Почему я не молюсь?

Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поёт псалмы.  Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.
Иакова 5, 13-18



Если вы хоть когда-то задавали себе вопрос «почему я не молюсь?», то вам знакома неудовлетворённость своей духовной жизнью. Это значит, вы понимаете, что вам нужна личная духовная реформация! Однако не так легко найти человека, который бы осознавал, что к молитве необходимо относиться посвящённо, усердно и постоянно.

Если же задуматься, почему так происходит, сознание незамедлительно выдаёт ответ: «Мы слишком заняты!» По крайней мере, мы думаем или притворяемся, что слишком заняты. Мы так заполнили свою жизнь «всякой всячиной», что в ней просто не остаётся места и времени для Господа! Однако одно из предназначений молитвы заключается в том, чтобы напоминать нам об Евангелии. Может быть, вы никогда не думали о молитве с этой точки зрения, но она действительно должна постоянно напоминать нам о Благой Вести Иисуса Христа, вскрывая нашу огромную духовную нужду.

Для того чтобы эта мысль стала нам понятней, мы обратимся к пятой главе Послания Иакова. В заключительной части этого весьма практичного послания есть важные слова: «…много может усиленная молитва праведного» (Иакова 5, 16). Однако эти слова – лишь вершина айсберга, ведь автор посвящает молитве несколько стихов. Он напоминает о молитве в разных ситуациях – в страданиях, радости, болезни и конфликтах. Причём все они подчёркивают одно обстоятельство – огромную духовную нужду человека!

Более того, Иаков не останавливается на этом обетовании о силе молитвы, но развивает эту тему, приводя ободряющий пример пророка Илии (Иакова 5, 17–18). Зная это, мы более внимательно посмотрим на вторую половину стиха 16, чтобы твёрдо уяснить, что молитва призвана напоминать нам о нашей духовной нужде и Евангелии, и мы не имеем права игнорировать её. Молитва расцветает тогда, когда мы смиряемся перед Богом, глядя на себя с точки зрения Его истины. Другими словами, этот текст напоминает нам о том, что молитва – это не что иное, как путь к получению благословений, путь к духовному преображению, путь к постоянному напоминанию  Благой вести самому себе.
 

Важные вопросы

Изучая Священное Писание, мудрые христиане уже давно заметили, что «молитва – это установленный Богом способ принятия благословений, которые уже принадлежат нам во Христе Иисусе». Кроме того, «жить без молитвы – значит жить без Бога, без Христа, без благодати, без надежды и без Неба», а значит, и без благословений, и без изменения сердца, и без преображения души. Когда же мы начинаем размышлять об этом, у нас должно возникнуть два вопроса.

Во-первых, нужны ли нам вообще какие-либо перемены? Осознаём ли мы глубокую нужду в преображении души? Ответ на этот вопрос следует искать в своём сердце. Ведь Евангелие постоянно побуждает нас бежать от серой, посредственной жизни, протекающей в суете и эгоизме, и стремиться к жизни, посвящённой Богу. Тогда в чём же заключается это преображение? Прежде всего в том, что наше греховное, эгоистичное, амбициозное, гордое сердце становится способным и готовым служить Богу и Церкви Христовой. Оно проявится и в добром влиянии на других посредством благочестивого характера. Оно поможет выйти из застоя, начать заботиться о людях, побудит исследовать Евангелие и нести его другим. Оно приведёт и к решению наших жизненных проблем и трудностей во взаимоотношениях. Оно выразится в стремлении искать славу Божью, явленную через наше благочестие и служение.

Во-вторых, мы можем задать себе вопрос: «А разве мы не молимся?» Подумайте, осознаёте ли вы нужду в преображении вашей молитвенной жизни. Прислушайтесь к словам автора многих замечательных книг Джона Райла: «В христианской жизни нет более пренебрегаемой обязанности, чем личная, уединённая молитва». В свете этой опасности нам важно проверить, горит ли наше сердце пламенной молитвой. В этом нам помогут несколько вопросов:


Насколько искренне наше общение с Богом?
• Характерны ли для нас постоянство и стабильность в молитве?
• Выражено ли в ней стремление к покаянию, сокрушению и изменениям в духовной жизни?
• Справляемся ли мы с жизненными трудностями посредством упования на Бога?
• Какое влияние мы оказываем на других? Являем ли мы им пример молитвы?

Понятно, что о молитве легче говорить, нежели стабильно практиковать её. Однако мы не имеем права жить без неё, поскольку она тесно связана со Словом Божьим, производящим в нас перемены.

Итак, чтобы понять, каким образом молитва напоминает нам об Евангелии и ведёт к спасительным переменам нашего сердца, нам нужно, с одной стороны, понять её суть, а с другой стороны, увидеть, во что мы её иногда превращаем. Поэтому мы вернёмся к пятой главе Послания Иакова и обратим внимание на пять характеристик молитвы, ведущей к духовным преобразованиям и отражающей правильный взгляд на Бога и на себя.


Молитва, угодная Богу

Первая характеристика молитвы лучше других помогает нам понять её суть и найти ответ на вопрос «почему я не молюсь?» Говоря «много может усиленная молитва праведного» (Иакова 5, 16), Иаков подчёркивает, что молитва выражает нашу зависимость от Бога. И хотя в Писании есть множество синонимов для обозначения молитвы (например, прошение, мольба, ходатайство и т. д.), а в стихах 13–18 появляются разные греческие слова, которые в Синодальном переводе передаются одним словом «молиться» или «молитва», в конце стиха 16 Иаков говорит о молитве, которая напрямую связана с нашей зависимостью от Господа.
 
В своих рассуждениях о силе молитвы Иаков обращает внимание читателей на любопытный парадокс. Он заключается в том, что самая великая сила присуща молитве самых немощных людей, осознающих свою нужду. Таким образом, автор послания указывает на саму суть молитвы – это горячее и искреннее обращение к Богу, можно сказать – вопль к Нему. Другими словами, Иаков говорит о молитве, которая свидетельствует о нашей нужде и зависимости от Бога.
 
Следует отметить, что весь смысловой отрывок в конце пятой главы послания ясно свидетельствует об этой нужде. Именно она выходит на первый план, когда случаются злострадания (стих 13) или приходит болезнь (стихи 14–15). Именно она побуждает молиться об исцелении (стих 16) или Божьем вмешательстве посредством дождя, как в случае с Илией (стихи 17–18). Стих 16 венчает наставления Иакова мощной обобщающей формулировкой, суть которой предельно ясна. Перед нами предстаёт такая картина: нужда заставляет нас осознавать свою зависимость, которая, в свою очередь, побуждает нас к молитве-прошению! Направляя нас к Богу, молитва становится ярким напоминанием об Евангелии, которое изобличает нашу постоянную духовную нужду!

Поэтому молитва, ведущая к духовным преобразованиям, – это не вымогательство у Бога, не попрошайничество и не диктовка Господу своих условий! Напротив, молиться – это значит подчинить свою жизнь Его воле, склониться перед Его всевластием, открыть для себя Его отцовскую любовь и радоваться ей. Если мы верим, что Божьи пути совершенны, что Он творит всё во благо любящих Его, то не будем представлять себе молитву как попытку остановить строгую Божью руку, или попытку упросить Бога сделать то, чего Ему делать не хочется. Прежде всего, это бесполезно, а, кроме того, это показывает, насколько неверно мы судим о Боге.


Опасность формализма

Более того, молитва – это не абстрактное явление или формальные слова! Молитва – это выражение нашей нужды и воззвание к Небесному Отцу. Поверьте, перейти к формализму очень легко. Нужно лишь твердить давно знакомые слова и фразы без боли или радости в сердце. Достаточно повторять сухие, не пропитанные слезами, ничего не значащие слова. Вы замечаете, что нам особенно трудно молиться, когда наше сердце не наполнено духовными переживаниями и мы не живём Божьим Словом?
 
Наконец, молитва – это не победный клич самодостаточного человека! Скорее, молитва заканчивается там, где начинается наше гордое «Я»! Проследите за собой, и вы увидите справедливость высказывания:  «Наши ‘’моё, мне, для меня’’ проявляются так сильно, что мы просто не хотим приближаться к Богу настолько близко, чтобы чувствовать зависимость от Него и быть поглощёнными Его любовью… мы приближаемся к Богу, и у нас возникает желание остановиться, сделать шаг назад и остаться жить в болоте, но зато в своём».
 
Не удовлетворяйтесь пребыванием в своём «любимом» болоте, ведь именно «молитва возвращает ваше мятежное сердце в подчинение Богу, заставляя вас отвлечься от себя и сосредоточиться на Нём».

Итак, возвращаясь к тому, с чего мы начали, отметим, что молитва – это выражение зависимости от Бога. Иначе говоря, «молитва – это открытое признание того факта, что без Христа мы не можем ничего». Молитва – это осознание своей немощи в личной жизни, в служении Богу и в отношениях с людьми. Молитва и смирение – это неразлучная пара! Поэтому Иаков и напоминает: «Посему и сказано: “Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать”» (Иакова 4, 6).

 Всё это должно заставить нас приостановиться и задуматься о том, что молитва напоминает нам о нашей постоянной духовной нужде. Но действительно ли мы осознаём её? Действительно ли мы знаем на практике, что значит нуждаться в Боге? Как это осознание отражается на нашей молитве?


Незабываемый урок

Наш любящий Отец помогает нам не забывать о нашей духовной нужде. Мне запомнилось на всю жизнь, как однажды Он совершил особую работу над моим сердцем.

Как-то я проповедовал о том, что мы очень ценим наше физическое зрение, но часто пренебрегаем духовным видением, потому что не любим Иисуса так, как должны, потому что не нуждаемся в Нём так, как должны. Это очень важная мысль! Но как проверить, применяю ли я проповедуемое мною Слово? Как Бог мог бы научить меня, «чтобы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным»? (1 Коринфянам 9, 27). Как Господь мог бы приучить меня, человека, обладающего по природе греховной и ленивой плотью, поднимать своё тело с кровати ранним утром, чтобы читать и молиться, чтобы представать перед Богом в нужде и зависимости, несмотря на то, каким тяжёлым был предыдущий день, какой тяжёлой была ночь, как я устал, и сколько сил было отдано детям, требующим моего внимания? Как научить меня на практике, что духовное видение дороже физического?

Спустя пару недель после той проповеди перед лицом моего сына, которому было на тот момент пять лет, разорвалась раскалённая «синяя лампа», и осколок стекла попал в левый глаз, нанеся проникающее ранение роговицы с выпадением радужки. Эта травма грозила ребёнку потерей зрения, не говоря уже о множественных поверхностных ожогах кожи шеи и лица. Поверьте, в тот момент меня не нужно было заставлять молиться! Я отчаянно нуждался в Боге и полностью зависел от Его милости! Поэтому я молился в ожидании бригады скорой помощи, которая приехала в течение тридцати минут, по пути в глазную больницу, в приёмном покое при осмотре дежурным врачом, у кровати уснувшего в пустой палате сына, в течение всей полуторачасовой операции на следующее утро и так далее! Вы спросите, почему я молился? Потому что я не мог иначе! Риск утраты, нужда в Боге и Его вмешательстве, полная зависимость от Него – они влекли меня к Господу!

Но для чего я рассказал вам эту историю? Чтобы напомнить, что чаще всего нас побуждает к молитве либо библейская истина, либо физическая беда! И мы настолько бываем неразумны, что пренебрегаем первым и дожидаемся второго!

Истина, которую мы должны осознавать, такова: мы находимся в огромной духовной нужде, которая превосходит по значимости все наши физические нужды! Однако проблема заключается в том, что нам бывает намного легче увидеть свою нужду в эпизодически возникающих жизненных трудностях, нежели постоянно осознавать, по сути, ещё большую духовную нужду. Так почему же многих из нас побуждают к молитве трудности, но не трогает постоянная величайшая духовная нужда во Христе?!


Рецензии