Изучаем немое кино. Бастер Китон. 8. Последняя

Проект: «Изучаем немое кино. Бастер Китон. Часть 8 (последняя).

«Только самое невероятное, что случается в жизни с людьми, я полагаю, остаётся в человеческой памяти…». Бастер Китон.

И большая табличка. В рамочке. На весь экран. С данной фразой…


Так начиналась моя первая часть этого проекта. 8 декабря 2019-го года. Хм… 8 января, 8 февраля, 8 марта… 3 месяца. Здорово, мне нравится! Специально такие вещи не планирую, но всегда радуюсь тому, когда так ровно получается! Как будто, так и должно быть. Приятно… Моему внутреннему ребёнку уже лучше…

Итак, Бастер Китон. На чём мы остановились?..

1. Первые работы.
2. Короткометражные фильмы.
3. Полноформатное кино.

Если я не ошибаюсь, то на… третьем, последнем пункте – «Полноформатное кино»… Э-э, последнем для меня, так как именно я создал себе такой план (для удобства и порядка, привычка, знаете ли)… Самое забавное, что в каждом из этих пунктов оценил не менее 10 фильмов за раз (во втором, аж 19 короткометражек вышло!). Итого получилось: 39 картин. Вполне достаточно, чтобы понять, кто такой Бастер Китон.

Вот, кстати, 10 фильмов, что посмотрел из последнего, третьего пункта:

1. «Три эпохи». 1923.
2. «Наше гостеприимство». 1923.
3. «Шерлок-младший». 1924.
4. «Навигатор». 1924.
5. «Семь шансов». 1925.
6. «На запад». 1925.
7. «Сражающийся/Вояка Батлер». 1926.
8. «Генерал». 1926.
9. «Колледж». 1927.
10. «Пароход Билл, младший». 1928.

Из них «золотыми» для меня оказались четыре работы: «Три эпохи», «Наше гостеприимство», «Шерлок-младший» и «Семь шансов». Остальные – отправились в список «Просто фильмы. Не вошедшее в «золото», и этим лентам я не поставил 10 баллов из 10. Даже знаменитому «Генералу», который, кстати говоря, я смотрел уже второй раз в жизни. Тогда он не пришёлся по душе. Думал, что сейчас будет получше. Ан, нет. Мне не хватило. Просыпался Станиславский, говорил: «Не верю!», иногда приедалось однообразие, короче, не пошёл. 8 из 10. Остальные истории были ещё хуже, но, так как не стоит выплёскивать негатив, то просто пропущу это. Не понравилось, так не понравилось. Я же, вообще, думал в начале проекта поглядеть только три самые известные его картины: «Шерлок-младший», «Навигатор» и «Генерал». А вышло, что оценил 39 фильмов! С паузой, растягивая на месяцы, но оценил. Думаю, что сам товарищ мне немного приелся своим однообразным видом. И не только мне, кстати говоря! Зрители в те годы тоже были сыты его грустным и серьёзным выражением лица. Хотелось чего-то ещё, но Бастер этого дать не мог…

Хм… Джеки Чан в таких случаях интересных и харизматичных напарников находил себе, украшая фильм. Полагаю, что именно этого Китону и не хватало, но, может, его тяжёлая жизнь и перемены сбросили с пьедестала почёта, успеха и славы мирового кинематографа. Причём, сниматься в картинах он не перестал, нет. Но с приходом звукового кино всё изменилось. И отношение к съёмкам, и отношение к таким вот гениям. Мир вошёл в новое десятилетие (30-е), сильно изменился и оставаться на плаву удавалось не всем, кто блистал раньше. Эпоха звукового кино… И даже, несмотря на то, что Китон мог красиво говорить и даже петь, вернуть прошлое он был не в силах. В его жизни настали тяжёлые времена…

Так как это последняя часть, то давайте вспомним, всё, что было, подведём итог и поведаем, что же произошло с ним дальше… 

Бастер Китон… Джозеф Фрэнк Китон (США). Актёр, каскадёр, режиссёр, постановщик трюков, сценарист, гений немого кино комедийного жанра. 70 лет жизни (опять ровно получилось, мило), 04.10.1895 – 01.02.1966. Первые пять лет жизни застал в одном веке (XIX-ом), а всю основную жизнь провёл в другом (в XX-ом). Родился в США, в Канзасе в краю Пиквэ/Пикуэ (где сейчас всего 106 жителей. Про Элли и Тото уже шутили? Тогда не будем повторяться. Хотя это смешно. Классика, что с неё взять. Кстати, оказался он там проездом. Мать выступала в передвижном балаганчике, вот и застал он её в таком месте. Бродячие артисты, как-никак). Знал Гарри Гудини…

Знаете, я сначала сомневался, что именно знаменитый иллюзионист придумал ему прозвище «Бастер», полагая, что это могла быть часть «липовой биографии» или же «газетная утка», но так как тот был временным партнёром отца Китона, то есть, отец Джозефа не только слышал где-то это имя, он знал Гудини, работал вместе с ним, то всё может быть… По идее, зрителю не стоит слепо доверять словам про тех лиц, которые жили в то же время, но раз их судьбы переплетались, то почему бы и нет. Шестимесячный ребёнок скатился с лестницы, не сломав себе ничего, удачно сгруппировавшись. Гудини удивился и назвал его «Удальцом», «Задирой», то есть «Бастером». Прозвище за мальчуганом закрепилось. Ну, а родители помогли в будущем развить каскадёрские и акробатические способности. Ведь талантам нужно помогать. И то не была случайность. «Случайности  – неслучайны» («Кунг-фу панда»). К тому же, у нашего героя были такие же способные родители. Не совсем, но, всё же...

Мать Майра играла на корнете, пианино, саксофоне, контрабасе, отец Джон танцевал, прыгал, делал сальто и кувыркался. Не хватало кого-то ещё. Этим «кем-то» стал родной сын Джозеф, которого теперь мы будем звать Бастером. Про великого Гудини речь даже не идёт. Те, кто не знает, это был ещё тот путешественник. А Китонам нужен был забавный малый, кто был бы рядом, кто слушался бы и с кем они смогли бы найти духовный контакт. Родной сын подошёл! Так родилось шоу «Три Китона»… Причём, Бастера приняли в него ещё совсем маленьким! Трёх лет отроду, как пишут многие интернет-страницы… 

С самого раннего детства, выполняя всё, что говорил отец, Бастер начал смекать, что в нём самом живёт режиссёр, сценарист, постановщик, только пока он ещё не до конца понял, как это всё преподать зрителю. То, что его любят, над его падениями, кувырками, полётами смеются - это он увидел сразу, но, то, что он гораздо больше, чем просто клоун, каскадёр чувствовали лишь близкие. Переворотный момент настал тогда, когда Бастер оказался в кино (1917, парню 22 года). И пошло-поехало. Дружба с толстяком-комиком Роско Арбаклом, новые знакомства, истинное призвание в жизни, брак с актрисой (Натали Толмадж), дети от неё, слава, успех, заслуженные гонорары, воплощение в жизнь своих идей, задумок, постановки самых разнообразных трюков. Короче, Джеки Чан, но без драк, его улыбки, шарма и обаяния. Как? Ещё не сказал? Да, Бастер Китон не улыбался. Нигде. Ни в шоу «Три Китона», ни на экране кинотеатров (чуть было не написал телевизоров, но вовремя спохватился. Привычка зрителя XX-XXI веков. О! Я тоже испытал на себе два века. Причём, в первой половине вышло гораздо больше, чем 5 лет). Но это ему не помешало стать великим…

Однако помешало мне, слегка устав от его однообразного выражения лица и потому делающего такие большие паузы в изучении его творчества... Тем не менее, скажу, что могло быть гораздо хуже. Повторюсь, что предположительно думал изучить только три его работы: «Шерлок-младший», «Навигатор» и «Генерал». Но потом пришёл к выводу, что немому кино следует выделить больше времени, что истоки кинематографа я совсем не знаю, что за всю жизнь посмотрел от силы всего пять немых лент и дело нужно исправить. И оказался прав! Если бы я глянул только эти три ленты, то особо бы не проникся к этому малому. А так, разделив его творчество на три части (1. Первые работы, 2. Короткометражные фильмы, 3. Полноформатное кино), я смог не только с ним, как следует, познакомиться, но и увидеть много нового и интересного, пополнить свой список «золотых» лент, ну и понять от чего впечатлялись Джеки Чан, Бенни Хилл и другие, кто видел во всём этом вдохновение, пищу для ума, а также дорогу для подражания…

Спасибо, Бастер. Было забавно. Извини, что не всё понравилось. Даже твой знаменитый «Генерал» (его я перемещаю в другой список – «Просто хорошие фильмы, не вошедшие в «золотой» список») прошёл мимо меня. Каждому своё. Но я не мог не увидеть твой подход, мастерство, подачу, стиль, рисунок, постановку, характер и желание творить. Не мог. Иначе бы не был журналистом-любителем со стажем и публикациями. Ведь всё началось с кино (02 сентября 2012 года, во время создания проекта «100 лучших фильмов всех времён и народов»), колледжа, домашних заданий по классике Голливуда, и потому я не мог закрыть глаза на то, как ты старался. Это было видно. И это чувствовалось. Гений…

Я не стану копаться глубоко в его личной жизни. Понятно, что такие творческие люди не способны жениться один раз и навсегда, но я не могу не сказать, что различные перемены сильны отражаются, как на них самих, так и на творчестве. И это факт (сколько уже книг и биографий про это прочитал, да сам написал статей. Море! Везде одно и тоже. Взлёты и падения, новая любовь, как вдохновение, спасение, отдушина, друг). Но, знаете, что мне больше всего нравится? Что вот именно после таких неудач, срывов, запоя, остановки жизни, большой паузы и рождаются шедевры, как «Мой путь» Фрэнка Синатры, которые не споёшь нормально, не пройдя через всё это. Не сможешь спеть, не испытав неудач, попытки самоубийства, не взглянув на прошлое, что прожил, пережил, выжил и стал сильнее… И это не может не вызывать восхищения…

Конечно, Бастер развёлся с первой женой, запил, у него был неудачный контракт с кинокомпанией “Metro-Goldwyn-Mayer”, полагающей, что Китон, как режиссёр и сценарист ей не нужен. Мол, ты трюкач и актёр, вот и играй, да делай, что говорят, а к нам со своими идеями не лезь... Это ж надо! Забрать у человека его детище! Да ещё и в период перехода немого кино к звуковому. Конечно, тут опустишь руки. Наделаешь глупостей и будешь вспоминать, мол, какие шедевры снимал раньше. А тут ещё бывшая жена. То судиться из-за денег, то отнимает право общаться с детьми… Уже не до новых фильмов, трюков, идей…

Интернет-страницы упорно твердят мне, что Китон был ловеласом. Признаться, сначала я в это не верил. Но потом, присмотревшись к самому Бастеру увидел, что да, он симпатичный, мужественный, возможно, остроумный и находчивый. К тому же, успешный, богатый. Да, он мог привлекать дам. Даже несмотря на свой не очень высокий рост.

Один факт из его биографии меня слегка позабавил… Мол, развёлся с Натали Толмадж в 1932-ом, различные кинокомпании? после расторжения контракта с “M-G-M”, отказывали ему в сотрудничестве, депрессия, алкоголь, ну, и в результате женитьба на простой медсестре Мэй Скривен, которая даже не знала, что былв замужем за богатым и знаменитым человеком! Чего только не бывает. И кстати, подала Мэй на развод (1935) только потому, что Бастер ей изменил (похоже на то, что она «застукала его», но это уже ненужные детали. Если любила, (а чувствуется, что любила, заботилась, ухаживала, размечталась и была сильно обижена), то достаточно самого факта измены. Да и сам Китон не совсем понимал, что делал, женившись на первой сочувствующей ему женщине. Так серьёзные дела не делаются. Особенно в алкогольной депрессии… И всё из-за вынужденного ухода из кино, банкротство, неуважение коллег по производственному цеху, первый развод. Всё понятно. Но спонтанный брак, как соломинка, с первой встречной - перебор. И неправильный выход из ситуации.

А вот третий и последний брак, состоялся уже после депрессии, алкоголя. И это был серьёзный, сознательный шаг, большая перемена в жизни, ну, и настоящая любовь. Девушку звали Элеонор Норрис (именно девушку, а не женщину, ибо она была на 23 года младше его! И ей было тогда столько, сколько Бастеру, когда он только-только пришёл в кино – 22 года!) И прожила Элеонор с ним до конца его дней, то есть, была с ним последние 26 лет его жизни. 26 лет в законном браке! Оказавшись тем самым человеком, кто смог помочь, утешить, понять и принять тебя таким, каков ты есть. Ну, а Китон, судя по всему, смог влюбиться, многое осознать, повзрослеть и быть верным мужем (хочется в это верить).

За несколько лет до смерти, Бастер получает свой почётный «Оскар» за заслуги и уникальный талант, за бессмертие немой комедии, за вклад в развитие мирового кинематографа.

А умер Китон от рака лёгких. Говорят, что ему не сообщали, что он неизлечимо болен, чтобы не травмировать гения, но я полагаю, что Бастер всё знал и был готов к этому, поэтому спокойно продолжал жизнь, занимаясь своими любимыми делами: играл в бридж, вспоминал о прожитых годах, снимался в эпизодических ролях в кино, да радовался тому, что удалось найти хорошую жену… Вот так…

Если поглядеть на его фильмографию, то особых пауз вы не найдёте. Как актёр он снимался до самой смерти… Что же касается его режиссёрских работ, то после 1929-го года у него ещё будут собственные фильмы, но уже в звуковой период. Однако, так как нас интересует только немое время, то их мы пропустим.

Что ж… В историю он вошёл, жену нашёл, «Оскара» получил. Ушёл своим путём, прожив долгую, разнообразную, местами счастливую жизнь (уверен, что не миллионы долларов сделали его таким, а именно Элеонор).

Ну, а я узнал нового человека, поглядел не менее 39-ть его картин, отобрал 5-15 сильных работ (какие-то в «золотой» список, какие-то в простой) и понял, что снимать можно и без компьютера. Хоть на обычный телефон. Главное – делать это с душой, толковым подходом, весело и находчиво. Так, как это в своё время показал нам один из гениев немого кино – Джозеф Фрэнк Китон, известный нам, как Бастер Китон, человек без улыбки, но с небесным талантом сочинять, ставить сценки, выполнять головокружительные трюки. Мастер со способностью радовать зрителя, восклицающего: «О, мой бог!», «Невероятно!» и стоя аплодирующего гению. Джеки Чан и Бенни Хилл не дадут соврать…

Что тут ещё добавить… Браво, мистер Китон… Такое не забывается…

Благодарю за внимание!..


Алекс Джей Лайт.               

 

 


Рецензии