Горох

         
       - Мама... мама... Мы кушать хотим. - Коля и Витя ее младшенькие, трясли мать за юбку и всхлипывали от голода. 
       - Деточки мои, ну, что я вам дам... Возьмите мою голову и ешьте. -  Александра в отчаянии заплакала.
       - Потерпите  мои хорошие, мама что ни будь вам найдет покушать. Дождик прошел, наверное травка уже полезла, идите порвите ее и кушайте. Вы ее зубками срывайте и кушайте.
       Из глаз Александры потекли слезы. Шла война и только недавно, как отогнали немцев от деревни, а продовольствие все не привозили, да и денег не было, чтобы на станцию к поездам пойти и хоть что то купить. Она уже не помнит, когда ходила за пять километров и купила пол мешка картошки, да и что там пол мешка на троих детей. После зимы Валентина ходила по огородам и собирала мерзлую картошку и вместе с травой пекла драники и хотя они на вкус были сладковаты, но все же какая никакая, а еда.
      Немцы все по вычистили оставив пустые погреба. Ни кур, ни коровы, ничего не осталось и чем кормить детей Александра не представляла. Все хорошие вещи продала уже давно, что смогла от немцев спрятать и больше продавать было нечего. Она ждала от мужа денежный перевод о котором он сообщал в письме, но тот что-то задерживался, да и за ним нужно в областной центр ехать, так как в деревне почта еще не действовала, а денег и возможности туда доехать пока не было. У Александры сжалось сердце от горькой мысли о муже. Она даже думать не могла о похоронке.
      В избу с улице вошла ее старшенькая дочь Анастасия и посмотрев на плачущую ребятню обратилась к матери:
        - Мама, мне тетя Полина сказала, что горох уже поспел на поле, может мне сходить?
      Александра с ужасом посмотрела на дочку. Поле с горохом считали стратегическим объектом и никому не разрешали к нему приближаться. Говорили, что там остались мины, поэтому поле охраняли военные на лошадях, если кого поймают то пристрелят сразу. Об этом им объявили в правлении. Бабы конечно плакали, так как кормить детей было нечем. Мужики еще не вернулись с войны и позаботиться о них было некому. Помощь с центра не посылали и похоже она придет не скоро.
      Кто работал тому еще что-то из зерна отсыпали, а Александра временно не работала, поэтому вся надежда только на помощь денежного перевода от мужа, который неизвестно когда еще может получить. Свекровь, ее тоже выручала когда могла, хлеба буханку посылала и картошки, но Александра знала, что ей самой есть нечего, последним делилась.
      Из раздумий ее вывел голос дочки Насти, ей всего то было пять годиков и она была худенькой девочкой. Если что, ведь не убежит от обходчика, которые охраняли поле на лошадях. Но Настя упорно твердила матери:
      - Мамочка я сама пойду. Я маленькая они меня не заметят. Валентина долго думала и никак не решалась послать дочку на поле а затем видя как младшенький сыночек плачет от голода, согласилась.
     - Хорошо доченька, только ты все время ползком потихоньку ползи и смотри горох шибко не шевели, а то по кустам определят тебя. Ты много не рви, немножко нам поесть, да суп сварить. - Взволнованно проговорила Александра, прижимая к себе не по годам мамину помощницу.
     Когда стемнело, Александра повязала дочь старой большой шалью, чтобы она могла туда горох складывать и наказав ребятни тихо сидеть дома, пошла провожать дочку почти до поля. Она сидела схоронившись за бугром, чтобы ее не было видно со стороны, а Настя потихоньку поползла на пашню. Александра уже потеряла счет времени и постоянно прислушивалась не доносятся ли крики и выстрелы со стороны горохового поля. Все пока было тихо и спокойно.
      А сама Настя тем временем тихонько срывала горох, прислушиваясь, не слышен ли топот копыт. Она устала ползти и шаль становилась очень тяжелой и сырой. Нарвав горох Настя поползла к выходу пашни и тут услышала, как кто-то свистнул и щелкнул кнутом почти рядом с ней. Настя замерла и уткнулась в землю, чтобы не расплакаться от страха. Всадник проскакал мимо не заметив Настю, а может сделал вид что не заметил, увидев маленькую девочку и поскакал в противоположную сторону. Утирая грязное лицо от слез Настя тихонечко поползла к месту, где ее ожидала мама.
      На сердце Александры свалился тяжелый камень, когда она увидела дочку и обняла её. Она была цела и невредима, хотя вся в грязи. Александра слышала топот копыт и свист кнута и ее сердце в этот момент сжалось от страха за дочку. Но теперь увидев ее живой, она крепко обняла Настю и они прячась за буграми и кустарниками, тихонечко пошли домой. Развязав шаль Александра ахнула. Гороха было килограмма на два, а то и больше. Быстро спрятав горох, Александра принялась мыть дочку, а затем стирать ее белье.
      После такой прогулки, уставшая Настя быстро уснула, даже не дожидаясь похлебки, которую из гороха и лебеды сварила Александра. Поев похлебки ребята тоже уснули, а Александра сидела за столом и плакала от всего пережитого за день. Она надеялась, что все уладится и вскоре муж придет с войны, тогда они не будут так голодать и все у них будет хорошо. С этими раздумьями Александра стала перечитывать письмо мужа.      



   


Рецензии
Я когда-то уже что-то подобное читал, только так конец был грустный. Спасибо, что девочка выжила)

Константин Степанчиков   22.05.2022 09:54     Заявить о нарушении
Благодарю вас Константин за отзыв! Я не удивляюсь похожим рассказам, потому что война коснулась всех и подобное было по всей стране. Главное ничто не забыта и никто не забыт.

Тамара Коханская   23.05.2022 06:45   Заявить о нарушении
Абсолютно согласен!

Константин Степанчиков   23.05.2022 08:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.