Аджимушкайские каменоломни

                Держись, не отступай,
                Держись, ты не сражён,
                Аджимушкай,
                Подземный гарнизон.
                (из песни)               
  Оборона Крыма в годы Великой Отечественной войны. Аджимушкайские подземные каменоломни, подвиг подземного гарнизона…Слова из песни и довольно скупые строчки в школьном учебнике истории. Понять и ощутить весь ужас происходившего там шесть месяцев ада…подземного, черного , ледяного, наполненного летающей по его бесконечным запутанным коридорам смертью. Весь – лучше никому и никогда! Но Память -  она привела меня в это место, жестоко обозначенное на карте Войны.
  Люди, судьбы, города и посёлки моей необъятной Родины. От многих ничего не осталось - смело их той страшной, пылающей лавиной... Пусть будет Память.
  Итак, довольно сухие факты: Аджимушкайские каменоломни – подземные тоннели в черте города Керчь ( названы по посёлку Аджимушкай), где со второй половины мая, до конца октября 1942 года часть войск Крымского гарнизона вела борьбу против немецких войск. Примерно 13000 человек -  мирных жителей и воинов спустились под землю, вышли по официальным данным - 48.
…Они ушли в сырой, холодный и скользкий на ощупь мрак подземелья в середине мая – тысячи мирных жителей с детьми, среди них были молодые женщины в самой прекрасной и счастливой поре цветения жизни - ожидания рождения ребенка.
  В эту пору на их земле уже отцветали сады, но земля ещё хранила запасы зимней влаги и готовилась отдать  щедрые плоды -  первую черешню, алычу,  синюю крупную и сочную южную ежевику, клубнику и шелковицу. Белые крымские улитки сонно сидели на травинках и стволах цветущего миндаля…
…Они спускались в свой Ад, ещё не зная, что уже не увидят родную землю, так похожую на цветущий Рай…
  Просьба экскурсоводов при спуске в катакомбы музея истории обороны Аджимушкая  – одеться теплее и не отходить от них, стоящих вплотную к посетителям с мощным фонарём в руке. Всего восемь градусов тепла  -  по ощущению гораздо холоднее, через несколько минут начинает бить дрожь - от  увиденного и услышанного тоже.
  Низкие закопченные своды, воздуха как будто не хватает, но понимаешь ,что через строго определённое время экскурсии тебя заботливо выведут на поверхность в ослепительно яркий крымский полдень. И ты вновь увидишь море солнца, раскалённую степь, ковыль, и уже совсем не далеко от этого места - настоящее море, с ласковыми кущами олив  на пляже. Счастье!
  А вот им, как мы теперь знаем, не суждено было больше  это Счастье.
На их долю выпали ежедневные бомбёжки, голод, почти полное  отсутствие  воды, немецкие газовые атаки … В постоянной духоте и смраде люди сразу не понимали, что происходит, просто падали замертво, задыхаясь, пытаясь разорвать одежду на груди, сделать ещё хоть один вдох…
  Сотни детских игрушек на подземном кладбище Аджимушкая. Родившиеся здесь младенцы никогда не увидели Солнца.
Подземный госпиталь. Здесь сходили с ума медсестрички от того, что раненым не хватало воды. Её просто не было. Каждая капля воды оплачивалась кровью. Солдатам с огромными трудностями удалось выкопать колодец и добраться до спасительной влаги, но и его разбомбили …
 Создавались даже специальные отряды «водоносов», которые высасывали бесценные миллилитры с холодных камней, собирали их, сами умирая от жажды. Две столовые ложки –  такой была норма выдачи воды  раненным защитникам.
В конце октября  подземный гарнизон прекратил сопротивление. В руки гестапо были переданы лишь несколько уцелевших, полностью уже ослепших  героев – защитников подземных чертогов смерти.
  Очень, очень холодно. Зловещая тишина, побледневшие в свете фонаря экскурсовода лица. Ровный, холодноватый, почти не окрашенный эмоциями её голос. Строго и чуть жестковато, смягчая интонацию и темп речи у детской братской могилы…  Пожалуй так и необходимо, чтобы не разрыдаться в этой страшной темноте подземелья, а стоять ровно, гордо и достойно отдавая долг нашей Памяти несгибаемым защитникам, женщинам и детям! Вечная Память!


Рецензии