Гл. 5. Финансирование нефтяной промышленности
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕФТЯНОЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ
(В НАЧАЛЕ III-ГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ)
ГЛАВА 5. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МИРОВОЙ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
5.1. Циклический характер развития мировой нефтяной промышленности
Традиционное исследование проблемы финансирования основопо-лагающей отрасли мирового хозяйства заключается в определении источников финансирования и оценке средств, необходимых для добычи нефти, в которой мир нуждается в настоящее время и в предстоящий перспективный период. Hефтяная промышленность всегда была капита-лоемкой. Разведка, добыча, переработка и распределение нефти и нефтепродуктов неизменно требовала больших объемов инвестиций.
Характер развития нефтяной промышленности - циклический по природе и решение инвестировать средства в ее развитие принимает¬ся тогда, когда условия рынка сигнализируют о возрастании дефици¬та нефти, цен на нее и возможности получить значительную при¬быль. Период между решением инвестировать средства и их возвратом значителен и может быть больше, чем 10 лет, т.е. возможность уве¬личения добычи нефти может выявиться только спустя 10 лет после начала ГРР. Увеличение предложения ведет, как правило, к низким ценам на продукцию и незначительным капитальным вложениям. Сбыт образовавшегося излишка продукции приходится на следующий 10-лет¬ний период. За последние 100 лет существовало 5 таких циклов, про¬должительностью от 20 до 22 лет.
Последняя часть этого цикла будет одним из периодов активи¬зации деятельности в нефтяной промышленности и проявится как рост дефицита нефти, который вызовет приток новых инвестиций. По оцен¬кам специалистов, требуемый на ближайшее десятилетие капитал в разведку и разработку месторождений углеводородов, составляет 1 трлн.долл. США или приблизительно 100 млрд. долл. в год. Эти рас¬четы основаны на прогнозном спросе на нефть и капитале, требуемом для обеспечения необходимых поставок.
В предыдущем цикле, период активизации финансовой деятель¬ности имел место во время глобального расширения экономической деятельности и значительным увеличением спроса на нефть. Беспре¬цедентное увеличение цен и экспансивная денежная политика того периода сформировали рынок, на котором маржа была значительна и обеспечила возможность финансирования.
5.2. Проблема дефицита капиталов на современной фазе развития мирового нефтяного цикла
В последние годы вопрос о развитии мировой нефтяной промыш-ленности принято связывать с проблемой так называемой "нехватки" капиталов. В настоящее время доступными для разведки и разработки стали новые нефтеносные площади в странах, которые и ранее были благоприятны для частных инвестиций, но сейчас, еще и поощряют приток иностранного капитала. Финансовые ресурсы национальных нефтяных компаний оказались недостаточными, чтобы обеспечить пот¬ребность в инвестициях. Но крупные международные банки опасаются финансировать энергетические проекты в развивающихся странах с тех пор, как многие из них потеряли большие суммы денег, одолжен¬ные нефтедобывающим странам в 70х - 80х г.г.
Более того, как только избыточные мощности по добыче нефти в мире будут полностью исчерпаны, потребуются значительные суммы новых инвестиций для создания дополнительных производственных мощностей. Низкие цены на нефть начиная с 1986г. до такой степени снизили приток капитала в нефтяную отрасль, что существует опасе¬ние относительно третьего нефтяного "шока" в конце 90х г.г.
млн.бар.\ день
долл. \ барр. млрд.долл.
рис. 5.2.1 Мировая добыча нефти, потребление, цены на нефть и капитальные вложения
Мощности по добыче нефти в мире за последние 10 лет возрас¬тали в среднем более медленными темпами, чем нефтепотребление (см. рис.5.2.1).Снижение капитальных вложений с момента "коллап¬са" цен на нефть в 1986г. обусловило замедление темпов прироста запасов и расширения производственных мощностей, а также их геог¬рафическое перераспределение. Инвестиции в "upstream" сектор, т.е. в разведку и разработку месторождений углеводородов, в 80х и начале 90х г.г. были недостаточны, чтобы поддержать необходимые объемы добычи нефти в течение длительного периода и обеспечить равновесие между спросом и предложением на мировом рынке.
Проблема предложения капитала тесно связана и во многом определена уровнем текущих цен на нефть, от которых зависит размер прибыли в нефтяном бизнесе и возможность расширенного реинвести¬рования. После "коллапса" цен в 1986г., капитальные вложения в добычу и разработку были значительно урезаны и наблюдалось серь¬езное уменьшение предложения финансовых средств в нефтяную про¬мышленность из внутренних источников.
Объемы капитальных вложений в "upstream" сектор были в неко¬торой степени восстановлены в начале 90х г.г., несмотря на низкие цены на нефть (исключая период войны в Персидском заливе). Сниже¬ние накладных и других эксплуатационных расходов компаниями раз¬витых стран позволило высвободить денежные средства для реинвестирования, возросли также заемные средства и доходы от продажи имущества в других сферах деловой активности. Некоторые страны - члены ОПЕК увеличили займы с целью инвестировать средства в неф¬тяной сектор, хотя они берут кредиты и по другим причинам - поли¬тическим, военным, социальным.
Несмотря на положительное воздействие этих усилий, уровень капитальных вложений в 1992г., основанный на цене нефти сорта Брент в размере 18$ за барр., оказался слишком низок, чтобы обес¬печить долгосрочные потребности в инвестициях. А более низкие це¬ны на нефть в конце 1993г. оказались еще более неудовлетворитель¬ными.
Проблеме "дефицита" капиталов придается большое значение в связи с географическим сдвигом центра производственного инвести¬рования от старых и наиболее освоенных площадей США и Северного Моря. Наблюдается увеличение доступности площадей в странах, ко¬торые в течение 70х и особенно в 80х г.г., были враждебно настро¬ены к иностранному капиталу. Такие разноплановые страны как Ал¬жир, Аргентина, Казахстан, Венесуэла, Вьетнам, Йемен и некоторые страны - члены ОПЕК на Ближнем Востоке сейчас активно поощряют иностранные инвестиции. Частный сектор промышленности в этих странах предоставляет огромные возможности для разработки углево¬дородов с более низкими затратами, чем в США и Европе.
Правительства стран с высокими потенциальными запасами нефти часто предлагают довольно выгодные условия контрактов с целью обострить конкуренцию между независимыми нефтяными компаниями, банками и другими финансовыми организациями за возможность выгод¬но вложить средства. Однако таких стран становится все больше и конкуренция между ними за скудные инвестиции становится интенсив¬ной.
Частные фирмы принимают решение о стране инвестирования на основе оптимального сочетания ресурсного потенциала, экономичес¬ких условий и политической стабильности с оценкой всех видов рис¬ков.
Глобальное перераспределение добычи нефти и газа, запасов и капитальных вложений в 1992г. показано в табл.5.2.1 Следовало бы подчеркнуть, что оценки суммарных капитальных вложений различны в зависимости от источников получения информации. Степень расхожде¬ния, а в некоторых случаях и точные данные, определить невозмож¬но. Опираясь на данные, приведенные на рис.5.2.1 можно опреде¬лить общую тенденцию развития на перспективу, что наиболее важно в данном случае. Основные показатели по добыче и инвестициям в табл.5.2.1 - ясны, и на первый взгляд, не удивительны.
Таблица 5.2.1
Мировая добыча нефти, запасы и капитальные вложения
в «upstream» сектор в 1992 году
Показатели ОПЕК «неОПЕК» БСС Итого
Добыча
нефть
газ
всего
млрд.барр.
млрд.барр.
млрд.барр.
9,6
1,7
11,3
9,7
6,7
16,4
4,4
5,1
9,5
23,7
13,5
37,2
Запасы
нефть
газ
всего
млрд.барр.
млрд.барр.
млрд.барр.
770
550
1.320
155
250
405
80
570
650
1.005
1.370
2.375
Капитальные вложения
млрд.долл.
15(?)
75(?)
90+
Затраты на добычу 1 барр.
долл./барр.
1,33
4,57
(?)
5.2.1. Состояние финансирования нефтяной промышлен-ности развитых стран
Хотя страны не принадлежащие к ОПЕК осваивают основной объем мировых капитальных вложений в "upstream" сектор, уровень добычи и запасов углеводородов остается за последние 5 лет почти неиз¬менным. Но и эта ситуация была бы невозможна без дополнительных усилий нефтяных компаний по снижению издержек, повышению эффек¬тивности производства путем применения новейших технологий, среди которых можно выделить, в частности, горизонтальное бурение, зна¬чительно повышающее коэффициент нефтеотдачи и снижающее издержки; новые типы платформ, дающие возможность добывать нефть и газ со дна океана с больших глубин и с меньшей численностью персонала; а также применение компьютерных программ и методов в нефте- и газо¬разведке. Использование новых технологий примерно втрое удешевило стоимость бурения эксплуатационных скважин на месторождении Прад¬хо-Бэй на Аляске. Рационализация процесса добычи нефти и его ор¬ганизации, применение автоматизированных технологий привели к сокращению удельных капитальных затрат на разведку и освоение но¬вых месторождений в британском секторе Северного моря примерно в 3 раза против уровня 1985 г.
Снижение издержек произошло и в "downstream" секторе нефтяного комплекса, т.е. в транспорте и нефтепереработке.
В целом, по оценке специалистов французского Института Неф¬ти, применение новых технологий позволит сократить издержки по добыче нефти в период до 2000г. на 30-50% от уровня затрат на до¬бычу жидкого топлива традиционными методами. Наряду с процессом технической модернизации производства, крупные нефтяные компании развитых стран совершенствуют свои организационные структуры, в частности, сокращая численность обслуживающего, управленческого и административно-технического персонала. Многие корпорации ликви¬дировали свои убыточные филиалы и другие активы, не относящиеся к нефтяной промышленности. Кроме того, с начала 80х гг. в нефтяном бизнесе наблюдался процесс слияний и поглощений, вызванный банк¬ротствами мелких и средних компаний, это привело к концентрации производства и капитала в отрасли.
Добывные мощности таких крупных месторождений, как Прад¬хо-Бэй на Аляске, Статфорд и Брент в Северном Море и других, ис¬тощаются и для их поддержания требуются довольно значительные суммы инвестиций. С целью сокращения издержек крупные нефтяные компании переориентировали свои стратегические интересы на более "дешевые" в силу ряда факторов нефтяные залежи за рубежом. Запад¬ные нефтяные корпорации, в особенности американские, проявляют повышенный интерес к нефтяным месторождениям Аргентины, Бразилии, Индии и других недавно либерализованных в налоговом и правовом отношении государств, с целью более прибыльного вложения капита¬лов.
Таким образом, принципиальная реакция развитых стран на "коллапс" нефтяных цен в 1986г. заключалась в географической пе¬реориентации инвестиций от зрелых площадей с высоким уровнем зат¬рат и снижении издержек производства. Кардинальный сдвиг в струк¬туре затрат, как полагают западные эксперты, был необходим т.к. с затратами на уровне 80х г.г. и их географическим распределением, возможно потребовалось бы 125 - 150 млрд.$ ежегодно, чтобы под¬держивать добычу в этих странах на прежнем уровне.
Если допустить, что на развитие нефтяной промышленности развитых стран будет тратиться в среднем на 75 млрд.$ в год боль¬ше, чем в 1992г., то эксплуатационные затраты должны быть на уровне 4.20 $ на барр. эквивалента нефти, чтобы укрепить ситуацию по добыче нефти в указанной группе стран (см. табл.5.2.1.1). И даже текущие затраты на возмещение запасов - в размере 5.40 $ - не яв¬ляются слишком высокими для выполнения этих задач. Однако, если дальнейшее снижение затрат не будет достигнуто, то абсолютный уровень добычи нефти развитых стран может снизиться и потребуется привлечение дополнительных 10-15 млрд.$ в год за счет внешних ис¬точников. Здесь, таким образом, намечена проблема "дефицита" ка¬питалов и для развитых стран.
Таблица 5.2.1.1
Потребность в инвестициях в «upstream» секторе стран «не ОПЕК»
Показатели Затраты на разведку, долл./барр.
$ 7 $ 5 $ 3
Потребность в капитале
(млрд.долл. в год) 125 90 50
Регионы Сев. Море
США Юж.Америка
Ю-Вост. Азия Зап. Африка
Бл. Восток
Для сведения:
1. 1992 год – Кап.вложения стран «не ОПЕК» - 75 млрд.долл.
2. Средние затраты на возмещения запасов
5.2.2. Состояние финансирования нефтяной промышлен-ности стран ОПЕК
Уровень затрат в странах ОПЕК составляет менее 1/3 от затрат развитых стран, это отражает значительные ценовые преимущества на Ближнем Востоке. Историческая и политическая почва такой эко¬номически иррациональной модели известна слишком хорошо.
В отличие от стран, не принадлежащих к ОПЕК, в подавляющем большинстве стран ОПЕК проблема заключается не в особом уровне требуемых затрат на разработку, которые в целом довольно низкие, но в чрезмерной необходимости получения нефтяных доходов для дру¬гих общенациональных целей. Во многих странах нефтяные доходы не¬сут финансовую нагрузку практически всех правительственных расхо¬дов. Как показано на рис.5.2.2.1, страны ОПЕК испытывали большой дефицит средств, исключая период войны в Персидском заливе. Они столкнулись с "дефицитом" капиталов, который даже возрос из-за необходимости создавать фонды для ликвидации дефицита правитель¬ственного бюджета, а не из-за инвестиционных нужд нефтяной про¬мышленности, хотя это часто изображается именно таким образом.
млрд. долл.
рис. 5.2.2.1 Сводный баланс стран ОПЕК (исключая Ирак)
Прибыль, полученная большинством национальных нефтяных компаний ОПЕК, созданных на корпоративной основе, до изъятия налога в пользу правительства, более чем достаточна для обеспечения их инвестиционных нужд. Чрезмерные государственные претензии на эти излишки эффективно маскируются высокими эксплуатационными расхо¬дами нефтяной промышленности ОПЕК.
Таким образом, правительства стран ОПЕК (в противоположность их нефтяной промышленности) ощущают серьезную нехватку капитала. Они, возможно, хотели бы привлекать 15-20 млрд.$ в год за счет внешнего финансирования, чтобы покрыть свой бюджетный дефицит за ряд лет.
Конечно, нет ничего необычного или изначально неправильного в таких способах финансирования бюджетного дефицита в период, когда страны перестраивают свои финансовые институты и диверсифи¬цируют свои национальные хозяйства. В этой ситуации для иностран¬ных финансовых организаций главная трудность заключается в том, чтобы заранее предвидеть конец "дефицита" в эпоху низких цен на нефть и отслеживать часто довольно ограниченные "не нефтяные" ис¬точники национального дохода. Политические и социальные факторы, влияющие на радикальную перестройку экономики делают проблематич¬ным излишнее доверие к национальной нефтяной промышленности со стороны иностранных инвесторов, которых беспокоит вопрос, будет ли устойчива социальная и политическая структура страны в период реструктурирования экономики, или существуют скрытые политические цели, которые будут достигнуты в течение этого периода, т.к. пос¬тоянные изменения в структуре затрат довольно болезненны для частного сектора иностранных фирм.
5.2.3. Финансовая ситуация в нефтяной промышленности России и стран СНГ
Бывшие социалистические страны и особенно бывший Советский Союз являются крупнейшими производителями нефти в течение многих лет. В последнее время, воздействие стран Восточной Европы на ми¬ровую нефтяную промышленность была ограничена, и они могли бы весьма успешно восприниматься как изолированная от мировых финан¬совых источников система. Тем более что западный мир сталкивался с относительно небольшим объемом чистого экспорта нефти из бывше¬го Советского Союза.
Очевидно, что Россия, республики СНГ и соответственно их нефтяная промышленность в настоящее время больше не являются гер¬метически закрытыми системами, и вместе с Китаем они включились в борьбу за западные инвестиции. По оценкам специалистов, необходи¬мы огромные финансовые средства чтобы модернизировать существую¬щее оборудование, ликвидировать ущерб, нанесенный окружающей сре¬де и инвестировать в новые проекты.
Новые независимые государства СНГ, испытывая острый недоста¬ток финансовых средств, пытаются привлечь большие суммы иностран¬ного капитала с целью решить экономические проблемы. Нефтяной бизнес является приоритетным с момента резкого сокращения госу¬дарственного финансирования развития национальной нефтяной про¬мышленности, результатом явилось резкое падение добычи нефти. Эксперты полагают, что необходимы значительные средства, чтобы остановить падение. К сожалению, западные инвестиционные институ¬ты, действующие в глобальном масштабе, уклоняются или, по меньшей мере, воздерживаются от серьезных финансовых вливаний в экономику бывших советских республик. Политическая неразбериха, нестабиль¬ная экономическая ситуация, и юридическая неустойчивость обеспе¬чивают, по их мнению, неблагоприятный инвестиционный климат для западных фирм, особенно, когда прогнозные расходы на разработку месторождений относительно высоки.
Однако и собственный российский капитал, по оценкам экспер¬тов, способен обеспечить большую часть расходов. Но остальные го¬сударства СНГ не обладают средствами, чтобы обеспечить развитие своей нефтяной промышленности и вынуждены искать помощи извне. Судя по соглашениям, которые западные фирмы заключают в Казахста¬не, Азербайджане и России, можно сделать вывод, что запланирован¬ные 5 млрд.$ западного капитала в год явно недостаточны для веде¬ния работ в полном объеме.
5.3. Современные источники и перспективы финанси-рования развития нефтегазовой отрасли
Наряду с преобладанием традиционной тенденции использования прибыли в качестве источника финансирования развития производства в одной фазе промышленного цикла, в другой фазе значительно воз¬растает роль внешнего финансирования. Это было особенно актуально в начале 80х г.г., когда большая часть инвестиций направлялась для развития нефтяного бизнеса стран ОЭСР, таких как США и ра¬йон Северного Моря.
Инвестиции в эти регионы были связаны с минимальным полити-ческим риском, компании имели доступ к большому числу националь¬ных и международных коммерческих банков, и к международному рынку капиталов. Легкий доступ к иностранному капиталу и его эффектив¬ное использование привели к быстрой и чрезмерной концентрации ка¬питалов в сфере нефтяного бизнеса в начале 80х годов. Привлека¬тельность американского региона в то время, объяснялась также крайне благоприятным налоговым режимом. Таким образом, предостав¬ляя крупные займы государственным нефтяным компаниям, банки и другие финансовые институты способствовали возникновению избытка капиталов в нефтяной промышленности в начале 80х г.г.
Середина 90х г.г. характеризуется высокой степенью финансо¬вой задолженности и успех компании (или страны), пытающейся стаби¬лизировать или расширить мощности по добыче нефти, возможно, даже в большей степени зависит от доступа к иностранному капиталу, чем прежде. В некотором отношении состояние нефтяного бизнеса в нас¬тоящее время является зеркальным отражением ситуации в начале 80х г.г., в смысле перспектив внешнего финансирования. Наблюдается некоторая "скованность" частных инвесторов вследствие сдвигов в географическом распределении их коммерческих интересов из старых, надежных, но ставших "дорогими" районов в промышленно развитых странах, по направлению к развивающимся с "трудным" финансовым и политическим профилем. В то время как развитые страны располагают значительными финансовыми ресурсами, существует их катастрофичес¬кий дефицит в развивающемся мире.
Пожалуй, получение капитала, необходимого для дальнейшего развития, станет проблемой и необходимы новые инновационные пути для того, чтобы получить доступ к рынку капитала и распределить риск, неизменно сопутствующий нефтяному бизнесу. Последнее явля¬ется причиной появления совершенно отличных от ранее существовав¬ших организационных структур внутри нефтяной промышленности, возникновения новых форм стратегических альянсов, как в области раз¬ведки, разработки и добычи углеводородных ресурсов, так и в об¬ласти их переработки и распределения.
По прогнозам специалистов, крупные интегрированные междуна-родные нефтяные компании, действующие на мировом рынке, сохранят свои позиции в конце этой декады нефтяного цикла, продолжат фи¬нансирование своих программ в разведку и добычу, и даже попытают¬ся увеличить размеры инвестирования с целью минимизировать неиз¬бежность разделения доходов от инвестиций с другими участниками рынка капиталов в потенциально прибыльный период нефтяного цикла. Так, например, компания "Оксидентал Мобил" ("Occidental Mobil") намерена распродать свое, не относящееся к нефтяному бизнесу, имущество и сконцентрировать эти ресурсы в разведку и разработку. Однако, увеличение риск-капитала до размеров, требуемых в этой декаде, фирмы найдут довольно трудным. В последнее время крупные международные нефтяные компании доминировали посредством управле¬ния, обладая мощными инженерными и техническими возможностями. На современном рынке, где доступ к кредитам и их возврат являются предметом возрастающего риска, управление осуществляется посредс¬твом финансовых и маркетинговых фирм.
Таким образом, вполне вероятно, что в ближайшем будущем в мировой нефтяной промышленности будут преобладать несколько круп¬ных фирм. Положение их укрепится не столько от их интегрированной природы и уровня технической оснащенности, сколько от способности " мобилизовать" капитал.
В настоящее время уже существует подтверждение процесса кон-солидации капитала в формах, которые удовлетворяют потребность в новых инвестициях. Такой опыт имеется в США. Стремление получить большую сумму прибыли, будет стимулировать заинтересованность да¬же крупных компаний в распределении геологического и странового (связанного с нахождением в данной стране) рисков между другими участниками нефтяного бизнеса. Вероятно, новые соглашения по раз¬ведке и разработке будут включать большую группу компаний, форма участия которых в процессе разведки и разработки месторождений углеводородов будет наиболее удобна и выгодна для всех участни¬ков.
Образование новых стратегических альянсов с целью распреде¬ления риска и привлечения инвестиций предполагает сотрудничество компаний не только в области разведки и разработки, но и в секто¬ре услуг и финансирования, что будет способствовать быстрому распространению новых технологий и инноваций. Финансовые посред¬ники станут наиболее важными партнерами в таких альянсах. Предпо¬лагается, что нефтяные компании будут брать на себя роль техничес¬кого партнера, перекладывая на финансовые организации ответствен¬ность по "мобилизации" капитала. В любом случае, организационная структура нефтяной промышленности претерпевает некоторые измене¬ния в сторону вертикальной интеграции в добыче и распределении углеводородов.
В последние две декады нефтяного цикла заметно подключение новых участников к транспортной и маркетинговой стороне бизнеса и небольшие специализированные фирмы предлагают широкий спектр ус¬луг во всех сферах нефтяного бизнеса. Если крупные нефтяные компа¬нии выберут полем своей деятельности только техническую сторону дела, они встретятся с трудностями по сохранению своих доминирую¬щих позиций. Возрастание конкуренции со стороны фирм, специализи¬рующихся в области услуг приведет к необходимости делиться с ними частью прибыли .
Для государственных нефтяных компаний также существует возможность получить финансовую помощь на рынке капиталов в различ¬ных формах. В частности, в тех странах, где экспорт значителен, соглашения типа Production Sharing предусматривают благоприятные возможности для привлечения риск-капитала, при этом национальные нефтяные компании выполняют функции контрольного органа от имени правительства. Различные модификации соглашения типа Production Sharing могут рассматриваться как путь распределения риска и возврата международного капитала. Имея возможность получить часть потенциальной ренты в виде ресурсов, инвестор тем самым обеспечи¬вает требуемый риск-капитал.
Такие страны, как Бразилия и Мексика сделали ставку на свои национальные нефтяные компании с целью иметь неограниченную моно-полию на разведку и добычу, сохраняя при этом собственность на ресурсы и привлекая общественные кредиты (прямые и непрямые) как источник риск-капитала. По мнению международных экспертов, реше¬ние правительств о недопустимости иностранных инвесторов в нацио¬нальную нефтяную промышленность, станет серьезным ограничением для будущего развития нефтяного сектора этих стран.
В тех странах, где рынки, в основном, внутренние (Аргентина, Бразилия, Индия), возможность получения денежных средств, как на внутреннем, так и на международном рынке капиталов будет зави¬сеть от политики правительства в области цен и внешней торговли. Страны с крупными внутренними рынками будут иметь некоторые преи¬мущества в привлечении капитала, а обладающие неразвитыми и не¬большими по размерам рынками и ограниченными экспортными перспек¬тивами сочтут этот период трудным для привлечения инвестиций и без существенных изменений в структуре отечественной нефтяной промышленности и путей ее регулирования, перспективы для новых поступлений капитала в сферу нефтяного бизнеса для них действи¬тельно не блестящи .
Необходимо отметить, что характер собственности на ресурсы оказывает огромное влияние на привлекательность нефтяного сектора экономики страны для инвесторов и возможность правительства полу¬чить необходимый для развития капитал. В более ранних циклах про¬мышленной экспансии, собственность на углеводородные ресурсы находилась, как правило, в частных руках. Крупные частные нефтяные компании могли присвоить значительную часть ренты с природных ре¬сурсов, которую они использовали впоследствии для финансирования своего развития. В настоящее время правительства многих стран за¬явили о государственной собственности на природные ресурсы и их интересы не всегда совпадают с тем, чтобы реинвестировать средс¬тва, средства от эксплуатации месторождений полезных ископаемых обратно в их дальнейшее развитие и наращивание мощности.
Более того, правительства настроены использовать эти средс¬тва на общественные нужды, рост которых трудно контролировать по политическим мотивам даже в периоды экономического благополучия и тем более в менее благоприятное время. В Мексике и Венесуэле, к примеру, финансовые трудности правительства решались за счет нап¬равления доходов от продажи нефти в госбюджет и все меньше воз¬можности оставалось для реинвестирования их в нефтяную промышлен¬ность. Это имело последствия для будущего развития национальной нефтяной промышленности, а в конечном итоге повлияло и на сокра¬щение государственных доходов.
80-е гг., как уже отмечалось, характеризовались существова¬нием излишка мощностей по добыче нефти, однако при этом наблюда¬лось глобальное падение хозяйственной активности в нефтяном сек¬торе. Компании продолжали делать ставки не только на рентные до¬ходы, но и на замораживание дальнейших капитальных вложений, не¬обходимых для поддержания добычи на определенном уровне. Для "Пермекс" ("Permex"), например, ассигнования в разведку и разра¬ботку составили в 1984 году свыше 3 млрд.дол. США, но снизились до 1,4 млрд.дол. в 1991 году, для "Петробрас" ("Petrobras") снижение бюджетных ассигнований выразилось в 2 млрд. дол. в 1991г. по сравнению с 4.2 млрд. дол. в 1982г. Но это не может продолжаться бесконечно. Ожидается, что образовавшиеся излишки мощностей будут окончательно исчерпаны в ближайшее время и любое повышение спроса на углеводородное сырье потребует новых инвестиций в разведку и разработку, а также текущих инвестиций в нефтеперерабатывающие отрасли .
Вопрос, таким образом, ставится так; кто возьмет на себя от-ветственность за принятие риска, связанного с финансированием требуемых инвестиций? До сих пор, риск принимался на себя получа¬телями ренты от эксплуатации природных ресурсов, преимущественно, правительствами, но в настоящее время они не способны использо¬вать эту ренту для реинвестирования в тех же размерах, как част¬ные компании. Поэтому источники финансирования могут быть разно¬образны.
Многие страны (Индонезия, Малайзия) допускают возможность участия международного венчурного капитала в форме совместных предприятий (СП). Некоторые страны (Индия) лишь начинают дви¬гаться по этому пути, другие (Бразилия, Мексика) только пости¬гают эту точку зрения, однако недостаток опыта ограничивает раз¬витие их нефтяных отраслей в этой декаде.
Крупные международные фирмы, обладающие значительными финан-совыми возможностями только тогда будут стремиться вложить свой капитал, когда будут уверены, что возврат капитала и прибыль со¬измеримы с риском. Даже в тех случаях, когда соглашения типа Pro¬duction Sharing дают возможность получить часть продукции, международные нефтяные компании могут настаивать на пересмотре условий соглашения, необходимость в котором, по их мнению, возрастает вмес¬те с увеличивающейся нестабильностью нефтяных рынков, одним из элементов которой является возрастание срока между решением ин¬вестировать средства в разведку и вступлением в фазу добычи, до 10 лет. Возможность для изменения условий соглашения относительно риска существует в тех странах, где затраты на ведение работ неп¬редсказуемы и правительства испытывают недостаток детальных све¬дений относительно нефтегазоносности площадей, предлагаемых для разведки и разработки. В этом случае, привлекая международный риск-капитал, правительства должны быть готовы получить меньшую часть доходов.
Изменения в собственности на ресурсы и перераспределение ренты имеют также определенное воздействие на финансирование раз¬личных секторов нефтяного бизнеса. В начале 70-х годов, интегри¬рованные нефтяные компании имели выбор, в какой части нефтяного бизнеса сконцентрировать свои средства, т.к. налоговый режим раз¬личных стран был менее обременителен в области разведки и разра¬ботки и более высоким налогом облагалась прибыль в области нефте¬переработки. Таким образом, изменение характера собственности на ресурсы и возможность проведения дифференцированной по подотрас¬лям налоговой политики позволяют правительствам нефтедобывающих стран регулировать приток инвестиций в различные сектора нефтяно¬го бизнеса.
Еще одним фактором, влияющим на приток капитала именно в нефтяной сектор экономики, кроме изменения характера собственнос¬ти на ресурсы и рассмотренной ранее многолетней проблемы, выража¬ющейся в циклической природе потребностей нефтяной промышленности в капитальных вложениях, является увеличившаяся конкуренция на рынке капиталов.
5.4. Краткий обзор мирового рынка капиталов и перспективы удовлетворения инвестиционного спроса нефтедобывающих стран в 90-е гг.
В последнее время мировой рынок капитала необыкновенно вырос и объединен на глобальной основе. Нефтяной сектор, который в пос¬ледние годы имеет привилегированное положение на рынке капиталов, тем не менее должен предложить более выгодные условия чем в прош¬лом периоде, не только для того, чтобы конкурировать на этом гло¬бальном рынке капиталов, но и вследствие осознанного риска, ассо¬циируемого с инвестициями в данный сектор экономики, возросшего в последнее время как по политическим, так и по экономическим при¬чинам.
Изменения охватили и внутренние рынки капитала отдельных стран, которые стали более либерализованными. Банковская система расширилась, стала более конкурентоспособной, в том числе и за счет привлечения сбережений населения, используя выпуск акций, облигаций, сертификатов и различных новых инструментов привлече¬ния капитала. Частный капитал имеет большие потенциальные возмож¬ности для финансирования и основные средства для следующего цикла расширения инвестиций в нефтяной сектор экономики должны посту¬пить именно из этого источника.
С развитием этого глобального и более конкурентного рынка ка¬питала, крупные корпорации и правительства имеют возможность по¬лучить капитал на более выгодных условиях. Большое число финансо¬вых институтов приняли на себя роль посредников между владельцами сбережений и инвесторами для того, чтобы увеличить доходы от сбе¬режений. Предполагается, что в ближайшее время обострится конку¬ренция не только за эти сбережения, но и за их владельцев и неф¬тяные фирмы озабочены поиском новых путей улучшения их доступа к риск-капиталу.
Глобальная финансовая система чрезвычайно мобильна, поэтому невозможно назвать фиксированную сумму наличного капитала. Деньги текут туда, где ожидается высокое вознаграждение за риск. Напри¬мер, если нефтяная промышленность в начале 80х г. потребляла око¬ло 15% общих капитальных вложений, то в настоящее время эта цифра упала до 3%, отражая изменения в способах страхования риска. Если проект предполагает риск, регулируемый экономическими методами, это должно привлекать инвесторов. Но в любом случае, приток капи¬тала будет зависеть от предполагаемых цен на нефть.
Ожидается, что проблема "нехватки" капитала в следующие нес¬колько лет будет решена крупными транснациональными фирмами. Сум¬марный неудовлетворенный "спрос" на капитал между ОПЕК, страна¬ми, не входящими в эту организацию и бывшими социалистическими странами, по прогнозам специалистов, может возрастать на 30 - 40 млрд.$ ежегодно сверх текущего уровня. В такой ситуации ТНК будут вынуждены играть роль "опоры" для стран, которые нуждаются в при¬токе инвестиций в течение нескольких лет.
Крупнейшие нефтяные компании скромно используют традиционный кредит. Они продемонстрировали относительно постоянный уровень заемного капитала, взятого под 20 - 25% годовых, за счет чего созданы небольшие финансовые ресурсы для независимых рынков капи¬тала. Крупнейшие европейские компании обычно широко используют заемный капитал, однако в настоящее время они стали более береж¬ливыми. Многие государственные нефтяные компании и большинство независимых фирм в большей степени зависят от использования кре¬дитов, часто с очень высокой ставкой процента (свыше 50%).
Соотношение между использованием кредита и собственными капитальными вложениями для крупных частных фирм показано на рис.5.4.1. В период сильного роста спроса в течение 60х г.г., и фазы интенсивных инвестиций в проекты Северного Моря и Аляски, частные фирмы сделали крупные займы. В середине 90х г.г. они, в основном, заплатили долги. Эта тенденция возобновилась 4 - 5 лет назад и финансовая "брешь" открылась вновь. Наблюдается увеличе¬ние спроса на проектное финансирование, возникают различные тех¬ники перевода финансового риска, особенно для крупномасштабных долгосрочных проектов совместных предприятий с иностранными участниками.
в процентах
1960 1970 1980 1990
рис. 5.4.1 Чистый заемный капитал группы крупнейших нефтяных компаний ( в % от кап.вложений )
Многие из стран, занимающихся нефтяным бизнесом столкнулись с проблемой огромной финансовой задолженности.
Положительный опыт Мексики и Аргентины за последние несколь¬ко лет показывает, что решение проблемы задолженности может быть найдено, но необходимо в индивидуальном порядке устранить факторы риска. Реформы, направленные на возрождение нефтяной промышлен¬ности Латинской Америки протекали в течение 10 лет и имели в ос¬нове политические изменения в стране. Таким образом, не следует ожидать быстрых перемен в странах этой категории и займы коммер¬ческих банков будут несколько сдерживаться до тех пор, пока ситу¬ация с политическим риском улучшится.
Ассигнованиям за счет маржи как наиболее гибкой формы созда¬ния необходимых денежных ресурсов для финансирования развития промышленности, брошен вызов со стороны крупных международных банков, которые занимаются финансированием энергетических проек¬тов. Оценка объемов финансирования в развивающиеся страны доволь¬но высока и характеризуется стабильным ростом за последние 5 лет, несмотря на перерыв, вызванный войной в Персидском заливе.
В то же время значительные суммы финансовых средств из Азии и Латинской Америки вернулись на кредитно-финансовые рынки. Как видно из рис.5.4.2, новые суммы займов резко выросли по сравне¬нию с уровнем 1982г., когда наблюдалось воздействие мирового кри¬зиса задолженности. Сегодня для коммерческих банков существует возможность дальнейшего увеличения портфеля займов под энергети¬ческие проекты.
млрд.долл. годы
рис. 5.4.2 Финансирование нефтяной промышленности за счет займов коммерческих банков (исключая Сев.Америку и Зап.Европу)
Станет ли Россия и другие республики СНГ постоянными клиен¬тами ведущих коммерческих банков зависит, по мнению западных экс¬пертов, от исхода внутренних политических и экономических реформ. Цель создания стабилизационного фонда МВФ , а также намерения Правительств США, Японии и Европейских стран предоставить гаран¬тии по кредитам, заключается в том, чтобы создать резервные средства для инвестирования. Однако риск, по их мнению, слишком велик, чтобы инвестирование средств в нефтяную промышленность России и СНГ стало возможным в полном объеме в настоящее время, особенно учитывая 70 млрд.$ до сих пор не выплаченного долга быв¬шего СССР.
Следовало бы еще подчеркнуть, что основные суммы капитальных вложений (см. табл.5.4.1) сосредоточены во внутренней среде разви¬тых стран, благодаря политическому контролю и другим факторам. Так, известные ТНК и крупные европейские фирмы продолжают осу¬ществлять крупные энергетические проекты в США и Европе. По оцен¬кам специалистов, не более 25% общей суммы капитальных вложений действительно возможны для инвестирования за пределами развитых стран.
Это говорит о том, что нуждающиеся в инвестициях для разви¬тия национальной нефтяной промышленности страны, и Россия, в частности, не должны рассчитывать на западный капитал, как на единственный источник финансовых средств. Необходим поиск альтер¬нативных источников финансирования и форм участия в международном нефтяном бизнесе. Причем ареной деловой активности для России должны стать не только отечественные нефтеносные площади, но и зарубежные, тем более что, имеется богатый опыт сотрудничества в Арабском мире. Из годового послания Президента России Федерально¬му Собранию следует, что ресурсы российского финансово-промышлен¬ного капитала столь велики, что нуждаются в новых сферах приложе¬ния не только в России, но и за рубежом . И в этом нет противоре¬чия. Необходимо привлекать как иностранный, так и отечественный капитал. Это естественный процесс, который все время наблюдался во всех развитых странах мира . Диверсификация производственных и финансовых ресурсов страхует возможные потери и убытки от хозяйс¬твенной деятельности вследствие ухудшения экономической конъюнк¬туры.
Таблица 5.4.1
Капитальные вложения в разведку и разработку
(«upstream» сектора) в 1992 году
Частный сектор млдр.дол.
Крупнейшие корпорации (6 сестер)
Крупнейшие корпорации США и Канады
Крупнейшие европейские фирмы
Независимые компании США
Другие негосударственные компании
Всего 22
15
12
7
7
63
Государственные сектор
ОПЕК
«не ОПЕК»
БСС
Всего 15
12 (?)
нет данных
90+
Итак, в заключение необходимо отметить, что сейчас мировая нефтяная промышленность вступила в такую фазу нефтяного цикла, в которой спрос догонит предложение. В этой фазе перспективы роста цен на нефть и прибыли будут стимулировать новые инвестиции. Од¬нако любое существенное увеличение цен снизит спрос на рынке на нефть и продукты ее переработки и стимулирует предложение нефте¬заменителей. Изменения в технологии и возрастание требований к чистоте окружающей среды подтверждают тезис о том, что природный газ все более и более становится альтернативой нефти как на сырь¬евом, так и на финансовом рынке. Принимая во внимание, что добыча нефти является высоко капиталоемким делом, развивающиеся страны, обладающие значительными ресурсами природного газа, рассматривают разработку этих ресурсов как более привлекательную альтернативу нефти. Однако нефть, по оценкам специалистов, не потеряет своего значения для развития энергетики и нефтехимии. Нефтяной сектор по-прежнему рассматривается как сфера приложения капитала.
Принимая решение о привлечении международного риск-капитала в той или иной форме, или рискуя за рубежом, Российское прави¬тельство и частные предприниматели могут опираться на богатейший мировой опыт, чтобы сделать процесс сотрудничества взаимовыгодным. Можно рекомендовать привлечение иностранных инвестиций не только со стороны специализированных международных нефтяных компаний, ко¬торые, как правило не располагают собственным риск-капиталом, или крупных финансовых организаций, которые в ряде случаев диктуют условия неприемлемые или обременительные для страны, но и со сто¬роны частных лиц. Создание в стране системы национального страхо¬вого законодательства, может содействовать привлечению из-за ру¬бежа частных инвестиций, в которых так нуждается российская эко¬номика и в первую очередь, ее нефтяной сектор.
Свидетельство о публикации №220031200126