Кого ты любила бабушка?

   Помните как у Пушкина Татьяна пытала няню о том, как к ней пришла любовь? С таким же вопросом в ранней юности и я приставала к своей бабушке. Где она впервые увидела дедушку? Сразу влюбилась или нет? И она мне ответила почти также как няня Татьяне: - Какая любовь? О чём ты? У его отца были быки, а у моего лошади. Да ещё и пять девок в придачу. Я старшая, попробуй тут не выйди замуж…»

   -А кого же ты любила бабушка? Не могла же ты никого не любить, -спросила я.
-Любила или нет, теперь уж и не знаю.  Но вот сын нашего барина мне с первого взгляда понравился, как увидела , так всю ночь не могла уснуть. И он на меня с интересом посматривал, - ответила бабушка мечтательно глядя вдаль.- Давно это было, ещё до революции.

   Тогда я не стала допытываться как его звали, и фамилию тоже не спросила. Да если бы и спросила, так не запомнила бы. Было то мне лет 14-15. Но картины рисовались одна интереснее другой: из книг нахваталась да из кинофильмов. Но вот в 2011 году попав в Курск, где и жили в своё время мои предки по материнской линии, я решила посетить краеведческий музей. Ну где ещё узнать об истории края как не в этом заведении?

   И я была немало удивлена тем, что в музее был отведён целый зал семье графов Нелидовых. Там была воспроизведена обстановка в их доме, рассказывалось о быте семьи. Оказывается  что один из основателей династии, был в начале 19 века генерал-губернатором Курска, да и в дальнейшем представители этой фамилии оставили след в истории края. Меня эта фамилия заинтересовала потому, что деревня, где родился и жил мой дед, называлась Нелидовка. Там жили и дедушкины предки, одного из которых при крепостном праве местный помещик выменял у Киевского помещика на борзую собаку. Не из семьи  ли тот помещик этих самых Нелидовых?

   Но что ещё мне было интересно, так это бабушкино увлечение юности. Деревня её детства была рядом с дедушкиной. Мне сразу подумалось: «Не из тех ли это Нелидовых бабушкина несостоявшаяся любовь?» Ну а чьи ещё могли быть там земли, и чья деревня названа  именем Нелидовых? Вот я и подзадержалась в этом зале и стала расспрашивать об этой семье. Что, да как, да почему?   Главным конечно был вопрос принадлежала ли Нелидовка графам Нелидовым. О бабушке же и моих мыслях в этом направлении ни гу-гу. Но музейщики мою заинтересованность этой семьёй расценили по-своему и что-то такое себе дорисовали.  Не имею ли я какого то отношения к семье графов? В этом мы оказались похожи, ведь и я себе дорисовала что-то о бабушке и её первой любви.

    Весть обо мне и моём интересе к семейству Нелидовых быстро разнеслась по музею, и  в данном зале собралось человек пять работающих там женщин. Они мне наперебой рассказали об усадьбе Нелидовых в пригороде Курска  посёлке Моква и посоветовали туда съездить.  Правда в своё время усадьбу разграбили, но теперь там находится санаторий и кое что из тех времён там ещё осталось. Например кроме фрагментов усадьбы двухсотлетняя дубрава, где есть липы, которым до двух сот лет.

   А через два дня я нечаянно (надо же!) в центре города встретила одну из музейных работниц и она мне очень обрадовалась и предложила свозить меня в Мокву. Не поверили видимо, что я просто так интересовалась этим семейством. Нечасто видимо это бывает в музеях. Ведь не писатель великий этот Нелидов, не художник, не композитор, чтобы им интересоваться совершенно постороннему человеку. Я её поблагодарила и отказалась, так как в этот день уезжала из Курска, и у меня уже билет был на руках. Вот так рождаются различные гипотезы.

  Но принадлежали  ли земли в деревне Нелидовка графам Нелидовым и был ли у них в тех местах дом , в который они могли наезжать и где моя красавица бабушка встретила свою первую любовь, я тогда так и не узнала. Приехав домой долго и тщательно искала ответ на этот вопрос в интернете. О Нелидовке там  кое-что написано и о графах тоже, но никакого  объединяющего их начала я не нашла. Всё больше о Мокве написано в связи с Нелидовыми. Хотя кому ещё могли принадлежать эти земли, находясь в каких-то 50-ти км от Курска, как не его градоначальнику?  Если кому-то продали, то и об этом никаких сведений.  И вдруг уже в  этом - 2020 году читая о приглашении на крещенскую ярмарку в посёлок  «Свобода», в котором находится Коренная пустынь, натыкаюсь на информацию, что деревня Нелидовка  так названа по фамилии помещика А.Нелидова. А идёт ли это речь о генерал-губернаторе Аркадии Ивановиче, или его сыне Аркадии Аркадьевиче, не известно. Но главное это именно их семейство.

   Нет, я не притягиваю за уши   одного из графов Нелидовых к первой любви моей бабушки. Мир их праху!  Но история-то романтическая могла бы получиться. Только вот оказалась она в те времена довольно трагической. Нелидовым пришлось эмигрировать во Францию, поместье их разграбили, а бабушку выдали замуж за дедушку не спрашивая, любит она его или нет. Правнучка одного из тех Нелидовых лет за пять до моего посещения музея приезжала в Курск и была очень удивлена, что её предков в городе помнят и даже такое место им уделено в истории этого края.  И привезла музею какой-то «артефакт» в подарок. Значит лукавила, что удивлена и надеялась на подобное.

   А потомков моей бабушки разбросало по всей нашей необъятной стране. Как могло бы быть, если бы не случилось революции и гражданской войны никто и никогда не узнает. Ведь в истории, как говорит избитое, но верное выражение, сослагательных наклонений не бывает. А дедушка мой воевал и в первую мировую, и в Великую Отечественную. Имел награды и три  ранения. Судили деда как пособника кулакам (пожалел многодетную семью в продразвёрстку), и бабушка ездила к нему в  Харьковскую тюрьму. Трое детей у них с бабушкой родилось. Сын погиб на Орловско-Курской дуге, старшую дочь в тридцатилетнем возрасте похоронили. И прожили они вместе более пятидесяти лет. Вот такая получилась у бабушки любовь, хоть и не первая.
  P.S.
 И ещё что я нашла в интернете, так это видео фильм о последних жителях Нелидовки, о двух старушках. Снимался он в 2018 году.  Живы ли они теперь, не знаю. Сведений о том, есть ли там жители сегодня, я не нашла.  А в деревне Хитровка, где прошли детство и юность моей бабушки сегодня проживают 13 человек. История бабушкиной первой любви подтолкнула меня к изучению истории родины моих предков по материнской линии. Изучение её я буду продолжать. Мне теперь интересно долго ли Хитровка продержится. Буду следить. Когда я там была в 2010 году, то жителей там было ещё меньше. Возвращаются? Или ошибка закралась в нынешние сведения?

   А вот кладбище процветает: из Курска возят туда хоронить своих родных потомки жителей этой деревни. Это дешевле обходится. Вот и мы там похоронили мою двоюродную тётку – бабушкину племянницу, спустя два года бабушкину младшую (на 18 лет) сестру. А два года назад там упокоилась  дочь тётки – моя троюродная сестра, а следом за ней её муж. Вот так получилось, что деревня усыхает, а кладбище растёт.  Я едва ли туда ещё поеду, близких родных не осталось и ехать не к кому.


Рецензии
Революция и Гражданская война были, пожалуй, неизбежны. Но у белых был шанс на победу. Если б не погиб Корнилов.

Кирилл Козубский   03.09.2023 06:49     Заявить о нарушении
Но как говорится, сослагательных наклонений у истории нет. Случилось то, что случилось.

Вера Козубская   18.10.2023 18:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.