Последний паровоз

Последний паровоз.
Увидеть это чудо техники еще работающим мне пришлось на кирпичном заводе около железнодорожной станции расположенной на улице Воровского. Наверное, это был один из последних паровозов, которые еще работали в стране. На снимке виден старинный паровоз под парами на территории кирпичного завода. 1. По рельсам уже давно бегали тепловозы, и даже электровозы, перевозившие грузовые, и пассажирские составы, поэтому увидеть обычный паровоз в рабочем состоянии было большой удачей. Тем более рядом с этим старинным монстром даже удалось увидеть перепачканный угольной пылью экипаж старинной машины. По какой причине я оказался со своими сыновьями на территории кирпичного завода сейчас вспомнить уже невозможно, но увидев здесь пыхтящего паром железного монстра я не удержался и сделал эту фотографию. Всю мою молодость такие машины возили меня в Марийские леса, а теперь их можно было увидеть только как статуи на пьедесталах, около крупных железнодорожных станций или на свалках. Конечно, прогресс не стоит на месте, и сменившие их тепловозы, работавшие на дизельном топливе развивали большую скорость, но все равно вырывавшийся из паровозной трубы дымок, иногда в безветренную погоду окутывающий идущие следом за ним вагоны запомнился на всю жизнь. Особенно интересно было ехать на медленно движущемся составе сидя на крыше вагона. Такая возможность появлялась после того как поезд проходил под пешеходным мостом в поселке Зеленый дол и въезжал на территорию Марийской тайги. Здесь сидевшие в вагонах Казанские туристы, вылезали на крышу вагона и ехали уже до места назначения сверху. Иногда правда, их пыталась согнать оттуда железнодорожная милиция, но все повторялось снова как только она исчезала из поля зрения. Кстати говоря, железнодорожная ветка от Зеленого дола до Йошкар Олы все еще  остается без контактных проводов, поэтому здесь таскают составы только тепловозы. После ухода в прошлое паровозов и сама железная дорога стала выглядеть по другому. Прежние деревянные шпалы сменились бетонными, и вдоль рельсов теперь нет той черной сажи которая прежде окрашивала все в черный цвет. Даже голыши, и щебень, которыми покрыта вся насыпь раньше были черные от сажи. Смешно смотреть современные фильмы о второй мировой войне, где по сюжету иногда показывают железную дорогу тех лет. Очень часто рельсы поддерживают железобетонные шпалы, которых естественно не было в то время. Да и вагоны в съемках используют более современные, где у колесных пар стоят современные подшипники, а не старинные буксы в которые необходимо было регулярно добавлять смазку. Не имея возможности использовать старинные вагоны, имевшие значительно меньший объем, в съемках все чаще мелькают более вместительные современные вагоны, как правило, даже обшитые железом, чего раньше просто не делалось. Да и стрелки теперь используют на железной дороге не ручные как раньше, а автоматические управляемые дистанционно. Ведь если старинная стрелка не оказывалась запертой на замок, то у подростков всегда появлялся соблазн перевести рельсы на другой путь, пустив эшелон туда, куда ему не нужно ехать.
              Использованные материалы.
1. Паровоз на кирпичном заводе, фото автора.      



          


Рецензии