Гл. 6. Риски и страхование в нефтяном бизнесе

Федосеева Г.А.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕФТЯНОЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ
(В НАЧАЛЕ III-ГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ)

ГЛАВА 6. АНАЛИЗ РИСКА, ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ИНВЕСТИРОВАНИЯ
И ПРИНЦИПЫ СТРАХОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ НЕФТЯНОМ БИЗНЕСЕ


Привлечение иностранных инвестиций в виде финансовых, техни¬ко-технологических, интеллектуальных, трудовых, исследовательских и т.д. ресурсов, создание международных консорциумов для реализа¬ции капиталоемких проектов в той или иной отрасли экономики явля¬ется общепризнанной мировой практикой. В соответствии с рассмот¬ренными ранее концепциями нового международного разделения труда принимающим странам с целью привлечения иностранных инвестиций настоятельно рекомендуется проведение политики "открытых дверей" и создание благоприятного внутреннего инвестиционного климата.

От этого во многом зависит размер и форма участия иностранного капи¬тала в экономике принимающей страны. Мировой нефтяной бизнес рас¬полагает многообразными формами международного сотрудничества в области разведки, разработки, добычи и распределения углеводород¬ных ресурсов.
Современный международный нефтяной договор или соглашение определяет условия, при которых правительство разрешает частным организациям исследовать и эксплуатировать принадлежащие госу¬дарству или нации углеводородные ресурсы. В различных странах имеется большое количество отличающихся друг от друга соглашений из-за того, что правительства часто меняют процедуру их заключе¬ния или приспосабливают условия к потребностям инвесторов.

Алжир, например, довольно часто меняют договорную политику, что не осо¬бенно привлекает международные нефтяные компании, а Турция - нао¬борот готова реагировать на личные потребности инофирм и считает это стимулом для инвестирования. В других странах существуют очень подробные законы и правила, которые делают условия всех ли¬цензий почти идентичными, как, например, в Великобритании. В Египте также нет необходимости в каждом случае долго обсуждать текст модельного нефтяного соглашения, хотя финансовые условия могут быть различны. Располагая подобными нефтяными законодатель-ствами, правительственные организации имеют возможность быстро обсуждать, осуществлять и контролировать нефтяные соглашения. Не¬которые страны имеют систему компромисса, при которой закон дает власти, ответственной за выдачу лицензий и заключение договоров, право на их осуществление на основе всевозможных директив. Эта система становится популярной в различных африканских и азиатских странах, а также в Венгрии и Польше.

Любому правительству, при определении стратегии в отношении иностранных инвестиционных компаний у себя в стране и коммерчес¬кой деятельности национальных нефтяных компаний за рубежом в спе-цифическом нефтяном секторе, необходимо оценивать сравнительные преимущества и недостатки различных договорных форм. Главные от¬личия в распределении экономических доходов от проекта в зависи¬мости от геологического, политического, информационного, юриди¬ческого и других типов риска, а также в степени самостоятельности управления процессом разработки нефтяного месторождения.

В данной главе представляется целесообразным рассмотреть различные типы риска, принципы страхования и системы реагирования компании на политический при инвестировании средств. Подход к проблеме общий, так как практически любая страна в лице своих на¬циональных компаний может выступать не только в качестве принима¬ющей стороны, но и как активный инвестор. Например, для России представляют несомненный интерес нефтяные ресурсы республик СНГ и Арабских стран, где уже наработан большой опыт сотрудничества в нефтяной отрасли и возможны новые контакты в изменившихся услови¬ях.

6.1. Специфические виды риска, характерные для нефтяного бизнеса

Осуществление проектов инвестиций в любых сферах промышлен¬ной деятельности связано с различными видами физического и эконо¬мического риска даже в нормальных условиях бизнеса, не отягощен¬ных политическим и экономическим кризисом. Различают некоторые типичные виды риска:

- инфляционный, вызванный воздействием инфляции на стоимость сырья и материалов;
- валютный, отражающий эффект воздействия изменения валютно¬го курса на цены произведенной продукции и ее конкурентоспособ¬ность;
- конъюнктурный, связанный с изменением конъюнктуры мировых товарных рынков, например рынка нефти и нефтепродуктов, который будет возрастать по мере интеграции экономики России с мировой экономикой и введением конвертируемости рубля;
- коммерческий (маркетинговый), связанный с финансовыми убытками, которые могут возникнуть из-за возможной неплатежеспо¬собности покупателя;
- административный риск, возникающий в результате возможного воздействия правительства принимающей стороны на деловой климат страны при принятии новых законов о предпринимательской деятель¬ности, ограничивающих или тормозящих возможность частных иност¬ранных инвесторов действовать в прибыльной манере, а также воз¬можная национализация, экспроприация или запрещение репатриации дивидендов обуславливают требования частных инвесторов определен¬ных гарантий от правительства о защите их имущества и страховании такого рода рисков;
- политический риск, может быть вызван угрозой массовых вол¬нений, беспорядков, забастовок, войн, которые в конечном итоге приведут к потере имущества и финансовым убыткам;
- естественный (природный) риск обусловлен возможностью ущерба, наносимого имуществу стихийными бедствиями, катастрофами, пожарами и другими чрезвычайными событиями;
- технический риск, сопровождаемый авариями, взрывами и дру¬гими повреждениями, вызванными нарушением техники безопасности или вследствие непредвиденных обстоятельств и другие.
Кроме указанных рисков, для нефтяной промышленности харак¬терны специфические виды риска, возникающие при осуществлении проектов разведки и разработки месторождений углеводородов в оп¬ределенном регионе, обусловленные особенностями объекта эксплуа¬тации (нефтегазоносные недра), их условно можно объединить под общим названием промысловые риски, а именно:

- возможность бурения "сухих" скважин;
- открытие запасов нефти менее крупных, чем ожидалось;
- резкое снижение добычи углеводородов вследствие изменения суточного дебита, вызванного причинами естественного и технологи¬ческого характера;
- риск, связанный с возможностью загрязнения окружающей сре¬ды и необходимостью ликвидации его последствий;
- изменение конкурентной инвестиционной среды, связанное с открытием новых крупных месторождений нефти и газа в районах с более благоприятными геологическими и экономическими условиями может вызвать снижение интереса к ресурсам данного региона, нап¬ример, Тюменского Севера, где по предварительным оценкам специа¬листов наблюдается усложнение горно-геологических условий и ухуд¬шение качества запасов.


6.2. Основы анализа риска с учетом специфики нефтяной промышленности

В зарубежной практике принято рассматривать аспекты осущест¬вления финансирования нефтяных, газовых и нефтехимических проек¬тов с точки зрения анализа рисков, количественного определения и финансирования рисков, контроля за рисками и перевода рисков. Су¬ществует специальная теория "Риск-Менеджмента". Впервые этот тер¬мин появился в 1956г., когда в Гарвардском "Business Raview" поя¬вилась статья, цель которой заключалась в обзоре наиболее важных принципов рабочей программы по Риск-Менеджменту, стратегия кото¬рого включала в себя четыре исключительные стадии в логическом порядке следования:

- установление риска;
- анализ риска;
- контроль за риском, программы финансирования риска и пере¬вода риска;
- выполнение программ.

В то время, как термин "Риск-Менеджмент" может быть относи¬тельно новым, цель его определена еще в работах Генри Файоля - "Отца Менеджмента" в 1916г., который определил ее как "сохранение имущества корпораций и граждан против воровства, пожара, наводне¬ния, забастовок, уголовных преступлений и всех видов общественных волнений или природных бедствий, которые могут угрожать прогрессу и даже жизни бизнеса... и, предусмотрение мер безопасности..." .

За последние 75 лет определение Файоля несколько модернизи¬ровано в части "организационных целей" и "процесса принятия реше¬ний", делая совершенно ясным то, что риск-менеджмент является важным аспектом принятия решения о страховании или самострахова¬нии при осуществлении инвестиционных проектов уже на стадии их финансирования. Таким образом, руководитель финансового отдела, принимающий решение инвестировать или не инвестировать капитал в осуществление проекта и предусматривающий меры по снижению или ликвидации риска, по существу является риск-менеджером корпорации или коммерческого предприятия. Особое внимание риск-менеджер уде¬ляет установлению и анализу риска, который включает следующие мо¬менты:

- стоимость риска; возможно ли осуществление проекта по це¬нам, заложенным в ТЭО?;
- риск окончания проекта в срок; будет ли проект осуществлен вовремя и в соответствии с деталями?;
- "ресурсный риск"; будет ли достаточным количество материа¬лов для успешного осуществления проекта?;
- технологический риск; возможно ли будет получить требуемый результат согласно проекту с использованием предлагаемой техноло¬гии по запроектированным низким ценам?;
- маркетинговый риск; возможность сбыта продукции, произве¬денной в соответствии с проектом по выгодным ценам, и платежеспособность предполагаемого покупателя, его финансовое положение;
- управленческий риск; имеется ли в руководстве проектом ре¬альное понимание его значения и воздействия на окружающую среду и людей и т.д.;
- риск возникновения катастроф или стихийного бедствия; это является предметом составления плана непредвиденных обстоятель¬ств.

Подход к анализу всех видов риска с позиции инвестора помо¬жет и принимающей стороне адекватно оценить инвестиционный климат в своей стране и без романтических отклонений выработать страте¬гию ведения переговоров при выборе форм сотрудничества и опреде¬лении условий соглашения, это позволит эффективнее провести пере¬говоры и пойти, в случае необходимости, на приемлемые для обеих сторон уступки.

Кроме того, предварительный всесторонний анализ существующих в стране рисков позволит верно выбрать партнера для взаимодействия, если учитывать, что в случае высокой степени рис¬ка можно делать ставку лишь на крупные фирмы, имеющие большой опыт внешнеэкономической деятельности или на компании, обладающие стратегическими преимуществами, например в области технологий, - они соглашаются на более высокий уровень риска.

Важно располагать информацией о стиле управления и управленческой философии руко¬водства компании: фирма может пойти на высокий краткосрочный риск с целью получения долгосрочных преимуществ на рынке, если она ориентирована на быстрый рост своих активов и завоевание новых рынков. Такая стратегия характерна, прежде всего, для крупных ТНК, для которых риск является побочным результатом их глобальной стратегии.

6.3. Оценка инвестиционного климата в стране

Анализ риска обычно осуществляется одним из четырех спосо¬бов:
1. Метод "больших поездок" (grand-tourmethod), который осно¬ван на сборе информации непосредственно, в изучаемой стране (ре¬гионе). Достоинство этого метода заключается в том, что аналитики получают возможность изучить ситуацию на месте, а недостаток - в поверхностном характере получаемой информации и в ее дороговизне. Однако в сочетании с другими методами это помогает определить на¬иболее важные моменты риска для их последующего детального анали¬за.

2. Метод получения информации "из вторых рук", т.е. от экс¬пертов со стороны, имевших дело с изучаемой страной (регионом). Недостаток этого метода состоит в субъективности и устарелости части информации, достоинство - в возможности предусмотреть над¬вигающиеся изменения. Такую информацию представляют и консульта¬ционные фирмы.

3. Количественный подход, базирующийся на статистических и математических многовариантных расчетах, в том числе с использо¬ванием множественной регрессии, фактического анализа, линейного программирования и других.

4. Дельфийский метод, который представляет собой набор прие¬мов, с помощью которых группа специалистов прогнозирует развитие событий, разбирая набор и удельный вес факторов, определяющих бу¬дущее страны (региона).
Часто применяется оценка ситуации в стране (регионе) по бальной системе, когда каждому фактору дается оценка в баллах . Схема проведения оценки приводится в табл.6.3.1.

Таблица 6.3.1

Оценка ситуации в стране

Ф а к т о р ы    ( у с л о в и я ) Кол-во баллов
1 Политическая стабильность:
- Очень стабильна в долгосрочной перспективе
- сильные политические трения
- продолжающиеся беспорядки
- большая вероятность смены режима ( 2 – 18 )
18
8
4
2
2 Экономическая стабильность:
- стабильный и быстрый рост
- умеренный и стабильный рост
- медленный рост экономики и инфляции
- экономическая стагнация с высокой инфляцией
- экономический крах ( 0   - 16 )
16
14
10
6
0
3 Валютная стабильность:
- свободно конвертируемая стабильная валюта
- СКВ и сравнительно стабильная валюта
- слабеющая валюта
- ожидаемое обесценение валюты
- гиперинфляция и последующая девальвация ( 2 – 14 )
14
12
8
6
2
4 Условия перевода капитала и прибылей:
- свободный перевод, не требующий предварительного разрешения
- свободный перевод с предварительным разрешением
- ограничения и задержки в переводе
- жестокий валютный контроль
- активное блокирование переводов ( 2 – 12 )

12
10
8
6
2

5
Защита технологии:
- сильно защищаемые патенты и товарные знаки
- сильное, но противоречивое патентное законодательство
- защита при условии регистрации патента и товарного знака на месте
- слабая защита
- отсутствие защиты ( 2 - 10)
10
8

6
4
2
6 Отношение к иностранным инвестициям:
- очень положительное при ориентации на рыночную экономику
- положительное плюс льготы
- иностранные инвестиции поощряются неактивно
- разрешены лишь отдельные виды иностранных инвестиций
- полное враждебное отношение к иностранным инвестициям ( 0 – 10 )

10
8
6
4
0
7 Ограничения и льготы в рамках системы регилирования инвестиций:
- очень либеральные и положительные требования
- система избирательно положительная
- система избирательно ограничительная
- сильные ограничения на собственность и перевод капитала и прибылей
( 2 – 12 )
12
10
6

4
8 Культурное взаимодействие:
- открытая культурная среда
- умеренно открытая культурная среда
- культурная и избирательная среда
- необходимость комплексного культурного взаимодействия, эгоцентричная культура
- враждебное отношение к иностранному ( 0 – 8 )
8
6
4

2
0
ИТОГО  (количество баллов) ( 2 – 100 )

Принимающей стороне также важно иметь свою собственную оцен¬ку ситуации в своей стране. Это позволит определить необходимый диапазон уступок, на которые целесообразно согласиться при заклю¬чении соглашения о сотрудничестве с иностранной компанией, а так¬же для выбора оптимальной формы сотрудничества с целью сделать национальную инвестиционную среду более привлекательной для ин¬вестора и в то же время не подвергать себя неоправданным убыткам.
С целью адекватной оценки ситуации у себя в стране и в дру¬гих странах целесообразно использовать как отечественные, так и зарубежные источники информации. Перечень возможных источников с кратким содержанием публикуемой информации и систем оценки раз¬личных типов рисков дается в табл.6.3.2.
 
Таблица 6.3.2

Источники информации о рисках


Ф и р м а Характер издания, периодичность издания Количество
Стран
Х а р а к т е р     и н ф о р м а ц и и
 1. "Фрост энд
 Салливэн" ежегодные отчеты
 ежемесячные записки более 80   Политические полуторагодичные и пятилетние прогнозы:
- оценка шансов (в процентах) правящих режимов остаться у власти на исследуемый период;
- шансы конкурирующих политических сил прийти к власти;
- вероятность политических беспорядков;
- оценка риска для перевода капитала и прибыли (по 12-ти бальной системе):
- для экспорта;
- для прямых инвестиций
 2. "Бизнес интер-
  нэшнл" -ежегодные страновые прогнозы на 5 лет
-ежеквартальные и полугодичные отчеты по странам
-сборник "Условия для инвестирования, продажи лицензий и торговли в зарубежных странах ~ 70 стран Оценка риска базируется на анализе 5 - 6 показателей (факторов) риска, оцениваемых по балльной системе и имеющих свой удель-ный вес (max сумма баллов - 100)
 3.
 "Интернэшнл
  рипорте" 1 раз в полгода
"Международный справочник по страновому риску"
(international country-
- risk quide) ~ 47 стран 3 группы рисков:
- политические (13 показателей);
- финансовые (5 покзателей);
- экономические (16 показателей)
Максимальная сумма баллов – 100
(для "идеальной страны")
 4. "БЕРИ"
 ("Информация о
 риске в деловой
 сфере") - годовые и пятилетние
прогнозы (для между-
народных инвесторов)
- 3 раза в год годовые и пятилетние прогнозы (для международных кредиторов)
- 3 прогноза по странам 48 стран
  50 стран
  30 стран Оценка по риску по 4 индексам:
- политический риск;
- текущая экономическая ситуация;
- возможности перевода капитала и прибылей;
- возможности получения прибылей
(Каждый индекс измеряется по 100 – бальной системе, на основе оценки специалистов с использованием компьютерной базы данных).

Анализ 3 индексов:

- способность страны выплачивать займы;
- комплексный показатель, характеризующий желание оплачивать займы, структуры долга, коррупция и компетенция управляющего слоя страны;
- комплексный индекс, отражающий социально-политические, экономические, финансовые и деловые условия в стране.
Анализ политики, экономики, финансово-кредитной системы и условий хозяйство-вания
 
Необходимо отметить некоторые недостатки указанных в табл.6.3.2 систем оценки риска. Подбор факторов (показателей или индексов) риска и оценка их удельного веса не всегда достаточно обоснованны, хотя в соответствии с методом "Дельфи" желателен мно¬гоступенчатый отбор и оценка факторов, а методы статистического анализа позволяют использовать для этого примеры из жизни изучае¬мой страны или схожих стран.

Более целесообразным представляется комплексный подход срав¬нения оценок риска, даваемых различными системами. Указанные сис¬темы нацелены на то, чтобы помочь потенциальному инвестору лишь на начальной стадии, особенно при выборе "подходящей" страны (ре¬гиона) и оценки существующего в ней риска, чтобы определить раз¬мер "страховой премии", которую инвестор должен заложить в стои¬мость проекта. Так, если уровень риска по стране составляет 90-100 пунктов (баллов), то инвестору не следует корректировать ставку дисконтирования, если этот уровень составляет 80-89 бал¬лов, то ставки дисконтирования целесообразно увеличить на 3 про¬центных пункта, а если уровень ниже 60 пунктов, то следует доба¬вить 11 процентных пунктов .

6.4. Методы количественной оценки и учета риска в инвестиционных проектах

Очень важным вопросом остается количественная оценка риска, которая на стадии предпроектных исследований и составления ТЭО производится на основе теории вероятности, использовании метода аналогий. Дается количественная оценка каждому из возможных нап¬равлений риска и вычисляется общий показатель по вариантам вложе¬ния средств, выбирается вариант с максимальным математическим ожиданием величины прибыли.

К методам оценки риска относят анализ чувствительности, в процессе которого устанавливается влияние всех факторов риска (например для нефтяной отрасли: непродуктивность части скважин, изменение дебита, цены и т.д.) при изменении их значений от ми¬нимального до максимального на показатель денежной наличности. На основе анализа определяются факторы, наиболее сильно влияющие на конечный финансовый результат. На основе этого составляются прог¬нозы отрицательного воздействия различных факторов и изыскиваются возможности для их устранения и вырабатываются решения, связанные с оптимальным риском.

Для уменьшения вероятных убытков, связанных с различными ви¬дами риска, иностранные партнеры при осуществлении инвестиционных проектов стремятся всемерно ускорить возврат расходуемых финансо¬вых средств, одним из способов которого является ускоренная амор¬тизация по максимально высоким, как правило, скользящим нормам, а также списание общих затрат в виде текущих некапитализируемых расходов.
Своеобразными способами учета повышенного риска, являются также увеличение нормы дисконтирования и сокращение срока возвра¬та капитала. Многие фирмы используют методы учета инфляции пос¬редством расчета затрат и денежной наличности на базе номинально¬го (действующего) доллара, а также в сопоставимых долларах оп¬ределенного года. Воздействие инфляции учитывается также с по¬мощью индексов цен. В большинстве случаев учет дисконтирования и влияния инфляции рассчитываются вместе, посредством умножения на коэффициент приведения k:


k =  _____1_____, ( 1 )
           (1+d+i)t-1

где  d- коэффициент дисконтирования (ссудный процент ), доли ед.;
i- темпы инфляции, доли ед.;
t- год вложения инвестиций.
Если экономика страны в которой предполагается осуществление инвестиционного проекта находится в условиях кризиса, целесооб¬разно использовать различные темпы инфляции, изменение которых прогнозируется на основе экспертных оценок, опыта и интуиции экс¬пертов .

6.5. Системы реагирования компании на политический риск и методы его снижения

Система реагирования компании на возможный политический риск при инвестировании средств может быть такова:

- оценка сущности и возможного изменения риска для компании;
- анализ стратегии компании и ее отношение к риску;
- организация в компании службы по оценке риска;
- анализ риска и выработка рекомендаций;
- учет этих рекомендаций при принятии решений.
Учет рекомендаций при принятии решений является наиболее сложной частью системы реагирования фирмы на возможный политичес¬кий риск (как при принятии стратегических, так и оперативных ре¬шений), особенно для компаний добывающей промышленности. Оценка риска используется компаниями при принятии решений типа "где" (выбор страны (региона) размещения капиталовложений), "как" (фор¬ма и способ проникновения на рынок) и "когда", а также после обос¬нования фирмы на избранном рынке, когда необходимо решать, следу¬ет ли расширять свою деятельность на этом рынке либо нужно пол¬ностью, или частично уйти с него.

С целью снижения политического риска в ходе принятия управ-ленческих решений могут использоваться следующие методы:

- уход от риска (наиболее распространенный метод) - состоит в том, что инвесторы воздерживаются от рискованных стран и проек¬тов;
- уменьшение риска на основе страхования риска силами самого инвестора (например через резервный фонд фирмы);
- страхование риска через страховые компании (доминирующий метод);
- диверсификация риска, основанная на рассредоточении порт¬феля зарубежных активов фирмы;
- предотвращение убытков и контроля.
Стратегия управления риском включает три основные момента, чтобы минимизировать воздействие установленного риска:
- количественное определение и учет риска;
- контроль за риском посредством предусмотрения физических мер, чтобы предотвратить или снизить риск (программа по технике безопасности);
- перевод риска посредством любого из двух путей:
- наложение контрактных обязательств на контрактора;  либо
- приобретение страховки.

6.6. Специфика снижения инвестиционных рисков при выборе форм инвестиционного сотрудничества в нефтяном бизнесе

В настоящее время не вызывает сомнения вопрос о целесообраз¬ности привлечения иностранных инвестиций в нефтяную промышлен¬ность с точки зрения финансирования ее развития.

Привлекая иностранный капитал для развития национальной неф¬тяной промышленности правительство принимающей страны имеет воз¬можность выбора формы взаимодействия с целью минимизировать спе¬цифические для нефтяной промышленности и традиционные виды риска, присущие любому инвестиционному проекту. Существующие в мировой практике типы нефтяных соглашений предусматривают различные усло¬вия и в плане распределения риска вложения капитала на различных стадиях освоения месторождений углеводородов, например риска не¬открытия запасов, бурения "сухих" скважин, открытия менее продук¬тивных месторождений.

Выбор формы привлечения иностранного капитала в нефтяной сектор экономики в плане минимизации указанных видов риска должен быть основан на имеющейся геологической информации, степени ее достоверности и категории открытых запасов. Чем ниже категория запасов и уверенность правительства в достоверности, обоснован¬ности и детальной проработке информации о геологическом строении нефтегазоносных недр, о находящихся в них нефти и газе, об усло¬виях разработки нефтяных и газовых месторождений, об иных качест¬вах и особенностях недр, тем выше вероятность указанных видов риска и возможных финансовых убытков для правительства. В этом случае желательно достижение договоренности с контрактором о зак¬лючении соглашения, предусматривающего принятие контрактором на себя риска в случае неудачи.

Такое условие содержится в соглашении о концессии, когда иностранный инвестор несет все издержки, связанные с пользованием нефтегазоносными недрами, и принимает на себя весь риск в случае неудачного открытия. Как предусмотрено в проекте Закона Российс¬кой Федерации о нефти и газе, лицензии на пользование нефтегазо¬носными недрами на условиях концессии выдаются преимущественно по районам с неустановленной нефтегазоносностью или со слабой геоло¬гической изученностью.

Условия контрактов о разделе продукции также предполагают принятие контрактором риска в случае неудачи при проведении ГРР (геолого-разведочных работ). Оба указанные вида соглашений пред¬полагают право на дальнейшее участие контрактора в процессе добы¬чи и распределения добытой продукции, что является своеобразной "наградой" за риск.

Заключение контрактов на условиях с распределением риска происходит, как правило, на стадии разведки на нефть и газ. Иностранный инвестор несет все издержки, связанные с геологичес¬кими исследованиями и разведкой на нефть и газ, принимая на себя риск неудачи. В случае коммерческого открытия, дальнейшую эксплу¬атацию месторождения полезных ископаемых осуществляет государство в лице своей национальной нефтяной компании или подрядной компа¬нии-оператора, возмещая при этом иностранному инвестору затрачен¬ный капитал с учетом ссудного процента, который оговаривается за¬ранее и дополнительных выплат за принятие на себя риска по раз¬ведке на нефть и газ.

Не принимая во внимание прочих общеэкономических условий вы¬бора формы привлечения иностранных инвестиций и не рассматривая преимуществ того или иного соглашения в части способа оплаты из¬держек контрактора, указанный вид соглашения с точки зрения мини¬мизации риска принимающей стороны целесообразно заключать с целью привлечения передовой технологии в области геологоразведки, а также своеобразного способа кредитования ГРР для создания опреде¬ленного "задела" разведанных запасов при условии отсутствия де¬тальных сведений о структуре запасов и средств для самостоятель¬ного проведения ГРР, а также наличия развитой сети нефтепромысло¬вого обустройства региона.

Если Правительство располагает достаточно достоверными све¬дениями о наличии запасов полезных ископаемых на уровне категорий С2, С1, А и В, требующих лишь детальной доразведки или некоторого уточнения, не сопряженные по предварительным оценкам экспертов с высоким риском, а также на стадии эксплуатации нефтяных и газовых месторождений с целью проведения ремонтных работ по восстановле¬нию бездействующего фонда скважин, обустройства месторождений, внедрения новых технологий и оборудования, оказания маркетинговых и менеджерских услуг, возможно заключение контрактов на услуги (сервисные контракты).

Необходимо сделать оговорку, что заключение подобного рода соглашений целесообразно лишь при устойчивом финансовом положении принимающей стороны, наличии валютных средств или конвертируемос¬ти национальной валюты для оплаты услуг иностранного контрактора по текущим ценам мирового рынка подрядных работ и услуг, если ус¬ловиями договора не предусмотрена частичная, реже полная оплата услуг иностранному партнеру углеводородами, добываемыми на обслу¬живаемых месторождениях, что производится по соглашению сторон.

Мировая практика имеет примеры создания стратегических аль¬янсов между участниками нефтяного бизнеса в лице национальных нефтяных компаний, международных фирм, финансовых организаций и торговых посредников с целью распределения риска, связанного с разведкой, разработкой, добычей, транспортировкой и распределени¬ем добываемой продукции. Такие альянсы могут существовать в раз¬личных юридических формах, в виде акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, комадитного товарищества и др., все они предполагают разную степень участия в риске и ответствен¬ности за результаты деятельности такого сообщества. Опыт сущест¬вования таких альянсов в плане распределения рисков требует более тщательного изучения и применения.

6.7. Принципы страхования инвестиционных рисков в международном нефтяном бизнесе

Другим способом перевода рисков, кроме наложения контрактных обязательств на другую сторону, без которого не может быть дос¬тигнуто финансирование проектов с ограниченными ресурсами, явля¬ется страхование, т.е. перевод риска с предпринимателя на специ¬альную страховую компанию. Между тем в России еще полностью не преодолена недооценка роли страхования, которая связана с тем, что государство раньше брало на себя обязанность о возмещении значительной части ущерба, наносимого хозяйству страны стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами и другими чрезвычай¬ными событиями. Необходимо создание надежной системы страхового законодательства, которое должно обеспечить нормальные условия для национального рынка, в частности рынка энергоресурсов, и ис¬ходить из того, что открытость национального пространства для иностранных страховых компаний привела бы лишь к оттоку валютных средств из России.
Зарубежный опыт показывает, что приобретение страхового по¬лиса становится гарантией безопасности от убытка или угрозы поте¬ри имущества в результате действия факторов, рассмотренных выше.

Страхование инвестиций обычно защищает инвестора против кон-фискации, экспроприации застрахованных инвестиций. Страхованием этих видов риска, а также невозможности репатриации дивидендов за границу и неконвертируемости национальной валюты наряду с другими более экзотичными рисками, занимаются в развитых странах три ка¬тегории страховых институтов:
- официальные страховые правительственные организации. Это: ECGD в Великобритании, COFA (Франция) и OPIC в США. Подавляющее число этих компаний или агентств страхуют от имени прави¬тельств, иначе обеспечены правительственными гарантиями;
- различные частные страховые компании, такие как "Lloyds" в Лондоне и "American International Group" (AIG) могут предложить полный ассортимент страхования, но очень ограничены в размерах страхования;
- международное агентство по гарантии инвестиций (MIGA), которое является подразделением мирового банка, осуществляет страхование инвесторов, которые являются держателями акций банка.

Прогнозировать ухудшение политической ситуации в любой стра¬не сверх срока действия приобретенного страхового полиса с какой либо уверенностью практически невозможно, поэтому страхователь пытается установить широкий спектр рисков и страхуя инвестиции в нескольких странах по всему миру. Поэтому если политические собы¬тия будут иметь место в одной стране, страхуемый успешно вернет свои средства, получив страховую премию где-либо в другом месте чтобы не подвергнуться убыткам.
Возможность такого страхования является ключевым элементом успешности осуществления программы иностранных инвестиций в эко¬номику страны. Многие из существующих официальных страховых агентств не в состоянии обеспечить страхование инвестиций в рос¬сийскую экономику по причине абсолютно беспрецедентных ее разме¬ров. Даже крупнейшая страховая компания политических рисков не сможет совершенно защитить более 200 млн.дол. инвестиций и при¬нять риск на себя без серьезного разбалансирования своего бюдже¬та.

С целью увеличения мощности страхования иностранных инвести¬ций в российскую экономику MIGA, Европейское Агентство Гарантии Инвестиций (EIGA) предложили новый подход, который предусматрива¬ет установление возможностей страхования инвестиций, ориентирую¬щихся на один регион, в данном случае на Россию. Для успешной ре¬ализации этого подхода необходима сильная поддержка российского правительства и российские инвестиции для обеспечения гарантии защиты прав для иностранных инвесторов. Посредством инвестирова¬ния в мощности страхования, по мнению международных экспертов, Россия будет таким образом среди первых, кто испытает финансовые последствия любых неблагоприятных мер, предпринятых против иност¬ранных инвесторов.

Что касается условий инвестирования в нефтяную промышлен¬ность, закон Российской Федерации о Нефти и Газе содержит некото¬рые гарантии о возмещении всех затрат иностранного инвестора, включая ссудный процент и премию за риск в СКВ в случае национа¬лизации предприятия с иностранными инвестициями по действующим в момент национализации ценам мирового рынка. Кроме того, иностран¬ным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов га¬рантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в иностранной валюте, полученных в связи с их инвестициями.

Таким образом, принимая решение о финансировании проектов в нефтяную промышленность, необходимо проводить всесторонний анализ и количественную оценку возможных рисков и разработку конкретных программ по ликвидации их последствий в случае возникновения ка-тастрофической ситуации. Совершенствование системы страхования, соответствующего страхового законодательства и разнообразия услуг вновь создаваемых национальных страховых организаций возможно при участии партнеров из стран с развитым страховым рынком. Оно будет содействовать привлечению из-за рубежа дополнительных частных ин¬вестиций.


Рецензии