Гл. 10. Иностранные инвестиции в нефт. промышленно

Федосеева Г.А.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕФТЯНОЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ
(В НАЧАЛЕ III-ГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ)


ГЛАВА 10. МИРОВОЙ  ОПЫТ  ПРИВЛЕЧЕНИЯ  ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТИЦИЙ В НЕФТЯНУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.


Привлечение иностранных инвестиций в виде финансовых, техни¬ко-технологических, интеллектуальных, трудовых, исследовательских и т.д. ресурсов, создание международных консорциумов для реализа¬ции капиталоемких проектов в той или иной отрасли экономики явля¬ется общепризнанной мировой практикой. В соответствии с рассмот¬ренными ранее концепциями нового международного разделения труда (см. гл.I) принимающим странам с целью привлечения иностранных инвестиций настоятельно рекомендуется проведение политики "откры¬тых дверей" и создание благоприятного внутреннего инвестиционного климата. От этого во многом зависит размер и форма участия иност¬ранного капитала в экономике принимающей страны. Мировой нефтяной бизнес располагает многообразными формами международного сотруд¬ничества в области разведки, разработки, добычи и распределения углеводородных ресурсов.

10.1 Основное содержание и типы международных нефтяных соглашений.

Современный международный нефтяной договор или соглашение определяет условия, при которых правительство разрешает частным организациям исследовать и эксплуатировать принадлежащие госу¬дарству или нации углеводородные ресурсы. В различных странах имеется большое количество отличающихся друг от друга соглашений так как правительства часто меняют процедуру или условия их зак¬лючения в зависимости от своих потребностей.

Алжир, например, довольно часто меняет договорную политику, что не особенно привлекает международные нефтяные компании, а Турция - наоборот готова реагировать на личные потребности ино¬фирм и считает это стимулом для инвестирования. В других странах существуют очень подробные законы и правила, которые делают усло¬вия всех лицензий почти идентичными, как, например, в Великобри¬тании. В Египте также нет необходимости в каждом случае долго об¬суждать текст модельного нефтяного соглашения, хотя финансовые условия могут быть различны. Располагая подобными нефтяными зако¬нодательствами, правительственные организации имеют возможность быстро обсуждать, осуществлять и контролировать нефтяные соглаше¬ния. Некоторые страны имеют систему компромисса, при которой за¬кон дает власти, ответственной за выдачу лицензий и заключение договоров, право на их осуществление на основе всевозможных ди¬ректив. Эта система становится популярной в различных африканских и азиатских странах, а также в Венгрии и Польше.

В мировой практике принято выделять следующие наиболее расп-ространенные типы нефтяных соглашений: концессии (известные еще как аренда, лицензия, разрешение); соглашение о разделе продукции (Production Sharing); контракты на услуги (риск контракты и конт¬ракты на обслуживание).

На наш взгляд, их не следует рассматривать как самостоятель¬ные формы ВЭС, и в соответствии с предложенной классификацией (см. гл.7), они являются лишь механизмом, определяющим взаимоотно¬шения Принимающей стороны (Правительства - как собственника недр, если это закреплено в законодательстве) и потенциального пользо¬вателя недр (инвестора) как иностранного, так и национального в процессе поиска, разведки и разработки нефтегазовых ресурсов. Хо¬тя указанные типы соглашений могут быть охарактеризованы с точки зрения критериев классификации и существуют практически на всех уровнях: МНК  - Правительство (международный уровень); СП - Пра¬вительство (национальный уровень); СП - СП (уровень предприятия и международный уровень одновременно) и т.д. В качестве хозяйствен¬ных субъектов международного нефтяного бизнеса выступают ТНК (МНК), совместные предприятия (СП), национальные (государственные и частные) нефтяные компании (ННК), которые могут быть охаракте¬ризованы с позиций критериев классификации ВЭС (см.  гл.7).

Совместное предприятие - наиболее распространенная в нашей стране, но не самая эффективная форма взаимодействия с иностран¬ным инвестором. Это не совсем договорная форма, скорее деловое соглашение, при котором иностранный вкладчик более тесно связан с местными органами власти и организациями. Ежедневное совместное управление предприятием и общий характер работы в принципе отли¬чается от других форм, прежде всего, практически невозможностью для инофирм самостоятельно определять стратегию коммерческого по¬ведения. Большинство международных нефтяных компаний предпочитают сохранять свой независимый статус в нефтяном бизнесе на террито¬рии принимающей страны и добиваются таких экономических и юриди¬ческих условий контракта, которые позволяют снизить риск и гаран¬тируют получение прибыли.

Переход к общемировой практике заключения соглашений на разведку, разработку и эксплуатацию природных ресурсов позволит Рос¬сии, занимающей (по оценке американской научно-исследовательской группы "Бизнес Риск Интернейшнл") в списке из 132 государств, опасных для инвестиций, 58-е место, а по оценке компании "ВР" на 3 квартал 1993 года Россия имеет 96 баллов из 100 возможных, за¬метно снизить минимально приемлемую для инофирмы норму возврата на инвестиции. Так, в ходе работы над контрактом с "Эльф-Акитен" (Франция) на разведку, разработку и эксплуатацию месторождений нефти и газа в Волгоградской и Саратовской областях на условиях раздела продукции выяснилось, что фирма готова пойти на минималь¬но приемлемую для себя внутреннюю норму возврата на инвестиции, равную 17%. Для сравнения: при подготовке технико-экономического обоснования создания СП "Тенгизшевройл" фирма "Шеврон" обосновала минимально приемлемую для себя норму возврата в 27,4%.

Утверждать однозначно, что 10-процентную разницу следует полностью относить на счет того, что договор с "Шевроном" строил¬ся на базе СП отечественного типа, а контракт с "Эльф-Акитен" на базе общепринятого в мире соглашения о разделе продукции - не пра¬вомерно. Но, значительную часть этой разницы следует все же от¬нести на счет именно этого фактора. Этот пример свидетельствует в пользу того, что привлекать иностранный капитал для освоения рос¬сийских нефтегазовых месторождений и "рисковать" за рубежом сле¬дует в соответствии с общепринятой в мире практикой.

Любому правительству, при определении стратегии в отношении иностранных инвестиционных компаний у себя в стране и коммерчес¬кой деятельности национальных нефтяных компаний за рубежом в специфическом нефтяном секторе, необходимо оценивать сравнительные преимущества и недостатки различных договорных форм. Главные от¬личия в распределении экономических доходов от проекта в зависи¬мости от геологического, политического, информационного, юриди¬ческого и других типов риска, а также в степени самостоятельности управления процессом разработки нефтяного месторождения.

10.2.  Концессии.

Суть концессии заключается в том, что Принимающая сторона предоставляет определенные права (на добычу/природные богатства) конкретному субъекту хозяйственной деятельности, уполномочив его вести разведку, а затем и разработку обнаруженных природных ре¬сурсов. В обмен на эти права субъект дает согласие выплачивать арендную плату, ройялти и налоги Принимающей стороне.
В США предоставляемые концессионеру права включают право собственности на запасы полезных ископаемых, в то время как в Ев¬ропе они являются неотчуждаемыми природными ресурсами и концесси¬онер/лицензиат приобретает в собственность лишь сырую нефть, на¬ходящуюся в скважине.

В настоящее время намечается важная тенденция, согласно ко¬торой предоставляемые права являются лишь разрешением на разведку и добычу, в то время как сама сырая нефть остается собственностью государства до определенного момента производства, после которого она становится собственностью лицензиата.

Основные характеристики концессии даны в таблице 10.2.1.

Концессионное соглашение может включать разрешение национальной нефтяной компании участвовать в операциях, на условиях подробно изложенных в лицензии. Могут быть включены положения о передаче ПС информации, о трансферте технологии, о подготовке и использовании местного персонала. Возможно включение требований об информировании ПС о выполнении обязанностей, связанных с опе¬рациями; решений, относящихся к управлению нефтяными операциями, включая разведку и добычу.
Самой привлекательной чертой такого типа соглашения является его гибкость и МНК обычно отдают им предпочтение.

Недостатки концессионного соглашения таковы:

Для нефтяных компаний:

- тенденция к усиленному надзору за операциями, на проведе¬ние которых была получена лицензия;
- возможность односторонних законодательных изменений, осо¬бенно фискальных, если они не были заранее оговорены.
Для ПС:
- традиционно такое соглашение не дает ПС возможности участ¬вовать в собственности на добытую нефть, что оставляет ей лишь пассивную роль. Хотя в настоящее время в соглашение вносятся по¬ложения, предусматривающие участие государства;
- требуется установление дополнительных платежей, чтобы уве¬личить прибыль до максимального уровня, как, например, премии при подписании контракта (когда будет обнаружена нефть, или когда ее добыча достигнет конкретного уровня), налоги на прибыль от неп¬редвиденных доходов и т.д.

 
Таблица 10.2.1

Сущность ( содержание )  нефтяных соглашений

Т и п   к о н т р а к т а О б я з а н н о с т и   и   п р а в а   с т о р о н
П р и н и м а ю щ а я   с т о р о н а И н о ф и р м а   ( Т Н К )
К О Н Ц Е С С И Я
Лицензия выдается на районы с неустановленной нефтега¬зоносностью или
со слабой геологической изученностью

Иногда и для районов с уже установленной нефтегазо-носностью
-контроль (периодические инспекции) представителей национальной нефтяной компании и горного надзора (ННК);



-в этом случае государство в лице ННК имеет право с началом промышленной разработки приобрести "долю меньшинства" (10-25%) в зависимости от  предшествующих затрат и эксплуатационных расходов (но без возмещения затрат на ГРР и подготовку к  ПР).

-право на разведку, транспортировку, экспорт и продажу углеводородов;
-право на всю добычу углеводородов в пределах территории, обозначенной в лицензии;
-несет все издержки связанные с поль-зованием недрами;
-принимает на себя весь риск в случае неудачи;
-при открытии ресурсов и их разработке выплачивает:
- ройялти;
- налоги на прибыль;
- платежи за право пользования недрами по нормативам в соответствии с Законом;
-пользуется недрами под контролем со стороны государства;


-нефть, находящаяся в скважине переходит в собственность к ТНК и она может свободно распоряжаться ею;
-оборудование остается собственностью ТНК.

КОНТРАКТ НА РАЗДЕЛ ПРОДУКЦИИ.

Лицензия выдается на районы с установленной и неуста¬новленной нефте-газоноснос¬тью

-право на 70% прибыльн.продукции до момента возмещения всех затрат пользователя;
-учет добычи и распределения продукции;
-держатель прав на добычу;
-контроль за разведкой и добычей;
-собственник добытых углеводородов.

-право на разведку,  добычу, транспор-тировку углеводородов, на экспорт и продажу своей доли продукции;
-несет все издержки по пользованию недрами;
-несет риск в случае неудачи;
-право на компенсационную часть продукции для погашения затрат (20- 40% от объема добычи);
-право на прибыльную часть продукции (30%) (до возмещения всех затрат);
-право на 15% прибыльной части (после возмещения затрат);
-выплата ройялти со своей доли продукции;


-выплата налога на прибыль (с прибыльной части);
-статус "подрядчика".

РИСК – КОНТРАКТЫ.

Лицензия на право ведения разведки на нефть и газ
-осуществляет добычу нефти и газа в случае удачной разведки;
-производит оплату издержек денеж-ными средствами;

(в России - возможно частичное, реже - полное возмещение затрат иностранного инвестора углеводородами).
-несет все издержки по геологическому изучению и разведке на нефть и газ;
-принимает риск, связанный с неудачей;
-получает от государства возмещение своего капитала со ссудным процентом;
-получает дополнительные выплаты за принятие риска по разведке на нефть и газ;
-иногда имеет право купить часть добытой продукции по текущим ценам мирового рынка.

СЕРВИСНЫЕ КОНТРАКТЫ.

(контракты на обслуживание)
Лицензия выдается как на отдельный вид, так и на комплекс работ:

В качестве партнера может быть:
- ТНК;
-не производит капвложений;
- разведка на нефть и газ;
- эксплуатация месторожде-ний;
- подземный ремонт скважин;
- восстановление бездейст-вующего фонда скважин;
- обустройство месторожде-ний;
- поставка новых техноло-гий и оборудования;
- маркетинговые услуги и т.д.

- любая нефтяная компания, обладающая лицензией на право пользования недрами;
-производит капвложения;
-несет риск неудачи.
-не принимает на себя риск в случае неудачи;
-получает оплату услуг денежными средствами по текущим ценам мирового рынка подрядных работ и услуг;
-по решению Правительства возможна частичная, реже - полная оплата услуг иностранному партнеру углеводоро-дами с обслуживаемых месторожде-ний;
-возможность приобрести часть получаемой с помощью его услуг продукции по ценам мирового рынка.

 
10.3. Соглашение о Разделе Продукции (Production Sharing)

По контракту о Разделе Продукции МНК осуществляет свои опе¬рации, имея статус подрядчика по отношению к держателю прав на природные богатства или добычу полезных ископаемых  (ПС или нацио¬нальная нефтяная компания). Доля продукции, получаемая МНК в со¬ответствии с соглашением о Разделе Продукции (СРП), с юридической точки зрения является платежом за услуги, предоставляемые подряд¬чиком ПС.

Характеристики СРП даны в таблице 10.2.1.

Основные привлекательные черты СРП для ПС таковы:

- соглашение дает ей более высокий уровень контроля над опе¬рациями МНК. Однако на практике СРП обычно управляется МНК, ком¬пании принявшей на себя риск.
Другая привлекательная черта такого типа соглашения носит скорее моральный оттенок, а именно: право собственности на нефть будет сохраняться за ПС вплоть до момента ее экспорта.

СРП завоевал значительную популярность среди нефтяных компа¬ний, в основном благодаря тому, что оно дает им надежный контроль над их долей продукции, а также им довольно часто приходится рас¬поряжаться нефтью, принадлежащей ПС. Таким образом, МНК в праве определить ее предназначение.

Ввиду постоянных колебаний цен на нефть, в настоящее время СРП могут включать финансовые положения, дающие возможность и МНК и ПС делить между собой риск, которому они подвергаются в процес¬се разведки недр. Как и в соглашениях о концессии, в СРП обычно включается положение об участии государства, хотя именно это по¬ложение подвергается резкой критике, так как является "двойным сбором". Постепенно СРП дает возможность ПС приобретать знания и передовой опыт в разведке и добыче нефти и в области маркетинга.

10.4.  Контракты на услуги.

Контракты на услуги бывают двух типов: Риск-контракты и контракты на обслуживание (или сервисные контракты).

При заключении контракта на предоставление услуг с риском, не распределенным между сторонами, на компанию подрядчика возла¬гается весь риск поисково-разведочных работ; она же должна обес¬печить все капиталовложения, необходимые для разведки и разработ¬ки месторождения. Если в установленные соглашением сроки не отк¬рыты коммерческие запасы нефти, контракт расторгается без возме¬щения подрядчику израсходованных им средств.

При обнаружении же промышленных залежей расходы инофирмы возмещаются принимающим государством (национальной нефтяной ком-панией) в течение согласованного сторонами периода после начала эксплуатации месторождения, причем с выплатой не только процента на инвестированный компанией капитал, но также и вознаграждения за риск (см. табл.10.2.1).

Открытое месторождение обычно обустраивает сама инофирма и, как правило, передает для эксплуатации государственной нефтяной компании. Но в редких случаях инофирма может сама разрабатывать разведанное и обустроенное ею месторождение. В качестве вознаг¬раждения за риск инофирма обычно получает преимущественное право на закупку в течение определенного времени у государственной неф¬тяной компании 20 - 50% добываемой на данном месторождении нефти по ценам на 3 - 10% ниже рыночных.
Выплаты инофирме зависят от уровня добычи, поэтому риск-контракты применяются, как правило, в странах с высокой ве¬роятностью обнаружения крупных месторождений нефти. И, может быть, именно поэтому география контрактов на предоставление услуг с риском, представляется значительно менее широкой, чем у концес¬сий или контрактов о разделе продукций.

Контракты "на обслуживание" (или сервисные контракты) явля¬ются наиболее широко применяемым типом соглашений. Даже в рамках концессий, соглашений о разделе продукции и на предоставление ус¬луг с риском, как правило, применяются чисто сервисные контракты, поскольку большая часть ныне действующих в нефтяной промышленнос¬ти соглашений являются генподрядными.

Поэтому, если вид соглашения определяется характером связи между генподрядчиком и принимающей стороной, то взаимоотношения между подрядчиком и генподрядчиком (который может быть как конт¬рактором, так и концессионером) и есть в большинстве своем чисто сервисные контракты.

По этому типу контрактов фирмы работают за четко фиксирован¬ное вознаграждение деньгами или нефтью и не несут риска поиско¬во-разведочных работ, даже если их выполнение входит в круг обя¬занностей подрядчика. Основные характеристики контрактов на обс¬луживание даны в таблице 10.2.1.
По контрактам "на обслуживание" иностранные подрядч
ики осу-ществляют самые различные виды работ: обустройство месторождений, обслуживание добычи нефти и газа, подземный ремонт скважин, восс-тановление бездействующего фонда скважин, выполнение управленчес¬ких функций, подготовку местного персонала, поставку новых техно¬логий, комплектного оборудования и его обслуживание.

Можно выделить следующие основные разновидности сервисных контрактов:
- поставки комплектного оборудования;
- строительство объектов "под ключ";
- строительство объектов на условиях "о наличной продукции" ("продукция в руки");
- строительство на условиях "рынок в руки" (соглашение о на¬личном рынке сбыта).
Поставки комплектного оборудования для обустройства нефтега¬зового месторождения довольно эффективно для обеих сторон, пос¬кольку поставки технологически связанного оборудования для заказ¬чика означает гарантию получения конечной продукции, в намеченных объемах, а для иностранной фирмы - расширенный рынок сбыта со¬путствующих технологий, инжиниринга, транспортных, строительных и прочих услуг, включая финансовые.

В зависимости от характера и объема предоставляемых услуг поставки комплектного оборудования осуществляются на двух уров¬нях. К первому, упрощенному, относятся поставки оборудования и технологий на базисных условиях "франко-объект". В этом случае расчеты по контракту могут осуществляться с оплатой за наличный расчет, с разбивкой платежей по этапам выполнения работ.

На более высоком уровне обязательств иностранной фирмы-пос-тавщика комплектного оборудования объем предоставляемых услуг значительно возрастает и их характер усложняется. Поставки осу¬ществляются на условиях "франко-объект", инжиниринговые услуги включают проведение монтажных работ, нередко пуско-наладочных ис¬пытаний поставленного оборудования. В отечественной внешнеторго¬вой практике 70-80-х гг. такой вид поставок комплектного оборудо¬вания получил название "технологическое содействие". Общая коор¬динация и управление ходом работ остается за принимающей сторо¬ной, иностранные фирмы не несут юридической и материальной от¬ветственности по обустройству объекта в целом, включая расчеты стоимости работ, так и их фактическое исполнение.

При заключении контракта на услуги на условиях сдачи объекта "под ключ", содержанием сделки является строительство и сдача за свой риск объекта подрядчиком заказчику, который должен объект принять и оплатить за него обусловленную цену.

Фирма-поставщик несет всю юридическую и материальную ответс-твенность за введение в действие полностью завершенного объекта, оборудование которого должно пройти все необходимые испытания и выдать гарантированные характеристики.
Ответственность заказчика в лице государственной нефтяной компании в этом случае сводится к обязательному созданию необхо¬димых условий для строительства и обеспечению части требующихся подрядчику услуг (строительство подъездных путей, поселка строи¬телей, других вспомогательных сооружений, обеспечение строитель¬ными материалами, подсобной рабочей силой и т.п.).

Поставщик в лице иностранной нефтяной компании может привле¬кать других юридических и физических лиц на субподрядных условиях или кооперироваться с другими фирмами, образуя Консорциум, участ¬ники которого связаны между собой взаимными обязательствами, а перед заказчиком - солидарной ответственностью.
Получили распространение контракты на условиях "о наличной продукции", в которых дополнительно, по сравнению с контрактами на условиях "под ключ", включаются пункты, касающиеся подготовки местного персонала и освоения им технологических и управленческих навыков, в ряде случае с приобретением "ноу-хау", вплоть до дос¬тижения гарантированных параметров работ объектов и устойчивого выхода на проектную мощность.

Еще большая ответственность на поставщиков возлагается при заключении контракта на условиях "рынок в руки". Сам термин пока¬зывает, что от иностранной фирмы-подрядчика требуется не только обустроить объект, но и обеспечить сбыт продукции построенного объекта, иными словами, организовать маркетинговую деятельность.
Выбор формы контракта на предоставление услуг зависит от уровня экономического развития страны-заказчика, характера и сложности предназначенных для освоения ресурсов. Цели соглашения заключаются в стремлении к ускоренному вводу объекта, финансируе¬мого подрядчиком на условии долгосрочных кредитов; получении сов¬ременного оборудования и прогрессивных технологий; овладении ме¬тодами управления производством, включая подготовку кадров.

Есть и некоторые отрицательные для страны-заказчика моменты, а именно:

- фирма-поставщик старается избегать прямой передачи техно¬логий, подменяя ее предоставлением инструкций по эксплуатации и обслуживанию оборудования;
- согласие заказчика на сделки с увеличенной основной от-ветственностью поставщика за конечные результаты приводит к тому, что последний находится на объекте в течение длительных сроков и тем самым в большей мере сохраняет за ним свой контроль;
- всякое увеличение риска, связанное с повышенной ответс¬твенностью вызывает рост цен на комплектное оборудование для за¬казчика.


Рецензии