Приключения геолога. 28 глава

                МОНГОЛЬСКАЯ  ШАМБАЛА

6 сентября 2007 года. Вечер. Ребята ставят палатки, готовят ужин, а я систематизирую наблюдения, сделанные за последние два дня. Ночевку мы организуем в 30 километрах к востоку от Борундура над северным берегом небольшого солёного озера в центре степи, окружённой невысокими хребтами.

     Размер степи небольшой – до первых тысяч квадратных километров, но название красивое и очень конкретное – Хавирагийн тал (Ребристая степь). Когда-то здесь было плато, выполненное горизонтально залегающими слоями песчаников с прослоями вулканитов. Под натиском движущихся с юга крупных плит земной коры плато смялось в крупные складки. Выпуклые участки складок разрушились эрозией, и вот сейчас более устойчивые к эрозии горизонты вулканитов торчат над поверхностью в виде длинных, в сотни метров, параллельных цепочек, напоминающих рёбра. Отсюда и название.
За прошедшие четыре дня мы успели осмотреть несколько месторождений.

8 сентября 2007 года. Суббота. Мы стоим на пороге одного из самых замечательных мест Монголии. Мы – это весь инженерно–технический и бюрократический состав нашей экспедиции, почти всё руководство Объединения с семьями. Народ приехал вчера вечером на автобусах. Ночевали в прекрасном туристическом кемпинге в нескольких километрах к югу от Сайншанд – столицы аймага Дорноговь (Восточная Гоби).

А стоим мы на пороге Северной Шамбалы. Да – да! Сейчас это место по-другому не называют в беседах. А древнее и официальное название его – Хамрын хийд. Перевод на русский может показаться невероятным и даже кощунственным – “Церковь в носу”, а конкретнее – в ноздрях. Но это действительно так.

    История знает подобные примеры. Например, самая древняя и самая почитаемая обитель христиан в России это Киево-Печерская лавра. После крещения великого Киевского князя Владимира в Херсонесе именно здесь в пещерах, “печерах”, проводились первые культовые обряды первых русских христиан.

В середине восемнадцатого века Монголия активно осваивалась Манжу – завоевателями Китая и Монголии. Были заложены новые города – Ховд, Улиастай. Восстанавливалась северная ветвь Великого шёлкового пути. Религия... Всё было разрознено. Несторианство, признаки китайских религий. Преобладал шаманизм.

Но произошло чудо. В Монголии был найден младенец, в тело которого переселилась душа Далай ламы – верховного иерарха Буддистской религии, умершего незадолго до этого. В одной из основ веры есть постулат, что духовный руководитель буддистов вечен. Он, а вернее его душа и сущность переселяются из устаревшего тела в младенческое.

     Но кто этот младенец? Как его найти? Ламы – служители пускаются на поиски по региону от Индийского океана до Байкала. По местам, которые Далай лама посещал или о которых упоминал. Самый важный из предварительных критериев: появление младенца на свет и момент смерти Далай ламы должны совпадать до долей секунд.

Естественно, что с долями секунд и даже с часами проблемы. Не было у людей тогда хронометров. Но дни запоминались. Вот ламы и искали на первом этапе детей, родившихся в значимый день.

Решающим был второй этап. Ребенка, обязательно – мальчика, усаживали на ковер и раскладывали вокруг него всякие игрушки, погремушки, а также несколько предметов личного пользования – ложки, вилки, башмаки и прочее. Среди этих вещей находилась одна, принадлежавшая Далай ламе при его прошлой жизни. Ребёнок ползает по ковру и хватает понравившуюся ему вещь.

      Ясно, что обычный малыш берёт какую-нибудь яркую игрушку. А вот тот, в которого переселилась душа Далай ламы, берёт свою, так сказать, вещь. Ему не сразу верят и повторяют опыт несколько раз. И если он во всех случаях упрямо выбирает “свой” башмак, то вопрос решён. Мальчика с почётом забирают из семьи и помещают в какой-нибудь из главных монастырей. Там он воспитывается и обучается до осознания своего истинного образа. Деталей этого процесса и я, и никто, кроме суперпосвящённых, не знаем.

Буддизм в Монголии в начале своей новой истории здесь распространялся, как и большинство религий в других странах света, бродячими монахами. Первые службы велись в пещерах и других укромных местах, что очень похоже на зарю жизни христианства на Руси.

Одного из таких монахов звали Данзанравжаа. По своему образу жизни он очень был похож на Горанфло – монаха, одного из героев романов Дюма “Графиня де Монсоро” и “Королева Марго”. Любитель весёлых компаний, он быстро располагал к себе окружающих. Освящающей, очищающей, оздоравливающей жидкостью был арак – водка из кобыльего молока. Это сохранилось до сих пор.

Так вот именно Данзанравже удалось найти геологическое чудо, благодаря которому имя своё он оставил в памяти монгольского народа навсегда. Чудо это – вулкан, извергавший лавы кислого состава (фельзиты) совсем недавно. По геологическому календарю, конечно.

    Для таких лав характерна очень высокая вязкость. Если базальтовые лавы, извергаясь из жерла вулкана, растекаются широко и далеко, образуя длинные потоки или широкие “блины”, в зависимости от форм рельефа, то фельзиты, при пологой поверхности стока, образуют причудливые нагромождения. Головные части потоков быстро остывают и становятся серьёзными препятствиями для текущих за ними свежих потоков. Последние, упираясь в “забор”, складываются в “гармошку”, вздымаются в столбы, рушащиеся на складки. Кошмар, в общем. Даже в единственном исполнении.

     А этот вулкан, по некоторым признакам, извергался не менее трёх раз. Образовался небольшой кряж с частыми провалами между нагромождениями остывших лавовых потоков. В нагромождениях много пустот, небольших пещер. В очертаниях нагромождений часто угадываются головы сказочных чудовищ с ноздрями – пещерами. Отсюда и название церкви, в которой совершал первые обряды Данзанравжаа.

В 1737 году буддистским философом Инжинашем, обитавшем в Тибетской Шамбале, была написана опера на тему войн Шамбалы. Называется она “Саран хуху” – Лунная кукушка. На монгольский язык опера была переведена через тридцать лет, а в начале девятнадцатого века её премьера состоялась на территории Хамрын хийд.

     Здесь много провалов, напоминающих амфитеатры. И в одном из них с ровной площадкой в несколько сотен квадратных метров и уступами, вместившими сотни зрителей, опера была воплощена в жизнь. Десятки мужских и женских голосов различных тембров воспевали величие Шамбалы в течение двух недель! Вероятно, после этого события Хамрын хийд получила второе название – Северная Шамбала.

В результате многолетних наблюдений за особенностями природных условий и климата ламами Хамрын хийд было установлено, что здесь находится некий энергетический центр. Основа его – солнце. Оно здесь способно лечить и профилактировать телесные и душевные заболевания. В совокупности с небом (Тэнгэр) может влиять в положительную сторону на будущее как присутствующих, так и их родных и друзей, если будет просьба.

Популярность Северной Шамбалы растёт с каждым годом, в том числе и за границей. Сотни туристов стремятся сюда, чтобы на себе испытать волшебную силу солнца. Поэтому в конце прошлого столетия и тысячелетия здесь был возведён новый замечательный центр буддизма, а недалеко от Сайншанда, по дороге сюда,  построены кемпинги для отдыха туристов. Для условий полупустыни очень неплохие.

Самый высокий уровень воздействия солнца приурочен к середине первой декады сентября. Интенсивность воздействия зависит и от положения луны. О периодичности таких совпадений не знаю, но нам сказали,  что именно в этом году ожидается пиковый момент.

И вот мы здесь. Принципиально церковный комплекс очень похож на Хархоринский. Квадратная площадь (около 150 х 150 метров) огорожена забором. В заборе (плюс несколько на территории комплекса) 108 суврага – столбов. Главное здание находится на северной окраине, то есть двери открываются на юг, к солнцу. В отличие от Хархорина, где стены крепостные толщиной 5 метров, здесь забор решетчатый. Есть и другие отличия.

    Вся территория комплекса засыпана мелким щебнем красноватых фельзитов. У входных ворот небольшое одноэтажное здание из красного кирпича. На внешней глухой стене нарисован огромный глаз, который очень внимательно смотрит, чтобы мы обязательно разулись, прежде чем войти на территорию комплекса. Даже носки не разрешает оставлять на ногах.

Небо чистое, ясное. Температура воздуха 30-35 градусов. Щебенка раскалилась далеко за 60 градусов. Я сумел уговорить свой организм в том, что гулять по такому “ковру” не только полезно, но и приятно. Ведь ходят же некоторые люди даже по углям костра!  А вот у Энх-Амгалана пятки поджарились немного.

    В западной половине комплекса из-под щебёночного ковра торчит скала. До двух метров в диаметре и до трёх метров в высоту. В ней глубокая ниша. Замечаю, что многие туда подходят и задерживаются до десяти минут, а потом размахивают руками и уходят. Нармандах уже стоит там.
 
  Подхожу, спрашиваю – что и почему? Отвечает, что это одно из самых заветных мест комплекса. На листочке бумаги пишут добрые пожелания близким людям. Читают вслух, а потом сжигают этот листок в нише. Пепел собирается в ладони, тщательно растирается и взмахами рук отдается на волю ветра. Длинный список у меня получился. Ветерок небольшой был, но мне повезло. Когда я начал разбрасывать пепел, мимо проходил слабый вихрь. Пепел высоко поднялся. Так что живите счастливо, дорогие мои, и я с вами.

Между главным зданием комплекса и выходом за северный контур находится изваяние сидящего лицом к солнцу Будды. Скульптура под деревянным навесом на четырёх столбах. Будда сидит, сложив ноги перед собой. Нужно подняться к нему по невысокой, в 3-4 ступени, лестнице, приложиться лбом к ноге и мысленно обратиться к нему с просьбой, не забывая восхвалять его.

Рядом с Буддой ворота – выход за северный контур комплекса.Здесь край плато, на котором расположен комплекс. В 20 метрах от забора начинается довольно крутой спуск к степи. Между забором и спуском стоит сложенный из крупных камней символ мужской и вселенской силы высотой до 2,5 метра и диаметром до пяти метров. Вокруг него ходит много людей – мужчин и женщин. Они все что-то приговаривают вполголоса, щедро опрыскивая обелиск водкой.

Перед спуском в долину площадка, на которой периодически собирается какое-то количество людей. Период – длительность исполнения какого-то гимна. Интересно, что он исполняется стоя спиной к солнцу с воздетыми к небу руками. Я тоже что-то спел, хотя и не помню – что именно.

Возвращаемся в контур комплекса и продолжаем обходить его. В восточной половине площадки небольшой участок – коврик, выложенный крупным галечником. Галечник тёмный и, значит, ещё горячее, чем красноватая щебёнка. Тем не менее этот коврик очень популярен. На нём люди отдыхают, раздевшись до исподнего. Мужики, в основном.

    Редко, но всё-таки соблазняются полежать на этом коврике и женщины. Вообще-то лежание на нём трудно назвать отдыхом. Народ очень энергично вертится, обжариваясь со всех сторон. Из наших на этакое удовольствие решился только Нармандах.

Выходим из комплекса к нашей обуви. Девчата и Энх-Амгалан прихрамывают, а остальной народ – Чинбаатар, Нармандах, Жигмэд и я – воздерживаемся. Но от полученных впечатлений очень кажется, что нарисованный на стене глаз слегка прищурился, оценивая наше состояние.

Едем осматривать окрестности. К северо-востоку от церковного комплекса в поверхности кряжа много провалов. И здесь мы видим истоки жизни Хамрын хийд. В стенках провалов множество пустот. К некоторым из них сложены бетонные лестницы. Внутри буддистские изображения, свечи горят.

      Походили, посмотрели, едем дальше. К западу от комплекса, на пологом холме стоят две женские груди, сложенные из белого камня. Батцэнгэл объясняет, что здесь женщины, совершая обход – паломничество вокруг них, молятся о своем здоровье и здоровье детей своих, обрызгивая олицетворение женственности и материнства жидкими молочными продуктами. У всех наших женщин: Батцэнгэл, Болормаа, Чулундархи, Жаргалсайхан, Цэцгээ, Нямаа - дети есть, и большинство из них  маленькие. Поэтому все они стремятся к этому месту, чтобы совершить обряд.

При приближении к изображениям грудей видим, что рядом с ними стоит новенький чёрный внедорожник, а вокруг сооружения ходят несколько молодых парней и обрызгивают груди водкой. Подъезжаем, выходим из машин, и я шепчусь с Нармандахом.

  Он идёт к парням и спрашивает: “Что вы делаете тут?”
- Да вот – колдуем, чтобы нас красивые девушки любили.
- И кто вам сказал, что здесь можно колдовать на эту тему?
- Да, так....
- А вот я знаю, что если мужчина здесь будет ходить, да ещё и водкой   вот это поливать, то у него вырастут груди не меньше пятого номера!

    Ох, как они бежали отсюда! Машина тронулась, когда последний парень только голову в кабину сунул. Всё его остальное затаскивали уже на ходу.

Пока девчата улаживали свои проблемы с Небом, подъехал автобус с работниками МРЦМ. Они, оказывается, участвовали в довольно протяжённом хороводе по провалам вокруг центра Хамрын хийд. Женщины присоединились к нашим, а мы невдалеке организовали нехитрый обед с хуушурами, колбасой, салом, консервами и чаем из термосов.

После обеда мы все поехали к главному входу в комплекс попрощаться с Северной Шамбалой, но нам там сказали, что рано ещё. Для полного ознакомления с ней и получения полной гарантии на счастливое будущее нам необходимо посетить филиал Хамрын хийд. Это Дулаан Хар уул – теплая Чёрная гора. Она находится отсюда в 30 километрах

       Продолжение на   http://www.proza.ru/2020/03/10/1440


Рецензии
Доброе утро, Элла!

Спасибо за ещё одну (собственно, уже 28-ю!) очень познавательную и очень интересную главу!!
Увлекательно про то, как находят "подходящего" ребёнка! Не задумывалась никогда о самом этом процессе:)
И, как всегда, нашлось место забавному - случай с молодыми людьми, которые очень хотели, чтобы красивые девушки их любили:)))

С улыбкой и рождественским теплом,

Ольга Малышкина   07.01.2024 09:43     Заявить о нарушении
Да, Олечка, эта глава, хоть и о святом месте, но...
Всякое бывает!
С улыбкой,

Элла Лякишева   08.01.2024 21:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.