Савва офф роуд-2. Конституция

       Саввушка, уже известный некоторым из нас по  публикации на http://www.proza.ru/2017/05/09/1743
      - своими виртуальными странствиями вокруг да около, до того как поселиться ему в благоустроенной квартире отдалённого спального района, проживал в  интересном  квартале центра своего города.
       Со времени его, Саввушки, молодости живо в памяти это архитектурно-топонимическое средоточие исторических коллизий, выраженных в  метаморфозах такого пятачка городского пространства, который правильнее было бы назвать Стрелка. Но вот не названо же, а названо в модной ныне цифровой манере - Н-ский квартал.
      Ну вот и мы будем его так называть, имея однако же ввиду, что всё-таки это реальная стрелка, образованная пересечением не единожды уже переименованных улиц.
Здесь улица Ленина, начавшись от храма, разрушенного безбожниками большевистского толка, заканчивается у церкви во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня - тот-то  как раз и уцелел в лихую годину воинствующего безбожия. Теперь на его ступенях, под сенью лазоревых его куполов с крестами, работают неустанные профессиональные попрошайки, мимо которых православные прихожане проходят равнодушно, погруженные во глубину своих проблем, принудивших  их ступить на дорогу, ведущую к храму.
      На лицевой стороне церковной стены, любопытный посетитель без труда может обнаружить мемориальную доску, содержащую информацию, что в церкви этой венчался будущий адмирал, исследователь и первооткрыватель дальневосточных географических объектов грядущей Империи
     Амурские прежде названия улиц последующими поколениями отцов города заменились на имя того же Ленина, да ещё какого-то там  с е д о г о  человека. А один из рукавов расщеплённой ленинской улицы носит и, вообще фантасмагорическое название, отсылающее нас в мир грёз о том, как хорошо бы было, когда бы лето не кончалось. Чтобы июль, как месяц благостный не  сразу заканчивался августом , а имел бы продолжение во втором своём воплощении, да и в третьем тоже. Третьего июля улица. Замечательно!
      Хотя древлелюдская молва и хранит тайную историю о том, что жили на этой улице всё люди зажиточные, а некоторые и, вообще, преуспевающие благодаря своему разбою на большой дороге. Там на Весёлой Верхоленской горе, с которой открывался путь на Лену-реку вплоть до  самого Охотского побережья Великого океана, эти специалисты (кошовочники – называла их молва) подстерегали тяжелогружённые обозы  и совершали в свою пользу акт экспроприации -существенно ещё задолго до сталинских первых опытов на  кредитно-финансовых предприятиях, именуемых в просторечии банки.
      Перпендикулярно к этой их, кошовочной улице, располагалась улица, уже замыкающая собой пресловутый наш квартал. (Не будь её, то улица разбойников легко бы смыкалась с улицей, и по сей день, не предумышленно, но всё-таки носящей светлое имя Коммунистическая). Та же своевольная мастерская улица со своими домами поднимается круто в гору, названную на библейский манер Иерусалимской. Здесь проживали люди всё больше мастеровые. А как же иначе, ведь добыча близко обосновавшихся кошовочников нуждалась и в ремонте, и в перелицовке, и, вообще, приданию ей вид товарной благообразности, для успешной своей реализации среди населения, преуспевающего в делах иного рода.  Разбойничьего же рода деятельность не особенно–то и напрягала логистику освоения территории Дальних побережий двух соседствующих материков. Ибо логистика эта была и без того до крайности сложна; здесь неизбежны были и не такие ещё потери, относимые на счёт естественных расходов ради предполагавшихся прибылей. Которые п р и б ы л я (как общее место преференции не только в денежной или иной материальной форме) и составляют стержень мотивации тех, кого мы ныне упоминаем в числе героев - первопроходцев в деле приращения и освоения новых территорий быстро растущей империи.

     У самих же отцов города будущее под дланью империи, видимо, постоянно связано лишь с одной оказией – а не попрут ли завтра же с занимаемой должности. Ведь и  те же губернаторы здесь сменяли друг друга весьма, весьма эффектно. Бывало, что только приступит один к собственным нововведеньям, а уж спешит по долам и горам конный курьер, с вестью об отстранении того от должности. А за тем курьером уж принялся скакать в дремучую даль и другой, но с распоряжением об устранении губернатора  даже ещё и не приступившего. Чудные дела творятся в нашей империи!
    Тут уж не до тонкостей выстраивания градостроительных перспектив. Вот и получается, что улицы центра быстро растущего города со временем упираются в некрополи. И что делать с этим неблагополучием в рамках приличий, существующих в народных понятиях и по сей день? – нет на то добрых решений. Не заниматься же перманентным перезахоронением останков своих предшественников.
    Вот и получилось так, что на самом острие стрелки городских центральных улиц, под камнем покоилось тело губернатора с такой иноземной фамилией что ни сказать, не выговорить не только инородцу местного происхождения, но и переселенцу не знатного роду племени. Да ещё вокруг  того высокопоставленного праха  размещались останки разных времён прочих жителей города, просто потому что когда-то удобно было предавать их земле в непосредственной близости от храма православных, в этом смысле толерантных по отношению к усопшим других вероисповеданий. И то верно – господь Саваоф всеблаг и человеколюбец, уж он-то найдёт способ разобраться с душами людей преставившихся.

       Дальше от некрополя начинались жилые строения, упомянутых нами выше, специалистов с большой дороги и их потомков - неизвестно чем себя теперь окормляющих. За годы советской власти строения эти обветшали до состояния трущоб, из которых прямо на улицу Ленина, под боком от Храма смотрел новодел, представляющий из себя классический дощатый сортир советской эпохи.  Несмотря на то, что время от времени труженики коммунальных служб, и совершали здесь очистительные манипуляции, вид этого сооружения во всех смыслах  резко контрастировал с ландшафтным дизайном скверика  уже разбитого на этой некропольной стрелке.
       Прямо же по центру зелёной зоны, обрамлённой низкорослыми кустарниками, среди цветочных клумб вдруг да появился однажды камень с высеченными на нём скрижалями, сообщающими горожанам и гостям города, что на этом месте будет установлен памятник декабристам.

****

    Прошли десятилетия застоя и перемен. И на стрелке обнаружилась активная движуха. Один за другим старинные постройки как бы реставрировались в пластмассовом стиле, приобретая вид не предполагавшихся ранее очертаний. Этот творческий симулякр, однако же, обещал некие преференции бизнесу уже и  околотуристической сферы, ибо предполагалось нашествие сюда иноземцев, мечтавших увидеть здесь нечто такое, что заставит их  существенно подыстратить содержимое валютных своих кошельков.
      Дело здесь не ограничилось только домостроительством; мощная землеройная техника существенно изменила и здешний рельеф, да создала замысловатый ландшафт с площадками, переходами, спусками, подъемами.  Всё во имя человека – всё для блага человека (многие ли способны теперь указать источник этого крылатого выражения, который, источник, обещал нам наступление рая в его марксистско-ленинской сугубо материалистической форме прямо на этой земле уже с полвека как тому назад?).
         Обещанию этому всеобщему так и не удалось сбыться.
         Зато на местном уровне радикальные изменения дают о себе знать.
Таинственно исчез со стрелки губернаторов могильный камень. Не говоря уж и о могилах прочих обывателей. А на месте приснопамятного нужника теперь возвышается высокий  бревенчатый дом с вывеской и рекламой серьёзного торгового бренда.
Там же, где было каменное уведомление о благих намерениях, действительно появился памятник, но уже в виде некоего, ставшего на дыбы, зверя, словно сошедшего на землю с губернского герба.
     Зверюга этот бронзовый причинил некоторые беспокойства творческому сообществу города. Немало копий там было сломано в дебатах об образе героя предполагаемого изваяния. Предложенная было модель известного скульптора, изумляющего мир своими тонкими, изящными воплощениями глубинных основ мироощущения древнего своего народа, показалась экспертам избыточно утончённой, и потому не отражающими дух истории, да и будущего заявленных в регионе преобразований.
      Но, как всегда это бывает в трудную минуту принятия решений нашлись аж две творческие бабы, сумевшие отторгнутый образец преобразовать в фигуру мощного хищника, распростершего над землёй несоразмерно мощные же, загребущие лапы, напоминающие ласты существа не земного, но водоплавающего.  Но на вкус , на цвет – товарища нет. Народу новый памятник нравится так, что  теперь многие из них праздношатающиеся и делают своё селфи на фоне этого, типа, б а б р а.

****

     А что же декабристы - разве они преданы таким нехитрым образом забвению?  Ну, в общеисторическом масштабе ответ этот могут дать только лишь сугубые эксперты по этой проблеме. Возможно, что для нынешнего поколения наших людей персонажи этой истории - не более чем забавные лица, вроде былинных и легендарных героев отечества, впрочем, менее известных по сравнению с мультяшными героями типа маши и медведя, да князя с его добрыней, ильёй, да соловьём, который разбойник.
     А вот Саввушка наш не таков. И нынче вспомнил он про этот камень, обещанный памяти декабристов. И сами декабристы всплыли в сознании, но не молодыми генералами своих судеб, а теми, чьими судьбами они так естественно распорядились, выведя в середине декабря на Сенатскую площадь. Не без чарочки солдатской, лихо принятой по барской воле, стоят они в строю да рассуждают меж собой –что да как.
-Кричите  - приказывают им – громче: Даёшь Конституцию!
-Мудрёное это слово «Конституция» - что означает?
- Да, сказывают, фрейлина при царице. Славная баба. Дает всякому, кому охота.  И самому камергеру, да хоша бы и караульному на часах.
-Любо!  Даёшь Конституцию! Даёшь Конституцию!

- Да что вы, братцы?  Зачем бунтуете? Уйдите с миром – взывает к ним генерал, давно уж «который достал себе чин штыком!» да в нынешний же  миг и принимает скорую  смерть от руки сослуживца.
- Уйти? Ещё чего! Даёшь Конституцию!

****

      Дела давно минувших дней - продолжает думать об этом Саввушка – да однако же и сегодня снова нам предстоит отдать за неё свой голос. Конечно, мы не такие простаки, как те солдаты на Сенатской. И ни какая это не баба, а книга - говорят некоторые знатоки, интересная, но надо её как бы слегка поправить. А почему? Что в той-то книге не правильного, какие дефекты хорошести?  Да, много, оказывается, есть в ней чего такого, что уж никуда с точки зрения самой передовой демократии современного уровня. Целые сотни  поправок надо бы сделать очень срочно, в считанные дни, как бы не приходя в сознание.

-Даёшь Конституцию! Где даже Бог найдёт себе подходящий закоулок. А то ведь  без него много чего начудили под прикрытием полезной этой книги  в  редакции разных лет  и эпох.
      А Саввушка-то всё не приучит себя действовать бессмысленно. Да на этот раз для осмысления-то и времени нет. И как же тогда ему поступить? Ведь какое бы решение ты не принял, что бы ни сделал: не пошёл ли совсем голосовать, или пошёл, да сказал «против» непонятно чего – всё будет так как надо. А кому? Вот тайна-то невыразимая!

     Чудны дела твои, человек! Который и Богом-то управляет в своих интересах.
Да нет же. Рано или поздно Он призовёт каждого и спросит за дела земные.
     Вот, исходя из этого постулата, Саввушка и вообразил себе высшую господню добродетель. Ведь сказано же уже нам, что все мы гарантированно попадём в Рай.
И вот привиделось Саввушке, как господь Саваоф объявляет серафимам. Готовьтесь, мол, к авральной работе, чтобы прямиком, без карантина, направить в кущи первым делом Автора идеи, затем членов комиссии по поправкам. С этими будьте особенно предупредительны, потому что эти бывшие люди особой чувствительности: актёры, музыканты, спортсмены и так далее в этом ряду. После них, разумеется, пусть идут парламентарии обеих палат и всех уровней, да все сотрудники органов обеспечения порядка на земле той многострадальной. А уж далее не хватит у вас, серафимы, и возможности сортировки по чинам да заслугам – пусть херувимы проводят людишек всей гурьбой на оставшиеся места быстровозводимой для этой цели вселенной. Ничего что дорожки там не вполне ещё обустроены
      Офф роуд, чисто конкретно.

      А в последнюю минуту перед удалением от врат апостола Петра для продолжения своих беспрестанных раздумий над проблемами прочих дел мироздания, Саваоф приостановился да, махнув в некоторой безнадёжности рукой, буркнул не вполне разборчиво:
-Кому места не хватит, пусть возвращаются. Ничего, привычные - пусть помучаются ещё на земле во грехах своих мелких.

11.03.2020 13:17





 


Рецензии
Великолепно написали, Виктор! Нет предела наглости и цинизма властей предержащих.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   11.03.2020 21:05     Заявить о нарушении