Гл. 11. Типы мжд. нефтяных контрактов
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕФТЯНОЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ
(В НАЧАЛЕ III-ГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ)
ГЛАВА 11. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ
НЕФТЯНЫХ КОНТРАКТОВ И ВЫБОР ОПТИМАЛЬНЫХ ФОРМ
МЕЖДУНАРОДНЫХ СОГЛАШЕНИЙ
11.1. Обоснование использования понятия эффективности для решения задачи выбора оптимальной формы международного сотрудничества
Понятие эффективности как достоинства, наиболее последова¬тельно используемого экономистами для характеристики целесообраз¬ности того или иного управленческого решения в области хозяйс¬твенной жизни общества, не должно удивлять, поскольку эффектив¬ность и экономичность почти синонимы. Оба термина характеризуют "результативность" использования средств для достижения целей . Причем цели могут подразделяться на конечные и промежуточные, скрытые и явные.
Иерархия преследуемых целей - как конечного ре¬зультата предпринимаемых усилий, зависит от ценностных ориентаций общества или конкретной социально-экономической группы. Ценност¬ные ориентации как важнейшие элементы внутренней структуры общества или конкретной личности, закрепленные жизненным опытом, всей совокупностью его поведения и отграничивающие значимое, су¬щественное для данного общества или человека от незначимого, не¬существенного, образуют своего рода "ось" общества, обеспечиваю¬щую устойчивость его развития, преемственность определенного типа деятельности, выраженную в направленности потребностей и интере¬сов членов общества.
Каждая исторически конкретная общественно-экономическая фор¬ма может характеризоваться специфическим набором и иерархией цен¬ностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом или социальной группой), на основе которых развертываются более конкретные и специализирован¬ные системы нормативного контроля, соответствующие общественные и экономические институты и сами целенаправленные действия людей, принятие ими управленческих решений, ведущих к осуществлению на¬меченных целей для достижения определенного результата .
Итак, экономика имеет дело прежде всего с "материальным" ми¬ром: с материальным богатством, материальным благосостоянием, или же материальными целями. Однако экономический рост состоит не в увеличении производства вещей, а в увеличении богатства. А бо¬гатство - это все то, что люди ценят. Это означает, что результа¬том принятия управленческо-хозяйственного решения могут быть не только чисто экономические результаты, выражающиеся в приросте прибыли, но и эффекты неэкономического, косвенного характера, например, научно-технический, экологический, социальный, полити¬ческий и т.д. (см. табл.11.1.1).
Причем эти эффекты или резуль¬таты, применительно к рассматриваемой нами сфере бизнеса - нефтя¬ной промышленности, могут быть выражены в соответствующих показа¬телях, которые в силу своего нематериального характера могут быть оценены опытными экспертами лишь в условных баллах и могут слу¬жить критериальной основой для рассматриваемой нами задачи выбора оптимальной формы международного экономического сотрудничества.
11.2. Анализ сравнительной эффективности различных типов нефтяных контрактов
В интересах правительства принимающей стороны реализация экономического потенциала имеющихся ресурсов, то есть в интересах общества эффективно превратить эти природные ресурсы в финансо¬вые, материальные или социальные, приобрести передовой опыт уп¬равления и производства, развить технико-технологическую базу промышленности, а также удерживать общий контроль за деятель¬ностью в стратегическом секторе (см. табл.11.2.1).
У иностранных компаний есть собственные цели: довести до минимума финансовый риск, создать баланс между взятым на себя рис¬ком и потенциальными прибылями, действовать без излишнего вмеша¬тельства принимающей стороны, иметь устойчивые договорные и фи¬нансовые условия (см. табл.11.2.2).
Таблица 11.1.1
Система критериев для оценки альтернатив при выборе оптимального
типа нефтяного соглашения
Оценка альтернатив
Критерии
Шкала
Концес-сия
Раздел
продук-ции Контракты на услуги
С П
Bi - вес
критерия
риск -
контракт на обслу-
живание
I. Научно-технический эффект
1.Качественный подъем эффективности производства
2.Улучшение технико-экономических показателей разработки месторождений
3.Совершенствование техники, технологии, материалов
4.Ускорение (оптимизация) производственного процесса
II. Эффект ускорения НТП в отрасли
1.Значительный сдвиг в техническом вооружении отрасли
2.Достижение показателей технического уровня ведущих нефтедобывающих стран
3. Внесение принципиальных изменений в основные технические направления развития отрасли, в программы научных исследований, прогнозы
1 - 6
1 - 6
1 - 6
1 - 6
1 - 10
1 – 6
1 - 10
A11
a11
a21
a31
a41
A21
a11
a21
a31 A12
a12
a22
a32
a42
A22
a12
a22
a32
A13
a13
a23
a33
a43
A23
a13
a23
a33 A14
a14
a24
a34
a44
A24
a14
a24
a34
A15
a15
a25
a35
a45
A25
a15
a25
a35
B1
B2
III. Теоретический эффект
1.Разработка новых закономерностей, представляющих самостоятельный научный интерес
2.Создание новой теории
3.Создание методологических основ исследований в конкретной области
4.Совершенствование методик научных исследований
IY. Социальный эффект
1.Создание принципиально новых условий работы для всего персонала
2.Гарантия безопасности и безвредности труда
3.Полная автоматизация производства, снижение доли ручного труда
4.Повышение профессиональной квалификации персонала
5.Профилактика профессиональных заболеваний, уровень медицинского контроля
6.Перестройка социально-бытовых условий жизни нефтяников
1 - 6
1 - 5
1 - 5
1 - 5
1 - 6
1 - 5
1 – 6
1 - 5
1 - 6
1 - 5
A31
a11
a21
a31
a41
A41
a11
a21
a31
a41
a51
a61
A32
a12
a22
a32
a42
A42
a12
a22
a32
a42
a52
a62
A33
a13
a23
a33
a43
A43
a13
a23
a33
a43
a53
a63
A34
a14
a24
a34
a44
A44
a14
a24
a34
a44
a54
a64
A35
a15
a25
a35
a45
A45
a15
a25
a35
a45
a55
a65
B3
B4
7.Снижение уровня производственного травматизма, контроль за техникой безопасности
8.Обеспечение жильем всего персонала
Y. Информационный эффект
1.Получение новейшей информации о новшествах мирового НТП в отрасли
2.Доступность информации для использования в производстве (добыче) (с переводом (без перевода))
YI. Политический эффект
1.Укрепление внешнеполитических позиций в ходе сотрудничества
2. Развитие интеграции и взаимовыгодных контрактов с зарубежными странами
3. Повышение престижа национальной нефтедобывающей промышленности за рубежом
4. Возможность заключения новых соглашений
5. Реклама национальной нефтяной промышленности за рубежом
1 - 5
1 - 5
1 - 6
1 - 5
1 – 6
1 - 10
1 - 5
1 - 5
1 - 6
a71
a81
A51
a11
a21
A61
a11
a21
a31
a41
a51
a72
a82
A52
a12
a22
A62
a12
a22
a32
a42
a52
a73
a83
A53
a13
a23
A63
a13
a23
a33
a43
a53
a74
a84
A54
a14
a24
A64
a14
a24
a34
a44
a54
a75
a85
A55
a15
a25
A65
a15
a25
a35
a45
a55
B5
B6
YII. Организационный эффект.
1. Повышение уровня управления производственным процессом
2. Совершенствование организации производственного процесса, протокольной работы, подписания договоров
3. Совершенствование перспективного планирования и прогнозирования
YIII. Экологический эффект
1. Полное или частичное восстановление нарушенных в процессе разработки недр природных условий
2. Снижение степени загрязнения окружающей среды
Обобщенная оценка
Сравнительная обобщенная оценка
1 - 6
1 - 5
1 – 5
1 - 10
1 - 6
1A71
a11
a21
a31
A81
a11
a21
O1
C1 A72
a12
a22
a32
A82
a12
a22
O2
C2 A73
a13
a23
a33
A83
a13
a23
O3
C3 A74
a14
a24
a34
A84
a14
a24
O4
C4 A75
a15
a25
a35
A85
a15
a25
O5
C5 B7
B8
Таблица 11.2.1
Цели принимающей стороны и степень их реализации в различных нефтяных соглашениях
Концессия
Раздел
продукции Контракты на услуги
Совместные
предприятия
Риск-контракты Без риска
(на обслуживание)
1.Быстрая и тщательная разведка площади, на которую выдана лицензия + + + +
2.Эффективная разработка любой обнаруженной нефти + + + +
3.Реальная доля прибыли для Правительства - + + - +
4.Развитие отечеств. технологий и экспертных знаний - + + + +
5.Максимизация разведки углеводородов с целью улучшения экономического развития, одновременно с защитой окружающей среды + + + + +
6.Реализация сырой нефти:
- на внутреннем рынке;
- на внешнем рынке;
по ценам соответствующим национальной политике в области энергетики
+
-
+
+
+
+
+
+
+
+
7 Сохранение контроля над ресурсами и МНК - + + + -
8.Снятие риска за неудачу + + + - -
9.Ведение работ за счет МНК + + + - +
10.Получение в собственность оборудования и установок - + - + -
11.Трансфертные цены на оборудование - + + - +
12.Подготовка национальных кадров - + + +
13.Оплата услуг продукцией - + + + +
14.Включение в МХ путем использования контактов зарубежных партнеров с целью:
- увеличить влияние на мировом рынке;
- преодоление барьеров при вхождении в МР;
- развитие ВЭС региона
-
-
+
-
-
+
-
-
+
-
+
+
+
+
+
Таблица 11.2.2
Цели инофирм и степень их реализации в различных нефтяных соглашениях
Концес-сия Раздел продук-ции Контракты на услуги Совместные предприятия Риск-контрак-ты Без риска (на обслуживание) Корпора-ция Партнер-ство Контрак-тная струк-ра
1. Фискальные положения контракта:
- разумная норма прибыли
- нормы аммортизации, дающие возможность
возмещения капитальных вложений
- возможность перевода прибыли за границу
+
+
+
+
+
+
+
+
+
-
+
+
+
+
2. Долгосрочные права на сырую нефть и газ + - + + +
3. Удержание компанией соответствующей доли продукции и контроля над ней + + - - + + +
4. Обеспечение фискальной и договорной стабильности в течение продолжитель¬ности контракта - + + + + - -
5. Возможность проведения операций на устойчивой и эффективной коммерчес¬кой основе - - - - + - -
6. Учет требований безопасности и охраны окружающей среды при проведении работ + + - + + +
7. Соответствующее вознаграждение за риск, связанный с инвестициями и справедливая норма прибыли + + + - + + +
8. Минимальный риск - - - +
9. Независимый статус + - - - - - -
10. Простота управления - + + + - + +
В таблицах 11.2.1 и 11.2.2 приведены возможные цели, пресле¬дуемые принимающей стороной и инофирмой и степень их реализации в различных типах нефтяных соглашений.
С экономической точки зрения правительство принимающей сто¬роны заинтересовано получить самый высокий уровень дохода от про¬екта, привлекая при этом иностранный капитал в качестве источника финансирования на выгодных условиях. Инвесторы, в свою очередь, стремятся добиться быстрого оборота капитальных вложений, макси¬мально возможной скидки со ставки налогов на прибыль от инвести¬ций (тем самым увеличить общий корпоративный фонд), и допустимо высокого уровня дохода.
Иностранные инвесторы при заключении соглашений о сотрудни-честве предпочитают отметить в договоре юридические гарантии, защищающие их от возможных нежелательных изменений в инвестиционной политике принимающего государства.
Форма договора отражает вид организации, которая может быть зарегистрированным за границей филиалом компании-учредителя, зарегистрированным в местных органах власти совместным предприятием (СП) с государственной, общественной или частной организацией, зарегистрированной в данной стране и другие. Необходимо отметить, что СП могут существовать в различных юридических формах в зави¬симости от законодательства принимающей стороны (см. табл.8.3.1).
Посредством СП, которое войдет составной частью в фирменную структуру иностранной компании, возможно подключиться к мировому хозяйству, воспользоваться надежными каналами партнера за рубежом для сбыта готовой продукции. При этом возможно достижение двух целей: получение продукции для внутреннего потребления и продажа ее на внешнем рынке как источник поступления твердой валюты в местные (государственные) и централизованные фонды. Возможно ре¬гулирование поступления продукции на внутренний рынок в зависи¬мости от потребности, продажа излишков на внешнем рынке при усло¬вии выполнения госзаказа.
Заключение контракта подобного типа целесообразно, когда создаваемое СП ориентировано на экспорт.
В рамках СП, иностранный вкладчик лучше связан с местной организацией, так как ежедневное управление и общий характер работы в корне отличаются от других форм взаимодействия. Однако боль¬шинство компаний, как уже отмечалось, предпочитает удерживать не¬зависимый статус работы на местном рынке и не создавать компанию с национальным участием в капитале. Таким образом, для иностран¬ной компании в плане сохранения независимого статуса, свободы в ведении дел и распоряжения готовой продукцией предпочтительнее концессионный тип соглашения, когда имеется 100% доступ к добыва¬емой нефти. В этом случае государство делегирует концессионеру права на поиск, разведку, разработку природных ресурсов.
Концес¬сионер финансирует на свой риск все проводимые работы, свободно располагает своей долей прибыли.
Данный вид соглашения включает два налоговых инструмента, один из которых - негибкий (плата за объем добычи), а другой - чуть более гибкий (налог на чистый доход). Большинство негибких инструментов регрессивно (как например,плата за объем добычи): чем более рентабелен бассейн, тем меньше уровень отданных прави¬тельству чистых экономических прибылей так как подоходный налог существует в виде фиксированной ставки.
Для принимающей стороны концессионное соглашение приемлемо в случае тяжелого экономического положения страны, кризисного сос¬тояния экономики, отсутствия свободных финансовых и технических средств для освоения природных ресурсов, отсутствия опыта, зна¬ний, квалифицированных рабочих кадров, полного отсутствия других путей поправить бюджет (республиканский, районный). При этом типе соглашения контроль со стороны государства резко ограничен или отсутствует вообще (полный и единоличный контроль концессионера).
К положительным моментам относятся: отсутствие финансового и технического риска при освоении малоосвоенных новых районов в случае невысокой степени разведанности запасов и неуверенности правительства в прогнозных оценках; налаживание промышленной до¬бычи; получение своей доли продукции без вложений дополнительных средств, - это долгосрочное финансирование со стороны иностранных инвесторов. Возможна концессия на короткий срок, затем передача основных производственных фондов государству, после возмещения издержек иностранной компании. Но ... упущена возможность овладе¬ния зарубежным опытом в процессе совместной деятельности и незна¬чительные, по сравнению с другими типами соглашений, финансовые отчисления от доходов концессионера в пользу принимающей страны.
При соглашении о Разделе Продукции вкладчик может окупить свои расходы, обычно от предварительно определенной максимальной доли валовой нефтяной или газовой добычи. Остальная добыча сог¬ласно определенным договоренностям распределяется между компанией и правительством. На первом этапе добычи преобладают отношения, более отвечающие интересам инвестора. Впоследствии характер отно¬шений смещается в пользу правительства. После распределения добы¬чи в различных случаях компаниям приходится платить подоходные налоги на прибыль. Иногда также приходится вносить плату за объем добычи. Вообще компании предпочитают соглашение о Разделе Продук¬ции из-за того, что им несложно управлять и оно дает психологи¬ческую уверенность в том, что они получат свою долю добычи в чис¬том виде, но доступ к нефти в этом случае < 100%.
Для принимающей стороны заключать соглашение о Разделе Продукции при условии, что риск берет на себя контрактант, целесооб¬разнее на стадии поисков и разведки, то есть когда имеются ресур¬сы категории С1 и С2. Государство автоматически получает кредит в виде финансовых средств и необходимого оборудования на ведение поисково-разведочных работ (ГРР) без риска "выбросить деньги на ветер" в случае неудачи. (Затраты иностранной компании не возме¬щаются в случае неоткрытия коммерческих запасов в срок - это сти¬мулирует иностранные компании на более быстрое и качественное проведение ГРР).
Однако в случае обнаружения высокопродуктивных запасов соглашение о разделе продукции обойдется дороже для принимающей страны, так как придется компенсировать контрактанту его издержки на ГРР, обустройство и эксплуатацию месторождения частью добычи (компенсационная нефть 20-50% от общего объема добычи), с учетом процента за кредит и рисковую премию .
В условиях дефицита валютных средств принимающая сторона мо¬жет использовать это преимущество оплаты работ иностранной компа¬нии добытой продукцией, причем расходы на транспорт, как правило, берет на себя инофирма. Итак, слабая разведанность запасов при недостатке финансовых и технических средств на детальную разведку (или доразведку) и разработку полезных ископаемых, нежелание го¬сударства рисковать капиталом, сложные горно-геологические усло¬вия, отсутствие технологии, стремление ускорить темпы освоения нефтегазовых ресурсов и развитие производственного и экономичес¬кого потенциала региона, а также получение прибыли в виде готовой продукции могут быть причиной заключения принимающей стороной рассматриваемого типа соглашения.
Необходимо отметить, что поло¬жительным моментом в этом случае является то, что государство имеет возможность регулировать рентабельность операций компании при разных пропорциях раздела продукции введением различных ста¬вок подоходного налога.
По контрактам на услуги иностранные подрядчики осуществляют самые различные виды работ: обустройство месторождений, обслужи¬вание добычи нефти и газа, выполнение управленческих функций, подготовку местного персонала, поставку комплектного оборудования и обслуживание его (см. табл.10.2.1).
Договоры типа "риск услуг" четко определяют, что компания находится на службе государства (или национальной компании) и ос¬новные доходы инофирм - наличные деньги, а не нефть и газ. Иногда им выдается право на покупку нефти со скидкой относительно рыноч¬ной цены или на выкуп некоторого количества государственной нефти и газа.
Для иностранной компании в этом случае доступ к нефти приравнивается к 0 и договоры типа "риск услуг" принимаются ими, когда нет выбора. Для принимающей стороны заключение контракта на услуги (в рамках СП) интересно в нескольких направлениях, а имен¬но: возможность получить современное оборудование и прогрессивную технологию для разработки трудноизвлекаемых запасов, содержащую "ноу-хау", трансфертные цены на нее; овладение методами управле¬ния производством, включая подготовку кадров; получение информа¬ции, знаний, опыта.
Риск-контракты на услуги возможны при разной степени разведанности ресурсов: во-первых, при высокой степени неопределеннос¬ти или недоказанности запасов, неуверенности принимающей стороны относительно перспективности территории на нефть и газ. В этом случае финансовый и технический риск принимает на себя подрядная компания, но в случае открытия коммерческих запасов экономические условия оплаты услуг иностранной компании менее выгодны для при¬нимающей стороны, чем в РП, так как, кроме выплаты расходов с учетом процента на инвестированный капитал, выплачивается еще и вознаграждение за риск, которое может быть в денежной форме и в виде преимущественного права на закупку в течение определенного периода у государственной компании 20-50% добычи на данном место¬рождении по ценам на 3-5% ниже мировых.
Во-вторых, подключение инофирм может быть на стадии разра¬ботки и эксплуатации месторождений при наличии достаточно крупных запасов. Положительным моментом для принимающей стороны является отсутствие финансового риска со стороны государства или государс¬твенного предприятия в случае неоткрытия коммерческих запасов без возмещения убытков инофирме, а также четко фиксированная сумма оплаты услуг в денежном выражении.
Условием для заключения контрактов на услуги с распределени¬ем риска является надежно обоснованные благоприятные перспективы нефтегазоносности, устойчивое финансовое положение государства (нефтяного предприятия), позволяющее частично или полностью взять на себя риск ГРР.
Таблица 11.3.1
Пример анализа условий, преследуемых целей и ситуации в стране (регионе) при выборе формы привлечения иностранного капитала в нефтяную промышленность
Влияние на выбор решения
Что имеетсяв наличии
(условия вн.среды)
Уровень
Время
действия
Характер
воздействия
Степень
воздей-ствия
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2.
2.1
2.2
2.3
3.
3.1
3.2 Природные (ресурсные)
Наличие природных ресурсов,потенциально пригодных для производства по степени разведанности запасов:
доказанных
Вероятносуществующих
Возможных
Гипотетичных
Теоретических
Отраслевые
Наличие известных отраслей высокого потенциального производства в зрелых бассейнах (уже эксплуатирую¬щиеся ресурсы)
Мало разведанные бассейны, но сильно существующие производительные области (частично обустроенные)
Почти неизвестные, неразведанные области
Торгово-политические
Стабильность политической обстановки:
- в мире
- в стране
Наличие законодательства в отрасли (юридического), надежность законов
региональный
национальный
международн.
национальный
национальный
постоянно
постоянно
временно
временно
постоянно
постоянно
временно
благоприятный
благоприятный
благоприятный
затруд.решение
затруд.решение
благоприятный
затруд.решение
затруд.решение
благоприятный
благоприятный
сильно
сильно
сильно
сильно
сильно
сильно
сильно
сильно
сильно
сильно
сильно
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
5.
5.1
Наличие реакции правительства на личные потребности инвесторов
Отсутствие ограничений на сотрудничество в данной отрасли (отсутствие монополии государства)
Наличие деловых связей с фирмами-контрагентами
Наличие неправительственных организаций, которые способствовали бы сотрудничеству и т.д.
Политическая ориентация Правительства
Экономические
Экономическое положение
- народного хозяйства в целом
- региона
- предприятия
Наличие финансовых средств (в т.ч. валютных)
Степень развития инфраструктуры
Наличие конкурентноспособной продукции
Размер ВНП на душу населения
Темпы роста ВНП
Темпы инфляции
Состояние платежного баланса (уровень задолженности)
Уровень оплаты труда
Технические
Общее технико-технологическое развитие –
наличие эффективных средств поиска и разведки полезных ископаемых
национальный
национальный
предприятий
международн.
международн.
национальный
региональный
местный
национ/предп.
региональный
международн.
национальный
национальный
национальный
национальный
отраслевой
отрасл/предп.
временно
временно
временно
временно
постоянно
временно
временно
временно
временно
постоянно
постоянно
постоянно
постоянно
постоянно
постоянно
благоприятный
благоприятный
благоприятный
благоприятный
затруд.решение
затруд.решение
благоприятный
затруд.решение
благоприятный
благоприятный
благоприятный
неблагоприятн.
затруд.решение
затруд.решение
благоприятный
средне
средне
средне
средне
сильно
сильно
сильно
средне
сильно
сильно
сильно
сильно
средне
средне
сильно
5.2
5.3
5.4
- Научно-исследовательская структура
- наличие точной оценки нефтяных ресурсов
- суммарных ресурсов
- количество нефти, количество газа
- размеры залежи
- специфика и расписание поисков и разработки
Наличие квалифицированных кадров для ведения работ
Наличие организационно-управленческого опыта отраслевой
региональный
отраслевой временно
временно затруд.решение
благоприятный
благоприятный
средне
средне
средне
средне средне
сильно
п.п. 1 – 5 Определяется свобода страны в формировании стратегии управления своими нефтяными ресурсами
6.
6.1
6.2
6.3
7.
7.1
7.2
7.3
7.4
Народнохозяйственные
Уровень производства в хозяйстве
Размещение производства
Уровень организации и управления
Мирохозяйсивенные
Степень включенности экономики страны
в мировое хозяйство
Наличие спроса на продукт в будущем
- на внутреннем рынке
- на внешнем рынке
Наличие устойчивых каналов сбыта продукции и деловых контактов с зарубежными партнерами
Наличие опыта торгово-экономического сотрудничества в данной области
нар/хозяйст.
международн.
нар/хозяйст.
международн.
международн.
местный
временно
временно
временно
постоянно
временно
затруд.решение
благоприятный
благоприятный
благоприятный
благоприятный
сильно
средне сильно
сильно
сильно
сильно
сильно
П Р Е С Л Е Д У Е М А Я Ц Е Л Ь
1.
1.1
1.2
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.Сохранение неограниченного права национального кон¬троля за использованием ресурсов, путем:
ограничения добычи с целью сохранения запасов на будущее
использование эффективных методов обеспечивающих рациональное использование ресурсов
Реализовать экономический потенциал ресурсов, чтобы иметь определенный уровень рентабельности на вложенный капитал
Получение готовой продукции (нефти и газа) для потребления на внутреннем рынке
Получение СКВ (экспортная ориентация сотрудничества)
Развитие и модернизация национальной нефтяной промышленности путем получения новейшей технологии, оборудования
Получение управленческого опыта и возможность повысить квалификацию местного персонала
Привлечение иностранного капитала в качестве источника финансирования
Включение в мировое хозяйство путем использования контактов зарубежных партнеров:
- увеличение влияния
- преодоление барьеров при вхождении в междунар. рынок
- развитие ВЭС региона
Возможность диверсификации полученных средств из нефтегазодобывающей отрасли в смежную
Развитие местной инфраструктуры
Распределение или избежание риска от вложения средств в производство национальный
национ/предп.
национальный
национ/регион
национальный
местный
международн.
международн.
международн.
международн.
региональный
национальный
региональный
национ/предп.
временно
постоянно
постоянно
временно
временно
временно
временно
временно
временно
временно
временно
постоянно
временно
временно
временно
затруд.решение
благоприятный
благоприятный
благоприятный
неблагоприятн.
благоприятный
благоприятный
благоприятный
благоприятный
благоприятный
благоприятный
благоприятный
благоприятный
благоприятный
затруд.решение
сильно
сильно
сильно
сильно
сильно
сильно
средне
сильно
сильно
слабо
средне
сильно
средне
сильно
средне
12.
13. Сотрудничество на срок:
- краткий
- средний
- длительный
Распределение ответственности за сохранение экологии региона в результате эксплуатации недр национальный
региональный временно
временно
неблагоприятн.
благоприятный
благоприятный
благоприятный сильно
средне
П Р И Ч И Н Ы (обективная обстановка)
1.
2.
3.
4.
5.
6. Тяжелое экономическое положение страны
Отсутствие необходимых:
- оборудования
- технологии
- опыта управления
- квалифицированных кадров
- финансовых средств, в т.ч. валютных
Высокая степень неуверенности руководства в наличии запасов
Недостаточная степень разведанности запасов
Отсутствие развитой инфраструктуры района
Отсутствие системы сбыта продукции национальный
отраслевой
отраслевой
отрасл/предп.
региональный
национальный
отраслевой
предприятий
региональный
международн.
/региональный временно
временно
временно
временно
временно
временно неблагоприятн.
неблагоприятн.
неблагоприятн.
затруд.решение
неблагоприятн.
затруд.решение сильно
сильно
средне
средне
средне
сильно
средне
средне
средне
средне
П Р И М Е Ч А Н И Е : 1.Уровень 3.Характер воздействия:
- международный; - благоприятный:
- национльный; - неблагоприятный;
- региональный; - затрудняет решение
- отраслевой 4.Степень воздействия:
- предприятий - сильно;
2.Время действия: - средне;
- постоянно; - слабо
- временно
11.3. Схема предварительного анализа условий, причин и целей международного экономического сотрудничества при выборе типа нефтяного соглашения
Целесообразность заключения того или иного типа контракта при решении вопроса о привлечении иностранных инвестиций в нефтя¬ную промышленность зависит от конкретной ситуации в стране и ре¬гионе, от наличия финансовых и технических средств, качества и степени разведанности запасов углеводородов, уровня экономическо¬го и социального развития нефтегазоносного региона, политической обстановки в стране, инвестиционного климата и наличия надежных внешнеторговых каналов сбыта готовой продукции. Перечисленные факторы определяют стратегию поведения национальных нефтяных ком¬паний и правительства в отношении иностранных инвесторов. Возмож¬но более точная и объективная оценка ресурсного потенциала нефтя¬ного региона в случае привлечения иностранного капитала для его развития или участия в осуществлении проекта за рубежом, улучшает возможности российской стороны для установления более благоприят¬ных экономических и юридических условий контракта,повышающих его эффективность.
Наряду с анализом общеэкономических и отраслевых условий региона, располагающего ресурсами для развития, необходимо четко определить цели, преследуемые правительством при внешнеэкономи¬ческом сотрудничестве в данной области. Инвестиционная политика России должна быть направлена не на привлечение инвесторов к реа¬лизации простых схем типа концессии, а на вовлечение их в более глубокие связи, использующие промышленные возможности страны и отрасли. При этом в ряде случаев целесообразно отказаться от тре¬бований использования импортного оборудования высшего мирового уровня, если это не приводит к существенному улучшению итоговых показателей проекта. Вложение даже ограниченных инвестиций в смежные производства часто способно значительно поднять качество отечественного оборудования. Чтобы такая стратегия оказалась ус¬пешной, можно использовать следующие возможности:
- неоднородность западных кредиторов. Некоторые, прежде все¬го международные организации, например, Всемирный банк, МБРР, понимая важность побочного эффекта инвестиций на экономику в це¬лом, предусматривают приоритет отечественного обеспечения финан¬сируемых ими проектов, а также предоставляют несвязанные кредиты. Вступление России в международные финансовые организации создает условия для их активного вовлечения в проекты "индустриального" типа, причем эти организации в силу своего влияния и высокого рейтинга могут служить своеобразным тараном для продвижения про¬ектов и делают их более привлекательными для других коммерческих банков, как бы беря на себя часть риска. "Индустриализация" про¬ектов станет коммерчески выгодной для кредитора только в том слу¬чае, если включаемый в проект вклад российской стороны (оборудо¬вание, услуги и т.п.) будет дешевле возможного западного вклада.
Анализ целей принимающей стороны и причин привлечения иност-ранных инвестиций в целях выбора оптимального типа нефтяного сог-лашения, с нашей точки зрения, целесообразно проводить по схеме, приведенной в таблице 11.3.1, с учетом уровня, срока, характера и степени воздействия того или иного фактора при участии специа¬листов различного профиля - экономистов, геологов, разработчиков, технологов, буровиков. Это позволит принимающей стороне опреде¬литься с наиболее желательным типом нефтяного соглашения уже на стадии организации нефтяного тендера на разработку того или иного месторождения или группы месторождений, что в какой-то мере об¬легчит процесс выбора победителя конкурса, для которого указанный тип соглашения окажется приемлемым .
11.4. Выбор оптимальной формы международного соглашения с применением методов системного анализа
Реализация сценария внешнеэкономической стратегии России, ориентированной на внешний рынок, интеграция страны в мировое экономическое сообщество посредством активного участия в междуна¬родном бизнесе и интенсивное развитие ВЭС на основе либерализа¬ции и децентрализации внешнеэкономических операций, поставили ряд вопросов, без решения которых невозможно их развитие и эффектив¬ное функционирование. Одним из них является правильный выбор наи¬более эффективной формы выхода на внешний рынок и МЭС, что поз¬волит с наименьшими потерями соединить интересы партнеров и опти¬мальным образом использовать имеющийся потенциал финансовых, ма¬териальных и трудовых ресурсов обеих сторон.
Многокритериальную оценку альтернатив с целью выбора опти-мального типа соглашения можно осуществить также и с помощью ме¬тодов системного анализа, в частности процедуру расчета можно представить следующим образом:
Исходные данные.
1. Альтернативы (в нашем случае - типы международных нефтя¬ных соглашений или формы МЭС).
2. Критерии, следующие из существа рассматриваемой задачи (в нашем случае это реализуемые в процессе осуществления той или иной альтернативы цели или эффекты [положительные результаты сотрудничества]. Та цель, от которой пришлось отказаться, идя на компромисс с партнером по бизнесу, может быть условно отнесена к издержкам или убыткам и оцениваться со знаком "минус").
3. Шкалы и значения оценки альтернатив по соответствующим критериям (другими словами заполненная таблица 11.1.1). Если дан¬ная таблица или аналогичная ей с необходимым для решения задачи выбора оптимальной формы сотрудничества набором критериев неза¬полнена, то работа по многокритериальной оценке альтернатив начи¬нается с выбора шкалы и назначения веса для каждого критерия (или показателя), что зависит, как уже отмечалось ранее, от системы ценностей, принятой в данном обществе или социальной группе, а также интуиции и опыта эксперта.
Заполнение таблицы (см. табл.11.1.1) производится на основе неформального анализа условий задачи выбора и хорошего представ¬ления ее с точки зрения альтернатив (типов нефтяных соглашений) по каждому критерию.
Практика решения системных задач показывает, что в большинс¬тве случаев многокритериальность (полнота) сложной проблемы выра¬жается в разработке пяти - семи критериев (в нашем случае - 8), для которых всегда существует один интегральный или общий крите¬рий более высокого порядка.
Разработка системы критериев и интегрального, общего крите¬рия является творческой задачей и требует глубокого понимания су¬щества рассматриваемой задачи.
Шкалы критериев, если они отсутствуют в исходных данных, удобно выбирать в пределах 1 - 10, 1 - 6 с примерно одинаковыми максимальными значениями. При этом максимальное значение шкалы должно быть равно или больше общего количества альтернатив .
Таким образом, оценив в баллах планируемые в процессе сов¬местных с иностранным партнером усилий (действий) положительные результаты (эффекты) (см. табл.11.1.1) или цели (см. табл.11.2.1 и 11.2.2) для различных вариантов нефтяных соглашений, можно вы¬числить обобщенную бальную оценку рассматриваемых альтернатив по заключению того или иного типа соглашения, или реализации формы МЭС, которую, используя методы системного анализа и, в частности, прямые методы многокритериальной оценки альтернатив (метод взве¬шенных сумм) , можно выразить следующей формулой:
Oi = ; bn Ani (11.4.1)
где Oi - обобщенная оценка i-ой альтернативы (типа нефтяного соглашения или формы МЭС);
Ani- значение n-го критерия (положительного результата (эффекта) или степени реализации той или иной цели, выраженных в баллах или процентах) для i-ой альтер¬нативы;
bn - вес n-го критерия;
i - индекс альтернативы (варианты нефтяного соглашения или формы МЭС);
n - индекс критерия (положительного результата (или эффекта).
Ani = ; aji (11.4.2)
где aji - значение в баллах z-го показателя, составляющего эффект n-го критерия;
n - индекс показателя.
Используя метод расстояний и определив для себя оптимальную форму сотрудничества или тип соглашения, в процессе реализации которого Принимающей стороны удается реализовать на 100% все преследуемые ею цели, но в процессе переговоров с иностранным ин¬вестором произошел пересмотр условий соглашения, в результате ко¬торого степень реализации ранее поставленных целей изменилась, можно определить сравнительную оценку i-ой альтернативы (типа соглашения, формы МЭС) на которую пришлось согласиться в резуль¬тате переговоров с партнером, используя метод расстояний.
Сравнительная обобщенная оценка i-ой альтернативы определя¬ется по следующей формуле:
Ani* - Ani
Ci = ; (-------------------)2 (11.4.3)
Ani*
где Ani* - максимальное значение оценки по n-му критерию оптималь-ной альтернативы (типа соглашения, формы МЭС).
Остальные значения те же, что и для (11.4.1) и (11.4.2).
В данном случае лучшей альтернативой считается та, у которой значение Ci будет наименьшим.
Этот метод может применяться и в том случае, если оценки критериев несоизмеримы (различные единицы измерения). Это позво¬ляет расширить систему критериев или положительных результатов (эффектов) и создавать разнообразные аналитические методики выбо¬ра оптимальной формы сотрудничества в зависимости от международ¬ных и внутренних условий, наличия ресурсов, для решения конкрет¬ных задач в любой сфере бизнеса.
Рассмотрим пример.
Цели принимающей стороны и степень их реализации в различных нефтяных соглашениях.
Таблица 11.4.1
Альтернатива
Цель
(результат)
критерий Тип нефтяного соглашения
Концес-сия (A1)
Раздел Продук-ции (A2) Контракты на услуги
Риск-контра-кты Б/риска на обсл.
Быстрая и тщательная разведка площади (K1) 4 4 3 2
Сохранение контроля над ресурсами (K2) 1 2 4 4
Снятие риска за счет инофирмы (K3) 5 4 5 3
Оплата услуг продукцией (K4) 1 5 4 2
по договоренности
1 шаг. Выбрав в каждой строке максимальный показатель, делим на него все элементы строки, получаем таблицу 11.4.2.
Таблица 11.4.2
Альтернатива
Цель, критерий A1 A2 A3 A4
(K1) 1 1 ; ;
(K2) ; ; 1 1
(K3) 1 4/5 1 3/5
(K4) 1/5 1 4/5 2/5
2 шаг. Находим разность между «1» и полученными элементами таблицы.
Таблица 11.4.3
Альтернатива
Цель, критерий A1 A2 A3 A4
(K1) 0 0 ; ;
(K2) ; ; 0 0
(K3) 0 1/5 0 2/5
(K4) 4/5 0 1/5 3/5
3 шаг. Возводим элементы таблицы 11.4.3 в квадрат, получаем таблицу 11.4.4.
Таблица 11.4.4
Альтернатива
Цель, критерий A1 A2 A3 A4
(K1) 0 0 1/16 ;
(K2) 9/16 ; 0 0
(K3) 0 1/25 0 4/25
(K4) 16/25 0 1/25 9/25
4 шаг. Находим обобщенную оценку для каждой альтернативы (типа соглашения), суммируя показатели по столбцам из таблицы 11.4.4.
C1 = 9/16 + 16/25 = 381/400 = 0,95
C2 = 1/4 + 1/25 = 29/100 = 0,29
C3 = 1/16 + 1/25 = 41/400 = 0,10
C4 = 1/4 + 4/25 + 9/25 = 0,77
Лучшей в данном случае считается та альтернатива, для кото¬рой оценки находятся на наименьшем расстоянии от лучшей оценки по соответствующим критериям.
В данном случае альтернативы располагаются следующим образом:
A3 > A2 > A4 > A1
Это означает, что для принимающей стороны в соответствии с намеченными целями наиболее приемлем вариант заключения соглашения на условиях риск-контракта.
Рассмотрим аналогичный пример для инофирмы.
Цели инофирм и степень их реализации в различных нефтяных соглашениях
Таблица 11.4.5
Альтернатива
Цель
(результат)
критерий Тип нефтяного соглашения
Концес-сия (A1)
Раздел Продук-ции (A2) Контракты на услуги
Риск-контра-кты Б/риска на обсл.
Долгосрочные права на сырую нефть (K1) 5 3 1 1
Независимый статус (K2)
5 1 1 1
Простота управления (K3)
5 2 1 1
Минимальный риск (K4)
1 1 4 5
1 шаг.
Таблица 11.4.6
Альтернатива
Цель, критерий A1 A2 A3 A4
(K1) 1 3/5 1/5 1/5
(K2) 1 1/5 1/5 1/5
(K3) 1 2/5 1/5 1/5
(K4) 1/5 1/5 4/5 1
2 шаг.
Таблица 11.4.7
Альтернатива
Цель, критерий A1 A2 A3 A4
(K1) 0 2/5 4/5 4/5
(K2) 0 4/5 4/5 4/5
(K3) 0 3/5 4/5 4/5
(K4) 4/5 4/5 1/5 0
3 шаг.
Таблица 11.4.8
Альтернатива
Цель, критерий A1 A2 A3 A4
(K1) 0 4/25 16/25 16/25
(K2) 0 16/25 16/25 16/25
(K3) 0 9/25 16/25 16/25
(K4) 16/25 16/25 1/25 0
4 шаг.
C1 = 16/25 = 0,64
C2 = 4/25 + 16/25 + 9/25 + 16/25 = 9/5 = 1,8
C3 = 16/25 + 16/25 + 16/25 + 1/25 = 49/25 = 1,96
C4 = 48/25 = 1,92
В данном случае альтернативы располагаются следующим образом по степени приоритетности:
A1 > A2 > A4 > A3
Это означает, что достижение преследуемых целей для инофирмы на территории принимающей стороны максимально возможно при заключении нефтяного соглашения на условиях концессии.
Данный метод можно несколько модифицировать, находить расстояния не от лучшей оценки, а как бы от начала координат - ( Ani / Ani* )2.
Тогда сравнительная обобщенная оценка будет определяться по формуле:
Ani
Ci = ; (----------)2 (11.4.4)
Ani*
и лучшей будет альтернатива, у которой оценка Ci наибольшая.
Итак, всесторонний анализ ситуации, оценка эффектов неэконо-мического характера (научно-технический, теоретический, социаль¬ный, информационный, политический, организационный и т.д.) от ре¬ализации международного сотрудничества в нефтяной отрасли, а так¬же учет косвенного экономического эффекта, который выражается, например, в сокращении сроков освоения ресурсов, повышении произ¬водительности труда, экономии материально-технических средств и т.п., детальные экономические расчеты различных вариантов конт¬рактов, позволят принять оптимальное решение, приемлемое для при¬нимающей стороны и иностранного партнера.
Свидетельство о публикации №220031200152