Все зависит от того, кого мы воспитали

Быть нам или не быть зависит от
 того, кого мы воспитали.

Мухаммед Ибрахим

Воспитание подрастающего поколения имеет большое значение для любого государства. Детское население Казахстана составляет более четырех с половиной миллионов человек. Чтобы воспитать достойных граждан своей страны уже сегодня надо над этим вопросом работать всем сообща. Семье, школе и обществу. Государство со своей стороны проводит большую работу в этом направлении. В частности, разработаны мероприятия по дошкольному и школьному воспитанию и обучению детей.Взята на вооружение работа по расширению сети ведомственных дошкольных учреждений при крупных предприятиях и организациях. Существует необходимость расширения комплексов «Школа – детский сад» особенно на селе. Совершенствуется создание качественных учебных пособий и детских книг. Сегодня идет рост дошкольных и школьных организаций и численность детей в них. В Декларации прав ребенка говорится, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надежную правовую защиту».
В течении будущих 2-3 лет ожидается увеличение в стране школ до 130 единиц. Также продолжится развитие негосударственных и внешкольных организаций в среднем на 10-20 единиц ежегодно. Будет сохранено и получит свое расширение сеть интернатных организаций, дающее среднее образование, спецорганизаций для детей с ограниченными возможностями в развитии, а также интернаты при общеобразовательных школах
И все же, несмотря на проводимые организационные и принимаемые различные подходы и меры по воспитанию детей, подростков и молодежи успокаиваться рановато. Об этом говорят СМИ, которое в некотором случае является манометром состояния общества и процессов в них имеющихся. Изречение «Дети - наше будущее», актуально было во все времена. И то, что мы сегодня «посеем, то и через определенное время пожнем». Проблемы наркомании, алкоголизма и преступности среди детей и подростков все чаще поднимается в обществе. Говорить и поднимать проблемные вопросы можно до бесконечности. Сегодня нужны меры и, причем конкретные. Для решения проблем и вопросов касающихся детей, подростков и молодежи есть государственные структуры и общественные организации. И, прежде всего, родители. К сожалению, воспитание своих чад они передоверили обществу и школе. Полагаю, что с родителей и надо начинать воспитательную работу. За совершенный проступок несовершеннолетнего спрос с родителей должен быть строгим. А затем только с коллектива, где обучается или трудится молодое создание. И воспитание не должно проходить в русле нравоучений. Это детьми не воспринимается. Нужно искать новые методы работы с ними. Вплоть до наказания теньгой их родителей, в виде штрафов определенные за те или иные проступки. Для этого мы должны иметь соответствующие нормативно-правовые базы. Работающим родителям нужно сообщать по месту работы. В общем надо проводить воспитательную работу не только с детьми, допустившими правонарушения, но и с их родителями, если хотим обуздать детско-подростковые правонарушения и молодежную преступность. За последние пять лет, общая преступность возросла в два раза. Каждое пятое правонарушение совершается несовершеннолетними. Из общего числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, более 75% совершены в группах и с участием взрослых. Известно, что люди, осужденные в большинстве – свои первые преступления совершали, будучи несовершеннолетними.
Родителям нужно настойчиво разъяснять своим детям, что наркоманы прилагают специальные усилия, чтобы заразить здорового ребенка и для этого они ищут любые методы. Все больше становится учащихся и студентов потребляющих наркотики. На это уже сейчас необходимо обратить внимание. Разъяснения о том, что наркотики и токсические вещества вредны для здоровья, являются недостаточными. Наркоманы живут в среднем всего тридцать лет. Растет число токсикоманов. Потеря людей еще в молодом возрасте большой урон для общества и страны. Нельзя говорить об этом без боли в сердце.
Министерством образования разработана «Программа по патриотическому воспитанию граждан на 2006-2008 годы». В основе подхода к разработке Программы лежит идея, высказанная Президентом страны Назарбаевым Н.А.: «Казахстан - наш общий дом». Реализация Программы будет способствовать дальнейшей консолидации общества, сохранению общественной стабильности, укреплению гражданского мира. Программа ориентируется на семью, как на важнейший социальный институт, где формируются основы духовно-нравственного воспитания. Учитывая, что в связи с переменой уклада жизни, происходящей в наше время, семейные ценности испытывают существенные трансформации. Реализация программы позволит повысить работу государства по духовно-культурному и патриотическому развития общества.
Сегодня назрела необходимость воспитания гражданина, обладающего позитивным, созидательным мировоззрением, которое выражается в чувстве ответственности, способности делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения, нацеленные на благо Отечества, общества, своей семьи, самого себя; формирование постоянно совершенствующейся личности, обладающей прочным нравственным стержнем, но при этом способной адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым идеям.
В связи с этим необходимо объединить усилия центральных и местных органов власти и общественных организаций в целях координации их работы среди населения, что возможно только при наличии единой государственной политики и соответствующей этой политике государственной системы патриотического воспитания граждан.
Прав Президент, когда говорит: «Если мы намерены строить цивилизованное общество, где торжествуют идеи права и нравственности, то каждый гражданин со школьных лет должен усвоить их элементарные начала». В воспитании детей и подростков должны принимать непосредственное участие, прежде всего семья, школы, трудовые коллективы, государственные и общественные организации. Надо от слов переходить к делу.
Особое место необходимо отводить в воспитании детей и подростков Инспекциям по делам несовершеннолетних при Отделах внутренних дел. Нужно, чтобы работники инспекций по делам несовершеннолетних (ИДН) по утвержденному графику Акимов, раз в месяц, проводили общешкольные собрания с учащимися, с рассказом на доступном для детей языке, что ими делается по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и что ждет учащихся за нарушение общественных норм жития и учебы. У работников ИДН для этого достаточно материалов, с конкретными примерами. Необходимо ИДН в разрезе школ, раз в месяц представлять информации в акиматы, сколько и, какие правонарушения допущены учащимися тех или иных учебных заведений. Факты правонарушений должны быть объектом серьезного разбора как в акимате, так и в самих учебных заведениях. Еще аль-Фараби в свое время отмечал, что человек не рождается сразу рабочим или интеллигентным, точно также он не рождается благотворителем или плохим человеком.
Полагаю, одним из активных участников в дело воспитания детей, подростков и молодежи наряду с родителями, школой могут использоваться  представители местного самоуправления (МСУ), которые призваны активно содействовать городским и районным властям в широком привлечении граждан для участия в решении вопросов местного самоуправления. МСУ являются основными организаторами всех мероприятий по месту жительства граждан. От их умения организовать работу среди населения на подведомственной им территории зависит 70-80% успеха в проведении и разъяснении той линии, которую проводит государство. Представители МСУ в городах, в селах – акимы сельских округов больше и лучше знают проблемы своих жителей. Нужно свою работу поставить так, чтобы в первую очередь люди шли к ним. Они должны мобилизовать работу участковых инспекторов, экологической полиции, инспекций по делам несовершеннолетних, других государственных органов, общественных объединений и депутатов в решении насущных вопросов возникающих на их территории.
Известно, что уважение людей к представителям МСУ приходит со временем, когда люди не один раз видят, как работает человек на благо решения имеющихся или внезапно появляющихся проблем у жителей на соответствующей территории. Его умение организовать работу в унисон со всеми членами своего комитета (округа) – представителями государственных структур и общественности, даст обязательно положительные плоды. Было бы правильным, если руководители госструктур будут прислушиваться к мнениям МСУ, когда он их высказывает в отношении работников работающих на территории данного микрорайона или округа. Нужно чтобы они не смотрели не него как «массовика-затейника». Это нужно для общего дела. По своему опыту работы знал многих настоящих организаторов работы по месту жительства граждан. И люди шли к ним. Прислушивались к их мнениям. Сейчас то время, когда они должны приглашать представителей государственных структур, общественности для проведения встреч с жителями с повесткой дня: начиная от простых житейских вопросов до пояснения той линии, что делается государством для своих законопослушных граждан. Организованное мероприятие можно закончить маленьким концертом своими силами, привлекая для этого учащихся и студентов, трудовые коллективы, да и просто жителей. Надо только уметь все это организовать. Возрождение детских дворовых клубов по месту жительства граждан микрорайонов также оставляет желать лучшего. Работу его надо организовывать уже в русле современных требований и сегодняшнего дня. МСУ может быть инициатором по созданию спортивных клубов (в подвалах жилых домов и других зданий и сооружений), по различным видам, как для детей, так и для взрослых привлекая для этого представителей предпринимательства базирующихся на их территории, да и не только. Уметь пропагандировать лучших представителей бизнеса, которые готовы поддержать начинания МСУ или жителей этого квартала, одно из главных методов работы руководителя местного самоуправления. Мы сегодня забыли об энтузиазме, на котором выросли наши родители, да и не одно поколение. И напрасно. А ведь во все времена, при каком бы строе не жили люди энтузиазм, оказание помощи, умение пожертвовать для людей, общества всегда встречало одобрение и понимание этого благородного поступка, которое проявлял человек к окружающим. Это сближало людей. Такие инициативы от кого бы, они не исходили, посеют добрые семена в сознание подрастающего поколения. И не останутся незамеченными как простыми людьми, так и представителями власти. Уметь увидеть проявленное или сделанное добро дело отдельными гражданами, какого масштаба ни был бы их вклад, для общества и страны, необходимо таким инициативам давать достойную поддержку и оценку. И это, прежде всего, должно исходить от власти. Известно, что своевременно поддержанная инициатива рождает новые инициативы. Заслуживающие внимания наилучшие опыты работы с гражданами по месту жительства, надо пропагандировать путем проведения соответствующих семинаров, «круглых столов», поощрительными методами и т.д.
Ныне создаются различные молодежные общественные движения. Их в стране более 320. Среди них наиболее крупными и известными являются «Жулдыз» (Акмолинская область), «Болашак», «Улан», «Айналайын» (Карагандинская область), «Шугыла» (Актюбинская область), «Мурагер» (Костанайская область), «Достар» (Жамбылская область), «Жайык жастары» (Западно-Казахстанская область), «Зеленая республика» (Южно-Казахстанская область) и др. Однако процент охвата детей и молодежи этими движениями не очень высок. К сожалению, патриотическое воспитание детей и молодежи сегодня не в полной мере отвечает требованиям формирования патриотического сознания, воспитания чувства верности и преданности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и основных конституционных обязанностей. Проводимая работа хоть и обеспечивает комплексного решения стратегических задач по формированию патриотического сознания у граждан страны в целом, в отдельных случаях также «пробуксовывает». Для решения вышеотмеченных задач государством выделяются соответствующие средства. Так, например, за счет средств республиканского бюджета в 2006 году выделено 27 948 тыс. тенге, в 2007 году 54 641 тыс. тенге и на 2008 год планируется выделить 53 999 тыс. тенге. За счет средств местных бюджетов выделено в 2007 году 224 093,0 тыс. тенге, и в 2008 году 236 521,0 тыс. тенге. Всего: в 2006 году – 27 948 тыс. тенге, в 2007 году – 278 734 тыс. тенге, в 2008 году – 290 520 тыс. тенге.
Произошедшие на рубеже веков в Казахстане радикальные социально-экономические и политические преобразования вызвали, в свою очередь, большие изменения в общественном сознании и духовной жизни общества. Повседневные жизненные наблюдения, которые подтверждаются социологическими опросами, показывают, что в вопросах духовно-культурного развития, патриотизма позиции различных социальных групп и общностей характеризуются многогранностью и широким разнообразием.
Одним из основных векторов социализации личности является идентификация индивида с Родиной. При этом понятие «Родина» ассоциируется не только с родной землей, близкими и родными человека, но и воспринимается в аспекте эмоционально-психологических чувств (чувства любви, патриотизма, преданности, национальной гордости и других).
Вокруг нас достаточно прекрасных, добрых и порядочных людей, готовых поделиться последним. Именно на них держится наш белый свет. Не обязательно иметь большие деньги. Надо иметь добрую и большую душу. Народ у нас понимающий и не избалованный, особенно в нынешнее время. Оптимизм одного человека заряжает многих людей. А за пессимистом – могут пойти только считанные люди. Все мы видим, что жизнь налаживается. Не все передовое (западное) годится для нас. Менталитет другой. У нас достаточно своих общечеловеческих ценностей, усвоение которых подрастающим поколением ни чуть не меньше даст положительных результатов в нашем общем доме. Нередко среди нас встречаются молодые люди, имеющие дипломы о высшем образовании, сформировавшиеся в нынешнее время. У них общечеловеческие ценности находятся на втором плане. Они видят жизнь через «кривое зеркало». Их обвинять в том, что они такие нельзя. Здесь вина взрослых. Когда жизнь нас сталкивает с ними, обижаемся на черствость, не внимательность, не уважение с их стороны к людям и т.д. Эти молодые люди считают себя «продвинутыми», а на поверку, окажись какая-нибудь серьезная жизненная ситуация оказываются в тупике. Поэтому в деле воспитания подрастающего поколения не бывает мелочей, и, не стоит смотреть на некоторые их недостатки «сквозь пальцы», потому что это «аукнется» нам же через некоторое время.
Работа МСУ (округа) будет результативным, если он будет чувствовать поддержку со стороны вышестоящего руководства. Для его плодотворной деятельности необходимы определенные условия. Прежде всего, необходим рабочий кабинет, с материально-техническим обеспечением, находящийся непосредственно в микрорайоне (ауле), где он должен встречаться со своими жителями. Одна из главных тем МСУ это активизация работы по месту жительства граждан. Но сегодня волнует вопрос, как вести работу с подрастающим поколением? Они, в первую очередь, на своей территории должны вести работу по запрещению продажи сигарет и спиртных напитков детям. В соседней Киргизии, например, запрещено продавать алкогольные напитки лицам до 21 года. У нас – до 18 лет. Однако суть не в возрастном цензе, а в том, что и в Кыргызстане, и в Казахстане проблема стоит достаточно остро, и одним передвижением допустимого возрастного порога ее не решить. Беседа с любым подростком сегодня подтвердит что, для них купить спиртное в магазине можно без проблем. А если и откажут им, то они говорят, что подключат к этому делу ребят постарше. В Алматы, например, за последние три месяца было составлено 388 протоколов на продавцов, которые продали несовершеннолетним алкогольные напитки.
Далее есть проблема в деятельности нетрадиционных религиозных объединений и экстремистских организаций в Казахстане, направленной в первую очередь на вовлечение в свои ряды подростков и молодежи, являются, безусловно, актуальными для государства. В последнее десятилетие отмечаются различные экстремистские выступления, связанные с религиозными постулатами, распространяемыми в стране благодаря зарубежной пропаганде, а также заинтересованности отдельных граждан. Интерес молодежи к не традиционным для Казахстана объединениям, таким, как кришнаиты, свидетели Иеговы, а также экстремистским организациям, например, религиозно-политическому объединению «Хизб-ут-Тахрир» и другим, связан с психологическим воздействием активистов-сторонников этих объединений и организаций на сознание молодых людей. Поэтому необходимо разработать четкий механизм регулирования злободневных проблем, возникающих в религиозной сфере. Наглядно просматриваются основные направления государственной молодежной политики в создании условий для профессионального, духовного и физического развития молодежи. 
Политическая грамотность и высокая политическая культура населения являются источником внутриполитической стабильности, межнационального согласия. Характерной чертой современного общества стала многоаспектность различных моделей политического поведения, в том числе возможность участвовать в политической жизни страны. При этом интерес к судьбе страны, к будущему можно назвать в качестве важнейшего фактора участия граждан в политической деятельности.
Данные социологического опроса (декабрь, 2005 год) показывают, что устойчивый интерес к политической деятельности проявили только 35,5% опрошенных граждан. 50,6% лишь эпизодически интересуются политикой, а у 12,5% опрошенных политика не вызывает интереса, 1,4% респондентов затруднились ответить на этот вопрос. Основы патриотического воспитания закладываются в семье. Семья является важнейшим социальным институтом, где формируются основы духовно-культурного и нравственного воспитания. Проведенный социологический опрос (декабрь, 2004 год) показал приоритетность традиционных, устоявшихся ценностей – благополучия своей семьи (55,9%), работы (35,9%), личной безопасности (34,8%).
К сожалению, далеко не все учителя и воспитатели уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, определению на необходимом уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. В числе сдерживающих факторов в воспитании гражданина страны следует назвать недостаточность высококвалифицированных специалистов, способных использовать новые современные технологии для целенаправленного формирования патриотизма и демократических убеждений, малочисленность научно-исследовательских организаций гуманитарного профиля, имеющих достаточный опыт разработки социальных технологий по патриотическому воспитанию граждан. Для решения имеющихся проблем в вопросах патриотического воспитания подрастающего поколения требуется принципиально новый подход к воспитанию в целом.
Воспитание детей сегодня приобретает особую значимость. Комплексы закладываются в детстве, и только родители могут сделать так, чтобы ребенок как можно меньше страдал от них в детстве, и потом во взрослой жизни. Комплекс неполноценности мешает жить, приводит к конфликтам с людьми и самим собой, к тяжелой депрессии. Есть одна шутка на тему воспитания детей. Почему казахские дети такие закомплексованные, а еврейские – напротив, уверены в себе. Кыркбай все время говорит своему сыну? «Ты Еркебай, дурак, балбес». А Абрам, даря отпрыску скрипочку, убеждает: «Ты самый талантливый, красивый, умный». Человек способный видеть кроме своих недостатков еще свои достоинства, а также окружающий мир, то чувство неполноценности будет компенсировано, считают, психологи. Взрослые должны устанавливать контакт на равных, не демонстрировать свое превосходство, признавать особенности ребенка и право быть таким, каков он есть. Надо давать им большей самостоятельности. Человек, свободный от вины и тревоги, здоров, говорил Фрейд. А мы ведь так хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми и стали полезными для своего общества. Вместе с тем, Н.А. Назарбаев выступая на встрече с молодежью 10 июня 2006 года в Астане отметил, чтобы молодежь не забывала, что процесс социализации молодых людей требует усилий с обеих сторон. Жизнь диктует необходимость развития чувства личной ответственности, самостоятельности, предприимчивости. Глава государства тогда же и сказал: «Развивая себя, вы способствуете развитию государства».
Экзистенциальный кризис – у некоторых людей в это время как бы утрачивается чувство перспективы. Им кажется, что от жизни уже нечего ждать. И тогда для них единственным смыслом жизни оказывается ребенок. От внутреннего дискомфорта они цепляются за него. Родители хотят, чтобы он любил их, достиг того, чего они не достигли. Чрезмерной опекой начинают лезть к нему в душу. А у него свои понятия о жизни, свой путь. И это надо понимать родителям. Бернард Шоу говорил, что правильное воспитание детей состоит в том, чтобы дети видели своих родителей такими, каковы они в действительности. Все знают, дети которые глухи к чувствам родителей, результат воспитания в семье, где родители были глухи к чувствам детей. Подростковый нигилизм может быть следствием родительской нетерпимости. Дети-подростки нередко бывают «зеркалом» собственного раннего детства: поглядим в него внимательнее, - увидим себя.
Разве можно предугадать, где тебя ждет беда. Конечно, нет. Но простые истины ежедневного воспитания детей в определенной мере предопределяют ту или иную ситуацию, которая складывается вокруг ребенка. Каков наш дом, наш быт. Роль семьи, прежде всего, огромна в воспитании ребенка. Социально-нравственные проблемы семейного воспитания сегодня имеют большое значение в жизни детей. Умом и сердцем мысли должны быть о воспитании детей. Знаете ли вы своего ребенка? Кого мы растим? Как уберечь их от алкоголя, наркотиков и токсикомании? Иногда задумываешься: трудные дети или трудные родители? Прежде чем что-то сделать или сказать, давайте оглянемся взрослые. Кто должен воспитывать воспитателя? Нет предела совершенству. Учит ли сегодня школа мыслить? Какова методика преподавания в школе? Не сведено ли все к банальной заработной плате учителя? А потом, как и кто занимается формированием нравственно-профессиональных качеств будущего учителя? Мы всегда говорим: семья, школа и общество формирует человека. А если взять по отдельности и определить роль и вклад каждого из них. Думаю, перспектива окажется безрадостной. И если, не дожидаясь завтрашнего дня, а уже сегодня возьмемся за воспитание своих детей сообща, то злаков на ниве непременно будет больше, чем сорняков.
Дети нуждаются в защите. Разве мало примеров, когда их оскорбляют, унижают, обижают и старшеклассники, и учителя и правоохранительные органы. «Ни учителя, ни школьники толком не знают своих прав» - говорят активисты – родители. Некоторые учителя, пользуясь доминирующим положением, забывают про педагогическую этику. Каким быть нашим детям? Решать нам всем совместно.
Международным институтом конституционной и правовой политики и Фондом «Сорос-Казахстан» разработан проект ювенальной юстиции в Казахстане, основная цель которой – создание и обеспечение функционирования специализированной системы правосудия для несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности. Участником проекта выступает и Верховный Суд республики. Главная цель акции – обеспечение соблюдения и развития законодательства в области, защиты прав несовершеннолетних в контексте уголовного правосудия в соответствии с Концепцией ООН о правах ребенка, ратифицированной Казахстаном.
Свою лепту в формировании подростков вносит и массовая культура. Что мы потребляем как зрители и читатели? Детективные сериалы, «мыльные оперы», криминальные драмы. Работа СМИ больше должна основываться на тех ценностях, которые к нам пришли от старших поколений и гармонично сочетаются в современных условиях. Сегодня как никогда необходимы передачи, статьи научно-познавательного и воспитательного характера. Было бы правильным, если бы СМИ чаще пропагандировали с конкретными примерами жизнь замечательных людей, как оставивших после себя славные и добрые дела для страны и общества, так и ныне здравствующих, чья жизнь на виду у общества. И еще. Регионы (области и их районы), граничащие с Россией смотрят ОРТ. Что делается в нашей стране, они почти не знают, тем самым выпадают из объектива активной жизненной позиции страны. Конечно, сегодня все упирается в финансирование, а не опоздаем ли завтра в воспитании детей и подростков в этих отдаленных от центра наших сограждан? Конечно, мы понимаем и то, что об интеграции Казахстана в мировое сообщество принято говорить положительно и с надеждой на то, что в один прекрасный день нас примут в богатом доме как братьев, выделят уютные апартаменты и предложат свободно пользоваться удобствами, называемыми обычно «благами цивилизации». Т.е. позволят, наконец, брать от мира все, что мы хотим. Потому, как и у нас есть из того, что другим по вкусу, - например, интеллектуальная собственность и молодые кадры, способные эту самую собственность создавать. С другой стороны, от некоторых благ цивилизации даже при желании не отмахнешься: хочешь, не хочешь, - придется пользоваться. Читать те же книжки, что и соседи, смотреть те же фильмы – другими словами, существовать в едином, культурном контексте. Хотя бы для того, чтобы уметь поддерживать семейный разговор.
Полагаю, доброму человеку не обязательно иметь много денег. Настоящий филантроп, найдя на улице теньгушку решкой, не положит монету в карман, но перевернет ее на орла для следом идущего незнакомца… Я предлагаю учредить в Казахстане День филантропа как массовый праздник. Чтобы каждый из нас хотя бы раз в году стремился сделать добро для людей. Память о таком бескорыстном поступке всегда будет греть душу. «Сухая теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет…». Чем много раз говорить о доброте, лучше один раз сделать конкретное доброе дело своим соотечественникам, тем более детям. И, быть может, меньше было бы у наших детей несчастий и всяких там невезении. Мир определяет благополучие страны по подрастающему поколению и обеспеченностью его граждан – в старости.
Цель статьи, чтобы читатель по-другому взглянул на своего ребенка, и вообще детей. На свои с ним отношения и спросит себя: «Что я делаю? Почему? Что при этом чувствую? К чему это может привести? Что нужно, чтобы дети выросли достойными гражданами своей страны?» - и попытается на эти вопросы ответить. И если так будет сделано, то мы будем считать свою задачу выполненной.


Рецензии