Фактор религий в обществе

Религиозный фактор - как один из аспектов духовно-культурного развития общества

Религия в разумных руках всегда ведет к истине. 

Мухаммед Ибрахим

Конституция Республики Казахстан гарантирует свободу совести, свободу отправления религиозных культов. В Казахстане, по последним данным, действуют 46 религиозных направлений, более 3500 общин. Ведущим является, естественно, ислам, который исповедуют порядка 70 процентов верующих. Затем идет православие, которое охватывает 28 процентов верующих. Среди верующих имеются последователи почти всех мировых религий: ислама, христианства (православия, католицизма, протестантских течений), буддизма, а также иудаизма, индуизма, древних политеистических культов и современных новообразований.
На уровне Конституции запрещаются любые формы дискриминации по конфессиональному и иным социальным признакам. Закон «О свободе совести и вероисповеданий в Республике Казахстан» создал все правовые основы для свободного функционирования религиозных объединений. Страна присоединилась к сорока международным соглашениям и договорам в области прав человека, в том числе к фундаментальным пактам ООН в этой сфере.
Мы исходим из обязанности государства создавать равные и благоприятные условия для реализации конфессиями своих функций. Либерализация религиозный сферы способствовала резкому росту числа религиозных учреждений – в пять раз за период независимости. В Казахстане мирно уживаются представители более 40 конфессий. И это не просто слова – за последние 15 лет вы не увидите ни в одной казахстанской газете или на телеканале издевательств над чувствами верующих той или иной религии. Это запрещено Конституцией страны.  В обществе сложилась атмосфера терпимости и понимания ко всем верующим.
Мы реально доказываем, что в Казахстане, несмотря на то, что у нас проживают свыше ста тридцати наций, действуют более сорока религиозных конфессий, процветают мир и согласие. И эта политика только укрепляется. Основой же согласия является стремление к диалогу, взаимоуважению, общению друг с другом.  «Мы – единый и неделимый многонациональный народ, живущий в согласии, дружбе и гармонии на нашей просторной благословенной земле», - отметил Глава государства, выступая на торжественном собрании, посвященном 15-летию независимости Республики Казахстан.  У каждой религии есть свои богословские особенности. Каждая религия считает себя правильной, но это не значит, что есть повод противопоставлять их друг другу. Служение людям, миру во всем мире, идея любви и добра – это, то, что объединяет все религии.
Важное место в конфессиональном спектре Казахстана занимают наиболее традиционные для местного населения религии - ислам суннитского толка и русское православное христианство, на которые приходится почти 60 % из всех учтенных в Республике религиозных объединений и доминирующее количество верующих. В 1990 г. в Республике было образовано Духовное управление мусульман Казахстана. По последним данным в Казахстане насчитывается 11 млн. мусульман 24 национальностей. Русское православное христианство, имеющее 202 прихода, одно из мощных религиозных направлений в Казахстане, являющееся структурным подразделением Московского патриархата. Кроме традиционных религий в Казахстане действует большое количество организаций, представляющих экзотические религиозные верования мистического толка. Среди них: Общество сознания Кришны, Церковь адвентистов, Свидетели Иеговы, Церковь «Новая жизнь», "Белое братство", старообрядцы, пресвиториане, новоапостольская церковь, меннониты, бахаисты, Церковь Объединения, церковь Грейс и др. Благодаря правильно поставленной работе в решении межэтнических и межконфессиональных вопросов, в проведении экономических и политических реформ Казахстан набирает темпы развития по всем направлениям. Мы можем сегодня вспомнить развал некогда могущественной страны СССР. Причины их известны  старшему поколению. Очень хорошо рассказывает о тех драматичных днях в своей статье «Азамат асуы» публицист, писатель М. Касымбеков.   
По мнению отечественных специалистов Я. Трофимова, А. Артемьева, К. Шулембаева законодательство Казахстана, регулирующее образование и деятельность религиозных организаций, весьма либерально, при этом отдельные статьи законов, связанные с их регистрацией, могут толковаться неоднозначно. Поэтому местные органы власти не располагают достаточной информацией о религиозной обстановке. Предельно абстрактным, например, является определение местных религиозных объединений (общин), данное в законе "О свободе вероисповедания". В нем нет требования обязательности наличия устава, а, следовательно, регистрации объединения. Неопределенность присуща также определению религиозных объединений, содержащемуся в Гражданском кодексе: "Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан, в установленном законодательными актами порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных потребностей". Законодатель не устанавливает исчерпывающего списка религиозных объединений, ими признаются местные религиозные объединения (общины), религиозные управления (центры) и их структурные подразделения, а также духовные учебные заведения, мечети, монастыри, миссии и т. п. Вместе с тем более последовательно решен вопрос о деятельности религиозных объединений, имеющих руководящие центры за пределами республики. Они подлежат регистрации в органах юстиции и могут руководствоваться уставами (положениями) своих центров, если при этом не нарушается законодательство Казахстана.
В условиях религиозной свободы и либерального законодательства существенно возросло количество конфессий. При этом динамика роста нетрадиционных для Казахстана конфессий существенно опережала соответствующие показатели традиционных ислама и православия. Конституцией запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни. Как известно, в Казахстане признаны террористическими 11 международных организаций, в том числе "Аль-Каида", Исламская партия Восточного Туркестана, Курдский народный конгресс, Исламское движение Узбекистана, "Асбат-аль-Ансар", "Братья-мусульмане", движение "Талибан", "Боз Гурд", Жамаат моджахедов Центральной Азии, "Лашкар-и-Тайба", Общество социальных реформ. Кроме того, признана экстремистской международная организация "Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами". Деятельность всех этих организаций на территории республики запрещена.
В 2006 году Глава государства подводя итоги II-ого Съезда лидеров мировых и традиционных религий отметил широкую представленность на этом Съезде лидеров мировых религий и общественных деятелей, и принятие ими Принципов межрелигиозного диалога, провозгласивших основами такого диалога честность, толерантность, смиренность, взаимоуважение, равноправие всех партнеров, познание и уважение различий между религиями. Съездом был принят такой важнейший итоговый документ как Декларация Второго Съезда лидеров мировых и традиционных религий, в котором прозвучало обращение к людям всех религий на планете отказаться от взаимной вражды и ненависти и жить в атмосфере взаимоуважения и признания культурного, религиозного и цивилизационного разнообразия. Съезд также обратился к международному сообществу с призывом поддерживать процесс межцивилизационного диалога, содействовать установлению справедливого мира, полностью отказаться от разработки, производства и обладания ядерного оружия. Также в этом документе прозвучало обращение к Генеральной Ассамблее ООН признать концептуальную и практическую роль Съезда в продвижении диалога между цивилизациями, культурами и религиями и поддержать дальнейшую деятельность Съезда. Съезд показал возрастание роли духовных иерархов в решении проблемы обеспечения безопасной и достойной жизни всего человечества. Духовенство готово занять самую активную позицию в этом вопросе и искать пути совмещения, сочетания религиозных традиций в целях сближения и гармоничной модернизации современного мира. Также поддержана инициатива о создании под эгидой Съезда Международного центра культур и религий. Все это необходимо для имиджа Казахстана. Любые мероприятия, рассказывающие о нашей стране, и ее позитивном развитии только лишний раз покажут мировому сообществу о том, что страна уверенно движется вперед. Так, например, о необходимости формирования соответствующей информации о Казахстане хорошо сказал в одном из своих интервью ведущий политолог страны М.Ашимбаев, где  в частности он отметил, что «нам необходимо знакомить запад с историей, культурой, обычаями, традициями и образом жизни казахов».    
Прежде считалось, что религиозные деятели не могут повлиять, допустим, на тех же экстремистов, которые никаких религий не придерживаются, и на решения глав государств, которые иногда хотят решить проблему силовым методом, но сейчас их слово должно быть услышано. Мы услышали много слов благодарности в адрес Казахстана и казахстанского народа, и восхищения успехами, которые мы достигли благодаря стабильности. И это тоже идет в копилку повышения имиджа нашей страны во всем мире.
За последние полгода в некоторых местных интернет-изданиях появились материалы о «суфийском заговоре», конечной целью которого является свержение светской власти и построение исламского халифата (за что, в сущности, преследуют и членов «Хизб-ут-Тахрир»). В некоторых таких статьях суфии и ахмадийцы были связаны между собой: последних называли «суфийской кассой», т.к. якобы именно через ахмадийцев проходят из-за границы средства, выделенные на подготовку «суфийского переворота». Работа в регионах на информационном поле оставляет желать лучшего. Необходимо больше рассказывать населению о проводимой работе  с различными псевдо-религиозными течениями. И, конечно же, в первую очередь, надо работать с любыми оппонентами словом. Об этом в свое время очень хорошо сказал советник Президента Республики Казахстан по политическим вопросам, доктор наук Е.Ертысбаев.       
В целом же, несмотря на ненасильственный характер течения, исламский мир достаточно негативно отнесся к появлению еще одной секты. Главное отличие учения ахмадие от традиционных форм ислама в том, что в нем догматы ислама сочетаются с элементами кришнаизма и христианства. Особое неприятие в мусульманской умме вызывает тот момент, что ахмадийцы считают пророком основателя своей секты Мирзу Гулам Ахмада, тогда как, по мнению ортодоксальных исламистов, Аллах не посылал на Землю вслед за Мухаммедом других пророков. И хотя ахмадийцы не фигурируют в списках запрещенных или экстремистских организаций, из мусульманских стран их пытаются выжить. В одном из своих интервью заместитель Верховного муфтия республики Алсабеков сообщил: «А я вновь повторяю: где нет контроля и благословения духовных лидеров конфессии, там и творятся в основном нечистые дела».
Лидеры конфессий Казахстана обратились к согражданам с призывом внести посильный вклад в укрепление мира и согласия, где отметили, что желают внести посильный вклад для того, чтобы в нашем государстве не возникали очаги напряженности и гражданские конфликты на религиозной почве. В последние годы наблюдается рост числа религиозных учреждений немусульманских конфессий. За годы независимости количество православных приходов возросло в четыре раза, католических – в два раза. Действуют более тысячи миссий и молитвенных домов протестантских объединений, в стране также функционирует 21 иудейская община, впервые за многие века построен буддийский храм.
Сегодня важным направлением в деятельности государства является стимулирование межконфессионального диалога в Казахстане. В стране создан уникальный институт межнационального и межконфессионального диалога, как Ассамблея народов Казахстана. С 2006 года важнейшие религиозные праздники объявлены выходными днями, чтобы верующие могли полноценно проводить культовые мероприятия. Наша модель межнационального и межрелигиозного согласия – это вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий. Мы хотим, чтобы нас именно так воспринимали на международной арене. Поэтому религиозный фактор является одним из основных политических аспектов духовно-культурного развития казахстанского общества в государственном управлении.
Чтобы не попасть в ловушку «заблудившегося в поисках Бога» нужна особая осторожность и некоторый здоровый консерватизм. Роль мировых и традиционных религий велика не только в смысле сохранения духовного наследия. Это и наработанная веками духовная практика, которая единственная может спасти от некоторых запредельных для человеческого разума экспериментов. Мы уже находимся в зоне массированного наступления необычных, предельных форм богоискательства, а также находящихся за пределами традиционной этики опытами в сфере генетических технологий. Поэтому в глобальном измерении роль мировых и традиционных религий не просто актуализируется, но становится ключевым фактором сохранения человеком подлинной духовности.
Установив дружественные отношения со всеми соседями, мы стали региональным лидером в обеспечении глобальной безопасности. Во время встречи министров иностранных дел Казахстана и России в Москве М.Тажин отметил, что Казахстан способен играть особую роль в обеспечении безопасности, устойчивого развития, экономического роста и демократических преобразований в государствах Центральной Азии. И что территория Казахстана - это естественный заслон от прямого воздействия таких угроз и вызовов как нелегальная миграция, наркотрафик, терроризм и религиозный экстремизм. В совокупности все это позволило Казахстану завоевать доверие всех миролюбивых сил. Несмотря на разнообразие религиозных течений, в республике сохраняются межконфессиональное согласие, толерантность межрелигиозных отношений. Базовую роль в этом играют Ассамблея народов Казахстана и Малые ассамблеи, действующие в областях. Полноправными членами этой организации являются лидеры религиозных конфессий, поэтому на площадке Ассамблеи можно вести постоянный диалог. Важную роль играют Дни духовного согласия, которые ежегодно проводятся в Казахстане в октябре месяце. У различных религиозных конфессий много общих позиций, особенно в области морали, культуры. И за «круглым столом», в неформальной обстановке гораздо легче найти точки соприкосновения.
Успехи республики в сохранении и укреплении толерантности получили высокую оценку на Совещании ОБСЕ по толерантности, состоявшемся 12-13 июня 2006 года в Алматы. II Съезд лидеров мировых и традиционных религий дал новый импульс укреплению толерантности и согласия межконфессиональных отношений. Таких съездов в мире проводится достаточно много. Существует более чем 100-летняя традиция. Однако казахстанский форум имеет значительное отличие. В нашей республике съезд проводится под эгидой государства. Во всех же других странах они проходят по инициативе той или иной церкви. К примеру, состоявшийся в июне 2006 года съезд религий в России проходил под эгидой Русской православной церкви. Это автоматически ограничивает стремление других конфессий участвовать в форуме. В России так и получилось, что исламский мир был представлен не на должном уровне, а буддисты вообще не были приглашены, так как православие не считает буддизм религией. В Казахстане же и в первом и во втором съездах приняли участие представители всех традиционных религий. Поэтому и первый съезд, и второй, направлен еще и на установление диалога между исламом и иудаизмом. Это то, чего не удается пока реализовывать в мире.
Сейчас в Казахстане можно говорить об «Исламском ренессансе по-казахстански». Это подтверждают цифры и факты. За семь последних лет в республике зарегистрировано более полутора тысяч мечетей. У нас прежде не было высшего учебного заведения для подготовки имамов. И вот в 2001 году при содействии президентов Казахстана и Египта открыт исламский университет «Нур-Мубарак». Ему нет аналога в Содружестве Независимых Государств. Открыт Исламский институт повышения квалификации имамов Республики Казахстан. Только в 2006 году в этом институте повысили свои знания около четырехсот имамов. Все казахстанские имамы прошли аттестацию. При личном содействии Президента РК построено новое административное здание республиканского муфтията. Экспертная комиссия ДУМК постоянно и тщательно занимается подбором религиозных кадров. Солидным тиражом издаются газета «Ислам ж;не ;ркениет», журнал «Иман». Дружественные отношения сложились у ДУМК с представителями конфессий многих зарубежных стран. Вместе с тем было бы отрадным явлением, если бы мы увидели консолидацию и интеграцию стран исповедующих ислам. Но этого пока не происходит. Об этом справедливо отметил на одном из «круглых столов» посвященных развитию современного ислама, политолог А.Шоманов. В частности нельзя не согласиться с его выводом, что «исламский мир проигрывает в конкуренции с Западом. Когда речь заходит об интеграции, то чаще всего дело ограничивается двусторонним сотрудничеством. Несмотря на то, что ежегодно в мусульманском мире проходит множество международных форумов и саммитов, они не дают практических результатов, все остается на уровне деклараций».   
Не раз говорилось и писалось об опасных последствиях вовлечения казахстанцев в различные секты. Одними из первых в списке таких сект, безусловно, числятся "Свидетели Иеговы". Особенно остро эта проблема стоит в Южно-Казахстанской области, где число последователей учения иеговистов из года в год увеличивается. В последнее время жители области стали все чаще обращаться в различные официальные органы с очень похожими заявлениями. Разные авторы рассказывают различные человеческие истории, связанные с приходом их близких в общину "Свидетелей Иеговы". Финал везде один - разрушение семьи. Сын отказывается от отца, жена - от мужа, мать - от ребенка. Так, например, на имя Президента страны житель одного из поселков Мактааральского района ЮКО, ветеран труда и инвалид II-й группы Мирзабай Мусабаев пишет: - Прошу принять меры в отношении "Свидетелей Иеговы", так как эта секта губит подрастающее поколение. На свете нет такой веры, чтобы детей навсегда отбирать от родителей. Я вырастил десятерых детей, двоих из них у меня отобрали "Свидетели". Два года назад две мои дочери связались с этой сектой, и ушли из дома. Сейчас их не узнать: словно под гипнозом, они готовы выполнить любые указы своих "учителей". Почему мы должны спокойно смотреть на это? Люди, вступая в секту, дают клятву служить Иегове до самой смерти. Все они становятся душевнобольными. У моих дочерей, к примеру, на все уговоры один ответ: вы надоели, я лучше убью себя, чем вернусь обратно. Если так будет продолжаться и дальше, то по стране будут ходить одни шарлатаны. Помогите в нашей беде. Это беда уже всей республики". И таких примеров достаточно.
Это религиозное объединение считается одним из самых агрессивных, тоталитарных, не терпящих инакомыслия, его члены должны отдавать полный и чистосердечный отчет своему руководителю, - отмечает первый заместитель прокурора Южно-Казахстанской области Берик Асылов. - Опасность этой секты заключается в том, что участие в ней наносит значительный вред психическому и физическому здоровью граждан. Не поощряется любое светское образование, утверждается негативное отношение к любой мирской работе, если она мешает полной отдаче служению Иегове. Для "Свидетелей Иеговы" характерен активный прозелитизм - обращение в свою веру последователей иных конфессий, что вызывает недовольство представителей традиционных религиозных течений и создает почву для конфликтов на межконфессиональной основе.
И так на сегодня есть определенная работа для государственных органов и общественности в деле воспитания казахстанцев в русле духовно-культурного развития, политический аспект которого не теряет своей актуальности никогда. Большой вклад вносит в это немаловажное дело Абасттар кажы Дербисали и возглавляемое им Духовное управление мусульман Казахстана. Особое место в этом важном вопросе необходимо отводить воспитанию подрастающего поколения. Будущее страны в их руках. Необходимо всячески поддерживать инициативы молодежных объединений. Наглядно рассказывают об эффективности государственной молодежной политики в Казахстане в своей научной работе Д. Калетаев и М. Машан.
Каждая эпоха и время имеют свои отличные требования от предыдущего периода, но корни проблем те же, что были и тысячу лет назад. Все что нам кажется сегодня новым веянием, мнением, суждением, открытием – это все хорошо забытое старое. Читая и изучая труды великих предков, приходишь к выводу, и вместе с тем удивляешься и поражаешься их высказываниям, в частности, о духовно-культурном развитии человека и в целом общества, которые они высказали еще тысячу лет тому назад. Так, например, известный всему исламский миру правовед великий Абу Ляйс ас-Самаркандий (автор около двадцати книг), живший и творивший на рубеже IX-X веков, еще в то далекое время поднимал пласты духовно-культурного развития как человека, так и общества. Подробно останавливался на их решении. Его труды в свое время печатались в большинстве стран исламского мира в том числе в Египте, Иордании, Индии, Казани, Самарканде и т.д.  Ныне его труды вновь издаются в странах центральноазиатского региона, в том числе в Казахстане, и не теряют своей актуальности по нынешний день.          
 Пути к духовно-культурному развитию могут быть разными, но цель одна. Это стремление к использованию того, что наработано человечеством за многие тысячелетия и построению нового общества отвечающего сегодняшним реалиям.


Рецензии