8. Заключение

Теорема 27
Вещь, которая определена Богом к какому-либо действию, не может сама себя сделать не определенной к нему.
Бенедикт (Барух) Спиноза. «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей», 1677.

***

Что можно сказать по поводу написанного автором? Вроде бы выглядит все достаточно логично. Для себя считал возможными и наиболее вероятными два варианта трактовки событий в Иудее, колониях и Риме начала нашей эры:
- существовал Иосиф Флавий и прочие руководители восстания в Иудее, а все сочинения Нового Завета являются спланированной мистификацией по созданию новой религии;
- параллельно Иосифу Флавию и событиям, сопутствующим восстанию, в том или ином виде происходило все, что описано в сочинениях Нового Завета.
Первый вариант содержит значительно меньшее количество внутренних противоречий.
По поводу значения трудов еврейских авторов для формирования облика современной цивилизации - они не просто значимы, они являются для него формообразующими факторами.
Европейским народам была сделана прививка новой морали. Иммунитет боролся, но прививка эта дело свое делала. На выходе получили живых людей, с организмом справляющим животные функции, неизбежно вынужденных конкурировать друг с другом. И испытывающих подспудное психологическое давление от несоответствия заявленным высоким идеалам собственной веры. Люди с двойным дном, двойной моралью и комплексом перманентной вины теряют некую толику эффективности, их конкурентное преимущество снижается. Кроме того, игрок, соблюдающий навязанный ему свод правил, всегда будет проигрывать игроку, готовому эти правила в нужный момент нарушить. "С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его" - это пример достаточно эффективной стратегии "Око за око". А с учетом применения только внутри тайной группировки/организации/клана - возможно и самой эффективной. "Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" - указание, ставящее исполняющего его в крайне невыгодное положение. У дедушки-пирата внучок может, конечно, выродиться в моралиста-чистоплюя (Д. Стейнбек "Зима тревоги нашей"). Человек, исполняющий все заповеди и указания, честный и порядочный, в полном соответствии с эффектом Матфея, скатится на самый низ социальной лестницы. В хлам, грязь, в бомжи. Благими намерениями... И потомки его будут смотреть из этой адовой дыры на успешных-знаменитых и жить мечтою выбраться на... свет Божий.
С другой стороны, совершенно непонятно - какая цивилизация могла бы быть построена в качестве альтернативы христианской. Все могло быть еще жестче. Любая ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ цивилизация - цивилизация паразитов. Homo homini lupus est. Проявления гуманизма всегда индивидуальны, и чем крупнее социальное образование, тем более бездушны его функционеры, тем формальнее его "добро". А все феодализмы, капитализмы, социализмы - не более, чем вариации бессмертной рабовладельческой системы. Возможно, что мы живем в не самой плохой. Может быть, даже в оптимальнейшей из возможных. И даже самой красивой, как пела Глюк'oZa. Кто знает? В любом случае, история не терпит сослагательного наклонения. Sijeunesse savait, si vieillesse pouvait. Или терпит? Тогда какое?

***

Императив (философия) — общее нравственное предписание.
Императив (лингвистика) — наклонение, известное также под названием «повелительное наклонение».

***

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; я в пять лет
Должен был от скарлатины
Умереть, живи в невинный
Век, в котором горя нет.

Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время - это испытанье.
Не завидуй никому.

Крепко тесное объятье.
Время - кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас - его черты и складки,
Приглядевшись, можно взять.

Александр Кушнер, 1981

***

Лемниската (от лат. lemniscatus — «украшенный лентами») — плоская алгебраическая кривая порядка, у которой произведение расстояний от каждой точки до заданных точек (фокусов) постоянно.
Частным случаем овала Кассини является лемниската Бернулли, по имени швейцарского математика Якоба Бернулли, положившего начало изучению лемнискат.

***

Prisoner's dilemma.
Всякая власть от Бога!

***

Ты все еще ТАМ, мой Стак. Ты все еще проживаешь «в той стране, о которой не загрезишь и во сне». Нет этой страны, и никогда не было. «Но всегда, и в радости, и в горе, лишь тихонечко прикрой глаза: в неспокойном, дальнем, синем море бригантина поднимает паруса…» Флибустьеры были обыкновенные уголовники, мой Стак, морская шпана, кровавая и подлая. А автор этих строчек умер самой обыкновенной страшной смертью — он был убит на войне… Ты все воображаешь, что есть где-то Рай, мой Стак, а где-то — Ад. Они не ГДЕ-ТО, они здесь, вокруг нас, и они всегда сосуществуют: мучители живут в Раю, а мученики — в Аду, и Страшный Суд давно уж состоялся, а мы этого не и заметили за хлопотами о Будущем…

АБС, "Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики"


Рецензии