Обратка

Старый патриархальный мир «отцов» жил аксиомой:яйцо курицу не учит!

Первым в художественном мире оспорил этот незыблимый постулат великий английский драматург В.Шекспир.Он во весь голос заявил,что учит!Да ещё как учит! И всё потому,что драматург пошёл другим путём в художественном познании.Своим путём.Обратным ходом.От обратного.В.Шекспир создал трагедию «Гамлет».

Эту эстафету подхватила русская классическая литература в лице И.С.Тургенева.В историческую повестку дня он поставил вечный вопрос «отцов и детей»,придав ему социально-политическое звучание.

Но только пролетарский писатель А.М.Горький,писательское и драматургическое творчество которого был подготовлено самим ходом исторического развития,сумел дать чёткий и ясный ответ на историческую связь поколений «отцов и детей».Художник А.М.Горький создал роман «Мать».Именно в этом художественном произведении нашёл своё воплощение призыв вождя мирового пролетариата В.И.Ленина «Мы пойдём другим путём».

И «дети» пошли вместе с матерью против «отцов».И свершили в 1917 году Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В 2017 году «отцы- командиры» цинично игнорировали 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции. В 2020 году «старая лесная гвардия» цинично игнорирует 75-летие советской русской Великой Победы в «неизвестной войне».

Тему «отцов и детей» в СССР достойно понесли дальше М.А.Шолохов и А.Гайдар,положивший начало тимуровскому движению «краснозвёздочников», которого испугались взрослые.И свернули его по тихому,привычно тормозя.
Эстафетную палочку темы «отцов и детей» успешно перехватил советский писатель Л.Пантелеев.

В 1941 году в №6 журнала «Костёр» был опубликован его гениальный рассказ «Честное слово», который вызвал полемику в печати.К слову сказать, также произошло и с романом русского мирового классика И.С.Тургенева «Отцы и дети».Данное произведение вызвало необыкновенный общественный резонанс.
«Обычно в детской литературе взрослый поучает ребёнка.Пантелеев делает обратный ход — не взрослый ребёнку,а ребёнок взрослому показывает пример истинной стойкости»

Именно «дети» учат «отцов», как надо относиться к великому и могучему русскому языку.К русскому слову.К русскому художественному слову.Именно маленький герой стоит стойким часовым у русского слова на посту.Советский писатель Б.Полевой написал повесть о настоящем советском русском человеке.Л.Пантелеев написал рассказ о настоящем советском русском маленьком человеке.Этот советский русский маленький человек — исторический вызов «маленькому человеку» русской классической литературы.Этот советский русский маленький герой — исторический вызов «маленькому герою» Ф.М.Достоевского со всеми его «идиотами»,новыми раскольниковыми, «братьями карамазовыми» и «бесами».Этот советский русский маленький человек — родной брат «сыну полка» и Павлику Морозову,а также Гаврошу.

Запад,западники и прозападники прагматично продвигают на мировой информационный рынок рассказ «Маленький принц».Лично я ничего против данного рассказа не имею.Действительно,гениальный рассказ.Меня только очень настораживает тот странный факт,что при этом в тени почему-то остаётся альтернатива этому рассказу. которую мы-советские и русские-имеем в рассказе Л.Пантелеева «Честное слово».И мне кажется,кто-то излишне поторопился отнести данный рассказ к разделу детской литературы.Это далёко и совсем не детская литература.И вот почему.

Идея данного советского русского рассказа заключается в остром и непримиримом противостоянии педагогики и андрагогики. И,увы, не в пользу последней.Причиной и водоразделом противостояния является отношение к русскому языку и к русскому слову.К русскому художественному слову.Доверие к нему.

К сожалению, на пути взросления под давлением жизненных обстоятельств взрослые всё легкомысленнее и безответственнее относятся к слову.Всё меньше и меньше отвечаем за свои слова и дела.Для взрослого человека пообещать и при этом ничего не сделать — норма.И это становится даже нормой мировой политики.Особенно это ярко проявляется во время любой предвыборной кампании. Ложь незаметно и привычно становится средством общения взрослых людей.Она даже приобрела форму искусства.Стала второй реальностью,виртуальной реальностью,искусственной реальностью,искусственным разумом.Источником научного познания и самопознания.
Маленький герой рассказа «Честное слово»отчаянно и бескомпромиссно отстаивает перед взрослыми людьми единство слова и дела.Для мальчика слово тоже дело,а не просто игра.Для него русская народная поговорка «Слово — не воробей,вылетит-не поймаешь!» не пустой звук.каким является она для взрослого человека.Для взрослого мира.

Не осталось в стороне от исторического вопроса «отцов и детей» и советское киноискусство.Самым знаменательным для него и всего мирового киноискусства в целом невероятным событием является выход на большой экран советского художественного фильма великого советского мирового кинорежиссёра С.А.Герасимова «Дочки -матери».

Именно о дочке-матери развёртывается повествование в картине советского художника кино П.Любимова «Школьный вальс».Вот что я писал об этом фильме 16 апреля 2011 года на сайте кино-театр ру:
"Возлюби ближнего своего"
/критика критики/

Нам все чаще и чаще навязывают мысль о физическом насилии в семье. И мало кто задумывается о духовном насилии, гнете. Они в семье не менее, если не более страшное и опасное социально-политическое зло, чем физическое насилие.
Авторы фильма "Школьный вальс" ненавязчиво предлагают нам редкую возможность задуматься наконец о духовном насилии,гнете в семье.

В семьях Кнушевицких и Соловьевых духовное насилие, гнет исходят от женщин:жены,матери,бабушки... И создатели фильма в качестве поучительного и наглядного примера взяли самый яркий, проблемный и показательный факт домашнего духовного насилия, гнета - понуждение к аборту. По сути дела, к детоубийству. И что особенно странно, понуждает к нему- мать?! Не мачеха! Что может быть  кощунственнее? Сколько "песен" пропето в честь такого святого понятия, как мать! И вдруг- такое! А что же - отец? Какова его роль в семье?

Кнушевицкий- старший давно уже превратился в молчаливую и внутренне страдающую тень "отца Гамлета" своей изменницы- жены. Поэтому право окончательного выбора остается за их взрослой дочкой. И она преподает хороший поучительный урок высокой нравственности "отцам", о которой они забыли в текучке и суете мирской жизни.И такой урок, что Кнушевицкий-старший наконец-то отважился разорвать все отношения с женой -предательницей.

Живого, действительного человека, который всегда наяву,на виду, очень легко любить или ненавидеть. А вот вы попробуйте любить или ненавидеть того, кого нет ещё рядом с вами,- на равных. Того, кого вообще еще не существует на земле,в проекте, кто не появился на белый свет и может так и не появиться на этом божьем свете. Как полюбить то, что вообще еще нельзя любить да и не за что.Не заслужил еще любви. А разве любовь надо заслуживать? Разве она не божий дар небес?На какие страдания,муки и жертвы можно пойти ради этой новой еще не существующей любви, которая является твоим физическим и духовным продолжением. Которая для других,в том числе родителей,взрослых, останется просто простой биологической массой.

Зося-единственный положительный заглавный герой советского фильма.Она выдержала самый главный и трудный экзамен в жизни на половую гражданскую зрелость.И она как никто заслуживает школьный аттестат на половую зрелость /в широком смысле данного понятия - социальном, историческом аспекте /.И символом этой гражданской и политической зрелости,мужества, ее одиночной победы становится черный школьный фартук, который белее белого и чище всех белых фартуков ее одноклассниц, которые в силу своей детской и школьной наивности и естественности еще даже не представляют, какие испытания ждут их в новой взрослой жизни.Зося первой из всех одноклассников переступила этот жизненный порог.

Беда Зоси, да и не только ее одной, в том, что она приходит к такому смелому и единственно правильному и мудрому решению-выбору интуитивным путем,то есть проб и ошибок.И родители,взрослые в этом ей не помогают.Но в главном она все-таки не ошиблась.Ничто не может и не должно перевесить чашу весов, на которой находится пусть даже и одна даже детская человеческая жизнь." Возлюби ближнего своего". И родители по праву могут гордиться своей не по годам взрослой дочерью и быть спокойны за судьбу своего внука с "кошачьим" именем Васька. Жаль только, что " советские коммунистические морализаторы-маразматики" увидели в нешкольном, в недетском фильме пресловутую пошлость /секс/ и не заметили, выплеснули вместе с водой самое главное ради чего и создавался этот гениальный советский социалистический киношедевр в стиле социалистического реализма.

Некоторые критики так и не разглядели в фильме как бы случайных персонажей, которые рефреном проходят через все кинопроизведение античными героями-грузчики магазина.Именно они величают Зосю "пионеркой", тем самым предсказывают ее дальнейшие шаги и ее будущее.

Она действительно становится пионером в прямом и незамутненном смысле данного слова,в результате чего ее кинообраз выламывается за рамки обыденности и серости и уже приобретает символическое значение, становится воистину художественным, хрестоматийным образом, образцом, как великие трагедийные исторические образы Шекспира, на примере которых мы продолжаем учиться  жизни у жизни.У искусства.Пионерство Зоси в том, что"дети", в отличие от "отцов" и "матерей",перестают убивать детей, то есть самих себя,своё продолжение. "Дети» пошли другим путем в своей жизни, переступив через принцип:" Возлюби прежде всех одного себя".

 В художественном смысле явление Зоси на большом экране -повторение подвига Христа на грешной земле в женской ипостаси.

Но "детей" на жизненном пути подстерегает опасная "детская болезнь левизны в коммунизме".


Рецензии