Дикая птичка

     Никогда не увлекался орнитологией... Если громкое определение "не увлекался" можно применить к полному равнодушию в отношении этой разновидности живых тварей. И птицы меня интересуют только в качестве исходного сырья для приготовления всевозможных блюд. Понятно, что не всякая птица меня привлечёт и в виде гастрономического объекта, а только та, что соответствует общепринятым нормам и пищевым предпочтениям родного Отечества, конкретно, среднерусской равнины. Я же не китаец всеядный, чтобы жрать воробьёв с рисового поля, к примеру. Или ворон поганых с дятлами неутомимыми в кисло-сладком соусе...

     Не подумайте, что я сошёл с ума или решил удивить, без того, удивлённый белый свет своим опусом из незнакомой научной сферы. Не считайте также, этот рассказ симптомом неожиданного озарения. Я вовсе не впал в своё пионерское детство, ознаменованное добровольно - принудительным приобщением к азам юношеского натурализма под эгидой учителя природоведения. Интерес к натурализму, конечно, присутствовал, но не в зоологической области. Я решил возопить... Лопнуло терпение! Пора одёрнуть этих крылатых сволочей! Если их выходки в моём деревенском детстве воспринимались под углом зрения некоей игры первоначального познания мира, то дачная зрелость к этим странноватым "играм" повернулась совсем другим боком. Чаша моего терпения переполнилась! Оказывается, птицы шуток не понимают, и меры не чувствуют, а, во всём своём многообразии, не перестают терзать меня своими приставаниями. Надо их заклеймить самым чёрным позором и испепеляющим презрением!

     Всех птиц я всегда разделял по степеням их пригодности в пищу. Они либо специально для этого разводятся, типа курей. Такая степень мною определялась как наивысшая, одобряемая всеми фибрами души и всецело поощряемая желудком. Эта еда для меня привычная и дополнительной подготовки едока не подразумевающая. Тут этических вопросов нет, как нет и противопоказаний. Само собой, никакого фанатизма тут проявлять не нужно. Я - человек, далёкий от правил кашрута, но имею свои представления о вкусной и здоровой пище. Нельзя кушать каждого своего врага, каким бы олицетворением зла он тебе не казался. Категорически не могу согласиться с утверждением, что всё имеющее крылья и перья годно для пожирания человеком! Можно ударить током мерзкого голубя с помойки, как это практиковали дворовые хулиганы в моём детстве, но, чтобы потом сожрать?! Озорства ради, пожалуйста... Но... Не такой уж я и брезгливый, но... но... но. В этом плане внутренние стопоры должны быть.
     Следующий уровень моих личностных предпочтений, заметно уступающий в ценности, но тоже принимаемый к учёту, составляют пернатые существа, обитающие на воле, но активно добываемые людьми на охоте. Сам я не охотник и гастрономической слабостью к дичи точно не страдаю. Всевозможные гуси и тетерева, для меня, условно пригодны к употреблению в качестве кулинарного изыска в самые голодные годы. Не люблю фантазий и экспериментов в этой сфере... Некоторые вопросы этики присутствуют, но не главенствуют, поскольку не злоупотребляю этой сомнительной добычей. Согласен, далеко я отошёл от своих предков... Тут для меня примером правильного подхода к природопользованию может служить охотничье сумасшествие, поразившее Америку в восемнадцатом веке. Когда со спортивным азартом за несколько десятилетий постреляли всех странствующих голубей. Даже картечью из пушек херачили! Вряд ли, этих граждан впечатлил сомнительный вкус родственника второй городской крысы, но они так увлеклись в этой горячке, что уничтожили всё поголовье до последней особи! На минуточку, странствующий голубь был самой многочисленной птицей на планете! Вот, что значит подойти к вопросу регулирования численности с выдумкой и настойчивостью! Жалко, что остальных голубей не "отредактировали" в должной мере. Если бы этот благородный почин поддержали бы и на других континентах... Ох, уж эти голуби...

     Все остальные крылатые твари Божьи для меня неинтересны, далеки и непонятны. Цапли - истуканы на соседнем болоте, те же дятлы, которые не только неутомимы в своём долблении, но и утомительны в прослушивании... И примкнувшие к ним обезумевшие совы из перелеска с невразумительными коростелями... Не будем забывать и об идейных разбойниках - воронах с сороками... Короче, мусор перелётный, с которым можно смириться, пока он далеко, не виден и не слышен. Или до него не дотянешься веником, чтобы убрать. Пусть летают, только не над головой... Охотно верю, что они приносят определённую пользу, раз придуманы Создателем, но мне спокойнее, если я об этом ничего не знаю. Скажите мне, пожалуйста, для чего "придуман" пингвин Гумбольдта? Зачем экватору ещё и пингвин?

     Э-х-х... Человек предполагает не ввязываться в птичьи разборки, ломать голову в их классификации, жить тихонько на отшибе и слушать их пение в саду, изредка можно понаблюдать за их беззаботным перемещением по веткам, не представляющем для тебя угрозы... Без возможности непосредственного контакта, но с постоянным контролем дистанции! Тут надо ухо держать остро - потеря бдительности может обернуться таким головокружительным геморроем, что твоё запоздалое "как так!!!" окажется лишь бесполезной констатацией факта без всякого утешения. Если и видеть птицу, не имеющую для человека практического значения, но постоянно и настойчиво лезущую в его жизнь, то лишь на картине какой-нибудь, желательно, натюрморте...

     Неожиданно для себя открыл ещё одно отличие жизни на дачи от деревенского быта - разнузданность птиц! Диких птиц. Другие здесь не водятся... Долго пытался найти причину моего первоначального дискомфорта на даче. Пытался сопоставить, прикинуть, обозначить для себя внутреннюю тревогу и беспокойство. И понял, что всё дело в обитателях местной фауны. Если в деревне, гораздо более богатой с зоологической точки зрения, ты в первую очередь споткнёшься о какую-нибудь курицу или индюшку и только потом поднимешь глаза в небо и окружающие деревья и удивишься многообразию пернатой банды, то на даче и под ногами и в небе живут только они - дикие птички. А дикий образчик и домашний питомец, как вы понимаете, две большие разницы... Я и раньше об этом знал, но только на даче понял во всех деталях, чем они отличаются. Пришлось срочно придумывать для себя правила совместного существования, до выработки которых ранее не только руки, но и мозги не доходили...

     Оставим пошлых попугайчиков и канареек их невразумительным хозяевам - эгоистам. Обратим свой взор на тех дикарей, кто в кронах деревьев самостоятельно планирует последовательность своих действий, по собственной выживаемости и выживанию с этой делянки, которую они с полным правом считают своей вотчиной, пришлых соседей - человека. Говорить, понятное дело, буду о собственном печальном опыте.

     Метаморфоза, которая произошла со мной на даче, насторожила. Почему все недоразумения, связанные с птицами в деревне, городе и даже в Египте, который, оказывается, тоже плотно заселён этими тварями вдоль речки в изобилии, никогда не воспринимались мной с таким ожесточением и неприятием, как это проявилось на даче? Какая струна в характере была затронута, что спровоцировала чудовищный резонанс, почти нервный срыв? Разве деревенская  часовая битва с коршуном, который напал на цыплят и не хотел отступать ни при каких обстоятельствах - недостаточная причина для номинации на премию в разделе "Событие жизни"? Однако же этот бой надолго не задержался среди выдающихся воспоминаний и не спровоцировал психоз. Ну, налетела хищная птица на свою природную добычу... Ну, мне пришлось выступить на защиту с мотыгой в руках... Нормальное, житейское происшествие. У нас в деревне в каждом хозяйстве такие налёты случались. Согласен, адреналин взыграл, но глаза сохранились... Так, пара царапин... И, главное, никакого антагонизма в отношении пернатых! Или городской случай. Нападение вороны. Тоже ничего экстраординарного! Пришлось помахать сумкой, немного заполошно покричать от неожиданности, распрощаться с порванной шапкой типа "петушок" (злая ирония получилась). Тоже, если и не рядовое событие, то вполне объяснимое и вовсе не эпическое. А "петушку" - туда и дорога - на помойку...

     Что же случилось с дачей? Наверное, превысил свой лимит лояльности к птицам. Копилось, копилось... По капельке, по крошечке... Физики меня поправят. И прорвало! Началось всё в первый же день нашего обустройства на участке... Всем хорош наш дачный посёлок! И от магистралей шумных далеко, и леса кругом стоят живописные, не загаженные и приносят свои лесные дары вполне исправно, в изобилии. Воздух, опять же, чистый, не горный, но дышать полной грудью можно до головокружения от кислорода, соседи дружелюбные, но не приставучие. Даже болото под ногами поддаётся окультуриванию...

     Теперь о птицах... Наземные твари всё правильно поняли и благоразумно потеснились, подземных жителей тут никогда много и не было... С водными обитателями тоже вопросов нет - одни лягушки прыгают по кочкам в местных болотах, но они ведут себя тихо во всех смыслах этого слова. Никто и ничто не досаждает человеку в этом уголке дальнего Подмосковья. Кроме птиц, будь они не ладны! Они не пожелали улетать, и, видимо, решили отстоять свои владения со всей своей природной непреклонностью. Куда-то пропал инстинкт самосохранения и началось... Они явно не считали нужным делать поправку на присутствие людей и продолжали жить своим врождённым распорядком. Для городского человека такая птичья агрессия непривычна, но я-то с птицами без пиетета перед человеком уже имел дело! Правда, мои прежние столкновения происходили по причине переступания неких "красных линий", по ошибке или недоразумению. На даче я впервые столкнулся с настоящим организованным сопротивлением со стороны сборной стаи птичек - синичек, сов, дятлов, соколов и Бог знает, кого ещё, к которому, честно говоря, был не готов! Ещё до начала Второй мировой войны стало понятно со всей очевидностью, что владеющий небом победит и на земле...

     И началось наше противостояние, точнее, самая настоящая война с переменным успехом, которая протекает и в текущем времени. Я уже начал привыкать к мысли, что у местных птиц имеются претензии лично ко мне! Что это не игра моего воображения, воспалённого в горячке отражения нападок... Раз за разом я отбивал их налёты на мой огород, на несчастную крышу дома, на себя персонально и не мог понять, за что?! Этот участок раньше был их родовым и священным местом гнездования?! Поэтому прежний хозяин убежал так стремительно и подписал все бумаги без лишних вопросов? Теперь нам предстояло отражать налёты, поскольку прежний "караул" устал? А ночные "концерты" за забором с массовым перемещением гигантских пернатых массивов сквозь ветки ближайшего перелеска - просто усиление психологического воздействия или же нечто большее, выводящее противостояние на качественно новый уровень?

     Как долго продлится эта необычная гибридная война без тыла и явной передовой - неизвестно... Их так много, они такие организованные и сплочённые, невзирая на принадлежность к виду... 


Рецензии