание в клубе по поводу встречи Нового, 1981, Года. Сразу после этого танковую роту отправили на станцию разгружать уголь из вагонов. Шел дождь. На вторые сутки подморозило до - 30. мы, все еще, были на разгрузке. В награду было шикарное северное сияние в красках во все небо. Орали при каждом новом всполохе. Такого я больше не видел. В марте мы, четверо сержантов, уехали В Мурманск, по пути в Луостари еще присоединились наши. Весь день гуляли по Мурманску. Вечером уехали в Приозерск Ленинградской области на 45-ти дневные сборы по подготовке офицеров запаса. ! мая 1981 года я уже был дома, в родной Йошкар-Оле. Полтора года службы закончились. Мы с Вами почти одногодки. Я родился в октябре 1956 года.
Желаю Вам всего самого доброго! Крепкого здоровья!
Егоров Сергей.

Афиноген   26.04.2021 14:57   Заявить о нарушении
Еще на физзарядке я водил роту бегом на сопку Пикломаку, что через дорогу. Оттуда красивые виды на озера в разных уровнях и Норвегию хорошо видно. А макушка у нее гранитная, гладкая.

Афиноген   26.04.2021 15:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.