Все ли религии ведут миротворческую деятельность?

Не каждая религия приносит человеку пользу. Псевдорелигии
 уничтожают веру в справедливость и порядочность.

Рустем Нуршаев

Конституция Республики Казахстан гарантирует свободу совести, свободу отправления религиозных культов. Среди верующих имеются последователи почти всех мировых религий: ислама, христианства (православия, католицизма, протестантских течений), буддизма, а также иудаизма, индуизма, древних политеистических культов и современных новообразований.
На уровне Конституции запрещаются любые формы дискриминации по конфессиональному и иным социальным признакам. Закон «О свободе совести и вероисповеданий в Республике Казахстан» создал все правовые основы для свободного функционирования религиозных объединений. Страна присоединилась к сорока международным соглашениям и договорам в области прав человека, в том числе к фундаментальным пактам ООН в этой сфере.
Государство создает равные и благоприятные условия для реализации конфессиями своих функций. Либерализация религиозной сферы способствовала резкому росту числа религиозных учреждений – в пять раз за период независимости.
В Казахстане мирно уживаются представители более 40 конфессий. И это не просто слова – за последние 15 лет вы не увидите ни в одной казахстанской газете или на телеканале издевательств над чувствами верующих той или иной религии. Это запрещено Конституцией страны. Ответ и объяснение простое – сложилась в обществе в целом атмосфера терпимости и понимания ко всем верующим.
Мы реально доказываем, что в Казахстане, несмотря на то, что у нас проживают свыше ста наций, действуют более сорока религиозных конфессий, процветают мир и согласие. И эта политика только укрепляется. Согласие между нациями и конфессиями – это залог стабильности в нашем государстве. Основой же согласия является стремление к диалогу, взаимоуважению, общению друг с другом. У каждой религии есть свои богословские особенности. Каждая религия считает себя правильной, но это не значит, что есть повод противопоставлять их друг другу. Служение людям, миру во всем мире, идея любви и добра – это то, что объединяет все религии
Важное место в конфессиональном спектре Казахстана занимают наиболее традиционные для местного населения религии - ислам суннитского толка и русское православное христианство, на которые приходится почти 60 % из всех учтенных в Республике религиозных объединений и доминирующее количество верующих. В 1990 г. в Республике было образовано Духовное управление мусульман Казахстана. По последним данным в Казахстане насчитывается 11 млн. мусульман 24 национальностей.
Русское православное христианство, имеющее 202 прихода, одно из мощных религиозных направлений в Казахстане, являющееся структурным подразделением Московского патриархата. Кроме традиционных религий в Казахстане действует большое количество организаций, представляющих экзотические религиозные верования мистического толка. Вот некоторые из них: Общество сознания Кришны, Церковь адвентистов, Свидетели Иеговы, Церковь «Новая жизнь», "Белое братство", старообрядцы, пресвиториане, новоапостольская церковь, меннониты, бахаисты, Церковь Объединения, церковь Грейс и др.
По мнению отечественных специалистов (Я. Трофимова, А. Артемьева, К. Шулембаева и др.), законодательство Казахстана, регулирующее образование и деятельность религиозных организаций, весьма либерально, при этом отдельные статьи законов, связанные с их регистрацией, могут толковаться неоднозначно. Поэтому местные органы власти не располагают достаточной информацией о религиозной обстановке. Предельно абстрактным, например, является определение местных религиозных объединений (общин), данное в законе "О свободе вероисповедания". В нем нет требования обязательности наличия устава, а следовательно, регистрации объединения. Неопределенность присуща также определению религиозных объединений, содержащемуся в Гражданском кодексе: "Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан, в установленном законодательными актами порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных потребностей".
Законодатель не устанавливает исчерпывающего списка религиозных объединений, ими признаются местные религиозные объединения (общины), религиозные управления (центры) и их структурные подразделения, а также духовные учебные заведения, мечети, монастыри, миссии и т. п.
Более последовательно решен вопрос о деятельности религиозных объединений, имеющих руководящие центры за пределами республики. Они подлежат регистрации в органах юстиции и могут руководствоваться уставами (положениями) своих центров, если при этом не нарушается законодательство Казахстана.
Правовую основу функционирования иностранных миссионеров составляют аккредитация в местных органах власти, соответствие их деятельности законодательству республики; однако отсутствие толкования понятий "соответствующие государственные органы", "аккредитация", неразработанность положения об аккредитации не способствуют упорядочению деятельности религиозных миссий. К тому же, отсутствует четкий механизм контроля, за соблюдением положений закона, не решен вопрос об ответственности за их нарушение.
В условиях религиозной свободы и либерального законодательства существенно возросло количество конфессий, при этом динамика роста нетрадиционных для Казахстана конфессий существенно опережала соответствующие показатели традиционных- ислама и православия.
Конституцией запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни. Как известно, в Казахстане признаны террористическими 11 международных организаций, в том числе "Аль-Каида", Исламская партия Восточного Туркестана, Курдский народный конгресс, Исламское движение Узбекистана, "Асбат-аль-Ансар", "Братья-мусульмане", движение "Талибан", "Боз Гурд", Жамаат моджахедов Центральной Азии, "Лашкар-и-Тайба", Общество социальных реформ. Кроме того, признана экстремистской международная организация "Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами". Деятельность всех этих организаций на территории республики запрещена.
Генеральная прокуратура Казахстана распространила сообщение, в котором напоминает об уголовной ответственности за создание, руководство и участие в деятельности террористических организаций. "Считаем необходимым разъяснить, что действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность за создание, руководство и участие в деятельности террористической группы, а также за организацию, либо участие в деятельности общественного или религиозного объединения, либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма".
Глава государства подвел итоги II-ого Съезда лидеров мировых и традиционных религий. В числе особенностей состоявшегося форума Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил широкую представленность на этом Съезде лидеров мировых религий и общественных деятелей, и принятие ими Принципов межрелигиозного диалога, провозгласивших основами такого диалога честность, толерантность, смиренность, взаимоуважение, равноправие всех партнеров, познание и уважение различий между религиями. Глава государства отметил, что Съездом был принят такой важнейший итоговый документ как Декларация Второго Съезда лидеров мировых и традиционных религий, в котором прозвучало обращение к людям всех религий на планете отказаться от взаимной вражды и ненависти, и жить в атмосфере взаимоуважения и признания культурного, религиозного и цивилизационного разнообразия. Съезд обратился к международному сообществу с призывом поддерживать процесс межцивилизационного диалога, содействовать установлению справедливого мира, полностью отказаться от разработки, производства и обладания ядерного оружия. Также в этом документе прозвучало обращение к Генеральной Ассамблее ООН признать концептуальную и практическую роль Съезда в продвижении диалога между цивилизациями, культурами и религиями и поддержать дальнейшую деятельность Съезда. Съезд показал возрастание роли духовных иерерахов в решении проблемы обеспечения безопасной и достойной жизни всего человечества. Духовенство готово занять самую активную позицию в этом вопросе и искать пути совмещения, сочетания религиозных традиций в целях сближения и гармоничной модернизации современного мира. Также, поддержана инициатива о создании под эгидой Съезда Международного центра культур и религий. Следующий Съезд лидеров мировых и традиционных религий состоится в 2009 году в Астане.
Проведение II Съезда лидеров мировых религий, принятие его Декларации уже самим своим фактом внесли большой вклад в дело сохранения мира, укрепили взаимопонимание и терпимость народов планеты, людей самых различных национальностей и вероисповеданий.
Прежде считалось, что религиозные деятели не могут повлиять, допустим, на тех же экстремистов, которые никаких религий не придерживаются, и на решения глав государств, которые иногда хотят решить проблему силовым методом, но сейчас их слово должно быть услышано. Мы услышали много слов благодарности в адрес Казахстана и казахстанского народа, и восхищения успехами, которые мы достигли благодаря стабильности. И это тоже идет в копилку повышения имиджа нашей страны во всем мире.
Лидеры конфессий Казахстана обратились к согражданам с призывом внести посильный вклад в укрепление мира и согласия. "Уважаемые сограждане! Мы, лидеры религиозных объединений Казахстана, обращаемся к вам с призывом внести посильный вклад для того, чтобы в нашем государстве не возникали очаги напряженности и гражданские конфликты на религиозной почве", - говорится в обращении, опубликованном сегодня в официальных СМИ. "Наша республика в мировом сообществе признана уникальным образцом межэтнической и межконфессиональной толерантности", - подчеркивают религиозные лидеры. "Однако в нынешнюю эпоху мир становится все более многогранным и сложным, уязвимым перед такими вызовами современности, как международный экстремизм и терроризм, истинные цели которых нередко скрываются за святыми ценностями, дарованными нам свыше в составе наших вероучений", - говорится в тексте. "В столь трудное и сложное время, когда мир вступает в серьезные противоречия, необходимо объединить свои усилия, чтобы противостоять использованию религиозных различий в политических целях, сохранить единство общества на основе духовности и нравственности, уважения культурных и национальных традиций всех народов", - подчеркивается в документе. "Это наш священный долг перед Богом, памятью предков, это залог того, что наши дети, внуки, правнуки будут жить мирно, в согласии с другими народами, не зная войн и лишений", - говорится в обращении.
Большинство населения Казахстана считает себя мусульманами. Но хочу подчеркнуть, что доминанта ислама в Казахстане никаким образом не препятствует полноценному функционированию других вероисповеданий.
Примечателен рост числа религиозных учреждений немусульманских конфессий. За годы независимости количество православных приходов возросло в четыре раза, католических – в два раза. Действуют более тысячи миссий и молитвенных домов протестантских объединений, в стране также функционирует 21 иудейская община, впервые за многие века построен буддийский храм.
Важным направлением в деятельности государства является стимулирование межконфессионального диалога в Казахстане. В стране создан уникальный институт межнационального и межконфессионального диалога, как Ассамблея народов Казахстана. Хотел бы добавить, что впервые в нашей истории важнейшие религиозные праздники объявлены выходными днями, чтобы верующие могли полноценно проводить культовые мероприятия. Модель межнационального и межрелигиозного согласия, инициированный президентом страны  – это вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий.
В Казахстане, по последним данным, действуют 46 религиозных направлений, более 3500 общин. Ведущим является, естественно, ислам, который исповедуют порядка 70 процентов верующих. Затем идет православие, которое охватывает 28 процентов верующих. Активно у нас действуют также католики, греко-католики, протестанты. Несмотря на такое разнообразие религиозных течений, в республике сохраняются межконфессиональное согласие, толерантность межрелигиозных отношений. Базовую роль в этом играют Ассамблея народов Казахстана и Малые ассамблеи, действующие в областях. Полноправными членами этой организации являются лидеры религиозных конфессий, поэтому на площадке Ассамблеи можно вести постоянный диалог. Неоюходимо отметить и важную роль Дней духовного согласия, которые ежегодно проводятся в Казахстане в октябре месяце. У различных религиозных конфессий много общих позиций, особенно в области морали, культуры. И за «круглым столом», в неформальной обстановке гораздо легче найти точки соприкосновения. Успехи республики в сохранении и укреплении толерантности получили высокую оценку на Совещании ОБСЕ по толерантности, состоявшемся 12-13 июня 2006 года в Алматы. Второй съезд дал новый импульс укреплению толерантности и согласия межконфессиональных отношений. Таких съездов в мире проводится достаточно много. Существует более чем 100-летняя традиция. Однако казахстанский форум имеет значительное отличие. В нашей республике съезд проводится под эгидой государства. Во всех же других странах они проходят по инициативе той или иной церкви. К примеру, состоявшийся в июне этого года съезд религий в России проходил под эгидой Русской православной церкви. Это автоматически ограничивает стремление других конфессий участвовать в форуме. В России так и получилось, что исламский мир был представлен не на должном уровне, а буддисты вообще не были приглашены, так как православие не считает буддизм религией. В Казахстане на съезде приняли участие представители всех традиционных религий.
В регионах необходимо осуществляеть мониторинг религиозной ситуации и вести разъяснительную работу. Регулярно проводить «круглые столы» с участием духовенства, молодежи. Например, в Карагандинской области в 2006 году провели 14 встреч в вузах. Студенты активно интересуются вопросами религий. И будет лучше, если они получат информацию от специалистов, лидеров религиозных конфессий, нежели от каких-то религиозных экстремистов.
Наше государство приняло законодательные акты, предусматривающие ответственность за проявление религиозного экстремизма. В этом отношении можно отметить поправки, принятые в Закон «О национальной безопасности». Однако, самое главное – должна быть профилактическая, разъяснительная работа. В борьбе против религиозного экстремизма должно принимать активное участие и само духовенство. Должны быть усовершенствованы образовательные программы. Если люди не будут иметь знаний, под видом истины им могут подсунуть и террористические идеи, которые ими будут восприниматься как истинный смысл
В настоящее время ислам многолик. Течения и направления в исламе не отвергают полностью друг друга, хотя некоторые из них призывают к реформе или унификации культов. Важно не допустить искажений в толкованиях догм истинной веры. Да, и в нашей республике изредка появляются какие-то организации, которые пытаются сбивать мусульман с истинного пути.
Подавляющее же большинство мусульман остается на позиции традиционалистского ислама, который является оправданием сложившегося в мире статус-кво и не предполагает резких трансформаций. Попытки навязать абстрактные концепции без учета культурных, социальных, экономических и политических особенностей конкретной страны вызваны тем, что для многих на Западе окончание холодной войны является не просто поражением коммунистических режимов, а триумфом и доказательством «правильности» западных систем и ценностей. Рассматривая через эту призму события в других регионах мира, в том числе исламских, они начинают создавать собственные мифы, проявляют миссионерское рвение, стремятся переделать весь мир в своих геополитических интересах. Радикалы существуют как в исламском, так и в западном мире.
Опиум для народа.  В сети иеговистов попадают все больше южноказахстанцев. Не раз говорилось и писалось об опасных последствиях вовлечения казахстанцев в различные секты. Одними из первых в списке таких сект, безусловно, числятся "Свидетели Иеговы". Особенно остро эта проблема стоит в Южно-Казахстанской области, где число последователей учения иеговистов из года в год увеличивается. В последнее время жители области стали все чаще обращаться в различные официальные органы с очень похожими заявлениями. Разные авторы рассказывают различные человеческие истории, связанные с приходом их близких в общину "Свидетелей Иеговы". Финал везде один - разрушение семьи. Сын отказывается от отца, жена - от мужа, мать - от ребенка… Подобным примерам несть числа. "Обращаюсь к Вам от имени пострадавших родителей, - написал в письме на имя президента страны житель одного из поселков Мактааральского района ЮКО, ветеран труда и инвалид II-й группы Мирзабай Мусабаев.
- Прошу принять меры в отношении "Свидетелей Иеговы", так как эта секта губит подрастающее поколение. На свете нет такой веры, чтобы детей навсегда отбирать от родителей. Я вырастил десятерых детей, двоих из них у меня отобрали "Свидетели". Два года назад две мои дочери связались с этой сектой, и ушли из дома. Сейчас их не узнать: словно под гипнозом, они готовы выполнить любые указы своих "учителей". Почему мы должны спокойно смотреть на это? Вступая в секту, люди дают клятву служить Иегове до самой смерти. Все они становятся душевнобольными. У моих дочерей, к примеру, на все уговоры один ответ: вы надоели, я лучше убью себя, чем вернусь обратно. Если так будет продолжаться и дальше, то по стране будут ходить одни шарлатаны. Помогите в нашей беде. Это беда уже всей республики".
Уроженец Туркестана Молдахмет Сариев адресовал свое заявление в облакимат. В нем он поведал историю своей семейной драмы, которая сегодня выглядит довольно типично. Вырос, женился по любви, родились трое детей. Жили дружно и счастливо. До тех пор, пока супруга не стала пропадать со своей сестрой по вечерам на собраниях "Свидетелей". После безуспешных уговоров присоединиться к их выбору главе семейства указали на дверь. Сейчас Сариев живет и работает в Алматы. Приезжая в Шымкент наведать детей, он просит жену одуматься, восстановить семью. Но она ставит невыполнимое условие - только через вступление в "Свидетели".
"Я едва не потеряла сына, пытавшегося покончить жизнь самоубийством, - поделилась своим горем в местной газете Анапия Сейтимбетова, женщина, посвятившая всю свою жизнь воспитанию единственного сына Бахытжана. - Иеговисты его наказали, устроив бойкот. Для него, инвалида с детства общение с ними стало светом в окошке. Можно только представить, какой удар пережил паренек. Но дальше - больше. Мой сын стал уговаривать меня отдать всю недвижимость (дом, гараж) "Свидетелям": дескать, только тогда мы можем быть счастливы…."
"Рыбаки" и их "улов". "Эта вера - как зыбучий песок, - убеждена шымкентский религиовед Гульзада Айвазова. - Приятно его тепло, но когда песок затягивает по горло, человек становится беспомощным. Хорошо, если на этом отрезке времени ему встретится разумный человек, умеющий отличить зерна от плевел".
Сама Гульзада вытащила из этой трясины нескольких людей и сделала для себя вывод: служители секты не любят тех, кто логично рассуждает, многое знает, задает неудобные вопросы - им удобнее манипулировать теми, кто беззаветно им верит и к тому же придавлен какой-либо житейской проблемой. Кстати сказать, при внимательном знакомстве с печатной продукцией "Свидетелей" - небезызвестными журналами "Пробудитесь" и "Сторожевая башня" - становится очевидным, что идеологи этой доктрины пытаются "зацепить" человеческие души всеми мыслимыми и немыслимыми "наживками". Ты голоден, ты потерял близкого, у тебя проблемы в общении, ты не знаешь, как справиться с проблемой и т.д. и т.п. - перечень всевозможных жизненных ситуаций, используемых в заголовках журналов, можно перечислять до бесконечности. Проблемы разные, но лекарство везде одно, и имя ему - Иегова. В силу разных обстоятельств люди попадаются на такие "удочки", с которых им потом уже почти невозможно соскочить. Они на крепком крючке, и участь их предрешена - общая "уха".
"Свидетели Иеговы" сейчас представляют опасность гораздо большую, нежели пресловутые хизбутовцы. В многочисленных устных и письменных обращениях в органы местной исполнительной власти люди жалуются на навязчивую проповедническую деятельность членов этой организации, вовлечение в религию несовершеннолетних. В связи с чем в микрорайоне "Казгурт" города Шымкента и ряде районов области даже происходили серийные акции протеста, проводимые имамами.
Кстати, для последних "Свидетели Иеговы" - пожалуй, самая больная тема. Совсем недавно южноказахстанские имамы опубликовали в областной газете "Онтустик Казахстан" обращение под названием "Поставить заслон миссионерам!". Подписавшиеся под текстом около 30 священнослужителей недоумевают: почему миссионеров из арабских стран мы воспринимаем как потенциальных "террористов" и "экстремистов", а христианским иностранным посланцам даем "зеленый свет"? Ссылаясь на одного авторитетного отечественного теолога, авторы обращения приводят следующие данные: если два года назад от ислама отошли около полумиллиона казахстанцев, то сейчас их количество составляет уже не менее миллиона. Также имамы приводят горькие слова, когда-то сказанные индейцами: "Когда к нам пришли белые люди, у них в руках была только Библия, а у нас - земля, теперь в наших руках Библия, а в их собственности - земля". Нечто подобное может со временем произойти и у нас, предостерегают священнослужители.
Это религиозное объединение считается одним из самых агрессивных, тоталитарных, не терпящих инакомыслия, его члены должны отдавать полный и чистосердечный отчет своему руководителю. Опасность этой секты заключается в том, что участие в ней наносит значительный вред психическому и физическому здоровью граждан. Не поощряется любое светское образование, утверждается негативное отношение к любой мирской работе, если она мешает полной отдаче служению Иегове. Для "Свидетелей Иеговы" характерен активный прозелитизм - обращение в свою веру последователей иных конфессий, что вызывает недовольство представителей традиционных религиозных течений и создает почву для конфликтов на межконфессиональной основе.
По данным областной прокуратуры, количество прихожан шымкентской общины "Свидетелей" колеблется от трех до пяти тысяч человек, более 70 процентов их составляют представители славянской диаспоры, около 30 процентов - представители национальностей, традиционно исповедующих ислам (в подавляющем большинстве казахи, а также узбеки, курды, турки и т.д.).
"Когда государство, нация или религия рассматривает чужое культурное пространство через призму захвата, завоевания, тогда всегда деградирует собственная среда обитания", - считает Н. Назарбаев. Глава государства всегда напоминает, что с момента обретения независимости в Казахстане проводится взвешенная государственная политика в сфере религиозных отношений. "Она основывается на следующих базовых принципах, я бы назвал их принципами согласия", - сказал Н. Назарбаев. Во-первых, это законодательное и институциональное обеспечение свободы совести и вероисповедания. На уровне Конституции запрещаются любые формы дискриминации по конфессиональному и иным социальным признакам. Закон "О свободе совести и вероисповеданий в Республике Казахстан" создал все правовые основы для свободного функционирования религиозных объединений. Страна присоединилась к сорока международным соглашениям и договорам в области прав человека, в том числе к фундаментальным пактам ООН в этой сфере. Во-вторых, мы исходим из обязанности государства создавать равные и благоприятные условия для реализации конфессиями своих функций. "Либерализация религиозный сферы способствовала резкому росту числа религиозных учреждений - в пять раз за период независимости", - подчеркнул президент. Большинство населения Казахстана считает себя мусульманами. "Но хочу подчеркнуть, что доминанта ислама в Казахстане никаким образом не препятствует полноценному функционированию других вероисповеданий", - отметил глава Казахстана. По его словам, за годы независимости количество православных приходов возросло в четыре раза, католических - в два раза. Действуют более тысячи миссий и молитвенных домов протестантских объединений. В-третьих, важным направлением нашей деятельности является стимулирование межконфессионального диалога в Казахстане. Создан, в частности, такой уникальный институт межнационального и межконфессионального диалога, как Ассамблея народов Казахстана, сказал президент. "Наша модель межнационального и межрелигиозного согласия - это вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий", - резюмировал глава Казахстана.
Некоторые утверждают, что у нас есть вроблемы в вероисповедании. В частности, представители кришнаитов жалуются на то, что их коммуне, расположенной в Карасайском районе Алматинской области, грозит закрытие. Ранее районный суд принял решение о конфискации принадлежащих кришнаитам двух дач, и это решение 25 августа подтвердил Верховный суд страны. Всего общине принадлежит в этом поселке около 60 дач, владельцы которых опасаются, что и их ожидает конфискация. Верующие жалуются на враждебное отношение со стороны представителей местных властей. Так, во время одного из судебных процессов представитель местной земельной комиссии Анатолий Портнягин заявил, что “община “Харе Кришна” - террористическая организация, и что выдача разрешения на ее функционирование может превратить Казахстан во вторую Чечню”.
В Шымкенте выявлены нарушения закона в деятельности религиозных объединений. В Шымкенте по решению специализированного экономического суда, подтвержденного на днях коллегией по гражданским делам областного суда ЮКО, закрыты христианский институт "Елим" и духовная семинария "Юго-Запад". Христианский институт "Елим" и духовная семинария "Юго-Запад" были открыты в Южном Казахстане миссионерами из Южной Кореи. Оба учреждения были официально зарегистрированы в органах юстиции, однако у их владельцев не было лицензии на образовательную деятельность. Это было выявлено в ходе прокурорской проверки, та же, как и другие нарушения. К примеру, граждане Южной Кореи - преподаватель института "Елим" О Су Хван и ректор Ян Бен Чо были трудоустроены без разрешения на привлечение рабочей силы. Прокуратурой возбуждено административное дело в отношении духовной организации, наложены штрафы. Кроме того, прокурорской проверкой выявлено незаконное религиозное объединение - дом молитвы центрального собрания евангелистских христиан-баптистов, который не прошел официальную регистрацию. В суд направлен иск о приостановлении его деятельности до устранения нарушений закона.
Экстремальные игры. В Мангистауской области задержаны члены незаконных религиозных организаций. – Не приближайтесь, иначе я убью себя и своих адептов! – приставив нож к горлу единоверца, угрожал полицейским при задержании Марат Нурлыбаев, лидер незарегистрированного религиозного течения «Накшбандия». Cтражи правопорядка из подразделения по борьбе с экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом департамента внутренних дел Мангистауской области обнаружили сектантов в местности Аманбулак, что в 18 километрах от поселка Шетпе. Суфисты силой отобрали автомобиль марки «МАН», принадлежащий одной литовской фирме, и удерживали водителя, гражданина Литвы. Сектанты вознамерились, во что бы то ни стало обратить 45-летнего мужчину в свою веру, оказывая на него психологическое воздействие. И лишь после вмешательства полицейских водителя удалось высвободить из плена, а также задержать и поместить в изолятор временного содержания троих сектантов. Чуть позже в ходе специально разработанной операции с привлечением сотрудников спецподразделения «Арлан» удалось задержать лидера «Накшбандии» Нурлыбаева и пятерых его единоверцев. Установлены личности одиннадцати членов этого течения в возрасте от 25 до 33 лет. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 125, часть 2, УК РК. Задержанным адептам придется ответить перед законом.
Заметно активизировали свою деятельность в Мангистау не только суфисты, но и миссионеры незарегистрированного религиозного течения «Таблиги Джамаат». Так, в поле зрения полицейских вышеупомянутого подразделения и третьего управления областного департамента КНБ, проводивших оперативные мероприятия в мечети поселка Кзыл-Тюбе, оказались одиннадцать сектантов «Таблиги Джамаат». Выяснилось, что прибыли они в регион из Актобе, успев посетить до этого Алматы и Кызылорду. Сами адепты родом из южной столицы, Семипалатинска, Атырау, Актобе и Соль-Илецка (Российская Федерация). В мечети занимались вербовкой прихожан в свои ряды. Материалы для привлечения сектантов к административной ответственности переданы в суд. Все одиннадцать человек оштрафованы на основании судебного решения. Как заверили полицейские, ситуация находится под контролем. Благодаря их решительным и оперативным действиям, у сектантов практически нет шансов дестабилизировать обстановку в регионе.
В Экибастузе пресечена незаконная деятельность миссионеров «Таблиги Джамаат». Шесть членов этого не зарегистрированного в Казахстане религиозного общества, прибывшие в город горняков и энергетиков из южных городов республики, в вечернее время возле мечети вели пропагандистскую работу среди экибастузцев. Разрешительных документов на занятия миссионерской деятельностью у «гостей» не было. Комментируя действия заезжих миссионеров, заместитель директора департамента внутренней политики Даулет Закарьянов назвал идеологию проповедников радикального ислама опасной для общества, их задачи и цели противоречат Конституции РК. «Таблиги Джамаат» создан в Пакистане, известно, что он спонсирует террористические организации, причастен к зарождению движения «Исламский джихад». Правоохранительные органы Экибастуза привлекли незаконно действующих миссионеров к административной ответственности.
В Алматы состоялось заседание «круглого стола» по вопросам влияния межнациональных отношений в международной практике и процессов глобализации на этническую и религиозную сферы в Казахстане. Организатор встречи – республиканский фонд Ассамблеи народов РК (АНК), поддержку оказало Министерство культуры и информации РК. В заседании приняли участие руководители АНК, известные ученые и представители посольств ряда иностранных государств. В ходе «круглого стола» обсуждались, в частности, вопросы межнациональных отношений в странах Восточной Европы и Центральной Азии, то влияние, которое на эти связи могут оказать тенденции глобализации.
Формально "Хизб ут-Тахрир" отрицает насильственные методы борьбы, однако главным средством достижения поставленных целей считает джихад в виде "постоянной борьбы за укрепление ислама и возвращение мусульманам отнятых у них законных прав". По мнению "Хизб ут-Тахрир", после установления "истинно исламской", то есть халифатской, формы правления в мусульманском мире (а затем и на всем Земном шаре) будет сформирована некая единая конфессиональная общность и, таким образом, исчезнут все социальные противоречия, в том числе разделение человечества на "титульные нации" и "национальные меньшинства". Религиозный экстремизм и призывы "Хизб ут-Тахрир" к непрерывной борьбе, как с "неверными", так и со сторонниками традиционного ислама, поставил партию вне закона во многих странах. Партия не пользуется заметным влиянием в странах арабского Востока, ее деятельность ныне запрещена в Иране, Пакистане, Саудовской Аравии, Узбекистане, в США и странах Западной Европы. После распада СССР, "Хизб ут-Тахрир" стремилась использовать сложившуюся ситуацию для достижения своих программных целей и усиления своих позиций в исламском мире. В Средней Азии эта партия появилась в начале 1990-х годов и первоначально сделала местом своей основной дислокации Узбекистан. Уже тогда, оказавшаяся разделенной границами независимых Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана Ферганская долина рассматривалась лидерами партии как один из наиболее подходящих регионов для создания "подлинного исламского государства". Поэтому именно в Ферганской долине деятельность партии отличалась особой активностью. Лидеры "Хизб ут-Тахрир" стремились добиться легализации своей организации в постсоветских государствах Средней Азии в качестве политической партии. Чтобы избежать обвинений в терроризме, активисты партии сосредоточились в основном на пропагандистской работе, организацией же террористических актов занимаются различные подконтрольные группировки. По данным УВД Ошской области Кыргызстана, наряду с "Хизб ут-Тахрир" в Ферганской долине функционируют около десяти мелких, но мобильных террористических групп: "Таблих", "Узун сокол" ("Длинная борода"), "Адолат уюшмаси" ("Общество справедливости"), "Ислам лашкорлари" ("Воины ислама"), "Товба" и "Нур" ("Луч"). В настоящее время "Хизб ут-Тахрир" имеет региональные отделения в Андижанской, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областях. Общая численность членов этой хорошо законспирированной, разбитой на пятерки организации, по самым скромным подсчетам составляет в Средней Азии несколько тысяч человек. В соответствии со своим программным лозунгом "Кто может взять оружие, боритесь оружием. Кто не может – языком и имуществом", партия наладила в Кыргызстане широкую пропаганду своих идей при помощи имамов новых мечетей (в первую очередь нелегальных.) Идеи движения пропагандируются в периодической печати, для этого используются симпатизирующие идеям радикального ислама (или купленные) журналисты и политики, выступающие за легализацию "Хизб ут-Тахрир" на территории Кыргызстана. Наряду с этим активисты движения занимаются распространением листовок, чье массовое тиражирование налажено в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане. В феврале 1999 г. в Ташкенте произошло несколько взрывов. Инициаторами террористических актов, по официальной версии, являлась организация "Хизб ут-Тахрир", стремившаяся дестабилизировать ситуацию в Узбекистане. После этого Ташкент предпринял решительные меры по пресечению деятельности радикальных исламских организаций, многие члены "Хизб-ут Тахрир" были арестованы и приговорены к длительным срокам заключения. "Хизб-ут Тахрир" была вынуждена перенести центр своей активности на юг Кыргызстана. Значительно изменилась и тактика организации. Она отказалась от попыток быстрого захвата власти при помощи террора и перенесла упор на создание массовой социальной базы движения. Разумеется, это не исключает, что организация не возвратится к террору в тот момент, который она сочтет для этого благоприятным.Первоначально костяк кыргызского отделения "Хизб ут-Тахрир" составляли члены узбекской исламской организации "Адолат" (запрещенной в Узбекистане в еще марте 1992 г.). По данным правоохранительных органов, к настоящему времени численность активных членов "Хизб ут-Тахрир" в Кыргызстане достигла четырех тысяч человек. Численность партии продолжает увеличиваться, в основном за счет молодых и необразованных безработных, проживающих в сельской местности."Хизб-ут Тахрир" стремится к максимальному привлечению в свои ряды женщин. Для их идеологической обработки в различных государствах Востока были созданы специальные учебные центры. По замыслу идеологов партии, после обучения женщины из различных государств Средней Азии возвратятся на родину и превратятся в проводников идей "Хизб-ут Тахрир": создавая "подлинно исламские" семьи и воспитывая своих детей в соответствующем фанатичном духе, женщины будут способствовать изменению общественных настроений в выгодном для "Хизб-ут Тахрир" направлении. Не исключена и возможность использования женщин для проведения террористических актов (в последние годы подобная практика получает все большее распространение в радикальном исламе). Деятельность исламских радикалов осложнила отношения между Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном, способствовала росту межэтнической напряженности внутри этих государств. Еще несколько лет назад кыргызско-таджикская граница была прозрачной и практически не охранялась. Вопрос о ее делимитации не вставал вплоть до 1999 г., когда боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ) вторглись в южный Кыргызстан. Летом 2000 г. они повторили свои рейды по территориям Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Рейды ИДУ вынудили среднеазиатские государства принять меры к более надежной охране своих границ. С целью предотвратить просачивание исламистов и усилить борьбу с торговлей наркотиками и контрабандой оружия, власти Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана увеличили количество таможенных постов и дислоцировали на границе дополнительные военные контингенты. Предпринятые меры безопасности и новые пограничные правила серьезно осложнили положение местного населения, начали мешать торговле и лишили многих местных крестьян главного источника доходов. Чтобы помешать передвижениям исламских боевиков власти государств региона (особенно Узбекистана), отдали приказ заминировать отдельные участки границы. Эффективность этой меры оказалась минимальной, от нее страдает мирное гражданское население, а не исламские боевики. Но бесспорно, что делимитация границ, их усиленная охрана и масштабное минирование обострили территориальные споры, и превратилось в источник постоянной напряженности в отношениях между Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном. В отличие от приверженцев традиционного ислама и других конфессий современного Кыргызстана, исламские радикалы используют религию в первую очередь в качестве политической идеологии. Для них ислам является средством отстранения от власти светского правительства и создания в Кыргызстане (и соседних с ним странах) собственного исламского государства. Деятельность исламских радикалов дестабилизирует ситуацию внутри страны, осложняет отношения между соседними государствами и представляет реальную опасность для успешного социально-экономического развития РК, да и самой независимости кыргызской государственности.
Наш Глава государства на втором съезде мировых религий отметил, что, учитывая растущее значение духовного слова в современном мире, в Казахстане с 2007 года начнут регулярно по одному из главных телевизионных каналов страны вести «религиозный час». Это будет возм7ожность для духовных лидеров обратиться напрямую ко многим миллионам людей с проповедью добра и веротерпимости. Далее он сказал, что, зная колоссальный авторитет людей, присутствующих в этом зале и тех религиозных институтов, которые за ними стоят, я бы призвал вас обратиться к правительствам своих стран, последовать этому примеру и создать нечто подобное на всех материках и континентах Земли. «Создавая Дворец мира и согласия, я мечтал о том, какое высокое духовное собрание освятит своим присутствием эти стены. Моя мечта сбылась. Но у мечты будут короткие крылья, если она не продолжается. Я официально хотел бы пригласить лидеров мировых и традиционных религий раз в год прочесть почетную лекцию перед казахстанцами в стенах этого Дворца. Если мировые лидеры ислама, христианства, буддизма, индуизма, даосизма, иудаизма, конфуцианства или синтоизма ежегодно будут нести свое слово мира и согласия моим соотечественникам, то это стало бы одним из ярких духовных явлений Евразии».


Рецензии