Камни Пути и... Часть 1

- Ты провалился!
Старый крокодил выплюнул эти слова даже с удовольствием.
- Почему?
- Не просят, не делай - это закон!
- Но собака...
- Ты еще и спорить будешь?!
Учитель огрел меня палкой по спине. Больно. Да, я не прошел, да кто же знал, что последняя проверка будет такой простой и такой сложной одновременно, как это ни странно звучит. Банально звучит, я провалился из-за банальщины, из-за того, что поступил, не думая! Я готовился договариваться с призраками и всякой нечистью, лечить, находить места силы, а оказалось...
Я шел, как тогда думал, на свое последнее испытание, пройди я его, получил бы если не диплом и не сертификат, то благословление Учителя, а это стоило бы намного дороже. Это бы значило, что целых три года я не зря жил в его доме без удобств, без телевизора, интернета и лишь старенькая кнопочная Нокия была для меня связью с окружающим миром. С одной стороны, это просто невозможно! Вакуум, тоска, практически полная изоляция, магазин в деревне за несколько километров казался мне огромным торговым центром, а немногочисленные посетители - толпой. Я отвык от общества и его проблем, я забыл вкус пива и оглушительную, вопящую музыку клубов, я стал другим. Это с одной стороны, а вот с другой, так живется намного легче. Соблазнов нет, занимайся, книжки читай, кроссы бегай, в огороде работай... Огород, да... Он-то и привел меня к Учителю. Нет, чушь и бред, так я подумал тогда, но сейчас я точно знаю... Лучше начать все с начала. Я из племени потерявшихся. Знаете, вот рождается человек, делает первые шаги, маленькие сначала, потом побольше, потом он начинает видеть перед собой тропинку и по мере взросления она становится все шире и шире, становится Путем. Он редко бывает ровным и широким, как хорошая асфальтовая дорога. У каждого есть участки бездорожья, участки с коварными, наполненными водой ямами, участки заросшие колючками... Но Путь есть и ты знаешь, что если идти, просто идти вперед, то когда-нибудь этот путь выведет тебя к сияющему Изумрудному городу. Это, как вы поняли, шутка. Не изумрудный он, у каждого свой, да и вообще его может не быть. Так вот, есть такие потерявшиеся, которые дорогу прошляпили. Все вроде бы нормально, все хорошо, но незаметно свернул не туда и впереди если не болото, то такое бездорожье, что не знаешь, куда податься и что делать. Я потерял свой Путь, а, значит и себя самого, в школе. Учился нормально, друзья были хорошие, с девчонкой одной встречался, с родителями ладил, а потом, вдруг, мне стало все неинтересно. Вот так, разом. Мне захотелось работы и свободы. Да, да, знаю, вещи мало друг с другом совместимые, но тогда я думал иначе... Я с трудом закончил школу, потом армия, отслужил и, поссорившись с родителями, пошел в разнорабочие. У меня всегда руки росли из нужного места, голова работала, поэтому родители мне плешь проели, говорили, надо учиться, надо хотя бы к хорошим мастерам в подмастерья идти, я же считал, что все придет само. Вот такой был дурачок. И жил я в этом мареве пару лет. Зарабатывал средне, родители меня продолжали содержать и капать на мозги. Я же просто не видел своего будущего. Не было его, не встраивался я в этот мир, я был потерявшимся. Но тогда я еще не знал, что я такой, я наивно полагал, что со мной все в порядке, что я просто ищу свое место в жизни. Все изменил случай. Глупости, не бывает никаких случайностей! В общем, было так: как-то летом позвал меня дружок на рыбалку. Я думал, это будет такая нормальная рыбалка с выпивкой, девочками, а этот чудик по-настоящему рыбу ловить собрался и завез меня в какую-то глухомань. Ночью накормил моей кровью армию комаров, а утром почему-то мы с ним разругались, вдрызг разгрызлись, как склочные бабки на базаре. Не подрались, конечно, но он так озлился, что сел в машину и уехал, бросив меня около комариного озерца. Я потом уже понял, что это все были проделки Учителя. Умел он сделать так, что ученики сразу же чувствовали себя ему обязанными. Жил он неподалеку от того болотца, то есть озерца. Я хотел просто узнать, как мне добраться до цивилизации, а потом увидел его сад-огород. Большой, заросший, притягательный. Я перелез через хлипкий забор и побрел по траве - сочной, еще не выжженной солнцем, залюбовался на завязь яблок и слив, увидел, что еще немного и вишни можно будет собирать. И так мне эта земля приглянулась, что я подумал, а не попроситься ли мне в работники, не заняться ли этим большим, притягательным участком? Глупо, да? Но так и было. Я подошел к дому, тоже запущенному и ветхому и не успел я постучать, как дверь распахнулась и навстречу мне вылетел маленький песик, облаял меня, я испугался, что он меня укусит, но он неожиданно подскочил, лизнул мне руку и умчался в огород. Я был уверен, что сейчас выйдет хозяин и я у него смогу спросить, как мне добраться до города, а также можно ли мне наняться в работники и привести в порядок участок, но в доме царила тишина. Я почувствовал, что это место ждет от меня каких-то действий и если они будут верными... что будет в таком случае? Я не имел ни малейшего понятия, но мне хотелось поступить верно. Это было испытание, я это чувствовал. Было искушение зайти в дом, но я переборол его. Лезть без приглашения? Вот уж нет. Я спустился с крыльца, обошел домик и наткнулся на открытый сарай с инструментами. Без разрешения я не мог ничего сделать. Или мог? Я еще раз обошел дом, осматривая его уже внимательно, пристально. Можно поправить дождевые желоба и трубы, можно ровнее уложить камни на дороже, что вилась к калитке, которую я поначалу не заметил, можно прополоть небольшой палисадник, хозяин точно не будет против, если его розы избавят от сорняков. Я решил начать именно с цветов, на них всегда не хватает времени. Хотя, глядя на все это запущенное хозяйство, я тогда решил, что хозяин или инвалид, или немощный старик, или лентяй, каких свет не видывал. Как же я был наивен и как ошибался!  Я самозабвенно трудился несколько часов и когда уже совсем подвело живот решил, что хватит с меня, хватит этих странных фантазий и старых домой и пора все-таки возвращаться домой. Я пошел к сараю сложить инструмент, а там меня уже ждал хозяин. Такой серый, непримечательный мужчина, возрастном, наверное, как мой отец, но видно, что тренированный и сильный. Не то, чтобы он пудовыми гирями мог жонглировать, нет, веяло от него грозой, властью, мощью. Страшно мне стало, не побоюсь признаться в этом. Так страшно, что ноги стали подкашиваться и подходил я к нему медленно, нехотя, на самом деле я бы с радостью убежал, но неудобно мне стало.
- Есть что будешь? - вместо приветствия спросил меня хозяин, - есть лапша, есть борщ с мясом, есть постный, есть тушеное мясо, пюре и овощи, соленья тоже есть.
"Этнический ресторан тут, что ли?" успел подумать я, а хозяин сразу же ответил, словно прочитав мои мысли:
- Старушка тут недавно померла, мне с поминок принесли, помянуть, значит. Что будешь?
Я решил, что глупо отказываться, терзало меня сомненье насчет поминок, домов рядом не наблюдалось, да и вообще до меня стало доходить, что место уж больно странное и откуда про него дружок мой узнал - большой вопрос. Я подумал, что обед заслужил, а потом и про дорогу можно будет расспросить, смартфон не видел ни сети, ни интернета, я как в каменном веке очутился и почувствовал себя "голым" и беззащитным. Мужик, между тем, показал мне на рукомойник, велел умыться и заходить в дом.
- Я тебя беру к себе, - неожиданно сказал он мне, когда я уже доедал мясо, я подавился и закашлялся.
- В каком смысле?
- В ученики, конечно, а ты думал, в садовники?
- Я вообще ни о чем таком не думал, - соврал я, так как слово "садовник" он презрительно выплюнул, а не произнес, - я дорогу хотел спросить, дружок меня тут бросил.
- И?
- Что "и"?
- И случайно тебя тут бросил?
Меня разозлил этот странный разговор.
- За обед спасибо, я его честно отработал, по-моему. Подскажите, где тут у вас автобус или шоссе и я пойду.
Я торопливо дожевал огурец и поднялся из-за стола.
- Ну, ну, ну, не горячись! Уже поздно, ты переночуй у меня, а завтра я тебе дорогу покажу, - сказал этот странный человек и поставил передо мной стакан компота.
Вам ничего это не напоминает? Вот и мне тоже. Баба-Яга. Он мне и помыться в летнем душе предложил и у меня мелькнула дикая мысль, что вот зайду обратно в дом, а там уже печка вовсю полыхает и лопата меня дожидается, вот только я не герой и запихнуть этого Ягу мужеского полу никуда не смогу. Знаете, странно бывает, когда боишься чего-то вот до предела, но ничего не делаешь, чтобы от страха избавиться. Это как ехать в машине с неисправными тормозами и не делать попытки хоть что-то изменить. Вот и я не пытался. Выпил компот, не люблю такой, из сухофруктов, приторный, но неудобно было отказываться. В душ пошел, а туда такая дорожка вела, тоже из камней, как и в сад, такая чистая и очень теплая на вид. Я снял кроссовки и носки и пошел по ней босиком и так мне хорошо стало... Вот будто бы через босые ноги я незримую энергию вбираю и, с одной стороны легко идти, а с другой, я словно врастаю в эти камни. Я сколько себя помнил, никогда не любил босиком ходить, мне было колко и неприятно, пыльно и грязно, но на этой дорожке я остановился и медленно водил стопой по шершавому камню, наслаждаясь, радуясь непонятно чему.
- Нравится?
Я вздрогнул и уронил мыло и полотенце. Этот мужичок (и почему я сразу его крокодилом захотел назвать?), этот крокодил сидел на крыльце и внимательно наблюдал за мной.
- Очень. Камни ласковые.
Сказал и застеснялся. "Ласковые!" Камни! Чушь! Нет, не чушь, самое верное определение - ласковые камни, как собака совсем. Я вспомнил о том песике, лизнувшем меня и с воплями убежавшем в огород.
- Как зовут вашу собаку? Ее поискать надо, уже поздно.
- Какую собаку?
Крокодил был искренне удивлен, но что-то не понравился мне его хищный прищур, не сожрал ли он свою собственную собаку? Да, ну, глупости!
- Вашу собаку, джек-рассел терьер, вроде бы, выскочил из дома и убежал в огород. Я только-только подошел к двери, хотел постучать, а он выбежал...
Я говорил и чувствовал, как мои слова лишаются силы и убедительности под его странной ухмылкой.
- У меня нет собаки, - наконец ответил он, когда я уже совсем выдохся и не находил слов.
- Соседская, умершей бабушки?
- Ты видишь здесь соседей? - он насмешливо и театрально повел рукой.
- Нет, но он мог прибежать, потеряться, его надо поискать! Озеро рядом, он утонуть может.
Крокодил только хмыкнул, встал с крыльца и ушел в дом, а меня как помоями облили. Вернее, презрением и неверием. Но я же видел собаку, надо будет хозяина спросить, не пропадали ли продукты. Возможно, то была бродячая, голодная собака, хотя.. Хотя, что я прицепился к этой собаке, не пропадет, я еще немного пошаркал ногами по теплым камням и пошел в душ.
Я был уверен, что хозяин поселит меня на сеновале. Да, вот такой стереотип: работник спит на сеновале под крышей, а внизу хрумкают сеном лошади и коровы. Я, естественно, ошибался. В сарае никакого сена не было, как и всяких разных коз, овец, пылилось в том сарае всякое барахло и нехитрый садовый инвентарь, а меня крокодил положил спать в маленькой комнатке. Там пахло травами и спокойствием. Белье было чистое, кровать с пуховой периной и с огромной подушкой, я думал, не смогу спать - жарко, душно, но заснул мгновенно. Перед этим я закрыл комнату на ключ и отправил сообщение отцу. Сети все не было, но я надеялся, если вдруг, что со мной случится, меня по этому сообщению, вполне возможно, смогут найти. "И достойно похоронить, если тебя не съедят!" ехидно произнес внутренний голос, и я заснул. Я проснулся рано утром от собачьего лая и порадовался, что собака жива, здорова, но, когда я вышел во двор, там меня ждал лишь хозяин-крокодил, который повторил, что берет меня в ученики и занятия начинаются прямо сейчас.
Я уже открыл рот, чтобы возразить и прикинул, что я легко от этого мужичка убегу, если что, как он сказал:
- Ты потерялся, малыш. Если бы не я, ты бы совсем пропал.
Я подумал, что ослышался. Что за глупости он говорит. Я потерялся? Чушь! А мужик продолжал:
- Я испытывал тебя несколько раз. Сначала тебе понравился мой сад и ты захотел привести его в порядок, ты не сильно испугался собаки, хоть она и мелкая, но неожиданность...
- Ага, значит собака все-таки была!
- Да, не было ее, не в ней дело! Ты не залез в чужой дом, ты вел себя скромно и прилично, но самое главное...
Он прищурился и посмотрел на меня, словно ожидая, что я продолжу. К своему изумлению я сказал:
- Дорожка, камни, шероховатые, приятные на ощупь. Путь.
- Верно, малыш! Ты вернулся на него, но без меня тебе не справиться. Пойдем завтракать. За едой все и обсудим.
А что там было обсуждать, если он уже все решил? Сотовая связь волшебным образом появилась и Учитель (меня тянуло назвать его про себя крокодилом, но он так смотрел на меня, страшно делалось, пришлось даже мысленно называть его Учитель, с большой буквы) велел мне позвонить родителям и пригласить их приехать. Мама у меня очень подозрительная, она страшно боялась, что меня затянут в секту или в плохую компанию. Секты она даже больше страшилась, вот Учитель и сказал, что они с отцом должны лично мне разрешить, так как я еще балбес и обалдуй и живу за их счет. Родители примчались с машиной, полной моего шмотья, с коробкой макарон, ящиками тушенки и водки, почему-то. Учитель заварил чай (мама внимательно смотрела, что именно он кидает в чайник, она у меня страшно подозрительна и брезглива), достал из шкафчика булочки (судя по виду, тоже с тех самых поминок) и спросил родителей, не против ли они, чтобы он научил малыша, то есть меня, искусству распознавания трав и их применения?
- Учеба длится три года, одевать, обувать, кормить буду, учить буду, платить ничего не буду, сразу предупреждаю, потом... Честно скажу, не знаю. У меня не школа и не институт, после меня пойдет в люди, сам. Но я помогу.
Я слушал этот бред и понимал, что родители сейчас погрузят все вещи обратно в машину, запихнут туда же меня, оставив этому странному мужичку бутылку водки на опохмел и банку тушенки на закуску и, с одной стороны, я был страшно этому рад.  Я был бы рад вернуться в привычный мне мир, но вот с другой... Мои ноги до сих пор чувствовали тот теплый, шершавый камень, в который то ли врастаешь, то ли он сам несет тебя туда, где ты будешь счастлив.
- Хорошо, - мамин голос прозвучал, как гром среди ясного неба, уж простите меня за такое избитое выражение, но я вздрогнул и переспросил:
- Что?
- А что? - мама посмотрела на меня несколько удивленно, - ты разве сам не хочешь?
- Хочу, но...
- Что но?
Я молчал. А действительно, что "но"? Что я мог возразить? Я ничего не терял, как ни крути. Работы нормальной нет, девушки нет, не учусь, почему бы и нет?
- Вот и славно, - сказал Учитель и мы пошли провожать моих родителей. А потом началась моя учеба. Иногда она была каторгой, иногда удовольствием, иногда счастьем, иногда я выл от тоски. Неизменным было одно - ощущение теплых, шершавых камней под ногами. Камней моего Пути.
Продолжение следует


Рецензии