Приключения геолога 34 глава

    На фотографии Яков Фёдорович Арзамасов

              БЫЛЬ ОБ ОРЛАХ

     Орёл Фёдор сидел на небольшой скале, выступающей из крутого склона, смотрел на широкую, сколько глаз хватает, долину перед собой и думал нелёгую думу. Он уже не очень молод: скоро шесть лет стукнет. В Гондурасе, слышно, бананы опять подорожали. На Ближнем Востоке - война, а между прочим, уже наступило новое тысячелетие, и его первая весна в самом разгаре. Вот и здесь, на монгольских просторах, в долине реки  уже виден её приход…

      Надо, наконец,  решиться семью заводить. Главное, искать подругу почти не нужно. Недалеко живет соседка – орлица Марфа. Вдова, правда, но совсем молодая. Её мужа в прошлом году пьяный охотник подстрелил вместо тарбагана. Это ж сколько нужно выпить, чтобы орла от тарбагана не отличить?! Посватать бы её, да и согласится она, наверное, но куда её вести? Гнезда-то нет. Степь кругом голая. Ни дерева, ничего. В другое место податься нельзя. Границы влияния орлами обозначаются очень чётко. Конечно, у неё-то гнездо есть, но чтобы настоящий орел  в мужья-примаки пошёл? Никогда! Что же делать?

     Вечерело. Солнце опустилось к горизонту, и в его косых лучах на фоне потемневшей степи Фёдор увидел нечто, сильно взволновавшее его. Какие – то серебряные нити, протягиваясь пучком, пересекали дорогу. Эта дорога всегда раздражала его своим шумом, а сейчас...

    Орёл поднялся на крылья, быстро осмотрел всё вокруг  и полетел за материалом для строительства гнезда. Он давно примечал, где можно набрать обломки деревьев, ветки потолще, брошенные палки, сухой кустарник. Это всё для Фёдора было рядом – всего в 20 километрах, в долине реки Толы. Реку он  не любил. Там живет много людей, а вокруг их стоянок тучами гнездятся вороны, галки, сороки.  Супербазар, в общем.
 
   Орёл трудился всю ночь, с любовью и старанием прилаживая ветку к ветке, закрепляя несущие конструкции и выстилая дно гнезда мелкими веточками и сухой травой. К утру гнездо было готово. Что ж, надо лететь свататься. Фёдор причесался, расправил когтями узор на груди, распушил «штаны» – в Монголии все орлы в штанах ходят. Хотел было на спине поправить перья, но  достать не смог…

     Орлица Марфа тоже беспокойную ночь провела. Не спалось. Клевала потихоньку вяленую баранью ногу, которую для неё где-то на кочевье стащил сосед, орёл Гришка. Нога была сухая, жилистая и настроения отнюдь не поднимала. Долбал бы сам, сердито думала Марфа. Подсунул подарочек! Разгильдяй, воришка и безалаберная башка. Вечно растрёпанный, на когтях всегда всякая дрянь болтается. С сороками дерётся!

    Но, вздохнула она, какой-никакой, а орёл. Фёдор, другой сосед, гораздо солиднее выглядит. Самостоятельный. Питается только охотой. Да вот как-то всё сторонится её. Стесняется, что ли?  Незаметно, правда, что жениться собирается. Гнезда не строит. А весна уже в разгаре. Хочется орлят высидеть, летать их научить. Придется, видно, согласиться к Гришке переехать. Он, нахал, уже трижды за весну предлагал за него идти. Да всё отнекивалась, не отказывая совсем. Уж больно разухабистый...
   
   Вздохнула орлица Марфа, отодвинула опостылевшую баранью ногу и принялась за нехитрый утренний туалет. Главное - ресницы распушить, чтобы блеск глаз не каждый мог разглядеть. Только закончила прическу – о! Гость у порога. Орёл Фёдор собственной персоной. И глаза почему-то прячет. Марфа угадала всё сразу, но виду не подаёт и ждёт, чего Фёдор скажет.

    А тот поздоровался, присел на край гнезда – оно почти на самой вершине отвесной скалы под козырьком устроено - и молчит.

- Ну, как жизнь-то? Что на свете делается? – спрашивает Марфа.
Фёдор очень обрадовался вопросу, поскольку сам не знал, с чего начать.

- Да вот говорят, что в Гондурасе бананы подорожали. А на Ближнем Востоке опять война! Всё канитель какая-то. И новости такие хлопотные, что одному трудновато их переваривать. Ни поделиться, ни посоветоваться не с кем.

- Да, вот и я так думаю...-  начала, было, Марфа, но спохватилась: нехорошо так быстро соглашаться.

- А к чему такое подорожание? – спрашивает. - Да ещё в самом Гондурасе. И бананы – это “что” или “как”?
- Не знаю, - вздохнул Фёдор, -  да черт с ними, с бананами! Но без бананов и одному просто невозможно жить!

- Да и мне..., - Марфа опять остановилась. - А вот на востоке стреляют, говоришь? Наверное, лошадей раненых много. Хорошо тамошним орлам!
- Да, понимаешь, нет там лошадей никаких давно. Они друг в друга стреляют. На танках ездят, скорпионов гусеницами давят. А скорпионы – это гадость! Да, чуть не забыл, ты замуж за меня не пойдёшь ли?

- Э – э – э, - Марфа растерялась, заморгала глазами. - Понимаешь...- начала говорить и испугалась: что же это, отказывать собираюсь, что ли? - Если скорпионов жарить , они, в общем, ничего на вкус. В-о-от. А я тут, было, собралась в фотомодели податься. Приглашали недавно…(Боже, что же это я говорю-то! Улетит ведь Федька! Ей-богу, улетит сейчас!) Да и гнездо... Я  вот не слышала...

- Есть! Гнездо есть, - взволнованно заговорил Фёдор, - со всеми удобствами. А уж фотографироваться будешь каждый день и до сотни раз на дню! А скорпионы – всё равно гадость. Хоть жарь их, хоть вари. Вот тарбаган  свежий или суслик – это вещь. Так ты согласна или мне еще лететь куда- нибудь ?

- Конечно, согласна! Вот только гнездо это жалко. Сороки разорят – это же бандиты длиннохвостые.
- А мы тут дачу сделаем, ферму организуем. Сусликов домашних разводить будем. Кстати, что это за нога ободранная валяется?
- Да, так...с прошлого года баранина вяленая. Пустяки. Полетели?

     Полетели! Летят. Ближе, ближе к дороге. А вот и гнездо видно. Мамочки,  что же это? Дорога. По дороге машины пробегают. Редко – утро ещё. А дорогу пересекает телефонная линия. Много проводов. На столбе, на проводах, почти над дорогой – гнездо! Огромное. Марфа присела на край гнезда, Фёдор – на соседний столб. Марфа смотрит на гнездо, на местность, а Фёдор - на Марфу.

   А тут  – машины едут. Сразу две. Одна поменьше – белая. Другая побольше – зелёная. Остановились недалеко, и из них начали выходить люди. Смотрят на орлов, смеются. О, Марфино счастье! Наводят фотоаппараты и щёлкают, щёлкают. Марфа поудобнее уселась в гнезде и гордо повернула голову к людям...
 
   А это были мы – группа геологов Сибирского отделения Академии наук РФ.
 1 июня 2001 года – первый день нашей полевой работы по контракту с Монгольско-Российским объединением  «МРЦМ» («Монголросцветмет»).

     И это был первый день моего маршрута – путешествия по Монголии протяженностью в тысячи дней и десятки тысяч километров.

         Начало на  http://www.proza.ru/2020/02/29/1676

    Рассказы о Яшином детстве   http://www.proza.ru/2017/11/09/2034


Рецензии
Прелесть!:))))

"...- Да вот говорят, что в Гондурасе бананы подорожали. А на Ближнем Востоке опять война! Всё канитель какая-то. И новости такие хлопотные, что одному трудновато их переваривать. Ни поделиться, ни посоветоваться не с кем.
- Да, вот и я так думаю...- начала, было, Марфа, но спохватилась: нехорошо так быстро соглашаться..." - Вот как предложение надо делать!:))))

Замечательный рассказ!
Спасибо Якову и Вам, Элла!:)

С улыбкой,

Ольга Малышкина   01.02.2024 16:23     Заявить о нарушении
Олечка, спасибо, дорогая!
Ох, какой же Яша фантазёр!!!
С улыбкой,

Элла Лякишева   01.02.2024 21:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.