Минский

Николай Максимович Минский (настоящая фамилия его была Виленкин) родился в январе 1856 г. в селе Глубокое Виленской губернии. Будущий поэт происходил из бедной еврейской семьи и рано осиротел, По окончании гимназии в Минске, он учился на юридическом факультете Петербургского университета. Однако профессии юриста предпочел литературную карьеру. Еще в студенческие годы стихотворения Минского печатались в различных периодических изданиях. В дальнейшем он неоднократно менял свою манеру  и постепенно прошел путь от «скорбной музы»  Надсона до мистической лирики в духе Владимира Соловьева.

Во все годы Минский живо интересовался политикой, пережил увлечение народническими идеями и первую известность получил в 1879 году как автор напечатанной в подпольной газете драматической поэмы «Последняя исповедь», которая вдохновила  Илью Репина на создание известной картины «Отказ от исповеди перед казнью».

Гражданские мотивы в духе Некрасова явственно звучали в первом сборнике Минского «Стихотворения» (1883) (весь его тираж был конфискован и уничтожен  цензурой). «Моя первая книга стихов была сожжена, — вспоминал впоследствии поэт, — и жандармский капитан, звеня шпорами, допрашивал меня: «Кого вы разумели под скалами и волнами?» От ссылки спасла какая-то амнистия...» Сам министр, отмечал Минский, «кричал и топал на меня ногами». Поэма «Гефсиманская ночь» (1884) так же не была допущена к распространению.

В середине 80-х Минский пережил идейный кризис и с тех пор сделался проповедником нового мистического искусства. В 1890 г.  он выпустил свой главный религиозно-философский трактат «При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни».  Написанный в яркой литературной форме, он имел большой общественно-культурный резонанс и стал одной из первых идейных деклараций нарождающегося русского символизма. Говоря о кризисе современной культуры, вызванном потерей ощущения осмысленности существования, писатель попытался создать новую философию — «меонизм», в котором слился воедино рациональный, иррациональный и мистический опыт современного человека. Минский утверждал, что вера, как «допущение чудесного, противоречащего общим законам явлений», уходит в прошлое, заменяясь мистическим разумом или меоном (буквально «несущим»). Меонический разум преодолевает неразрешимую для обычного разума антиномию между бытием и небытием Бога, осознавая его как вечно умирающего (и потому «не сущего») и вечно рождающегося, становящегося, но никогда не могущего окончательно  воплотиться и обрести раз навсегда данную и ограничивающего его бытийность форму. Такое инобытие-становление, считал Минский, есть жертвенный акт Бога, который из «любви к множественному миру добровольно умирает, вечно приносит себя в жертву ради мира и вечно воскресает в этом мире в его стремлении к абсолютно Единому». (Эти идеи были восприняты молодым Федором Сологубом и оказали заметное влияние на его творчество). Вслед за тем появились религиозно-философские поэмы «Свет Правды» (1892) и «Город смерти» (1894), где озвученные теоретические построения получили  художественное воплощение. 
В 1890-х — начале 1900-х гг. Минский был одним из главных авторов журналов «Северный вестник» и «Новый путь». Глубоко потрясенный событиями 1905 г., он вернулся к политическим убеждениям своей молодости и вскоре сделался одним из «бардов социал-демократии». В эти годы Минский пишет «Гимн рабочих»  («Пролетарии всех стран, соединяйтесь!») и редактирует  большевистскую газету «Новая жизнь». Вскоре  издание было запрещено властями, а сам Минский подвергся аресту. Выпущенный под залог, он бежал заграницу и поселился в Париже. Существовал он на случайные литературные заработки: писал стихи и сочинял пьесы.  Постепенно Минский вернулся к прежним идеям богоискательства. В 1907 году в Петербурге вышло  4-томное собрание его сочинений, последний том которого составили «Новые песни», высоко оцененные критикой. В 1908 году Минский опубликовал трактат «Религия будущего», где подвел итоги своим многолетним религиозным исканиям.

Амнистия 1913 года позволила Минскому вернуться в Россию, но пробыл он здесь недолго и вскоре вновь уехал заграницу. Во время первой мировой войны он был военным корреспондентом во Франции. Революцию поэт встретил настороженно: она, по его собственным словам,  «вместе с радостью торжества... отозвалась в сердце и прежним знакомым страхом за судьбу культуры». После 1917 года он некоторое время проживал в Германии, был председателем правления берлинского «Дома искусств». Позже Минский переехал в Лондон, и одно время служил в советском полпредстве, составляя бюллетень печати. В 1927 году он окончательно обосновался  в Париже. Тут он и умер в июле 1937 г. Литературной деятельностью после 20-х годов Минский уже не занимался.

В историю Серебренного века Минский вошел прежде всего как «патриарх русского декаданса», а также как «пионер русского символизма». И действительно его стихотворение «Как сон, пройдут дела и помыслы людей» (1887) по справедливости можно назвать первым манифестом русского символизма. Брюсов писал: «Минский и Мережковский первые  попытались сознательно усвоить  русской поэзии те темы и те принципы, которые были отличительными чертами получившей в то время известность и распространение «новой поэзии»…» Поэзия Минского была довольно популярна в 90-х гг. и в начале столетия. Но в дальнейшем, когда появились Бальмонт, Брюсов и Блок, его влияние практически сошло на нет, хотя на стихи Минского писали романсы такие известные композиторы, как Рубинштейн и Рахманинов. Хорошо известны были его переводы Гомера, Аристофана, Байрона, Шелли, Верлена, Флобера и Метерлинка. (Создал Минский, между прочим,  и свой перевод «Интернационала»).

ДВА ПУТИ
Нет двух путей добра и зла —
Есть два пути добра.
Меня свобода привела
К распутью в час утра.
И так сказала: «Две тропы,
Две правды, два добра —
Раздор и мука для толпы,
Для мудреца — игра.
То, что доныне средь людей
Грехом и злом слывет,
Есть лишь начало двух путей,
Их первый поворот.
Сулит единство бытия
Путь шумной суеты.
Другой безмолвен путь — суля
Единство пустоты.
Сулят и лгут — и к той же мгле
Приводят гробовой.
Ты — призрак Бога на земле,
Бог — призрак в небе твой.
Проклятье в том, что не дано
Единого пути.
Блаженство в том, что всё равно,
Каким путем идти.
Беспечно, как в прогулки час,
Ступай тем иль другим,
С людьми волнуясь и трудясь,
В душе невозмутим.
Их правду правдой отрицай,
Любовью жги любовь.
В душе меня лишь созерцай,
Лишь мне дары готовь.
Моей улыбкой мир согрей,
Поведай всем, о чем
С тобою первым из людей
Теперь шепчусь вдвоем.
Скажи, я светоч им зажгла,
Неведомый вчера.
Нет двух путей добра и зла,
Есть два пути добра».

ххх

СЕРЕНАДА
Тянутся по небу тучи тяжелые,
Мрачно и сыро вокруг.
Плача, деревья качаются голые..
Не просыпайся, мой друг!
Не разгоняй сновиденья веселые,
Не размыкай своих глаз.
Сны беззаботные,
Сны мимолетные
Снятся лишь раз.

Счастлив, кто спит, кому в осень холодную
Грезятся ласки весны.
Счастлив, кто спит, кто про долю свободную
В тесной тюрьме видит сны.
Горе проснувшимся! В ночь безысходную
Им не сомкнуть своих глаз.
Сны беззаботные,
Сны мимолетные
Снятся лишь раз.


Рецензии