Курсантские годы в краснокутском лётном училище

                ГЛАВА № 1.В МОСКВУ НА ЦВЛЭК.
Шёл июль 1971 года...Сразу с выпускного вечера, не дождавшись утренней зорьки, я сорвался в аэропорт, где меня уже ждал отец с направлением на ЦВЛЭК (Центральная Врачебная Экспертная Комиссия) для меня, и билетами на самолёт до Москвы для нас обоих...
Рано утром мы были в Домодедово, летели до Москвы на Ил-18-замечательный был самолёт-лайнер с хорошим комфортом К сожалению, я почти ничего не видел, так-как сразу-же после взлёта уснул. В Москве ,да и по всей стране, был траур по погибшим космонавтам, по радио и по телевидению звучала траурная музыка, флаги по всюду были приспущены..."Да не вовремя мы прилетели, но у тебя сегодня на 14-00 назначен приём в ЦВЛЭК, так что поехали на "Сокол" хотя-бы отметимся" сказал отец, поднимая свой командировочный чемоданчик с нашими вещами....
В регистратуре взяли мои документы. "Прошу Вас немного подождать вон на том диванчике" произнесла медицинская сестра, уходя внутрь здания...Такой шикарной обстановки, какая была там я ещё никогда в своей жизни не видел, полы паркетные, всюду зеркала и хрустальные люстры и много-много всяких экзотических растений. Через примерно пол часа она вернулась и произнесла-"Извините, но доктор на прощании со своими подопечными, но она к вечеру обязательно будет и примет молодого человека...
Приходите часам к шести вечером, а сейчас я возьму у него все анализы , сделаю ЭКГ и отведу его на флюорографию и к другим врачам" обратилась она к моему отцу..."Ну что-до вечера, главное не волнуйся, всё будет хорошо, Вера Ивановна наш врач ВЛЭК сказала что ты здоров, просто есть кое-какие нюансы, которые могут решить только в ЦВЛЭК", потрепав меня по волосам произнёс отец ,и вышел на улицу...
 "Ты алкоголь не употреблял"-спросила меня сестра -"Нет" Дальше были всё те-же процедуры, которые я уже проходил в родном Ташкенте, но была и ещё одна, которую я не проходил-это была "Барокамера" Меня завели в большую комнату в которой стояла продолговатая, закрытая со всех сторон камера, с одной дверью и большим круглым окошком с толстыми стёклами.." Здесь мы и космонавтов проверяем" сказала мне врач. Внутри была откидная скамейка и огромное количество медицинских приборов, с потолка свисала кислородная маска-"Не волнуйся и сиди спокойно, если будет плохо вдыхай кислород из маски и нажми вот эту красную кнопку, через некоторое время мы тебе поможем" обвешивая меня разными проводами на присосках, сказала врач, выходя и запирая за собой дверку.
Загудели какие-то агрегаты. и в ушах у меня стало сдавливать перепонки и появился непонятный шум, дышать становилось всё труднее. В окошке появилось лицо врача и из динамика под потолком, я услышал вопрос-"Как ты себя чувствуешь?"-Я поднял большой палец правой руки в верх. "Хорошо. продолжаем подъём" сказал динамик...Сколько прошло времени я не знаю, но дышать мне стало легче и шум в ушах прошёл..
.Вдруг открылась дверь и зашла врач. "Ну что, ты молодец, сейчас я отведу тебя в столовую, ты пообедаешь и затем тебя примет профессор" сказала она мне. Столовая была похожа на ресторан. Официант принёс мне лёгкий обед, который я с удовольствием и умял. Наконец меня отвели к главному врачу ЦВЛЭК...
В кабинете сидела симпатичная пожилая женщина, с удовольствием смотрящая на меня "Таких молодых пациентов у меня давно не было, в основном пожилые лётчики, требующие чтоб я допустила их продолжить летать, а ты тоже очень сильно хочешь стать лётчиком?" спросила она меня -"ДА"-"Раздевайся. посмотрим"..."Ну что-же, вроде всё нормально, есть кое- какие посторонние шумы в сердце, но я думаю что это возрастное и со временем пройдёт. Приходи завтра часам к восьми утра. как раз будут готовы результаты анализов крови на сахар и проб в "барокамере", И я дам окончательный ответ"..
Около восьми часов вечера мы с отцом наконец устроились в нашу ведомственную гостиницу по направлению из ЦВЛЭК...
Я прослушал как отец провёл день, гуляя по столице, я рассказал о своих приключениях и мы оба уставшие быстро уснули...Утром профессорша встретила меня восклицанием-"Ну молодец, ты на десяти тысячах метров отсидел целый. час, и анализы у тебя и все результаты обследований замечательные-быть тебе лётчиком, я даю добро, тебя хоть сейчас можно в космос отправлять, подождите в фойе с отцом и вам вынесут все наши заключения" Через час, в чемодане у отца, лежали в запечатанном пакете все мои документы и мы с отцом вышли из здания ЦВЛЭК.
 Весь день мы с папой ходили по Москве наслаждаясь, красотами города и тому, что я наконец-то прошёл медицинскую комиссию. Но расслабляться мне ещё рано-впереди, вступительные экзамены в лётное училище, и я ещё не знал где мне их придётся сдавать.
Вечером мы сели в электричку, чтобы проведать моих дедушку и бабушку живущих в городе Киржач Владимирской области. Поздно вечером мы уже шли по старинному деревянному городу, с его красивыми домами с резными наличниками над окнами и цветущими палисадниками и садами. В садах заливались скворцы сидя на жердочках своих скворечников, где-то вдалеке слышались трели соловья-настроение было под стать окружению. Наконец на окраине городка сверкнула гладь большого красивого озера, а невдалеке стоял дом папиных родителей.
Дом, это был большой сруб, стоящий среди красивого большого сада. Дедушка и бабушка нас не ждали и встретили со слезами на глазах и радостными объятиями. Они показали нам свой дом, приготовили ужин и постелили постели на двух старинных кожаных диванах, стоящих в большой гостиной комнате. Утром было большое, застолье на которое были приглашены соседи...
А вечером мы все пошли на озеро кататься на лодке и смотреть заход солнца. Мне сразу вспомнились мои приключения в Сасово, так было всё похоже, и багрянец неба и трели соловьёв, старающихся перепеть друг- друга и тихий шелест волн набегающих на берег и бьющихся об дно лодки...

На третий и крайний день нашего пребывания в Киржаче, мы с отцом решили посетить место гибели нашего первого космонавта и нашего общего знакомого Юрия Алексеевича Гагарина, находящееся недалеко от города...Долго шли лесом, изредка собирая красивые цветы для Юрия Алексеевича. Наконец пришли на место.
 У не глубокой ямки стоял большой валун с прикреплённой к нему медной табличкой-"здесь погибли....." Мы молча постояли у памятника, я положил охапку цветов и мы двинулись в обратную сторону.
 По дороге собрали целю "авоську" белых грибов, которые бабушка пожарила с картошкой на обед...Вскоре мы с отцом прощались с бабушкой и дедушкой, так как нам надо было лететь домой, отцу надо было выходить на работу, а мне готовиться к поступлению в училище. Опять было много слёз. Тогда я ещё не знал что вижу дедушку в последний раз (он умер когда я учился в лётном училище).
 Ночным рейсом на том-же Ил-18 и с тем-же экипажем (это сказал отец) мы вылетели домой в Ташкент....
Утром, после завтрака я зашёл в родную школу, чтобы получить аттестат зрелости и сдать его в приёмную комиссию, где встретил одноклассников, ремонтирующих наш класс. Естественно несколько дней я помогал им с ремонтом, до тех пор пока не получил повестку, о том что экзамены я буду сдавать в городе Нукус. Куда мы с мамой на следующий день и вылетели.
 В Нукусе мы узнали, что конкурс в училище будет более двадцати человек на место, а ещё мне пришлось переписать заявление на приём в лётное училище, с Кременчуга (куда я мечтал поступить) на Красный Кут, так как на вертолёты приёма не было. В гостинице, куда мы поселились, я вместе с мамой серьёзно занялся повторением математики....Экзамены мы(абитуриенты) сдавали в Нукусском аэропорту.
 Первыми экзаменом была математика и физика, через день-русский язык и литература, для окончивших русскую школу-сочинение, а для местного населения-диктант...Экзамены я все сдал на пять и с учётом выпускного аттестата -прошёл по конкурсу. И я очень волновался, когда искал свою фамилию в списке поступивших в училище,
Наконец нам вручили повестки о том, что в Красный Кут нам необходимо прибыть 25 августа, и требования на бесплатный билет на самолёт до места назначения....Дома, в Ташкенте, я несколько дней отсыпался и отдыхал после Нукуса....А дальше был полёт в училище и учёба..
                ГЛАВА № 2 ДОРОГА В ККЛУГА.
 Утром 24 августа 1971 года я с отцом приехал в Ташкентский Аэропорт....Билет был выписан по маршруту-Ташкент-Куйбышев-Саратов-Красный Кут...
Неожиданно в аэропорту мы с отцом узнали, что этим-же рейсом на Куйбышев и далее летят ещё пять моих сверстников поступивших в Краснокутское Лётное Училище-все из разных школ города, но у всех, кто-то из родителей работал в аэропорту, и родители знали друг друга. Нас перезнакомили и пожелали, чтобы в дальнейшем мы подружились и держались вместе-(К сожалению не все пожелания сбываются, как будто специально, в училище нас всех раскидали по разным отрядам) Прощание с родителями было быстрым, так-как им всем надо было идти на работу (С мамой и братом я попрощался ещё дома-ей надо было идти в школу)...
Загружались в большой пассажирский самолёт Ан-10 через откинутый задний трап, места у всех оказались в разных местах салона. Такого большого самолёта я ещё не видел, кресла стояли свободно. и я со своими длинными ногами мог даже их вытянуть (чего в Ил-18 я не мог)..Загудели 4 двигателя и мы, смотря в иллюминаторы на знакомые пейзажи аэропорта, почти на 3 года попрощались с родным Ташкентом.
 В "Курумоче"-всей дружной компанией пересели на Як-40 и вскоре были в Саратовском аэропорту. Билеты на Ан-2 летавший в Красный Кут, на 25 августа уже все были проданы ..
.Посовещавшись, и перекусив над обрывом с видом на Саратов домашними припасами сидя на травке, решили ехать поездом. Автобусы в город с аэродрома уже не ходили(был поздний вечер) и мы дружной ватагой отправились в город пешком....
Шли довольно долго и наши лёгкие чемоданчики и портфели уже стали казаться неподъёмными(несколько раз даже отдыхали), наконец вышли на трамвайную линию...
Навстречу шёл трамвай, мы замахали руками и он остановился..."Здесь нет остановки" высунувшись в открытую дверь сказала вагоновожатая, "Ладно пацаны садитесь, куда вам?"--"На вокзал!"--"А я еду в другую сторону, если хотите то прокатитесь по кольцу, заодно и город посмотрите. я гляжу вы приезжие. Из аэропорта топаете? И на вокзал вы тоже опоздали, поездов ночью нет и он до утра закрывается, я сегодня "дежурный маршрут" так что катайтесь со мной до утра, да и мне спокойней будет. вон сколько" ОРЛОВ" в вагоне" Мы все дружно закивали головами и сказали ей "Спасибо" .Всю ночь мы, сидя на жёстких деревянных скамейках, смотрели на город. Иногда вагон останавливался, и вожатая выходила переставлять рельсы на стрелках. Она объяснила нам, что меняет маршруты. так- как ночью ходят всего два вагона, а маршрутов много и надо охватить все.
 Ночной Саратов был потрясающе красив-Волга мерцала всеми цветами радуги от огней плывущих по ней судов и лодок, набережная, над которой шёл трамвай, освещалась старинными  круглыми фонарями. Вожатая по громкой связи , как экскурсовод обо всём нам рассказывала, так-как вагон почти всё время был пустой...
Экскурсия нам понравилась. "Вот что ребята, время уже позднее, я буду крутиться всю ночь, укладывайтесь поудобнее и отдыхайте, а утром на вокзале я вас разбужу." услышали мы голос вожатой и не раздумывая, так-как уже очень сильно устали, легли на скамейки и уснули. Проснулись мы от сильного звона трамвайного звонка." А вот и ваш вокзал и время уже пять часов, мне пора в парк-счастливой дороги ребята" сказала нам вагоновожатая. Мы все её благодарили за гостеприимство и хорошую экскурсию. "Я просто люблю свой город" ответила она нам и тронула свой вагон. на прощание ещё раз позвонив...
Плацкарта не было- взяли стоячие места в поезд до станции "Золотая Степь", где нам нужно было пересесть на поезд до Красного Кута, часа два ждали нужный нам поезд...Наконец уставшие и голодные(припасы мы умяли ещё в трамвае) мы вышли на перрон города, где нам предстояло прожить три года. Городок, после больших городов виденных мною раньше, показался мне просто деревней (Я ещё не знал, что полюблю его на всю жизнь)..
По указке местных жителей, пройдя длинной улицей мы подошли к проходной лётного училища...
Нас принимал и фильтровал майор в армейской лётной форме- он представился-"Начальник Военной Кафедры и заместитель Начальника Лётного училища-майор Ерманов"-"Давайте сынки ваши повестки и паспорта или свидетельства о рождении у кого паспорта ещё нет и приписные свидетельства"...Затем он по списку уже лежавшему у него на столе. распределил нас по лётным отрядам и ротам...Всех в разные места.(зачем это делалось, что раскидывали земляков, я до сих пор не пойму)
 Я попал в третий отряд, а мой земляк  из Авиагородка ГА в Ташкенте- Юра Панакшин -в первый, вот с ним я и дружил до самого окончания лётного училища.
 И вот она первая в моей жизни казарма...Длинное двух этажное кирпичное здание 3 ЛО (Лётного Отряда). В нём я прожил в дальнейшем больше двух лет. На ступеньках короткого крыльца меня встретил грозного вида товарищ с большим количеством нашивок на рукавах лётного костюма (У отца был такой-же костюм, но нашивок, которые он называл "шевронами" и "курицами "было гораздо меньше)."Кто такой. ФИО"-громко проревел он мне в лицо...Я ошарашенно уставился ему в лицо. "Какой ещё ФИО ? Я курсант первого курса. Направлен в третий лётный учебный отряд" протягивая ему направление, сказал я..."Не умничай, здесь тебе не это, Летный Отряд для тебя будет через год, а сейчас ты поступаешь в Третью Роту непосредственно под мою юрисдикцию, ты понял-сынок...Я твой командир роты зовут меня "Товарищ капитан", а фамилия моя Волченко!. Ты Всё Понял?" ещё раз окинув меня грозным взглядом спросил он.."Дааа" промямлил я --"Надо отвечать-"Так точно ,товарищ капитан", заходи устраивайся, сейчас старшина тебе всё покажет и расскажет" засмеявшись ,сказал ТОВАРИЩ КАПИТАН.(Как позже я узнал ,он в точности копировал поведение и слова своего непосредственного начальника-майора Ерманова Ильи Васильевича)..
.Я зашёл внутрь здания. Первый этаж предназначался для роты, а на втором этаже уже была Авиаэскадрилья,(это мне тут-же. объяснил, вызванный к командиру "старшина", один из поступивших в училище после армии курсантов)..
Вокруг суетились такие же как и я новобранцы, таскающие, собирающие и расставляющие в длинном , во всю длину здания помещении, двух ярусные койки с жёсткими плетёными из толстой проволоки местами для сна на которые потом  клали матрацы...
"Присоединяйся" показывая жестом на ребят, сказал старшина "Помогай обустроиться, и ищи себе место на втором ярусе, потому, что первые этажи на койках уже заняты" Я присоединился к работающим, одновременно со всеми знакомясь...Работали весь день без обеда....Вдруг раздалась команда. "СТРОИТЬСЯ !!!." Мы все неуклюже, но довольно быстро, построились вдоль стены длинного коридора( Всё-таки у нас в школах была военная подготовка, и учили нас там хорошо) ..Перед строем вышел "Товарищ капитан" и произнёс длинную, не всем понятную, с крепкими русскими выражениями в наш адрес речь, суть которой сводилась к тому, что еду мы сегодня ещё не заработали, вещевой склад ещё закрыт и постели и форму мы получим только завтра утром, так что кушайте "мамины пирожки", слушайте команды старшин и ложитесь по команде "ОТБОЙ" спать...Затем была списочная "Вечерняя поверка", на которой всех ребят раскидали по учебным отделениям и назначили старшин отделений...
Я попал в 112 УО (Учебное Отделение), где командиром назначипи Виктора Бухнина ..Затем поступила команда "Отбой !!!", и мы голодные и уставшие повалились на голые сетки кроватей, моментально уснув даже в таких условиях...Это был первый день моего пребывания в Краснокутском Лётном Училище Гражданской Авиации.
..                ГЛАВА № 3 ЗДЕСЬ ТЕБЕ НЕ ЭТО! ЗДЕСЬ АРМИЯ !
И вот утро..."Рота подъём!!!"...Очумевшие после сна на голых сетках курсанты выскакивали в коридор и по отделениям строились в коридоре вдоль стенки. "Товарищ командир роты" с часами в руках отмерял время! "Плохо, очень плохо, но ничего я вас отдрессирую, будете у меня пулей летать и мячиком выскакивать" был его комментарий. "Старшина- выводи роту на утреннюю зарядку, форма одежды-трусы и голый торс...Быстрее-ещё быстрее". Мы гуртом ломанулись в единственные двери выходящие во двор и ведущие на спортивную площадку около казармы..."Нам бы пос..ть", раздался чей-то жалобный голос. "Ладно, бегом за мной к общественному туалету--Бегом!" сжалился старшина. Метров через сто стояло длинное деревянное строение с дырками внутри, в народе называемое "Сортир"...Народ столпился у дверей строения...Наконец все "оправились". "На зарядку-бегом марш"...Долго под руководством старшины разучивали армейские комплексы физической зарядки...Потом нас повели в столовую на завтрак...
Столы на десять человек. железные миски. перловая каша, в большой кастрюле, кусочек хлеба с маслом и вторая кастрюля со сладким чаем и алюминиевые кружки-таков был неприхотливый сервис курсантской столовой.(Эта сервировка столов ожидала нас на ближайшие два с лишним года)...Дежурный по столу раздал нам кашу и чай...Всё умяли за несколько минут..."Ну хоть здесь уложились в нормативы" съязвил наблюдавший за нами "Товарищ капитан"...Построившись в колонну пришли к казарме, где нас всех пересчитали как баранов по головам и затем устроили утреннюю поверку и зачитали распорядок дня на этот день и на следующую неделю....
Потом была баня с получением форменного обмундирования, обед (мало чем отличавшийся от завтрака, не было масла, зато были пустые щи)...Подгонка формы(нитки и иголки нам выдали) и первая в моей жизни подшива подворотничка...Ознакомление с территорией училища, ужин (точь в точь как завтрак ).Вечерняя поверка , и долгожданная команда "Рота отбой!" День пролетел совсем незаметно. И как-же приятно было завалиться на второй ярус, в чистую и мягкую, с матрацем, подушкой и простынями и полушерстяным одеялом, кровать и забыться до утра.
"Рота подъем' усвоившие опыт вчерашнего дня, мы не толпясь в дверях казармы выскакивали в коридор и выстраивались по учебным отделениям вдоль стены коридора...Командир роты как и вчера стоял с часами в руках..."Уже не плохо, но надо ещё и кровати заправлять"-было его замечание..."Рота отбой!!!"- скомандовал он...Мы рванулись обратно в казарму, укладываясь в койки..."Ну что-же тут нормально"-показался в дверях товарищ капитан..."Рота подъём!!!"-зажигая списку и отходя в сторону прокричал он...Мы соскакивали с коек, заправляли постели, как нас учил старшина роты и выбегали в коридор... Экзекуция продолжалась раза три.. Наконец командир роты удовлетворённо произнёс-" Ну вот и раз, становись, равняйсь, смирно!-вот теперь я вижу перед собой не толпу а воинов, Старшина проводите утреннюю поверку!"...Провели перекличку, сбегали "оправиться", провели зарядку и далее...
 Повтор вчерашнего дня. один в один, за исключением, что после обеда нашим старшинам были вручены три малоформатных книжицы с многообещающими названиями-"Общевойсковой Устав", "Устав Внутренней Службы" и "Устав Караульной Службы"...При этом "товарищ капитан" произнёс следующие слова-" Как говорит мой и ваш командир , товарищ майор Ерманов-Устав-основа всей жизни и по тому-на сон грядущий и со сна восстав, учите усиленно устав.. чтобы всё это, показав на книги сказал он ,отскакивало от ваших зубов как горох отскакивает от стенки!. Даю вам всем три дня, первого сентября спрошу с каждого курсанта-дерзайте" - и он довольный собой и произнесенной речью удалился в свой кабинет...
 Ребята по очереди отделениями ходили в наряд-старшины дежурными по роте, остальные дневальными... Наше отделение должно было заступать в наряд второго сентября...
 А перед первым сентября, нам зачитали новый распорядок дня на следующий месяц, где был добавлен параграф об ежедневном парадном разводе на занятия... Вечером готовили суконную форму, гладили брюки, подшивали подворотничок и усиленно учили уставы...В общем всё как всегда до этого... До любимой команды "Отбой"...и наконец сон без сновидений-завтра-первый день учёбы...Ура!!!....

                ГЛАВА № 4 НАЧАЛО УЧЁБЫ. МЫ ПЕРВОКУРСНИКИ.
И вот настало 1 сентября 1971 года....Утро прошло в обычном режиме- подъём, зарядка, утренний туалет и...,а вот утренняя поверка прошла чуть-чуть по новому...Мы как обычно выстроились вдоль стенки в строй по двое. Появился наш командир роты и встав впереди строя  напротив выхода из помещения произнёс приветственную речь, типа(Я честно говоря её уже не помню) но всё сводилось к тому, что" вот теперь Вы у Меня попляшите!" ..Затем поступила команда-"Первая шеренга два шага вперёд МАРШ!"-Ребята дружно отшагали вперёд...Следующая команда была-"Расстегнуть крючки и верхнюю пуговицу на кителях", мы переглянувшись, выполнили и эту команду....Наш командир пошёл вдоль первой шеренги, то и дело делая замечания, типа" -Осёл, шею мыть надо и воротничок пришил так, как будто  жопу им сначала подтёр. а уже потом пришпилил" или "Вооо, отъел ряху, а шить не научился, у тебя что руки из жопы растут, придёшь с занятий будешь воротничок при мне ,отрывать и пришивать до тех пор, пока МНЕ это не надоест"...(И ведь осуществил свои обещания и кое-кто до полуночи в кабинете командира роты занимался игрой "Ниточки-Иголочки")...Мне он выдал реплику-"Что стоишь, как в штаны нассал- грудь вперёд. а плечи назад. ВООТ, Хорошо!"...Затем была вторая шеренга с похожими замечаниями и репликами ещё похлеще, чем те, которые я привёл. Вообще. ".задница" было его любимым словом и его он применял и где надо было и где не надо.....
В общем праздничное настроение покатилось в любимое место нашего командира роты....Потом выйдя на улицу мы всей ротой шагом прошли на площадь перед учебным корпусом, где выстроились ВСЕ курсанты и преподаватели вместе с инструкторским и командным составом рот и авиаэскадрилий.
 Начальник Училища , Заместитель начальника училища и Начальник кафедры военной подготовки выступили перед нами. поздравив с первым учебным днём. и пожелали нам плодотворной, хорошей учёбы, и успехов во всех наших начинаниях, Майор Ерманов, напомнил, что "Устав-Это основа. основ всей жизни настоящих людей- Без устава Вы нуль на палочке" Чем вызвал всеобщий смех , впрочем его не смутивший...Опять построившись в колонны по трое, мы торжественным маршем под звуки духового оркестра в котором на трубе играл и наш товарищ-Вадим Пиперов,  стройными рядами промаршировали мимо начальства и затем, разошлись на занятия по учебным классам, согласно учебного плана, прочитанного нам на утренней поверке...
Начали с азов. "История КПСС", "Основы Черчения" и наконец спец дисциплина "Теория полёта и аэродинамика самолёта Як-18".....День пролетел как один час Всё было новое, Всё было интересно. В обед у нас была "Праздничная каша"- Гречневая с мясом (Она была точно праздничной, так-как её потом мы видели только по праздникам, а обычно- пшено да перловка. а иногда "макарончики".). И вместо чая -компот. (На ужин был кисель)...В общем день пролетел незаметно. На вечерней поверке зачитали расписание занятий на всю неделю и расписание нарядов...
Завтра я заступаю в наряд -дневальным по роте, что-же-Служба начинается, а для нас "Салабонов " после школы всё было "ВНОВЬ"...ДЕЖУРНЫМИ по роте заступали ребята поступившие в Училище после армии (Спасибо моим читателям. напомнившим мне об этом, ведь память не вечна, что-то и забывается), а наши старшины классных отделений сначала тоже ходили рядовыми дневальными и только месяца через 3-4 стали заступать в наряд дежурными по роте
 Тихо и незаметно текла ночь. Курсанты отдыхали после первого напряжённого учебного дня, поскрипывали двухъярусные койки под переворачивающимися во сне моими товарищами ..
Около пяти часов утра раздался громкий крик дневального-"Смирно!" тут -же прервавшийся, это пришёл на службу наш командир роты. Меня тихонько потрепали по плечу-"Вставай. Волченко зовёт новый наряд к себе в кабинет"...У дверей уже стоял заступающий в этот день наряд в полном составе...Постучались-"Да"-"Разрешите войти?"-"Входите"...Дальше шёл разговор, что должен делать каждый дневальный, и что ему делать запрещается, короче это было повторение вечернего разговора с нашим старшиной роты, только в более грубой форме и с многочисленными не цензурными выражениями в наш адрес...Одним словом. нас ПРОСТО ЗАПУГАЛИ. В шесть часов под усиленным взором ротного дневальный проорал "Рота подъём" и дальше время потекло как обычно, вплоть до нашего заступления в наряд...
Я заступал на "Тумбочку" во вторую смену, поэтому мы втроём вместе с дежурным отправились "Накрывать на столы " в столовую. Столовую я уже описывал, и стандартный завтрак тоже, так- что не буду отвлекаться...
Не заметно пролетели два часа, пока ребята принимали пищу и потом мы после них убирали посуду. И вот я "На тумбочке"-"Пост сдал"-"Пост принял"....Ужасно медленно текло время. Стоять по стойке "смирно" у всех на виду и постоянно "Отдавать честь" снующим мимо тебя и командиру роты и просто другим командирам(Инструкторам)ходящими вверх- вниз по лестнице находящейся прямо против "Тумбочки" было просто не выносимо, к концу смены ноги сами по себе начали подгибаться и колени стали "ходить ходуном".
Ели выстоял, а тут ещё предстояла "Влажная уборка" во всех помещениях и очередной поход в столовую "Накрывать столы"...К вечеру весь наряд буквально "Валился с ног", а командир роты прогуливаясь мимо нас всё время сыпал своими остротами-"Тут Вам не это- Тут Армия"-"Без труда и на Х..й не сядешь" ну и в том- же духе После того как мы с помощью зубного порошка и зубных щёток до блеска начистили кранчики в "УМЫВАЛКЕ" и ещё раз провели "Влажную уборку" Я даже не помню как упал в свою койку на втором ярусе. Проснулся от шёпота "Вставай-пора на тумбочку"...
На этом самом главном посту, каждый из нас отстоял по восемь раз. "Ужас"(потом мы это делали играючи, даже научились спать стоя с открытыми глазами, особенно ночью)...Утром следующего дня мы наконец сдали наряд, и не выспавшиеся, морально подавленные и уставшие пошли на занятия....
Это был первый наряд в моей жизни(Дальше их было очень много, ещё и "караулы" и "наряд на кухню" и "наряд на хозяйственные работы" и т.д. и т.п.)...Тихо и незаметно текло время.
Каждый учебный день начинался с развода на занятия. Выстроившись в колонны поротно и по поэскадрильно мы торжественным маршем под звуки духового оркестра ,исполнявшего марши "Авиаторов " и "Прощание славянки" по команде "Смирно" проходили мимо начальника" военного цикла" майора Ерманова стоящего также по стойке "Смирно" с рукой (независимо от погоды и температуры воздуха)приложенной к фуражке "Отдание воинской чести- приветствие", до тех пор пока не пройдёт последний курсант....Всегда справа от него сидел большой дворовый пёс и также принимал "Парад"( Курсанты уже давно до нас дали ему кличку "Ерман").
Затем мы расходились на занятия...Кто-то шёл в многоэтажное здание общих наук (Где мы изучали программу техникума и специальные предметы), кто-то в  здание "Военного цикла "- название говорит само за себя. Кто-то в старые деревянные помещения так называемого "Женского цикла ".( там и начальником и преподавателями были женщины), где мы изучали естественные науки и английский язык...
Вот тут я и попал "Как кур во щи"...В школе я учил разные языки ,но не учил "Английский" короче- алфавит я знал, прочитать текст кое-как но мог, а перевод и произношение  для меня были "Тупой наукой"...На третьем  занятии за произношение и перевод я "Словил " "неуд" потом ещё и ещё, хотя я и сидел с учебником даже после команды "Отбой" ..(Мне старшины разрешили).
А тут ещё одна "Напасть" навалилась -Нас перевели на общую для всего училища двухгодичную программу (До этого мы, то есть 3 авиаотряд, занимались по трёхгодичной программе),  и мы вместо Як-18 и его конструкции начали изучать Ан-2, а вместо двигателя Аи-14, конструкцию двигателя Аш-62...Программу "Погнали" чтобы догнать остальные роты...Всё учить ели успевали...
К концу сентября меня вызвали на училищный Педсовет и хорошенько "Пропесочив" всё-таки выслушали мои оправдания и начальник училища дал мне срок в две недели для исправления оценок, освободил меня от всех "Нарядов"( А Волченко наоборот "задолбал" меня за неуспеваемость нарядами "ВНЕ ОЧЕРЕДИ") и назначил мне персональную учительницу английского языка, нашего преподавателя, на этот-же срок  И я, по вечерам после занятий каждый день ходил к ней и её мужу пилоту- инструктору из 5 отряда, домой  на занятия, где меня ещё и подкармливали домашней едой...
Она начала с 5 класса и далее всю школьную программу...и программу училища. ОГРОМНОЕ ЕЙ СПАСИБО! Она не только "подтянула" меня но и дала мне возможность поверить в себя, что можно всего добиться если есть желание...
Зачёт по "Английскому " я сдавал комиссии под председательством "САМОГО"..."Ура!!!"...Тройка, и мне разрешили учиться дальше( Выпускной экзамен по английскому языку я сдал на твёрдую четвёрку)...Приближались Ноябрьские праздники, а к праздникам всегда готовились и программы художественной самодеятельности, готовились и мы, я вспомнил, что играю на аккордеоне..
                ГЛАВА № 5 ПРАЗДНИКИ В ККЛУГА.
И вот я по своей наивности, вспоминая школьные годы , где я принимал участие во всех школьных праздниках, предложил себя в качестве аккордеониста для ротной самодеятельности и написал РАПОРТ на имя командира роты с этим предложением, где я ещё и высказал своё желание  участвовать в концерте и как индивидуальный исполнитель...
Я написал что могу на аккордеоне исполнить "Полонез Огинского", "Полёт шмеля " и Цыганочку с выходом", как и положено я передал свой рапорт через старшину роты. И вот вечером после "отбоя" меня вызвали к командиру.
 Постучав, я открыл дверь и войдя и приложив руку к виску под фуражкой  доложился "Товарищ капитан, курсант первого курса Бровков по Вашему приказанию прибыл!"...
В ответ гробовая тишина, командир роты сидел за своим столом , и насупившись смотрел на карандаш в своей руке, затем он постучал этим карандашом по столу, и не поднимая головы промычал. "Ну что , товарищ голосранец, до курсанта ты ещё не досрал, решил выпендриться, петух ощипанный, очень вумный, хочешь на чужой сраке в рай заехать...Были у меня тут такие-же вумные, пару раз сортир почистили и весь выпендрёж пропал, ты что-же думаешь что я вас долбо...в  пущу на училищный конкурс, чтобы вы там в штаны наложили и меня подставили, нет ..НЕТУ У НАС ТАЛАНТОВ...И запомни главные правила Армейской службы...1 Не прыгай выше своей жопы..2 Командир всегда прав, 3. В Армии инициатива наказуема, так что молчи в две дырочки и не чихай...Свободен и впредь прежде чем что-нибудь сделать посопи и подумай"...Я пятясь вышел за дверь...
Под дверью катались от смеха наши товарищи старшины, которые слышали весь длинный монолог нашего командира роты, так как начал он его тихо, а потом распаляясь перешёл на крик..."Тебе ещё повезло а то он вчера одного "Певца и танцора " сам лично заставил провести " Влажную уборку санузла", и стоял до полуночи, рядом с ним, пока тот начищал краники зубной щёткой, не знаю почему, но как я понял у него наверное в прошлом были неприятности с самодеятельностью, и теперь у него НЕТ ТАЛАНТОВ-Сказал мне старшина, и я отправился к себе на второй ярус...
Так что мы сидя в зале, смотрели  седьмого ноября чужую самодеятельность, а ребята выступали замечательно. Текло время, бежали дни.
Незаметно прошёл ноябрь, выпал первый снег, засвистели первые вьюги, нам выдали чёрные форменные шинели. Несколько раз я постоял на тумбочке, один раз сходили в" кухонный наряд" где мы всю ночь чистили полу гнилую картошку на всё училище, зато и наелись её жареную вдоволь, это был ПРАЗДНИК.! И я усвоил ещё одно главное Армейское правило-" Подальше от начальства и поближе к кухне!"
 Приближался Новый 1972 год. Мы с энтузиазмом украшали нашу казарму. Над заиндевевшими окнами повесили самодельные гирлянды и лозунги типа-"С Новым годом и новым Гадом"( 72 год был годом змеи по восточному календарю)"В новом году ВСЕ учимся только на ОТЛИЧНО" и т.д. и т.п...Наши Азиаты повесили лозунг.."Яшасин Ийил!, Яшасин Ароклар!"..
Командир роты ходил довольный потирая руки и нас нахваливал-" Молодцы ребята, вот это я понимаю даже иностранные лозунги новогодние повесили».
 А мы. немного понимающие азиатские языки все про себя ржали над ним. Ведь буквальный перевод этого лозунга звучал так-"Да здравствует Новый Год, Да здравствует Водка!"...
В последнюю неделю 1971 года нам объявили что наша рота заступает в почётный новогодний караул с1971 на 1972 годы...Полный облом праздникам, это постарался наш комроты...Делать нечего, начали готовиться к первому для многих ребят и для меня в том числе "КАРАУЛУ".
                ГЛАВА № 6 НОВОГОДНИЙ «КАРАУЛ!»
 Накануне заступления в наряд нам дали отдохнуть...
И вот он праздничный наряд...
Получив инструктаж командира роты и плотно покушав мы колонной проследовали к караульному помещению (Караулке)...
Старое одноэтажное здание барачного типа, состоящее из двух помещений и тамбура с печкой, топящейся дровами. В малом помещении находилась комната начальника караула, помощника начальника караула и разводящих...Во втором длинном помещении  вдоль стены располагались нары для отдыхающих смен...
Мне выпала честь вместе с другими двумя курсантами охранять стоянку самолётов 1 лётного отряда так называемый караульный пост № 1...Этот пост находился на краю аэродрома и тылами выходил на городское кладбище..(В ста метрах за хвостами самолётов уже были кресты и памятники со звёздами )..
И опять мне повезло...Я должен был встречать Новый 1972 год на посту !...
На улице за порогом караулки трещал мороз и посвистывая напевала зимние убаюкивающие песни метель, а в караулке весело потрескивали в печке дрова и было тепло...Меня на голых нарах сморило ..
Проснулся я от того что меня дёргают за ноги. "Пора, вставай, одевайся, сейчас выходим "-это был наш разводящий. Напялив поверх шинели тулупы и надев огромные валенки, и закину за спину карабины (Образец 1941 года) в ВСЕ сменяющие, гуськом в кромешной тьме (У разводящего был фонарь) двинулись в сторону моего поста...
Скрипели валенки по сугробам, за воротники тулупов заметало снег, щеки и руки начали замерзать ещё по пути к посту...
По пути следования то и дело раздавались окрики-"Стой! Кто идёт!"- "Разводящий со сменой "....И мы продолжали свой путь...Наконец и я был на месте..."Пост сдал !"- "Пост принял " и я остался один...
Тускло под светом луны мерцали кресты кладбища начали вспоминаться рассказы про мертвецов и вурдалаков ( Я много читал разных "Ужастиков" ) в общем мне было жутко и не до сна...
Закинув ремень карабина через высокий воротник тулупа и взяв оружие на изготовку я мерным шагом прогуливался вдоль стоянок Ан-2 , зорко осматривая самолёты и то что было за ними и вокруг.
 Под свист ветра и несущегося позёмка и мерное поскрипывание жестяных фонарей тускло освещавших стоянку, я прислушивался ко всем посторонним звукам (А их хватало).
 Приближалась полночь и НОВЫЙ ГОД !..
Ближе к 12 ночи (Как заранее было обговорено с часовым 2-го поста, в Грубейшее нарушение Устава Караульной Службы) я двинулся на стык своего и второго постов. Товарищ уже был на месте.
 Поздоровавшись нашими окриками "Стой! Кто идёт! мы с ним залезли под крыло самолёта, прикрывшись от ветра стоявшим рядом бензиновым обогревателем и стали ждать наступления Нового Года
Наши часы на руках показывали разницу где-то в две минуты...Достали заранее припасённый "Четок"
 Вдруг со стороны лётного училища начали взлетать ракеты выпущенные из ракетниц-Белые, Красные, Зелёные...С НОВЫМ ГОДОМ!!! С НОВЫМ СЧАСТЬЕМ !!!...
Поздравив друг - друга и по очереди приложившись к "Бутылочке" мы разошлись в
разные стороны..
Скоро меня должны были сменить, ужасно клонило в сон (Наверное сказывалось и выпитое), я начал сильно мёрзнуть, то и дело посматривая на свои ручные часы...
И ВДРУГ. на фоне кладбища появился обнажённый силуэт человека !!!..
Ооох-ха!..
Я передёрнул затвор карабина вогнав патрон в патронник и истошным голосом заорал своё- "Стой! Кто идёт"
---"Не стреляй, я свой" -раздался такой-же как и у меня испуганный голос-..
"СТОЙ НА МЕСТЕ, СТРЕЛЯТЬ БУДУ!" Прокричал я,  и в этот момент На границе моего поста появился сменяющий меня наряд. Они слышали всю перепалку и бежали в мою сторону на ходу заряжая оружие...
Разводящий крикнул-"НЕ СТРЕЛЯТЬ! ЭТО РАЗВОДЯЩИЙ СО СМЕНОЙ !"...
В общем смена получилась сумбурная...
Вызвали дежурную машину забравшую окоченевшего нарушителя  в одних семейных трусах, и двинулись обратно в сторону караулки по пути меняя часовых ( Не позавидуешь остальным постам проделавшим этот путь дважды )...
В караулке меня расспросили как было дело?. Я всё рассказал(Утаив естественно про празднование Нового года) и меня отпустили отдыхать. а разводящий с начальником караула сели сочинять "Объяснительную"
 Я проспал положенные мне свои 4 часа отдыха "Без задних ног"...Остальные дневные смены прошли относительно спокойно..(Как потом нам сказали, что нарушителем был наш-же курсант, я не помню с какого отряда, по кликухе " йога"  это так на ночной пробежке он решил отметить новый год)..Сменившись с караула мы сутки отдыхали...
Так я встретил НОВЫЙ ГОД !..
              ГЛАВА № 7 С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ ВИКТОР.ЗДРАВСТВУЙ ВЕСНА
 Быстро летело время, предметов становилось всё больше и больше, но и какие-то предметы отходили а прошлое, отучился, сдал зачёт и перешёл к следующим дисциплинам.
 Незаметно подкрался февраль, а с ним и мой день рождения...
А я честно говоря про это забыл...Но не забыли ребята...
"Рота подъём !"- я по уже давно укоренившейся привычке, прямо со второго яруса прыгнул в заранее приготовленные с вечера ботинки "Гады"....И тут-же клюнул носом под соседнюю койку,  "Гады" оказались слегка прибитыми к полу казармы...
Мне было обидно и неловко, а ребята покатывались со смеху, а потом дружно крикнули-" С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ !!!"...
Это была дружеская хохма в мою честь (Потом за время учёбы разных приколов было множество...И переливание воды из кружки в кружку над "храпунами "во время сна  и даже вынос кровати вместе с засоней в коридор казармы...
Развлекались как могли, а иначе как весело провести два с лишком года, и никто не обижался, ведь все очень быстро сдружились )..НЕ обиделся и я, а потом вместе со всеми со смехом обсуждал это происшествие .
На утренней проверке в присутствии командира роты , ротный старшина поздравил меня с совершеннолетием и освободил меня от всех хозяйственных работ на весь день...
После занятий я в гордом одиночестве закутавшись в шинель сидел в конце коридора в так называемом "Красном уголке " и смотрел телевизор , пока вся рота занималась уборкой помещений.(В том числе и  скалыванием льда с пола казармы, был отказ отопления, и батареи все замёрзли, а дежурная смена как обычно провела "Влажную уборку помещения" и в казарме образовался каток, и мы несколько недель спали полностью одетыми и ещё сверху на одеяла накидывали шинели...Это продолжалось пока не отогрели батареи водяного отопления и не запустили тепло в помещения )...
Дальше потянулись обычные курсантские будни.. от подъёма до отбоя...
И очень незаметно подкралась ВЕСНА.
 Запорхали и зачирикали "Чик-чирик" воробьи, в лужах от растаявшего снега стали купаться многочисленные голуби живущие в водонапорной башне и по чердакам, ночью курсанты стали чаще выбегать на двор "По нужде", а одеваться тепло уже не хотелось и кое-кто начал справлять свои дела за углом казармы ,выбегая в нижнем белье...
Волченко и Ерманов устроили целую охоту на таких лентяев, и мы не раз слышали их знаменитое- "Сегодня я поймал двух ссыкунов, ничего , подолбят ПИРАМИДЫ в ОЧКАХ Общего СОРТИРА и больше ссать не будут !"...
Приближались выпускные экзамены за первый курс...А там переход в Лётный Отряд и подготовка. к полётам...И наконец  лётная подготовка...Все на аэродром !...
Но до этого ещё надо было дожить и хорошо сдать экзамены.
Мы начали усиленно заниматься самоподготовкой и повторением пройденных предметов, которые мы учили по трём З...Зазубрил, сдал, забыл, а забывать то не надо было, потому что эти предметы были вынесены в экзаменационные билеты...
Вечерами мы сидели и листали свои старые конспекты, и даже обменивались своими конспектами, если чего-то в них не было. Иногда я заходил к своим Ташкентским друзьям в первый лётный отряд...Там было тоже самое- все усиленно учились, готовясь к переходу из роты в отряд, иногда я ходил в "увольнение", хотя ходить то особо было не куда- площадь, "Чепок" с бутербродами и напоследок "Кино" в местном кинотеатре...Но всё же это был моральный и физический отдых от быта училища.
 Приближались ЭКЗАМЕНЫ. Не помню точно какой был первый экзамен, но мне кажется, что это была "Аэродинамика"...Я по своей ещё школьной привычке зашёл первым..."Товарищ преподаватель, курсант Бровков для сдачи экзаменов прибыл !"...Вера Ивановна подняла голову от стола и улыбнувшись произнесла-"Витя, ты первый, думаешь что первым будет скидка. нет Витенька скидок не будет"(Я всегда удивлялся её памяти. Она всех своих учеников знала по именам)..И уже более строгим голосом добавила-"Курсант берите билет " ..
Все экзамены вся рота сдала на "хорошо" и "отлично" ..
И  вот мы "Второкурсники" и к нам в казарму пришли знакомиться наши будущие инструктора и товарищи...
Второй ярус был убран и нас распределили по звеньям и лётным группам...
Сразу почувствовалось что мы равноправные члены лётного содружества, а не просто пешки (Знаменитая фраза нашего командира роты" Ты пешка а Я Ферзь. Ты Начальник -я дурак, Я начальник-ты дурак! А Я ВСЕГДА НАЧАЛЬНИК ..Вот и делай выводы")
 В Лётном Отряде отношение было ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ. Порядки заведённые в роте остались прежними-те же наряды, караулы, разводы и т. д. и т. п...Но мы с удовольствием их выполняли...
Первыми словами нашего пилота-инструктора ,когда он встретился с нами были-"Ребята, я сам ещё год назад был таким же как и вы курсантом и у нас нет большой разницы в возрасте и поэтому попрошу вас давайте будем просто друзьями, но ХОРОШИМИ друзьями. Я вас буду учить, так как учили меня, а вы постарайтесь хорошо всё запоминать и учиться всему ХОРОШО, а если что-то будет не понятно обращайтесь в любое время и ко мне и к любым другим инструкторам , любой из нас вам с удовольствием поможет...Ну что будем ДРУЗЬЯМИ?...А сейчас давайте знакомиться. Меня зовут Сергеем-Прошу Вас называть свою фамилию и имя"
 Так сразу мы Все стали полноправными членами и лётной группы и звена и эскадрильи и отряда.
Мы начали усиленно изучать" КУЛП -Ан-2"(Курс учебно-лётной подготовки, основанный на руководстве по лётной эксплуатации самолёта Ан-2)..Занятия проходили в "Учебном городке" за нашей казармой
.Быстро пролетело время занятий , за это время мы ещё больше сдружились в своей лётной группе, хотя до этого особой дружбы между нами не было (Сказывалась разница в возрасте жизненном опыте и месте откуда мы приехали в лётное училище, дружили в основном по" земляческому" принципу) В нашу лётную группу вошли в основном ребята прошедшие армию, то есть почти все старшины роты, а я был среди них самым молодым, но это не помешало всем нам стать друзьями и я думаю на всю жизнь!...
И вот однажды наш инструктор объявил нам, что скоро мы будем сдавать зачёты по НПП ГА -71 и КУЛП Ан-2 командиру звена, и если всё будет нормально то затем мы выходим на АЭРОДРОМ на полёты....УРААА! Мы будем ЛЕТАТЬ !

                ГЛАВА № 8 ПАРАШЮТНЫЕ ПРЫЖКИ И ПЕРВЫЕ ПОЛЁТЫ

.Быстро летело время ...
И вот вскоре мы должны были приступить к полётам, но перед этим по программе лётной подготовки, мы все должны были выполнить по несколько прыжков с парашютом ПД-47 с самолёта....
Перед прыжками мы все прошли полный курс ППД (Правила парашютного десантирования, кстати когда я работал в ДОСААФ командиром парашютного звена я сам учил своих курсантов всем этим правилам и как складывать парашют и как вести себя в воздухе при различных не ординарных ситуациях и как правильно приземляться)..
И вот мы на аэродроме ..
По десять человек загрузились в Ан-2 и мы стремительно устремляемся в небо...Со страха чуть трясутся колени, но никто не показывает. что боится... Под крылом проплывают поля и маленькие домики, надрывно ревёт мотор , заставляя самолёт подниматься всё выше и выше...Вот над кабиной пилотов зажглась красная лампа и прозвучал гудок (Приготовиться), затем зажглась жёлтая лампочка и все поднявшись и зацепив крюки вытяжных фал по порядку двинулись к двери. Инструктор открыл дверь и в салон ворвался с оглушительным воем ветер. Зелёная лампочка (Пошёл ) и первый курсант шагнул за борт...Следующий, следующий.....
Я выглянул в открытую дверь, по плечу хлопнули, и я не успев даже испугаться и зажмуриться прыгнул за борт самолёта...Мимо стремительно промелькнул подкос самолёта, а за ним вытягивающаяся фала принудительного раскрытия парашюта... Хлопок и надо мной белым парусом распустился купол парашюта...Рывок и вот я один в чистом прохладном воздухе удобно сижу в подвесной системе...Красота не описуемая...Внизу расстилаются пашни полей и около них видно наш аэродром и группу маленьких людей смотрящих в небо. Я достал свой фотоаппарат и сделал несколько снимков и земли и летящих внизу и вверху товарищей, затем я убрал аппарат и стал готовиться как нас учили к приземлению, подтягивая и отпуская стропы и направляясь ближе к аэродрому...Приземлился мягко метрах в пятидесяти от твёрдого грунта аэродрома на пахоту...Не успев сразу погасить парашют... метров десять пропахал носом по вспаханному полю и затем начал собирать купол...Пришёл к товарищам неся в охапку свой парашют... затем стали приходить и остальные ребята прыгавшие вместе со мной...
Затем были и ещё, но уже более осознанные прыжки с парашютом...
И вот мы допущены к полётам и идём знакомиться с авиатехником и нашим самолётом...
Авиатехником оказался наш-же курсант ранее закончивший авиатехническое училище, и затем поступивший в наше (Из какого отряда он был я уже не помню)
 А знакомство с самолётом началось с "Устранения зазора  между тряпками и бортом самолёта" , а короче говоря с полной уборки внутри самолёта и досконального мытья обоих бортов самолёта с внешней стороны...(Затем мы эту процедуру проделывали каждый день после полётов, а в "Парковый" день намывали самолёт до блеска )...
Наконец был назначен первый день полётов...С каждой лётной группы несколько человек было назначено в стартовый наряд, чтобы разбивать "СТАРТ" и наблюдать за правильностью взлётов и посадок самолётов, я в первый день в этот наряд не попал.(Потом мы много раз и в жару и зимой ходили в этот наряд)..Наш инструктор накануне всем раздал задания на этот день и кто и в какой последовательности будет их выполнять.(Потом каждый день после полётов он проводил разбор этих полётов, указывая на допущенные нами ошибки и как их устранять , а также давал нам задания на следующий день)...
Мы всей группой погрузились в самолёт и взлетели. На правом кресле сидел один из наших товарищей(Я сейчас уже не помню кто это был, но кажется Юра Шаталов ) ..Я должен был занять кресло вторым...Стоя в проходе я смотрел как наши инструктор и товарищ пошли(Полетели) в пилотажную зону, где сначала наш командир, а затем и курсант выполняли горизонтальные полёты и виражи с различными кренами (Главное удержать шарик в центре)....
Затем в правую чашку сел я...Как не странно но у меня почти всё получалось без серьёзных ошибок.(Правда сначала гуляла высота, но "шарик" я держал в центре)...
И так  по очереди мы все побывали в правом кресле...
На этом первый день полётов для нас закончился. Если не считать "Устранения зазоров"...
Вечером был "Разбор полётов", где неожиданно для меня инструктор меня похвалил И так меня в первый раз похвалили за самое первое моей жизни пилотирование самолёта.
 В следующий лётный день мы все по очереди , сменяя друг друга (Один курсант с инструктором летал, а остальные ожидали своей очереди в квадрате ожидания около передвижного КДП и после заруливания самолёта в "Стартовые ворота" и выключения двигателя, бегом менялись в самолёте) на левом "Командирском" месте....
Летали и в "Пилотажную зону " и просто по кругам со взлётами и посадками....
Дни летели, а вместе с ними увеличивался и наш налёт и улучшались оценки нашей лётной подготовки...
Приближалась зима!. Мы вместе с нашим авиатехником поставили самолёт на лыжи и с нетерпением стали ожидать "Зимней навигации"...Сдали зачёты по "ОЗН"(Осенне-зимняя навигация)...Прошли теоретические курсы по рулению и полётам на самолёте оборудованным лыжным шасси....Получили зимнее обмундирование(Лётное)-Ватные брюки, унты и лётные полушубки.(Сразу стали тяжелее килограммов на пятнадцать, зато в них на свежем воздухе аэродрома запросто можно было лежать на снегу и было тепло )...
И вот зимние полёты. Не помню точно, но кажется всё-таки я (А может и не я) первым выруливал со стоянки на новом для нас виде шасси... Самолёт не привычно долго входил в разворот на земле скользя по насту и так-же долго не хотел останавливаться-(Тормоза то гребенчатые)..И взлётная дистанция , и пробег были гораздо длиннее обычных.(В последствии уже будучи КВС Ан-2 в Сергелийском ОАО и попав на "Севера" в Салехард почти через восемь лет после выпуска из училища, я вновь полетал на "Лыжах"и снова пару дней привыкал к необычному поведению самолёта)...
ЛЕТАЛИ ВСЕ с весёлым огоньком и весёлыми шутками-прибаутками, но не обходилось и без мелких "Ляпусов " что летом, что зимой, а то и вовсе "КОЗЛИЛИ !", Да ещё КАК !....
Но с практикой появлялся и опыт...Между полётами мы ходили на занятия и в корпуса общей подготовки и в "Пентагон" корпус военной подготовки, не прерывая и теоретическую общую подготовку по курсу техникума...
Зима заканчивалась, а вместе с ней и заканчивалась ОЗН  и наши зимние полёты..."Зимнее обмундирование " было сдано на склад и мы опять остались в своих уже потрёпанных шинельках...До свидание последняя зима в Красном- Куте!.. Здравствуй ВЛН (Весенне-летняя навигация ) и последние весна и лето в училище!..
               
                ГЛАВА № 9 ОПЯТЬ ЛЕТО. ЛЕТАЕМ САМИ.
..Текло время, летели дни.. Свободного времени стало больше. По выходным дням мы всей эскадрильей начали ходить на нашу речку Еруслан постирать своё хлопчато-бумажное обмундирование, самим искупаться , половить рыбу и сварить уху на костре... Короче хорошо отдохнуть.
Приближалось время начинать летать самостоятельно ( так называемые "Самостоятельные полёты', когда инструктор с земли наблюдает за полетами, а в самолёте находятся только два курсанта )...
Но перед этим необходимо было сдать зачёт по летной подготовке командиру звена и получить от него "Добро"...
Я думаю что все пилоты на всю жизнь запомнили Этот День...Первый Самостоятельный Полёт !!!.. Когда в унисон поют и мотор и душа лётчика, небо Всё принадлежит только тебе и самолёт полностью подчиняется только твоим рукам и командам!!!...
 К этой знаменательной дате, все мы начали готовиться заранее , во первых старались пилотировать самолёт вообще без ошибок , досконально изучили и НПП и КУЛП и правила ведения радиосвязи.
 И самое главное запаслись папиросами и сигаретами (Традицию нужно было соблюсти.. После первого "Самостоятельного" подарить ВСЕМ присутствующим на аэродроме " Куриво", не зависимо курящий или нет этот человек)..Я тоже запасся..(Командирам-Папиросы " Герцеговина Флор" а ребятам много-много пачек" Прима".)....
 И вот я с командиром звена, вылетел на проверку. Зона- виражи с креном 15, 30 ,45 градусов , парашютирование- полёт по прямой по ориентирам. К/з сидит молчком ни во что не вмешиваясь (Всё согласно заданию)...Волнение зашкаливает , я прямо слышу как колотиться сердце..."Достаточно- идём на посадку"- слышу я в наушниках, и беру курс на аэродром. "Разрешите вход в круг к третьему"- " вход в круг разрешаю, на кругу три борта, будьте внимательны"...Пристраиваюсь за впереди летящим самолётом..." На прямой, закрылки выпущены, ,шаг, на малом(Всё согласно КУЛП).К посадке готов!.. Посадка.". Рули в первые ворота"- слышу в наушниках...В голове мысли. Что я мог сделать не так?..Заруливаю, выключаю двигатель и жду. что же мне скажут..-"Что переживаешь? Улыбаясь пошутил командир звена...Да всё нормально! Сейчас полетишь сам , сиди здесь, я пришлю тебе второго пилота'...
На правое кресло уселся Юра Шаталов.." Ну что поехали?"..
 Я выполнил три полёта по кругу. Обалдевший от счастья я выскочил из самолёта...
Ко мне направлялись инструктор, командир звена и ребята из нашей летной группы... Все поздравляли "С первым Самостоятельным" и жаль мне руку , а я благодарил всех и раздавал сигареты и папиросы...
Пару пачек "Герцеговины" я понес командиру эскадрильи и его заму. И тоже получил поздравления и как поется в нашей курсантской песенке "И сам комэска крепко жал мне руку , а сердце моё рвалось к небесам!"...
в этот -же день я сам слетал ещё пару раз в качестве второго пилота с ребятами из нашей группы ( и получил от них по пачке сигарет)...
Вечером, после разбора полетов в учебном городке, мы всей группой вместе с пилотом-инструктором пошли отметить наши самостоятельные полеты на речку, отведав домашние подарки, присланные мне из дома к этой дате..
             ГЛАВА № 10. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ В КРАСНОКУТСКОМ ЛЁТНОМ УЧИЛИЩЕ .
Каждый день мы выходили на аэродром для самостоятельных полётов, наш инструктор большее время полётов проводил на земле, лишь изредка летая с нами для контроля, впрочем почти во всех лётных группах отряда было тоже самое, свободные ребята сидели в отведённом месте, с интересом наблюдая за полётами своих товарищей и обсуждая  со смехом изредка "Козлящих"...
 Мы летали сначала по кругам а затем уже согласно лётной программе начались самостоятельные полёты и в зону и по утверждённой схеме полётов по маршруту Красный Кут- поворотный, поворотный, поворотный- Красный Кут, где мы самостоятельно вели штурманскую проводку и расчёты и вели радиосвязь с другими аэропортами и диспетчерскими пунктами....Очень нужная практика ! (В дальнейшем она очень пригодилась мне, да я думаю и всем лётчикам в практической работе)...
По заданию командования училища, наша группа выполнила и ещё одно специальное задание- мы слетали на родину нашего инструктора в Казахстанский город Актюбинск, где купили, загрузили и привезли большое количество свежей капусты для нужд училища, а по пути мы все по очереди пилотировали самолёт с правого пилотского сидения и вели СВЖ (Самолётовождение, т. е. полную штурманскую прокладку )..Это была для нас ещё одна хорошая практика пригодившаяся всем в дальнейшем....
И вот ВСЯ летная подготовка позади, отлётаны положенные по программе часы и настал час сдачи Государственных Экзаменов по Лётной подготовке...
Экзамены принимала комиссия во главе с Начальником Лётного Училища и Инспектором прибывшим из МГА (Министерства Гражданской Авиации)...
Порядок сдачи экзаменов для групп (Как нам объяснили позже ) определял начальник училища, а порядок индивидуальной сдачи определялся по алфавиту .А как всем известно буква Б вторая в нашем алфавите.
 Мне предстояло открывать экзамены в нашей лётной группе.
 "Товарищ председатель Государственной Комиссии, курсант Бровков к сдаче экзаменов готов!". доложил я .."Приступить к сдаче экзаменов "-был ответ начальника ККЛУГА...
Наш самолёт уже стоял на втором старте, куда его перерулил наш инструктор...
Я бегом рванул к старту !--"Да не спеши ты так, ещё успеешь набегаться, и главное не волнуйся"-услышал я вслед себе слова инспектора из МГА...
На правом кресле уже сидел наш старшина Володя Чепраков, " Я следующий" сказал он мне," а ты у меня будешь правым пилотом"
 По заданию я должен был выполнить два полёта по кругу, и затем с кем-то из членов ГЭК( Государственной экзаменационной комиссии) полёт в зону и полёт по малому маршруту...
Волнение зашкаливало ! (А вдруг я провалюсь?). Доклад. "Разрешите запуск и полеты по кругу для сдачи экзаменов "--"Запуск разрешаю "-.."Во вторых воротах- Разрешите взлёт "--"Взлёт разрешаю "...И вот я в воздухе. Сразу успокоился (А будь, что будет !)..Душа поёт , как в первом "самостоятельном", тихо подрагивают стрелки приборов, Володя сидит спокойно подбадривая меня-"Всё отлично, взлетели классно, да и на посадке не волнуйся."..."На прямой к посадке готов "--"Внимание ! боковой ветер справа.. поаккуратнее, старт не перекладывали. Посадку разрешаю !"
...Ого-го, когда мы летали сами, то при любом изменении направления ветра , стартовый наряд тут-же перекладывал старт, чтобы ветер всегда был встречным. Вот это сюрприз. До нас все летали со встречным ветром, да и я взлетал так-же. Начал бороться со сносом, курсом и немного креном, вроде идём ровно. Володя тоже взялся за штурвал. Высота выравнивания. Убираю крен и даю левую ногу...Ураа! ..Самолёт мягко на три точки садится прямо против посадочного Т. ДОКЛАД .."посадка"--"Взлёт разрешаю"--"Понял- Взлетаю " и не останавливаясь даю газ до "Номинала "..Ещё один полёт по кругу. После первого  и второго разворота, мы наблюдаем ,как стартовый наряд бегом перекладывает старт, против ветра. Делаем поправку в курс приноравливаясь к новому положению старта. Вторая посадка прошла ещё спокойнее. и опять точно у Т..--"Посадка, задание закончил!"--"Заруливайте во вторые ворота, для смены экипажа "--"Вас понял- вторые ворота " ...Не выключая двигатель, меняемся с Володей местами. То-же самое . что перед этим делал я проделал и курсант Чепраков (Только бокового ветра у него не было )...Обе посадки точно у Т.." Заруливайте в нулевые ворота и выключайте двигатель"--"Вас понял- нулевые с выключением двигателя "..
"Ну вот приехали, сейчас дыню получать будем"-пошутил мой первый пилот руля в "нулёвку "..
НО ВСЁ ПРОШЛО НОРМАЛЬНО!. Выйдя из самолёта мы направились на КПП с докладом, но не дойдя до него получили отмашку- "Идите отдыхать ".
В "Квадрате" нас ждал наш инструктор. "Ну я и переволновался! Вы же у меня первые !, Ребята молодцы, с боковым, и нормально сели, я то думал, что сейчас начнёте вальс на полосе танцевать. Ну просто Молодцы! И инспектор и вас и меня похвалил за хорошую подготовку, идите подкрепитесь стартовым завтраком, пока остальные по кругам летают "..
Мы расслабившись уплетали свою законную шоколадку, когда из динамика раздался голос с КПП-" Курсант Бровков , срочно явиться в расположение комиссии"
 .Я бегом помчался на КПП. На встречу мне шёл инспектор, сверкая большими шевронами на рукавах. "Мы тут посовещались и решили не терять понапрасну время, они там и без меня справляются, сейчас я полечу с тобой на проверку второго этапа экзаменов, идём к самолёту"-встретил он меня...
С тихим "Мандражом" во всём теле, я пошёл рядом с ним к "Старту". Направляясь к нашему самолёту стоящему в "Нулёвке"..
-"Да не туда, а сюда " сказал инспектор направляясь к борту, стоящему в первых воротах( Это был самолёт начальника училища)..
Я с удивлением осматривал салон "Люкс"--восемь кресел со столиками по обоим бортам салона, шумоизоляция и т.д. и т. п. "Что такого ещё не видел?" спросил меня проверяющий, занимая правую чашку. "Давай, садись, не тяни резину. Мы с тобой сейчас полетим по вашему "Малому" а затем в "Зону", заодно мне всё и покажешь, я то здесь первый раз. Да не дрейфь ты, я не кусаюсь, да и мы с тобой теперь считай "братья по небу", ты ведь всегда об этом мечтал?"--Я молча кивнул..."Радиосвязь буду вести я, а ты пилотируешь"-дал мне вводную инспектор...
Весь полёт прошёл нормально, я выходил на поворотные пункты и по СПУ (Самолётное переговорное устройство)-докладывал ему, а он в свою очередь докладывал на КПП...В зоне я выполнял все его указания, стараясь пилотировать без ошибок...
После заруливания в первые ворота и выключения двигателя , я обратился к нему. "Разрешите получить замечания!"--"Иди отдыхай, замечаний нет, считай, что экзамены ты сдал!"
 И я счастливый помчался в квадрат. Там меня уже ждали Все курсанты сегодня сдающие Государственные Экзамены и Все инструктора нашего ЛО (Лётного Отряда)...
Не бывалый случай, обычно они (Инструктора) находились на КПП...-" Ну как ?..Что сказал проверяющий?. Он ведь с тобой первым полетел, что он за человек?"-посыпались на меня со всех сторон вопросы...
Отдельно, переминаясь с ноги на ногу стоял наш инструктор...Я направился к нему, а вся толпа последовала за мной. Приложив руку к фуражке и отдавая ему честь я взволнованным голосом доложил-"Товарищ командир, курсант Бровков Государственные Экзамены по Лётной подготовке сдал! Замечаний от проверяющего нет!." И уже более спокойно (И сам успокоившись) я добавил-"Да не волнуйтесь Вы все- он нормальный мужик, сидел молчком, мне не мешал, сам вёл радиосвязь, и только на посадке как и положено зафиксировал РУД ..и всё"....
Все бросились меня поздравлять и жать мне руку (Она у меня после этого ещё пол дня побаливала)...
Из громкоговорителя послышалась очередная фамилия вызываемого на экзамены курсанта.(Не из нашей лётной группы)..И он вместе со своим инструктором поспешили на КПП...
Остальных наших ребят проверял КЛО (Командир Лётного Отряда)..Весь оставшийся день я делился своими впечатлениями от полёта с Инспектором МГА...
Душа пела и плясала от радости, небо казалось чистым-чистым и таким родным. В общем это не передать словами, одним словом. Я КАЙФОВАЛ !!!....
На вечерней поверке САМ КЛО объявил результаты сдачи экзаменов.
 "МОЛОДЦЫ ! ВСЕ СДАЛИ НА ХОРОШО И ОТЛИЧНО! РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫ САМИ УВИДИТЕ В ВЫПУСКНОМ АТТЕСТАТЕ....СПАСИБО ВАМ, НЕ ПОДВЕЛИ ! И ВАМ ТОВАРИЩИ ИНСТРУКТОРА ОТ МЕНЯ И ОТ КОМАНДОВАНИЯ ЛЁТНОГО УЧИЛИЩА СПАСИБО И ОБЩАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ КОТОРАЯ БУДЕТ ЗАНЕСЕНА В ВАШЕ ЛИЧНОЕ ДЕЛО!"...
Мы все дружно прокричали УРААА!!!...
 Ночью конечно никто не спал. Сказывалось напряжение прошедшего дня...А через несколько дней нас ожидал заключительный аккорд нашей учёбы. Сборы по ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ и После них уже наконец ВЫПУСК !!!
 
               ГЛАВА № 11 ВОЕННЫЕ СБОРЫ. ПРОЩАЙ УЧИЛИЩЕ!!!

.Вот и нас переодели в "Зеленку"- мы одели военную форму.
 У нас начались Военные сборы .
Вся наша учеба переместилась в "Пентагон"- здание Военного Цикла, где мы усиленно изучали разные военные дисциплины необходимые будущим офицерам.
 Но большую часть времени мы проводили на "плацу" отрабатывая различные виды строевой подготовки и поочередно командуя друг-другу , отрабатывая "командный голос: Ночами нас мучали разными "тревогами", "марш-бросками" и рытьем окопов "в полный профиль ", командами газы" и бегом в "слониках"-противогазах.
Приехавшие к нам на сборы офицеры издевались над "бедными курсантиками" как хотели.
Старшины учебных групп (отделений) получили на погоны "сопли" -лычки, кто Ефрейтора, кто Сержанта( кому что повезло), а "старослужащие" получили звания сержантов и старших сержантов, но отношения у нас остались по прежнему хорошими.(Всё- таки два года прожили вместе)...
Пулей пролетело время. И вот однажды рано утром мы все стройными колоннами по трое в ряд торжественным маршем пришли в центр города на КРАСНУЮ ПЛОЩАДЬ принимать военную присягу.
 На площади собралась большая толпа "зевак"-жителей города.
 Нас по одному вызывали в центр площади и мы повернувшись лицом к товарищам с автоматом в руках зачитывали текст присяги. Я. ГРАЖДАНИН СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК ВСТУПАЯ В РЯДЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ПРИНИМАЮ ПРИСЯГУ И ТОРЖЕСТВЕННО КЛЯНУСЬ....
Потом мы вернулись на территорию училища, где нам были приготовлены праздничные обед и ужин ..
Сборы закончились...
Впереди ВЫПУСК!
 Накануне все ребята с хорошим почерком весь следующий день и пол ночи заполняли бланки Свидетельство Пилота Гражданской Авиации и другие выпускные документы, а мы все подгоняли и гладили новенькие сшитые на заказ костюмы с "золотыми "полтора шевронами на рукавах.
 Торжества проходили в Актовом Зале летного училища.
 Начальник Летного Училища персонально каждому выпускнику вручал" Пилотские" и дипломы об окончании обучения и желал каждому выпускнику помнить училище и наставников и с честью нести звание Выпускника Краснокутского Летного Училища! (Разве такое забудешь?
 Я уверен на все сто процентов, что ВСЕ выпускники ВСЕХ Летных Училищ на всю жизнь запомнили и свои училища и своих учителей) ...
Настало время прощания с нашими Отцами-командирами и преподавателями и многие не сдерживая слёз украдкой отвернувшись вытирали эти слёзы...
Отпраздновать ВЫПУСК мы решили в поплавке "Волна " в городе Саратове" и оттуда все собирались перебраться в аэропорт "Курумоч" города Куйбышев и уже оттуда разлететься по разным городам и весям Советского союза.
Для поездки в Саратов были заранее заказаны автобусы .
Прямо перед самым отъездом появился наш Командир Летного Отряда и принес две "Авоськи"(сетки) различных видов спиртных напитков..-" Это всё мы отобрали у вас за время учебы, но делали мы это для вашего же блага, не хулите нас и помните. И смотрите не переберите, а то и до дома не доедите "-были его напутственные слова..
Урааа!!!...Прощай Училище и Здравствуй новая жизнь и АЭРОФЛОТ!..
                ГЛАВА № 12.С ЛЁГКИМ ПАРОМ !
.Пока мы ехали из Красного Кута до столицы области, созерцая прекрасные сельские пейзажи убранных полей и багрянных перелесков ,в сопровождении постоянно произносимых тостов..."За нас!" -"За учителей и инструкторов!"- "За тех кто в небе!" - " За Сан Саныча" и тому подобные...Выпили весь запас напитков купленных нами и принесенных КЛО...
Как выгружались и садились за столики в качающемся на волнах "кабаке" Поплавок, я уже не помню. Помню что праздник продолжался до утра.
 Утром со страшной головной болью, но уже "В трезвом уме и сознании" ,те кому нужно было продолжать путь дальше вылетели в "Курумоч"..
В аэропорту "Курумоч" посмотрев расписание вылетов решили продолжить банкет. Назначили дежурных проводников(тех кто будет провожать улетающих до самолётов, и должен быть более-менее трезвыми)...
Ну точь в точь как в кинокомедии.
 Я тоже попал в их число и должен был проводить ребят отлетающих в Москву...
Дальше должны были проводить и меня на Ташкент.
 Двинулись в ресторан аэропорта предварительно скинувшись по червонцу и отдав "навар" последним улетающим для расчёта за "кабак"...
В зале уже гуляли выпускники из БЛУГА (Бугурусланского Летного Училища Гражданской Авиации)..
Сели за общий стол!...Праздник продолжался...
Посыпались взаимные поздравления-"От ККЛУГА-для БЛУГА" и.т.д. и т.п. ну и конечно традиционные авиационные совместные тосты...
ВСЕ перемешались по землячествам. и так же все вместе провожали улетающих не забывая налить "На посошок".
 Я проводил челочек десять-пятнадцать.
 Наконец объявили посадку на рейсы вылетающие в Ташкент и Ленинабад...
Мне налили полный стакан "На посашок и для мягкой посадки"
 Дальше-сначала сильная качка,. и туман...
Проснулся я от толчков стюардессы...
Выйдя на трап и оглядевшись,я никак не мог понять. "Где-же я?"...
Повели в аэровокзал. И тут красными светящимися буквами над зданием было написано. ЛЕНИНАБАД...
Картина Репина-"Приехали". Меня посадили не в тот самолет!.
 Пошарил по карманам. осталась синенькая пятерка с мелочью .Посмотрел расписание..
Ан-2 до Ташкента вылетает в обед следующего дня, и на билет у меня явно грошей не хватает...В справочной мне посоветовали ехать автобусом отходящим вечером. поехал на автовокзал. Денег хватило на билет и кружку пива...
Очнулся на Ташкентском автовокзале ..
Под руки меня вели два сержанта. Объяснил им ситуацию в которую я попал...СПАСИБО ребята оказались хорошие сразу" врубились--да мы сами на дембель так ехали" Посадили меня на автобус 25 маршрута до моего родного Авиагородка ГА....Так закончилась вся моя эпопея учебы а ККЛУГА и началась взрослая жизнь Пилота Гражданской Авиации. Ну что. "С ЛЕГКИМ паром "!!!?


Рецензии