Гл. 4. Мировое энергетическое хозяйство

Федосеева Г.А.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕФТЯНОЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ
(В НАЧАЛЕ III-ГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ)

ГЛАВА 4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА
БЛИЖАЙШИЕ 30 ЛЕТ


Основными потребителями нефти в мире являются, как известно, США, Япония и западноевропейские страны. США обеспечены собствен¬ной нефтью только на 50% и страна является одним из крупнейших импортеров нефти в мире. Хотя известно также, что США проводит активную политику консервации или замораживания разработки собс¬твенных углеводородных ресурсов, предпочитая ввозить их из-за ру¬бежа. Европейские страны, кроме Норвегии и Великобритании, в зна¬чительной степени, а Япония полностью зависят от импорта нефти. В то же время основной объем добычи нефти приходится на развивающи¬еся страны Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Азии, внутреннее потребление нефти в которых отно¬сительно невелико. Из числа промышленно развитых стран полностью или в значительной степени обеспечены собственной нефтью Канада, Великобритания и Норвегия. Из-за освоения ресурсов Северного моря западноевропейские страны уже покрывают около 27% потребностей в нефти за счет собственной добычи. Остальная часть потребностей покрывается импортом. Таким образом, сохраняется тотальная зави¬симость ПРС от импорта нефти из развивающихся стран, который в свою очередь зависит от политической ориентации и внешнеэкономи¬ческой стратегии правительств этих стран.

4.1. Политическая ориентация и внешнеэкономическая стратегия нефтедобывающих стран

Развитие мировой энергетики теснейшим образом связано и во многом определяется состоянием внутренней и внешней среды нацио¬нальных хозяйств, политической ориентацией правительств стран, участвующих в нефтяном бизнесе, их внешнеэкономической стратегией (см. табл.4.1.1 и 4.1.2).
 
Таблица 4.1.1

Политическая ориентация отдельных развивающихся стран  и их роль в мировой добыче нефти


Политическая позиция
С т р а н ы
П а р т и и
Т и п
м ы ш л е н и я Добыча нефти в % , от обще-мировой
1 2 3 4 5
I. Буржуазный реформизм Чили
Ямайка
Аргентина
Индия Радикальная партия
Народная национальная партия
Социалистическая конфедерация Аргентины
Индийский национальный конгресс компромиссный
компромиссный 0,02
--
0,9 (э)*
0,8
II.Национал-реформизм  идея    "третьего
    пути"

III.Националис-тическая позиция Коста-Рика
Перу
Венесуэла
Боливия
Эквадор
Сенегал
Тунис партия Национального освобождения
Перуанская апристская партия
партия Демократическое действие
Левое революционное движение
Социал-демократическая партия
Социалистическая партия Сенегала
Демократическое конституционное
Объединение компромиссный
компромиссный --
0,2
3,8 (э)
0,03
0,56
--
0,14
IY.Социал – демократи-ческая Малайзия
Эквадор
Колумбия
Мексика Партия демократического действия
Демократическая левая партия
Новая левая партия
Объединенная социалистическая партия компромиссный
компромиссный 0,96 (э)
0,56
0,72
4,9 (э)
*  Примечание: (э) - нетто-экспортер
Таблица 4.1.2

Внешнеэкономическая политика отдельных нефтедобывающих стран

Концепция экономического развития страны Пути достижения С т р а н ы Э ф ф е к т                (р е з у л ь т а т)
Путь "зависимой" модернизации при опоре на иностранный капитал или тесное единение национального и иностранного капитала (на основе концепции НМРТ) - политика "открытых дверей" для иностранного капитала при новой отрасле-вой направленности
- экономический рост и развитие – как результат
деятельности иностранных
компаний
- ориентация на произ-водство трудоемких, матери-алоемких, стандартизирован-ных изделий на экспорт
- благоприятствование инос-
транным инвесторам




- предоставление налоговых
льгот иностранным инвесто-рам
НИСы -

Сингапур
Тайвань  (0,001%)
Гонконг
Нигерия
(3,2% в н/д) Высокие темпы экономи-ческого роста при высоких социальных издержках
- заработная плата местной
рабочей силы низка: в 2р
меньше установленного про-
житочного миниума (увели-чение доходов местного
населения не происходит)

- неограниченное право перевода прибыли за границу
- право полной или частичной репатриации капиталов
Макроэкономическая структура политики:
- освобождение от уплаты
налогов в первые 2-5 лет
- ускоренная амортизация
- налоговые льготы - заработная плата иностран-ных специалистов и местных
чиновников идет на покупку
импортных товаров (мульти-пликатор роста доходов и сбережений не работает)
Заимствованные неокейнси-ан¬ские динамические модели роста не работают, так как нет экономических структур
Неоконсервативная концепция модель рыночного хозяйства М.Фридмана и А.Харбергера (США): создание идеальных условий для свободного предпринимательства - отмена контроля над ценами
- государственный сектор и государственное вмешатель-ство в экономику сводится к миниуму
- "протекционизм" в ВЭС сменяется политикой "открытых дверей"
- полное анулирование соци-альных прав трудящихся
- ориентация на внешний рынок
- полная либерализация ВТ
Чили (0,02%) - возврат национализирован-ных предприятий бывшим владельцам (местным и иностранным)
- приватизация государст-венного сектора
- урезание государственных
расходов
- сведены на нет формы и
методы государственного
регулирования (ставка бан-
ковского процента, отмена
прогрессивного налога на
доход)

- упор на конкуренцию инос-транного и национального капиталов
- гарантия неприкосно-венности иностранному капиталу
- развитие экономических связей с ТНК – важнейшая задача
(-) Результаты:
- рост инфляции (600%) в
первый год
- рост безработицы до 13,3%
(с 3% в 1973г. до 13,3% в
1975г.)
- ухудшение экономического
положения трудящихся
(к середине 80х г.г. 1/3
населения не имела посто-
янных источников доходов)
Возможность решения возник¬ших проблем ставится в зави¬симость от повышения конку¬рентности чилийской эконо¬мики на мировом рынке

(+) Результаты:
- высокие темпы экономи-ческого роста (в 1989г. – ВВП вырос на 8,5%; темпы инфляции снизились до 21,6%)
- выполнение долговых
обязательств
Общая прозападная ориентация, но с опорой на региональную и национальную солидарность
- сотрудничество и соучастие с развитыми странами

- "исламская солидарность" во внешней сфере при общей
прозападной ориентации

- прагматизм

- выполнение программ, сос-
тавленных при помощи западных экспертов (МВФ), планов экономического развития
Индия (0,8%)
Пакистан  (0,09%)
Арабские страны
ОПЕК (41,5%)

 
Таким образом, анализ материала, приведенного в таблицах позволяет говорить о наличии благоприятной для нефтяных ТНК тен¬денции к либерализации национальных хозяйств основной части неф¬тедобывающих стран мира.


4.2. Глобальные сценарии развития мировой энергетики на ближайшие 30 лет


На XIY Международном нефтяном конгрессе в Ставенгере обсуж-дались два возможных глобальных энергетических сценария развития нефтяного бизнеса  в зависимости от экономических и политических изменений в мире.

Первый сценарий под названием "Новые границы" предполагает высокий экономический рост, который ведет к росту потребностей в электроэнергии, особенно в развивающихся странах. Предполагается, что все виды энергетических ресурсов, включая возобновляемые бу¬дут пользоваться спросом. Опасения относительно загрязнения окру¬жающей среды от использования нефти, газа и угля будут сниматься посредством рыночных инструментов, использование которых приведет к снижению глобальной энергетической напряженности. Этот сценарий основан на концепции НМРТ и либерализации ВЭС развивающихся стран и ведет к созданию открытого глобального торгового режима, основ¬ные элементы и возможные последствия которых приведены в табл.1.3.1.

В "Баррикадах" рост энергетических потребностей предполага¬ется очень низким и локализованным, обостряется проблема бедного "Юга" и богатого "Севера", вопросы защиты окружающей среды решаются посредством государственного регулирования и обеспокоенность по поводу глобального потепления климата планеты приведет к воз¬можному возобновлению использования ядерной энергии в значитель¬ных масштабах. Этот сценарий основан на проведении странами поли¬тики активного протекционизма и соблюдения национальных интере¬сов. При этом страны в лице своих правительств или общественных организаций сопротивляются либерализации из опасения потерять со¬циальные гарантии для населения, утратить религиозные и культур¬ные традиции, лишиться традиционных отраслей промышленности.

4.2.1. "Новые границы".

По замыслу сценаристов, реформы "Новых границ" ведут к быст¬рому экономическому росту в странах, которые принимают их целиком и к высокому уровню спроса на природные ресурсы, включая энергию. Эти изменения не являются особенно заметными в несколько последу¬ющих лет, из-за необходимости длительного периода времени и тер¬пения, чтобы превратить идеи реформирования в реальное благосос¬тояние. Однако, примерно с 2000г. и далее начнет увеличиваться разница между низкими темпами роста в странах ОЭСР и высокими темпами в большинстве стран остального мира. Либерализация, по расчетам, ведет к увеличению темпов роста в размере 5 - 6% в странах, не принадлежащих к ОЭСР. Если запланированные темпы бу¬дут выдержаны, доля этих стран в мировом производстве к 2020г. могла бы составить ~ 70% (для сравнения - в 1992г. этот показатель составлял менее 50%).
Предполагается, что появятся новые возмож¬ности для торговли и инвестиций. Компании из развивающихся стран вступят на глобальный рынок, и многие традиционные отрасли промышленности в богатых странах исчезнут, в то время как они ра¬зовьются в бедных странах. Другими словами, предполагается переме¬щение трудоемкого, энергоемкого и тяжелого производства в разви¬вающиеся страны, в то время как страны ОЭСР намерены сохранить за собой роль координационного центра. Эти изменения имеют огромное значение для энергопотребления.

В соответствии со сценарием, количество транспортных средств в мире к 2020г. удвоится. И хотя дальнейшее развитие мировой эко¬номики увеличит глобальное потребление энергии, в целом его при¬рост будет медленнее, вследствие повышения эффективности ее ис¬пользования. Возрастающая конкуренция, быстрая передача техноло¬гии и снижение государственных дотаций на энергию приведет к вы¬пуску и использованию более экономичных видов транспортных средств и сбережению электричества. Либерализация и возросшее энергопотребление приведет к дальнейшему развертыванию тяжелой промышленности в таких странах как Россия, Китай и Индия. В бога-тых странах услуги и отрасли промышленности, основанные на инфор-мационных технологиях вытеснят более энергоемкие производства.

Подсчитано, что в "Новых границах" потребность в нефти к 2020г., включая газовый конденсат, превысит 110 млн.барр./день. Более половины этого поступит из стран - членов ОПЕК, в которых затраты на производство нефти довольно низкие и вырученная от продажи энергоносителей значительная прибыль позволит сделать капвложения в новые производственные мощности. Рост потребления энергоресурсов, как уже отмечалось ранее, предполагается, в ос¬новном, в развивающихся странах, создавая более диверсифицирован¬ный рынок нефти. Предполагается, что в "Новых границах" состояние международных отношений на Ближнем Востоке будет менее напряжен¬ным. Производство нефти, таким образом, будет расти и к 2020г. поддержание приемлемого соотношения запасов к добыче потребует разработки более дорогостоящих ресурсов, таких как тяжелая нефть и газоконденсат. Это не может быть достигнуто без реального роста цен на нефть, но не более 25-30 долл./барр.

В 90х г.г. потребление газа растет более быстрыми темпами, чем потребление какого-либо другого вида топлива. Это обусловлено эффективностью и чистотой его использования. В развивающихся странах спрос на газ значительно возрастет, особенно в тех стра¬нах, где имеются местные ресурсы. В "Новых границах" международ¬ная торговля газом возрастет частично за счет строительства но¬вых международных газопроводов, доставляющих газ с Ближнего Вос¬тока и из Латинской Америки на международный рынок.

Уголь все еще имеет перспективу использования в "Новых гра¬ницах", хотя спрос на него в Европе и Северной Америке снизится, вызванный сокращением ассигнований на охрану окружающей среды. Од¬нако во многих богатых углем районах развивающегося мира, он ос¬танется дешевым природным топливом. Результатом борьбы за оздо¬ровление окружающей среды будет использование более чистых техно¬логий, поощряемое Мировым банком и другими международными органи¬зациями.

Во многих странах, общественное мнение настроено против ядерной энергетики и существующие заводы ликвидируются быстрее, чем возникают новые. Однако, если предположить, что глобальное потепление климата продолжится, возобновление использования ядер¬ной энергии, вполне допустимо. Хотя маловероятно, что производство ядерной электроэнергии в 2020г. превысит уровень 1990х г.г.
Мир в "Новых границах" - является средой для технологических инноваций в плане развития производства возобновляемой энергии. Значительное снижение затрат можно достигнуть при использовании энергии ветра, биомасс и, особенно, фотогальваники.
И наконец, несколько слов о том, какими средствами предпола¬гается осуществить задуманное. "Новые границы" содержат много элементов изменений, но одним из них будет высокая степень пе¬рестройки традиционных отраслей промышленности при условии интен¬сивной конкуренции, дерегулирования и технических нововведений. Предполагается, что монопольное положение государственных нефтя¬ных компаний будет разрушено. На сцене возникнут новые конкурен¬ты, часто агрессивно настроенные компании, раскалывая свои собс¬твенные (в настоящее время либерализованные) внутренние рынки. Границы между нефтяной и газовой отраслями и электроэнергетикой будут условными и возникнут новые альянсы компаний.

4.2.2.  "Баррикады"

Для "Баррикад" характерно, что в 1990х годах производство и спрос на энергию в большинстве стран мира будет расти примерно такими же темпами, как и в 80х г.г. Хотя в течение нескольких лет основные производители продолжат наращивать производственные мощности, чтобы гарантировать договорные позиции в квотах ОПЕК. С окончательным возращением Ирака на рынок нефти, в предстоящей де¬каде появятся вполне достаточные добывные мощности. Цены на нефть останутся предметом ежедневной дискуссии среди стран - членов ОПЕК. Это усугубляется отсутствием решения основных проблем Ближ¬него Востока, таких как Палестинский вопрос, этнические и религи¬озные разногласия. Политическая нестабильность осложняется конф-ликтами, вызванными на Ближнем Востоке неразберихой среди новых республик бывшей советской Центральной Азии. Военные расходы беспрецедентно превышают нефтяные инвестиции в бедных валютой и небезопасных государствах Залива и предполагается, что к концу декады дальнейшие инвестиции в нефтяные мощности совсем прекра¬тятся.

В первые годы XXI века, мир быстро перейдет от ситуации из¬бытка предложения энергоресурсов к ситуации потенциального дефи¬цита. Спрос на нефть возрастет до уровня, который поглотит излиш¬ки производственных мощностей стран ОПЕК. Вследствие низких цен на нефть и недостаточных доходов, производители с середины 90хг.г. не смогут инвестировать средства в развитие новых нефтя¬ных месторождений. Ближний Восток снова становится политическим и военным "трутнем".  В  такой  ситуации  проблема нефтеобеспечения станет главной для США, которые стали чрезвычайно зависимы от им¬порта нефти.

В сценарии "Баррикады" предполагается, что в определенный момент времени после 2000г. вновь возникнет конфликт на Ближнем Востоке, который приведет к новому нефтяному кризису. Кризис, возможно, и кратковременный, но цены на нефть за короткое время вырастут до уровня 40 долл./барр. и более. Дефицит предложения может продлиться несколько недель или месяцев, вызывая колебания мирового нефтяного рынка. Такая ситуация окажется довольно тяже¬лой для нефтепотребляющих стран мира и может иметь глубокие пос¬ледствия. Кризис инициирует новую позицию Правительств и потреби¬телей, которая условно называется: "Энергия - это плохо". Можно отме¬тить три основные элемента позиции:

- беспокойство относительно снижения экономической безопас¬ности крупных энерго-импортирующих промышленных стран: США, Япо¬нии, Европы. Это имеет отношение к импорту нефти и газа;
- беспокойство относительно окружающей среды, особенно в результате эксплуатации транспортных средств и глобального потепле¬ния климата;
-"шок" сам по себе и сопутствующее ему нарушение привычного образа жизни вследствии нестабильности поставок энергоносителей.
Ожидается реакция быстрая и решительная: энергоимпортирующие страны постараются освободить себя от зависимости от импорта энергоносителей путем принятия мер по регулированию энергопотреб¬ления:
- законов, предписывающих энергосбережение;
- правил и предписаний, способствующих дальнейшему развитию экономичных энерго-транспортных технологий и содействие использо¬ванию таких транспортных средств;
- поддержка строительства ядерных электростанций;
- поощрение производства биотоплива;
- более высокие налоги на нефть и газ, особенно на импортные.
Результатом такой политики будет ограничение спроса на нефть и газ в странах ОЭСР и сокращение их потребления в наиболее важ¬ных секторах экономики, например, в транспортном. Общий спрос на нефть не восстановится, несмотря на то, что цены упадут до их "предшокового" уровня. Новый "виток энергетической игры" даст мощный импульс для конкуренции между различными источниками энер¬гии. Энергия ядра и возобновляемые источники энергии, обладают определенным преимуществом перед традиционными т.к. наиболее кон¬курентной их характеристикой является локальность, т.е. энергия может быть произведена внутри любой страны, более или менее неза¬висимо от внешнего мира. Таким образом, развитие ситуации на ми¬ровом энергетическом рынке по сценарию "Баррикады" - не очень благоприятный вариант для международных нефтяных и газовых компа¬ний.

Низкие цены на нефть в 90х г.г. создают неблагоприятную финансовую среду и инвестиционный климат для компаний, занимающихся нефтяным бизнесом в условиях возрастания расходов на новое произ¬водство и повышенных политических рисков. После кризиса будет наблюдаться стремление развитых стран к нефтяному самообеспече¬нию, которое будет сопровождаться увеличением денежных ассигнова¬ний на разведку и добычу углеводородов, предпочтительно отечест¬венными нефтяными компаниями. США как основной участник "игры" на мировом нефтяном рынке будет стремиться к развитию собственных новых производств.
Вариант "Баррикады" более благоприятен для потребления газа, чем нефти вследствие его экологичности. США будут ассигновать развитие газодобычи, чтобы заменить потребление нефтяного топли¬ва в транспортном секторе.

Будущее угля в этом сценарии меняется в зависимости от реги¬она. "Зеленые лобби" будут оспаривать его использование во многих странах ОЭСР несмотря на значительные инвестиции в технологии и оборудование по очистке среды. Для стран, имеющих внутренние ис¬точники угля, его дальнейшее использование будет естественным. В целом, эти факторы ведут к умеренному росту мирового спроса на уголь в пределах рассматриваемого в сценарии периода.
Перспективы использования ядерной энергии в XXI веке будут зависеть от состояния общественного мнения относительно глобаль¬ного потепления климата. Возможности использования энергии солнца и биомассы - велики, однако их время наступит позднее.

4.3. Решение проблемы  охраны окружающей среды в альтернативных сценариях будущего развития мировой энергетики
.
Для рассматриваемых сценариев общей является проблема охраны окружающей среды. Но методы ее решения - разные: "Новые границы"
- способствуют решению проблемы экономическими методами; в "Бар-рикадах" - посредством законов и государственного регулирования. Проблема бедности также актуальна. Бедные страны озабочены чисто¬той питьевой воды, санитарией, перенаселением городов, смогом от сгорания дров, угля и уничтожением лесов для отопления жилищ. Эти проблемы могут быть решены путем создания более здорового образа жизни, ведущего к инвестициям в строительство домов и инфраструк¬туры и возможности заплатить за менее грязное топливо. Этот про¬цесс, как предполагается, будет более благоприятен в "Новых гра¬ницах" наряду с общим экономическим ростом, вытекающим из реформ либерализации. Реакция в "Баррикадах" будет медленнее.

Богатые страны в настоящее время обеспокоены уровнем излуче¬ния, качеством воздуха, пересмотром стандартов, биологическим разнообразием и проблемой озоновых "дыр". Эти и другие проблемы могут быть предметом длительной тревоги, но в любом случае, эко¬логические проблемы богатых стран отличаются от тех, которые ха¬рактерны для бедных. Заботы богатых - менее ощутимы и имеют более долгосрочную природу.

Нереально ожидать от богатых и более развитых стран заботы об экологии беднейших стран в той же мере, как и относительно их собственной окружающей среды. Подразумевается, что чрезвычайная бедность постепенно преодолевается в результате проведения поли¬тики, обозначенной в "Новых границах", и достигается решение мно¬гих локальных проблем, связанных с окружающей средой, включая загрязнение воздуха и воды, и внимание развивающихся стран будет направлено в сторону сегодняшних проблем богатых стран, таких как выделение СО2.

Решение экологических проблем посредством рыночных механиз¬мов ведет, по оценке английских специалистов, к более высокому качеству управления энергопотреблением и защитой окружающей сре¬ды, т.к. они более эффективны в экономическом плане, чем админист¬ративно-командные структуры. Российский ученый М.М.Голанский пришел к прямо противоположному выводу. Основываясь на положении, что систему рыночного самоуправления можно признать эффективной и саморазвивающейся только в случае, если рост производительности труда должен вести к: 1) росту выпуска продукции на душу населе¬ния и 2) падению доли экономической деятельности, а ожидаемое в мире с 1995 года падение первого показателя в связи с экологичес¬ким истощением свидетельствует о том, что время экономического саморазвития безвозвратно ушло в прошлое и наступает век регули¬руемой экономики . Далее он делает интересный вывод, что придется отказаться от рыночного саморегулирования и перейти к администра¬тивно-командным методам управления экономикой, т.е. перейти от частной собственности к общественной.

Лишь таким путем, по мнению М.М.Голанского, удастся переориентиро¬вать НТП на спасение биосферы.  Справедливость того или иного вы¬вода можно проверить только на практике.

4.4. Перспективы участия России в международном нефтяном бизнесе в свете двух возможных глобальных сценариев развития мирового энергетического хозяйства

Характер участия России и ее позиция в международном нефтя¬ном бизнесе в свете двух основных возможных тенденций развития мирового энергетического хозяйства будет зависеть в большей сте¬пени от развития политической ситуации и непредвиденных изменений в составе политической элиты. В случае победы националистических тенденций может измениться и внешнеэкономическая стратегия. В со¬четании с неблагоприятными внешними факторами, Россия, возможно, может "закрыться" вновь. Это означает, что в этом случае Россия, возможно, примкнет к группе стран, придерживающихся националисти¬ческих позиций и в зависимости от восстановления международного авторитета страны в Арабском мире, где сосредоточены основные нефтеэкспортеры, это явится толчком к развитию мирового рынка нефти по сценарию "Баррикады".

Отношения бывшего Советского Союза со странами ОПЕК долгое время были противоречивыми. Ставки в основном на продажу оружия вместе с игнорированием интересов ОПЕК, как показал опыт, себя не оправдали. В дальнейшем в отношениях со странами данного региона России следовало бы использовать факторы, которые образуют зону для взаимопонимания и взаимодействия. К ним относятся наличие в России и СНГ обширных зон распространения ислама и достаточно весомая позиция России в мировом экспорте энергоносителей.

Крупные нефтяные компании, несмотря на декларируемые намерения, не спешат инвестировать нужные суммы в модернизацию российс¬кого ТЭК и предприятия нефтеперерабатывающего комплекса. С целью снизить объем поступлений на мировой рынок нефти сырой нефти из России и тем самым еще более усилить свои позиции, наиболее влия¬тельные страны ОПЕК, такие, как Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, используя технологический потенциал, например, Южной Кореи и дру¬гих "драконов", могли бы инвестировать в российскую нефтеперера¬ботку. Россия в свою очередь, имея опыт сотрудничества по разра¬ботке нефтяных месторождений в странах Ближнего и Среднего Восто¬ка, могла бы на взаимовыгодных условиях принимать участие в добы¬че арабской нефти.

Вырабатывая тактику взаимоотношений со странами ОПЕК, России необходимо учитывать сложную геополитическую структуру этой организации.

В случае сохранения у власти сил, заинтересованных в продол¬жении политики либерализации в нефтяном секторе, возможно подклю¬чение России к мировому хозяйству по сценарию "Новые границы". Этому способствует уже достигнутое соглашение об участии России в Европейской Энергетической хартии  в качестве основного поставщи¬ка нефти и газа для Европы. Однако следует учесть и возможные последствия в отношениях с такими крупнейшими экспортерами нефти и газа, как страны ОПЕК, роль которых в хартийном процессе не яс¬на. Если соглашение будет выполняться в полной мере, то широко¬масштабный экспорт углеводородов из стран СНГ в страны ОЭСР су¬щественно возрастет, а это может серьезно дестабилизировать миро¬вой рынок нефти, со всеми вытекающими последствиями .

Необходимо подчеркнуть, что это лишь прогнозы и вероятность их осуществления в огромной степени зависит от непредвиденных обстоятельств.


Рецензии